«центральные научно-реставрационные проектные мастерские» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«центральные научно-реставрационные проектные мастерские» 8 7737.9kb.
Задача о получении максимальной прибыли 1 94.21kb.
Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры... 13 4335.8kb.
«Есть улицы центральные…» Улица Веденяпина самая "южная" и солнечная... 1 24.24kb.
Основные объекты культурного наследия, на которых в 2013 г будут... 1 122.04kb.
Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве сбцп 81-2001-02... 6 1032.01kb.
Проектные институты 1 75.51kb.
Список членов профсоюза на центральные профсоюзные курсы Московской... 1 106.31kb.
Центральные банки 1 248.75kb.
Семинар творческие мастерские 1 51.44kb.
Техническое задание №2 на ремонтно-реставрационные работы на объекте... 1 111.89kb.
Годы учения м. В. Ломоносова в славяно-греко-латинской академии 1 165.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«центральные научно-реставрационные проектные мастерские» - страница №9/10


Димитрий (1852),
игумен Соловецкого монастыря 1842 1852
Родился в поселянском семействе в Олонецкой губернии. Был женат. Овдовев, поступил в Соловецкую обитель. Принял постриг 11 апреля 1831 г. В монастыре работал на многих послушаниях – от самых тяжелых до самых почетных. Был сделан благочинным обители, а затем наместником. На настоятельство был рекомендован предшественником своим архимандритом Иларием.

С 23 июля 1842 года Димитрию было поручено управление монастырем, а


18 сентября 1843 года был утвержден в звании настоятеля с возведением в сан игумена.

В 1844 г. он принимал в обители великого князя Константина


Николаевича.
31 августа 1845 г. был возведен в сан архимандрита.
Много заботился о благоустроении обители - иконы получали богатые ризы, в ряде церквей были поправлены или обновлены иконостасы, выстроена вновь Филипповская часовня. Воздвигнут новый трехэтажный корпус для братии и двухэтажный для трудников. Ряд зданий были поправлены, часть - расширены. Был выстроен новый док для судов, выложенный гранитом и плитами.

Скончался 19 августа 1852 г. в Архангельске на монастырском подворье во время наблюдения за работами по строительству новых корпусов.

30 августа был перевезен в Соловецкий монастырь, а 2 сентября -
погребен близ Преображенского собора.
Александр (Андроник Иванович Павлович) (1874),
настоятель Соловецкого монастыря в 1853 1857
Родился 17 мая 1799 года в селе Кобриновой Гребле Уманского уезда Киевской губернии в семье священника. Начальное образование получил в сельской школе. 17 июля 1817 года окончил Киевскую духовную академию и был рукоположен в диакона в местечке Бородянку Киевского уезда. Одновременно исполнял должность учителя латинского языка при митрополичьем хоре в Киеве. 15 июня 1820 года рукоположен в священника и назначен в Полоцкий пехотный полк. С 1827 по 1832 год был священником в местечке Рыжановке Звенигородского уезда Киевской епархии. В 1832 году по его просьбе снова был назначен священником в полк, в котором служил в течение 15 лет. 12 декабря 1841 года возведён в сан протоиерея.

С 1847 по 1853 год о. Андроник был настоятелем Соломбальского Преображенского Морского собора Архангельской епархии. 20 июня 1853 года епископом Христофором был пострижен с именем Александр в монашество в Александро-Невской лавре, а 21 июня 1853 года возведён в сан архимандрита.

25 июля 1853 года последовало его назначение настоятелем Соловецкого монастыря. В 1854 году во время нападения на Соловецкую обитель англичан архимандрит Александр организовал оборону островов, отказав сдать обитель. Его действия увенчались успехом. Англичане прекратили бомбардировку и отступили от монастыря. Архимандрит Александр вместе с особо отличившимися пушкарями, воинами-инвалидами и монахами были награждены орденами за проявленные хладнокровие, храбрость и отвагу.

Вел активную строительную деятельность. Во время настоятельства Александра в монастыре были построены: новая каменная часовня во имя святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня, на месте захоронения 112 воинов, павших при осаде монастыря в XVII веке; новые каменные часовни во имя преподобных Зосимы и Германа, Соловецких чудотворцев, на месте их первоначального жительства в 1436 году; часовня деревянная во имя святого благоверного князя Александра Невского в Макариевской пустыни, каменная


Чудо-Просфорная часовня на месте старинной деревянной на Царской пристани у Святых ворот. При попечении архимандрита Александра построены часовня во имя всех Соловецких святых в Новой Сосновой тоне и часовня в монастыре в честь образа «Знамения» Божией Матери, где хранилась чудотворная икона, пробитая ядром во время бомбардировки монастыря англичанами в 1854 году.

26 августа освящена вновь построенная деревянная церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Филипповой пустыни. Сооружен «Переговорный камень» на месте состоявшихся в 1855 году переговоров архимандрита Александра с англичанами и многочисленные мемориальные знаки в других местах острова в память событий 1854–55 годов.

17 ноября 1857 года в Казанском соборе архимандрит Александр был хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. На Архангельской кафедре он служил в течение трёх лет. 13 сентября 1860 года, согласно прошению, преосвященный Александр назначен епископом Полтавским и Переяславским. 17 ноября 1862 года уволен на покой по собственному прошению. 17 июня 1864 года стал настоятелем Киево-Выдубицкого Георгиевского монастыря. В 1867 - 1868 гг. много путешествовал. С 1869 по

1874 гг. жил в Киеве.


Скончался 8 ноября 1874 года. Тело его было погребено 10 ноября в
Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.
Порфирий (Феодор Михайлович Карабиневич) ( 1865),
настоятель Соловецкого монастыря 1859 1865
Родился 8 февраля 1813 г., в семье бедного дьячка Подольской епархии. Обучался в Подольской (1831–1834 гг.) и в Полтавской (1834–1837 гг.) духовных семинариях. По окончании Полтавской семинарии в 1837 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил со степенью старшего кандидата в 1841 г. Он был определен в Полтавскую духовную семинарию на вакансию наставника для преподавания Священного Писания. Преподавал также герменевтику, патристику, чтение греческих отцов и латинских писаний, а также немецкий язык.

25 февраля 1845 г. был пострижен в монахи с именем Порфирия в Лубенском Спасо-Преображенском Мгарском мужском монастыре Полтавской епархии. 11 апреля 1845 года рукоположен в иеродиакона. 30 июля назначен инспектором Полтавской духовной семинарии. 15 апреля 1847 г. стал иеромонахом, а 20 мая 1849 г. возведен в сан архимандрита. Одновременно стал инспектором Полтавской духовной семинарии. 30 апреля 1850 г., Святейший Синод утвердил его в должности ректора этой семинарии.

В декабре 1852 г. направлен в Петрозаводск ректором Олонецкой духовной семинарии, в 1855 г. в Псков настоятелем Спасо-Елеазарова монастыря Псковской епархии.

24 августа 1859 г. указом Святейшего Синода Порфирий был переведен в Соловецкий монастырь архимандритом, куда прибыл 10 октября 1859 г. Отличался особой строгостью. Заботился об образовании монашествующих и грамотности. Выписывал все современные духовные и ряд светских журналов, епархиальные ведомости и множество полезных книг по всем отраслям знаний.

В 1860 г. архимандрит Порфирий с разрешения Святейшего Синода построил и открыл училище для малолетних трудников. В 1859–1864 гг. его стараниями была выстроена каменная Преображенская гостиница на 70 номеров.
В 1860 г. для перевозки паломников с материка на Соловки им был куплен и оборудован пароход, а затем в монастырском доке построен второй.

Во время настоятельства архимандрит Порфирия достроен Троицко- Зосимо-Савватьевский собор с тремя престолами и церковью преподобного Германа, в Савватиевской пустыни возведена каменная Смоленская церковь, а на Чудовой (Секирной) горе – каменная церковь Вознесения Господня, устроены скиты, были расписаны Преображенский и Троицкий соборы. Были выстроены также каменный двухэтажный просфорный корпус, лесопильный завод, переходы из церквей в настоятельский корпус, каменная пристань на сваях на северной стороне Бухты Благополучия.

В последний год своей жизни против архим. Порфирия поднялось недовольство братии, что сильно подорвало его здоровье. К осени 1864 г. настоятель тяжело заболел и был отправлен в Архангельск.

Скончался архим. Порфирий 26 июня 1865 г. в Архангельске. 30 июня его тело было перевезено в Соловецкий монастырь и похоронено под Троицко- Зосимо-Савватьевским собором.


Феофан омаровский) (1871),
настоятель Соловецкого монастыря в 1865 1871
Родился в 1808 году в семье новгородских дворян. Воспитывался в достатке. Образование получил в инженерном институте. Поступил в Троице- Сергиеву пустынь, близ Петербурга, где в 1835 г. принял постриг с именем Феофана. Вскоре был рукоположен в иеромонахи. Прошел несколько монастырских должностей, до казначея включительно.

Около 1846 г. был назначен игуменом в Кириллов Новоезерский монастырь, в 1852 г. возведен в сан архимандрита; в 1857 г. перемещен в Кирилло-Белозерский монастырь

26 сентября 1865 г. получил назначение в Соловецкий монастырь.
Его жизнь отличалась простотой и аскетизмом. В его настоятельство неограниченная власть архимандрита была стеснена: по распоряжению Св. Синода с 17 мая 1865 года монастырь должен был управляться Учржденным монастырским собором из настоятеля, наместника, казначея, благочинного, ризничего и духовника.

Летом 1866 г. при арх. Феофане завершено начатое при арх. Порфирии строительство циклопической дамбы через морской пролив Железные Ворота между Соловецким и Муксаломским островами.

5–8 июля 1870 г. Соловецкую обитель посетил великий князь Алексей
Александрович.
еофан имел свой родовой капитал свыше 100 тысяч рублей, который завещал церквам, монастырям, благотворительным учреждениям и братии того монастыря, где застигнет его смерть. Несмотря на это он был обвинен в любостяжании и присвоении себе части жертвуемых монастырю денег. С июня

1867 г. (в продолжение четырех лет) жили в монастыре лица, присланные Св. Синодом на ревизию монастыря.

Архимандрит Феофан скончался 21 августа 1871 года, не дождавшись указа о своей отставке, пришедшего уже после его смерти.
Мелетий (Михаил Алексеевич Шергин) (1893),
настоятель Соловецкого монастыря в 1879 – 1891
Родился в 1814 г. в семье священника Преображенской церкви города Сольвычегодска. В 1838 г. окончил Вологодскую духовную семинарию. В 1840 г. был принят в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где проходил клиросное послушание и преподавал в лаврском народном училище.

15 марта 1841 г. был пострижен в монашество с именем Мелетий. 29 июня 1842 г. рукоположен в иеродиакона и в 1844 г. назначен помощником благочинного по надзору за монахами и послушниками. В марте 1845 г. Учрежденный Собор лавры поручил ему должность смотрителя лаврского народного училища и странноприимных мужских и женских больниц. В том же году рукоположен в иеромонаха.

25 февраля 1850 г. иеромонах Мелетий был определен на должность благочинного. В 1858-1860 г. исполнял послушания ризничего лавры, в июне

1860 г. стал казначеем. Указом Святейшего Синода от 4 ноября 1870 г. назначен настоятелем серпуховского Высоцкого монастыря с возведением в сан архимандрита.

30 апреля 1879 г. по указу Святейшего Синода был назначен настоятелем
Соловецкого монастыря и 9 июля прибыл в обитель.
Уделял много внимания благоустройству обители. Он устроил отопление Троицкого Зосимо-Савватиевского собора, поставив в его подклете духовые печи. В 1880—1884 г. вновь отстроена на прочном подсыпном грунте обветшавшая Троицкая церковь в Троицком скиту на острове Анзер и выстроен новый кирпичный корпус для братии в Савватиевой пустыни. В 1886 г. закончено строительство колокольни при церкви преподобного Онуфрия Великого на кладбище.

Приобрел два новых пассажирских парохода: «Соловецкий» и «Михаил Архангел». При нем были открыты биологическая и метеорологическая станции, устроена фотолаборатория, начала функционировать живописная школа.


За поддержку российской науки архимандрит Мелетий в 1880 г. был избран действительным членом Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей, а в 1881 г. – его почетным членом. За труды по устройству биологической станции был награжден орденом Святого Владимира IV степени.

Силами архимандрита Мелетия было подготовлено и в 1881 г. напечатано новое историческое описание Соловецкого монастыря.

Вследствие жалоб, поданных на настоятеля, в 1889 г. Святейший Синод направил своего представителя для обозрения дел и хозяйственной части монастыря, а также принадлежащего ему подворья в Сумском посаде.

5 апреля 1891 г. Святейший Синод определил: «Архимандрита Мелетия по преклонности лет и слабости здоровья уволить с должности настоятеля Соловецкого монастыря». 3 августа 1892 г. архимандрит Мелетий навсегда покинул Соловки и в начале октября прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, а затем поселился в Спасо-Вифанском монастыре.

Скончался 3 апреля 1893 г. и был погребен 6 апреля на кладбище Спасо-
Вифанского монастыря».
Иоанникий (Юсов) (1917),
настоятель Соловецкого монастыря в 1895–1917
Родился в 1850 г. в семье государственных крестьян Онежского уезда Архангельской губернии, в 1867 г. приехал в на Соловки трудником, в 1871 г. был принят в монастырь в качестве послушника, в 1880 г. пострижен в монахи.

С 1892 г. исполнял обязанности наместника монастыря, в 1895 г. 25 марта избран настоятелем Словецкого монастыря. 23 июня 1895 года возведен в сан игумена, а 15 июня 1896 г. – с сан архимандрита.

В 1895 году при Иоанникии закончены основные работы по укреплению берега Святого озера к востоку от монастыря и «устройство гранитной набережной из тесанных камней, укрепленных железными скобами».

По его инициативе был основан Никольский Кондостровский скит


Соловецкого монастыря (переданном Соловецкому монастырю в 1897 г.)
В 1897 г. в примонастырской слободе напротив Никольских ворот был построен по проекту архангельского архитектора В.Е. Вуколова вместительный двухэтажный корпус для проживания трудников, а в 1900 г. - Сооружен по проекту того же архитектора на острове Большая Муксалма деревянный двухэтажный Сергиевский келейный корпус для проживания священников и клира, в 1907 г. в Северном дворике монастыря между Никольскими воротами и Чоботной палатой построен новый трехэтажный корпус для почетных гостей монастыря.

С конца XIX в. по его инициативе началось создание прославившей монастырь озерной судоходной системы на Большом Соловецком острове, дальнейшее развитие получил монастырский морской флот. 21 июня 1900 г. Он рапортовал в Московскую контору Святейшего Синода о спуске на воду нового каботажного монастырского судна «Святитель Николай». В 1909 г начал крупномасштабные работы по мелиорации и созданию луговых угодий на Большой Муксалме.

В августе 1899 г. тщанием архимандрита Иоанникия был издан самый полный обзорный труд по истории Соловецкой обители.
При нем в 1910–1912 гг. на Соловках возникла первая и единственная в России монастырская гидроэлектростанция, в 1914–1916 гг. – радиотелеграфная станция, обеспечившая связь монастыря с материком.

В июле 1913 Соловецкую обитель посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. Особой заботой архимандрита стало создание на базе 4-классного монастырского училища 8-классной семинарии с правом выпуска священников и учителей и в 1913 г. Братскому богословскому училищу Соловецкого монастыря были предоставлены права семинарии

Выступал за сохранение уставной строгости монастырской жизни.
4 августа 1917 г. указом Священного Синода архимандрит Иоанникий уволен на покой по старости с правом проживания в обители.

Умер он на Соловках (в Савватиево) в 1917 г.


Преподобномученик Вениамин асилий Васильевич Кононов) ( 1928),
настоятель Соловецкого монастыря в 1917 1922.

Родился в семье русских крестьян Шенкурском уезде Архангельской губернии в 1869 году. В 1893 г. в возрасте 25 лет отправился в Соловецкую обитель и поступил туда трудником, а в 1897 г. был принят послушником. В монастыре учился в Соловецком духовном училище, руководил работами в монастырской хлебопекарне и заведовал расходной лавкой обители.

12 июня 1903 года был пострижен в монахи архимандритом Иоанникием (Юсовым) с именем Вениамин.

28 августа 1905 г. был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года


– в иеромонаха. Тут же его определили к службе при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и назначили законоучителем братского соловецкого училища.

22 февраля 1910 года он был назначен духовником монастыря.


В октябре 1912 году епископ Архангельский Нафанаил возвёл его в сан архимандрита и назначил настоятелем Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря.

В 1917 году, после ухода архим. Иоанникия, Собор православной братии избрал Вениамина новым настоятелем и 28 сентября 1917 г. Св. Синод назначил его архимандритом. Последствия революции и смены власти не сразу затронули жизнь Соловецкого монастыря, но вскоре, после Декрета об отделении церкви от государства и школы ситуация поменялась. Вместе с братией, архимандрит делал всё возможное, чтобы уберечь соловецкие святыни


от разграбления, укрывая в тайники мощи и другие ценности и святыни храмов. Келейник архимандрита иеромонах Никифор был его доверенным лицом и

«правой рукой» в деле сохранения православных святынь.


Весной 1920 года власти присылали на Соловки Особую комиссию Архгубисполкома и Губревкома РКП(б), под руководством М. С. Кедрова и летом монастырь закрыли. Монахов выгнали с Большого Соловецкого острова. Архимандрит безрезультатно пытался отстоять монашеское проживание на островах и оставить монахам минимум запасов для пропитания. Вскоре он и его помощник были арестованы ВЧК при СНК РСФСР по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия и сослали в Холмогоры на работы по лесозаготовкам.

После отбытия заключения в 1922 году, они поселились в Архангельске на Соловецком подворье, а после его разгрома, летом 1926 года переехали в село Часовенское Архангельской области и поселились в 40 верстах от деревни Коровкинской, где поставили себе лесную келлию близ реки Лодьма.

17 апреля 1928 года арх. Вениамин и Никифор погибли, сгорев заживо в своей избушке. Грабители из Коровкинской деревни облили избушку керосином и, подперев дверь, подожгли.

Архимандрит Вениамин канонизирован как преподобномученик на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. Память – 17 апреля.


СВЯТЫЕ СОЛОВЕЦКОГО ПАТЕРИКА
Феодорит Кольский, блаженный, просветитель лопарей (1571)
Один из первых христианских миссионеров и просветителей диких племен на
Крайнем севере, на Кольском полуострове.
Родился в Ростове Великом в 1481 году. С самого детства обучался книжному слову и языкам в монастыре при ростовском кремле. Двенадцатилетним отроком прибыл на Соловекий остров, где был принят в монастырь послушником. Через год он принял монашеский постриг. В течение 15 лет он находился на послушании у старца Зосимы, который был учеником самого преподобного Зосимы Соловецкого. Тогда он был рукоположен новгородским архиепископом в иеродиакона, и, спустя один

год отправился посетить другие монастыри.


Затем он уходит на двенадцать лет в "лопарские пустыни" в районе Колы и Кандалакши. Феодорит, проповедует на берегах реки Нивы, где в 1526 году крестит местных лопарей и строит первую церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1532 году просвещает верой христовой лопарей в районе рек Колы и Туломы, после чего строит здесь церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая чудотворца.

Несколько лет он подвизается в "заволжских пустынях" Кирилло-Белозерского монастыря, где занимается созданием лопарской письменности и переводами Священных текстов на лопарский язык. Около 1540 года снова возвращается на Кольский Север и в устье реки Колы создает монастырь во имя Святой Троицы.

Последние четырнадцать лет своей жизни преподобный вновь проводит в
«лопарских пустынях», духовно окормляя крещеный им народ лопарский.
Преподобный Феодорит Кольский почил «7079 (1571) августа 17 дня» в
Соловецком монастыре и был погребен близ южной стены Преображенского собора.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Главное, чему учит нас чтение книг, — что лишь очень немногие книги заслуживают прочтения. Генри Луис Менкен
ещё >>