Что есть риторика и можно ли стать совершенным в слове? Человек создание - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Определение личных качеств и знаний, которые помогают предпринимателю... 1 38.57kb.
Бюллетень студенческого научного кружка (снк) Фотогалерея студенческой... 1 20.43kb.
Xi международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Бланк ответов Русский... 1 38.79kb.
Содержани 1 287.04kb.
Риторика Библиографический список 1 30.79kb.
Создание библиотек 1 73.18kb.
Викторина по обществознанию по теме: «Человек в обществе». «Человек... 1 115.09kb.
Я думаю, что у компании Pixar есть все шансы стать новой компанией... 1 52.15kb.
О том, кто хочет тебя убить 1 358.21kb.
Создание интернет-магазина 1 67.77kb.
Николай Непомнящий Экзотическая зоология 38 4891.57kb.
«Из истории школы…» 1 12.88kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Что есть риторика и можно ли стать совершенным в слове? Человек создание - страница №1/1



Что есть РИТОРИКА и можно ли стать совершенным в слове?
Человек - создание «словесное» - не может не задумываться: для чего ему даны язык – речь – слово? Почему мы так не удовлетворены современным языком и каждый из нас, как правило, своей личной речью? Кто из нас не мечтает говорить уверенно и убежденно, ведь убеждение приводит к победе, а «путь к успеху в любой карьере усыпан цветами красноречия» (А.П.Чехов)? Мы часто повторяем слова поэтов: «наш дар бессмертный – речь!»; «и мы сохраним тебя, русская речь!», а в сущности не задумываемся над простым вопросом: какие науки занимаются речью? И можно ли научиться владеть словом?

В Международном фонде славянской письменности и культуры с 17 февраля по 17 марта 2009 года организован необычный курс из 9-ти занятий «Риторика – культура речи – ораторское мастерство». Интервью нашей газете даёт руководитель этого курса – Владимир Иванович Аннушкин, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики.


***

- Владимир Иванович, давайте уточним: что такое риторика?

- Прежде всего договоримся, что будем говорить не о ложном ораторстве и празднословии, которые ловкие журналисты часто называют риторикой, а о научной риторике как теории и искусстве владения нравственно бeзупречным и образованным словом, которым наделил нас Господь, а мы как творения «словесные» обязаны пользоваться эффективно и целесообразно. Риториканаука и искусство убедительной, эффективной и, лучше всего сказать, совершенной речи, В риторике изучаются законы и правила речи, цель риторической педагогики –воспитание языковой личности человека. Риторика формирует норму и стиль жизни, она важна потому, что речь – инструмент управления обществом. Большинство же наших соотечественников не обладают знаниями о практике речевого общения, не обладают умением, технической "выучкой", практической ловкостью владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения, а потому некоторых из нас так легко ввести в обман словесными манипуляциями и ложными красивостями речи.

- Как в риторике объясняется понятие «речь»?

- Речь начинается с замысла, который вызревает в глубинах сердечных, поэтому так важно заботиться о чистоте сердечной, а основа красноречия, конечно, образованность, умение мыслить и изобретать новые идеи, а затем выражать их в ясном и разнообразном слове. Можно ли научить мыслить и преподать способы создания замысла речи? Как раз об этом толкует первая часть риторического учения – изобретение идей.

- А правильно ли определять риторику как искусство убеждения?

- Это определение я бы назвал недостаточным, хотя у Аристотель риторика - «искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Ни одно из качеств речи, которые ученые подбирают в определениях к риторике, не исчерпывает необходимых требований к речи. Когда говорят об убедительности, то надо соотнести ее с нравственностью; украшенная речь часто вызывает недоверие и трудно найти подлинную красоту; такие же сомнения может вызвать эффективность, ибо для ритора важен не сегодняшний результат, а конечная цель его деятельности, если угодно, нравственная цель всей его жизни, выраженная в совокупности речей. Я бы определил риторику как учение о совершенной речи, чтобы сказать о речевом идеале, который, по мысли Цицерона, недостижим ни в одном конкретном ораторе. Действительно, всякий человек грешен и может ошибаться, но существуют образцы, на которые мы ориентируемся, некий стиль, которого мы придерживаемся в нашем поведении. Научить сознательно относиться к своим мыслям и речам – также цель риторического обучения.

- Чего удается добиться в обучающем курсе риторики?

- Вы знаете: радостно наблюдать, как словно пробуждается сознание дремлющего человека, который вдруг начинает понимать, что вся его жизнь связана со словом, что словом надо дорожить, что слово может привести к счастью и благополучию, а может и подвести (ведь «от слов своих осудишься»)… Существует определенная техника, механизм создания и порождения речи, текста, произношения, вытренировки духа и тела, и эта занимательная учеба всегда связана как с внутренним миром человека, его сердцем и знаниями, так и с внешними умениями стоять, двигаться, жестикулировать, звучать.

- И все-таки можно ли овладеть риторикой как искусством эффективно говорить и писать?

- Несомненно. Красноречие, по словам Цицерона, складывается из многих знаний и стараний. Поэтому к воле приложи образованность, имей философскую позицию, профессиональные знания, знакомься с правилами и рекомендациями в риторической литературе. Далее: наблюдай ораторов - и хороших и дурных. Подмечай их достоинства и недостатки: в мыслях, словах, произношении, телодвижении. Ведь обучение и формирование собственного стиля всегда строится на бессознательном подражании, следовании образцу.

Наконец, только сама практика, реальные речевые бои и опыт формируют настоящего оратора. Тренировка же состоит в написании и произнесении речей, разборе и декламации ораторских и литературных отрывков разных стилей, упражнениях в технике речи. Причем, практическое обучение важно не превратить в развлечение (чем грешат многие современные «тренеры»), важно не актерствовать, а готовиться к реальной профессиональной карьере: политика, судьи, предпринимателя, педагога, священника.

Обучение риторике – серьезный и занимательный труд, в котором надо образовать ум, обогатить словарный запас, отточить произношение и, между прочим, усовершенствовать тело, потому что человек говорит «всем телом»…

- А как риторика соотносится с педагогикой?

- Непосредственно. Риторика - учение о речевом воспитании личности. Воспитать человека – это значит воспитать его речь, научить общаться, выражать мысли и чувства. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, его мировоззрения, знаний, жизненной позиции, способности защищать свои взгляды словом. Простой пример: мы веруем, но как часто у нас не хватает слов, чтобы защитить свою веру, отстоять свою позицию, а отстаивать приходится словом. Впрочем, всегда было ясно, что искусство убеждения опасно: оно – меч обоюдоострый, поскольку даром убеждения может пользоваться и честный человек, и бесчестный. Поэтому подлинное красноречие надо основать на образованности и нравственных добродетелях.

В завершение разговора не могу не привести слова Святейшего Патриарха Алексия II, сказанные на Рождественских чтениях в 2001 году: «Творец создал мир Словом. Слово Божие несет в себе вечную мудрость, одухотворенную мысль и содержит неиссякаемую вовеки творческую и созидательную силу. Именно слово является фундаментальной основой и глубинным стержнем всей человеческой культуры. Однако будем помнить: только истинное и чистое слово, исполненное смысла, исходящего от Бога, живоносно и животворно». Как усовершенствоваться в таком слове, а «слово человеческое подобно Слову Божию» (Св. Игнатий Брянчанинов), пусть задумается каждый из нас.









Женщина слабее всего, когда любит, и сильнее всего — когда любима. Эрих Остерфельд
ещё >>