Церковная реформа патриарха Никона в XVII веке - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План введение. Церковь и государство в XVII веке. Патриарх Никон. 1 180.41kb.
Вариант церковная реформа патриарха Никона была начата в 1 24.81kb.
Власть и церковь. Церковный раскол Часть 1 (А) в каких годах была... 1 50.22kb.
Пастырские труды Патриарха Никона по исправлению церковного богослужения 1 311.38kb.
Священной памяти Святейшего Патриарха Никона 1681—1981 7 1328.03kb.
Черная река опального Патриарха 1 27.26kb.
Роль Патриарха Никона в борьбе с еретическими «новшествами» середины... 3 434.06kb.
Сословия России в XVII веке 1 39.76kb.
Разорённое состояние России в начале 17 века связано 1 20.29kb.
К 355-летию возведения на Патриарший Престол Патриарха Никона 1 102.45kb.
Урок по теме: «Реформа Никона» 1 135.94kb.
Основная образовательная программа по подготовке катехизатора преподавателя... 1 133.45kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Церковная реформа патриарха Никона в XVII веке - страница №1/1

Открытый урок истории в 7 классе

Тема: Церковная реформа патриарха Никона в XVII веке

Цели урока:

  1. Дать представление о мотивах, сущности и результатах церковный реформы XVII века; проанализировать характер отношений православной церкви и государства в период церковного раскола, отметив значение этого события для развития Российской цивилизации.

  2. Развивать у учащихся критическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы по рассматриваемой исторической проблеме.

  3. Формировать культуру речи и публичного выступления.


Основные понятия: церковная реформа, никонианство, раскол, старообрядчество

Личности в истории: патриарх Никон, протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович

Оборудование урока: раздаточный материал (тесты, фрагменты исторических документов), учебник и рабочая тетрадь, репродукция картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», портреты патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.
Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний по теме «Политическое развитие России в XVII веке». Тест.

    1. Боярская дума была:

А) совещательным и распорядительным органом при царе

Б) законодательным органом власти

В) центральным органом исполнительной власти

Г) небольшим кругом доверенных лиц царя


2. Во главе уездов стояли:

А) посадники В) думные дьяки

Б) наместники Г) воеводы
3. Со второй половины XVII века появились новые, более крупные военно- административные единицы:

А) уделы В) волости

Б) уезды Г) разряды
4. Выберите правильные ответы.

В Соборном уложении 1649 года:

А) вводилось понятие «государственное преступление»

Б) ограничивалась власть наместников

В) закреплялось право феодала на землю и крепостных крестьян

Г) утверждалось право крестьян в Юрьев день менять господина

Д) был введён бессрочный розыск беглых крестьян (то есть отменены «урочные лета»)

Е) введены 15-летний срок розыска беглых крестьян и большой штраф за их

укрывательство


5. Выберите правильные ответы.

В органах власти при первых Романовых произошли следующие изменения:

А) постоянно действующим органом власти стала Боярская дума

Б) возникла приказная система

В) из Боярской думы выделилась «Ближайшая» дума

Г) увеличилось число приказов

Д) возникла личная царская канцелярия – Приказ тайных дел

Е) произошло падение роли Земских соборов и прекращение их созыва

6. Соотнесите имена правителей с периодами их нахождения у власти.

А) Фёдор Алексеевич 1) 1613-1645 г.г.

Б) Михаил Фёдорович 2) 1645-1676 г.г.

В) Алексей Михайлович 3) 1676-1682 г.г.

Ключ для самопроверки (на доске): 1-А; 2-Г; 3-Г; 4-А, В, Д; 5-В, Г, Д, Е; 6- А3, Б1, В2.


  1. Изучение нового материала. План: 1. Русская православная церковь после Смуты. 2. Патриарх Никон и церковная реформа 1653-1655 г.г. 3. Протопоп Аввакум – идеолог старообрядчества.

    1. Ведение в тему. Перед вами репродукция картины знаменитого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Как она называется ? («Боярыня Морозова»). Как сюжет этой картины связан с темой нашего урока? (на ней изображён один из моментов церковного раскола XVII века, а главная героиня картины – боярыня Морозова – была представительницей старообрядчества).

Почему же в XVII веке произошёл раскол в Русской православной церкви и какую роль в этом сыграл патриарх Никон?

    1. Характеристика положения РПЦ после Смуты (п.1 § 7).

    2. Учитель. Подъём Русского государства после разрухи Смуты вновь вывел на первый план теорию «Москва – третий Рим». Московское царство стремилось подтвердить, что является продолжателем политических и духовных традиций Византии, возродив восточную идею единства («симфонии») государственной и церковной власти. Главным проводником этой идеи выступил патриарх Никон – одна из самых ярких фигур в истории Русской православной церкви.

Далее следует сообщение учащегося о патриархе Никоне.

Будущий патриарх Московский и всея Руси Никон родился в семье крестьянина Нижегородской области и в миру звался Никитой. Мать мальчика умерла вскоре после его рождения, а новая жена отца ненавидела пасынка.



Никита рано выучился грамоте и увлёкся чтением священных книг. В 12 лет, не выдержав жестокого обращения мачехи, он тайно ушёл в монастырь. Пять лет Никита пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг, однако уступил просьбам родственников, вернулся домой и женился. На двадцатом году жизни он стал приходским священником в соседнем селе.

Слава об уме и строгой иноческой жизни Никиты скоро достигла Москвы. Набожный Алексей Михайлович перевёл его в один из московских монастырей, часто призывал во дворец для беседы и оказывал большое доверие. Но в столице молодой священник прожил недолго: потрясённый смертью своих троих детей, Никита убедил жену уйти в монастырь и сам на Соловках принял постриг под именем Никона. В 1650 году, будучи новгородским митрополитом, он возглавил подавление восстания горожан и благословил жестокие расправы над ними.

После смерти в 1651 году патриарха Иосифа Никон становится новым главой Русской Православной церкви.

Учитель. К середине XVII века в связи с появлением книгопечатания и издания уже массовыми тиражами Библии и других церковных книг остро встал вопрос о внесении изменений в рукописные тексты, поскольку за семь столетий в них накопилось большое количество ошибок, неизбежных при переписывании. Откуда Русь восприняла православие? (из Византии). Поскольку православие пришло на Русь из Византии, было решено исправить русские тексты по греческим первоисточникам. Однако этот, казалось бы, чисто грамматический вопрос вызвал раскол в церкви и обществе. Причина – резкое изменение устоявшихся многовековых церковных традиций.

Задание: с помощью текста учебника (п. 3 § 7) восстановите правую сторону таблицы.
Основные различия в обрядах и правилах до и после

церковной реформы патриарха Никона

До реформы – «староверы»

(сторонники Аввакума)

После реформы

(сторонники Никона)

Крещение двумя перстами

Земной поклон

Двукратное пение «аллилуйя»

Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу

Написание имени Христа: Исус




(содержание правой стороны таблицы: крещение тремя перстами, поясной поклон, троекратное пение «аллилуйя», движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца, написание имени Христа – Иисус).



Задание: посмотрите ещё раз на картину В.И.Сурикова. Что говорит о том, что боярыня Морозова относилась к староверам? (двоеперстие – знак раскольников).

Церковный собор 1654 года одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.



    1. Учитель. Проведение всеобщей церковной реформы патриархом Никоном раскололо страну на два лагеря: «никонианцев», или приверженцев нового типа богослужения, и «староверов», ревнителей «древнего православия». Среди последних появились свои лидеры и страстные проповедники, одним из которых стал протопоп Аввакум. Он объявил реформу Никона ересью и присоединился к раскольничеству.

Далее следует сообщение учащегося о протопопе Аввакуме.

Будущий идейный вдохновитель старообрядчества Аввакум Петров родился в 1620 году. Его отцом был бедный и сильно пьющий священник. Мать же, наоборот, вела «жизнь молитвенную и подвижническую». Она фанатично справляла все обряды православной церкви и сильно повлияла на характер и мировоззрение Аввакума. В возрасте 10-12 лет будущий протопоп стал посещать церковно-приходскую школу. Уже вскоре по памяти он зачитывал целые отрывки из Священного Писания, знал наизусть Псалтырь. Именно тогда и проявился «буйный» характер Аввакума: он высмеивал тех, кто ошибался при чтении библейских текстов, даже поправлял преподавателей, чем заслужил себе дурную славу.



В 17 лет он женился, а в начале 1651 года перебрался в Москву, где сблизился с царём Алексеем Михайловичем, любившим Аввакума за прямоту и честность.

Жизненный путь протопопа Аввакума оказался тернистым. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был арестован и заключён в монастырь, а позже с семьёй сослан в Сибирь. 15 лет провёл в земляной тюрьме. 1 апреля 1682 года вместе со своими тремя сподвижниками протопоп Аввакум был сожжён на костре по указу царя Фёдора Алексеевича.

Аввакума нередко сравнивают с Лютером или Кальвином, однако, в отличие от деятелей Реформации, русские раскольники не сумели создать чёткой теоретической базы, объясняющей их учение.

Церковными соборами 1654 и 1656 г.г. старообрядчество было запрещено и с тех пор преследовалось официальной властью. Старообрядцы вынуждены были скрываться в Заволжских степях, в глухих сибирских деревнях, много староверов уехали из России в Канаду и США.

Таким образом, ревнители «старой веры» подверглись отлучению от церкви и объявлялись еретиками и раскольниками. Но протест продолжался. Соловецкий монастырь – богатейший и славнейший на русском севере – открыто отказался повиноваться соборам и принять новшества. Когда увещания не помогли, в Соловки было послано войско; но монастырь затворился и оказал вооружённое сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся восемь лет (1668-1676 г.г.). Когда монастырь был взят, монахи понесли тяжёлое наказание. Но их «стояние за старую веру» сильно повлияло на настроение всего севера и многим послужило примером.




  1. Обобщение.

Церковные преобразования патриарха Никона оказали значительное влияние не только на положение в Московском государстве XVII столетия, но и на всю историю Православной церкви. В целом деятельность Никона была направлена на укрепление статуса церкви, её объединение с государством, однако претензии на первенство церковной власти над светской предопределили поражение патриарха. В 1657 году в отношениях Алексея Михайловича и Никона наступило охлаждение: царь перестал встречаться со своим бывшим другом, не появлялся на богослужениях. Год спустя оскорблённый Никон добровольно отрёкся от патриаршеского сана и покинул Москву. Несколько лет он провёл в Кирилло-Белозерском монастыре. Скончался 17 августа 1681 года и погребён в Воскресенском монастыре как патриарх.

Историк Василий Осипович Ключевский писал о Никоне: «Из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее».




Закрепление (тексты заданий учащиеся читают вслух).

  1. О ком идёт речь?

«… Он родился в 1605 году в крестьянской среде, при помощи своей грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам жизни рано вступил в монашество, закалил себя суровым искусом пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно влиять на людей, приобрёл неограниченное доверие царя, довольно быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, в 47 лет от роду стал всероссийским патриархом. Из русских людей XVII века я не знаю человека крупнее и своеобразнее…». (В.О.Ключевский о патриархе Никоне).

  1. Кому посвящено следующее обращение?

«Ты упрям…: вся наша Палестина, и сербы, и албанцы, и римляне, и поляки – все тремя перстами крестятся; один ты стоишь на своём…так не подобает». (протопопу Аввакуму).

  1. О чём идёт речь?

«В течение восьми лет монастырь не признавал церковные реформы Никона. Он становился центром открытого неповиновения. Здесь укрылись повстанцы после поражения С.Разина. Только с помощью предательства стрелецкое войско смогло захватить монастырь, подвергнув его защитников страшным казням. (Соловецкое восстание 1668-1676 г.г.).


  1. Оценивание работы на уроке.

  2. Домашнее задание. § 8 «Народные движения в XVII веке». Рабочая тетрадь- § 8.





Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть. Патрик О’Рурк
ещё >>