Цели: Изучить отношение учащихся к проблеме загрязнения окружающей среды, поставившей человечество на грань экологической катастрофы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Семинар "Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические... 1 131.17kb.
Мировоззрение 5 706.89kb.
15 апреля – 5 июня – всероссийские дни защиты от экологической опасности... 1 28.45kb.
К вопросу загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами 1 48.08kb.
Решение задачи снижения влияния автомобильного транспорта на уровень... 1 55.54kb.
Проблемы окружающей среды, пути их решения 1 98.03kb.
«смутное время»: определение 1 32.58kb.
Дисциплины «Химическое загрязнение почв» 1 25.63kb.
«Ты друг своей планеты?» (Знакомство учащихся с видами загрязнения... 1 45.9kb.
Информация отдела по охране окружающей среды департамента муниципальной... 1 65.08kb.
Реферат по биологии на тему: Антропогенное 1 34.87kb.
Реферат по теме: «Учение Ж. Бодена о государстве и праве» 1 143.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цели: Изучить отношение учащихся к проблеме загрязнения окружающей среды, поставившей - страница №1/1

Всё живое на Земле имеет право на жизнь

Цели:


1.Изучить отношение учащихся к проблеме загрязнения окружающей среды, поставившей человечество на грань экологической катастрофы.

2.Позволить подросткам высказать свою точку зрения по данной проблеме и выработать личную позицию.

3.Сформировать у учащихся уверенность в необходимости объединения общества для решения общечеловеческих задач, направленных на охрану природы.

Оформление и методические материалы:

1.Плакаты, детские рисунки, фотографии экологической направленности.

2.Музыкальное оформление: медленная инструментальная музыка.

3. Компьютеры.

4.Необходимые материалы: два маркера, два листа ватмана, колокольчики для рефлексии.

План

1.Вступление.



2.Слайд – шоу «Как прекрасен этот мир!»

3. Слайд – шоу «Как ужасен этот мир!»

4. Деление участников на группы. «Ледокол».

5. Работа в группах.

6. Презентация работы групп.

7. Ситуативно – ролевая игра «Аквариум».

8. Слайд – шоу «Все мы такие разные…»

9. Подведение итогов.

10. Рефлексия.

Ход занятия

1.Вступление.

(Все участники сидят полукругом на стульях в центре класса.)

Учитель. Добрый день, дорогие участники! Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях человеческого общества и природы, таких серьёзных и противоречивых, которые с каждым годом обостряются и угрожают человечеству глобальным экологическим взрывом. Эти проблемы вовлекают в сферу экологии каждого человека, независимо от его специальности, образования и возраста.

Тема нашего занятия звучит так: «Всё живое на Земле имеет право на жизнь».

В отличие от большинства мероприятий экологической направленности сегодня мы не будем рассказывать о негативном воздействии человека на живую природу, о необходимости рационального использования природных ресурсов, так как вы и сами это прекрасно знаете. Сегодня мы хотим услышать о вашем личном отношении к данной проблеме, нам интересны именно ваши мысли, суждения, чувства.

2. Слайд – шоу «Как прекрасен этот мир!»

(Фотографии красивых ландшафтов Земли, нашей республики, города демонстрируются с использованием компьютера.)

Ученик. В бездонных глубинах космоса, среди мириадов звёзд затерялась крохотная планета. От многих других планет она отличается тем, что на ней жизнь. Это – наша планета!

В 1969 году Нейл Армстронг ступил на поверхность Луны и бросил взгляд на Землю. Он сказал, что наша планета похожа на огромный прекрасный, сверкающий бриллиант.

Она восхитительно красивая – наша Земля. Таинственные леса, зелёные луга, синие реки, величественные горы и океаны, голубое небо и яркое солнце. Всё это – природа, огромный дом, в котором живём мы – люди, а также звери, птицы, рыбы и все другие живые существа.

Демонстрация слайдов.

3. Слайд – шоу «Как ужасен этот мир!»

Ученик. Природа даёт человеку всё необходимое для жизни: еду, одежду, древесину, кирпич, глину, камень, нефть… Сегодня мы уже не мыслим свою жизнь без света, тепла, приборов и машин… С помощью техники мы покорили природу и продолжаем постигать окружающий мир. Но при этом нещадно загрязняется атмосфера, вода и почва чужеродными веществами. Некоторые из них не просто вредны – смертельно опасны. Столь же безрассудным образом мы уничтожаем и природные ресурсы, уничтожаем без всякой меры.

Демонстрация слайдов

(Фотографии, отображающие антропогенное воздействие на природу, экологические катастрофы, демонстрируются с использованием компьютера.)

4. Деление участников на группы. «Ледокол».

Учитель. Для дальнейшей работы мы поделимся на группы.

Группы занимают свои места.

5. Работа в группах.

Инструкция группам.

В течение 10 минут две группы формулируют и записывают аргументы в защиту двух противоположных точек зрения на отдельных листах ватмана.

I группа: «Человек вправе подчинять природу, использовать её недра и богатства для своих нужд в полной мере…»

II группа: «Человек не вправе подчинять природу, нарушать её гармонию и использовать её богатства безгранично…»

(Звучит инструментальная музыка)

6. Презентация работы групп.

Представители групп вывешивают на доске листы ватмана с записанными на них аргументами в пользу своей точки зрения. Один из членов группы представляет их. Во время презентации группа может дополнять своего представителя и помогать ему. Остальные участники при необходимости могут задавать вопросы.

Учитель. Почему человечество оказалось на грани экологического взрыва?

Почему меры, предпринимаемые в разных странах, не дают крупномасштабного положительного эффекта?

7. Ситуативно – ролевая игра «Аквариум».

Аквариум I.

Учитель. Для следующего упражнения мне нужэны 5 добровольцев.

(Добровольцы выходят из кабинета. Каждому из 5 добровольцев учитель даёт «роль». В кабинете актёрам предлагается ситуация, из которой они должны найти выход. Обсуждение ситуации каждый из них ведёт в соответствии со своей ролью. О том, кто какую роль играет, не должны знать ни окружающие, ни остальные участники.)

Роли участников:

Лидер. Ты ведёшь дискуссию, обдумываешь предлагаемые варианты решения проблемы, поддерживаешь их, предлагаешь свои варианты. Твоя задача заключается в том, чтобы за отведённое время придумать оптимальный вариант решения проблемы.

Шут. Ведёшь себя несерьёзно. По каждому вопросу отпускаешь шуточки. Мешаешь обсуждению. Решение проблемы тебя не волнует.

Дочь богатого бизнесмена. Обсуждаемая тема тебя не интересует. Пытайся изменить её на какую – нибудь интересную для тебя тему (модная одежда, школьные сплетни, новые музыкальные хиты и т.д.). Ты спешишь домой и хочешь закончить обсуждение как можно быстрее.

Бунтарь. Ты по натуре бунтарь. Не соглашайся ни с одним решением и будь против всего, что предлагают остальные участники.

Не имеющий своего мнения. Ты не имеешь своего мнения и соглашаешься с различными, даже с противоположными точками зрения. Не выделяй ни одной из них и одновременно показывай недостатки каждой из них.

(Все остальные учащиеся, оставшиеся в классе, - наблюдатели. Учитель назначает наблюдателей за каждым из актёров и даёт им задание: после обсуждения на основе наблюдений охарактеризовать своего «визави». Акцентировать внимание на стиле поведения и точке зрения.

После того как инструкции даны, добровольцы входят в класс и занимают места внутри круга. Им предлагается ситуация для обсуждения: «Вы ученики 11 класса. Школа организует акцию по очистке озера от скопившегося мусора. Ваша задача – за 3 минуты решить, кто из вас примет в ней участие. Нужно выбрать четырёх добровольцев».

По истечении указанного времени учитель прерывает обсуждение и предлагает наблюдателям по очереди высказать своё мнение об «актёрах». Выслушав наблюдателя,»актёр» зачитывает свою роль. После упражнения присутствующие благодарят всех участников аплодисментами. Актёры занимают свои места в полукруге.)

Рефлексия

1.Кто помогал в решении проблемы, а кто мешал?

2.Чья точка зрения, пол вашему мнению, была более убедительной? Почему?

3.Какая точка зрения неприемлема в данной ситуации? Почему?

4.Какой стиль поведения неуместен в данной ситуации? Почему?

5. Почему группа не смогла принять решения?

Учитель. Подумайте, пожалуйста, какое произведение русских писателей наиболее ярко характеризует ситуацию, когда несколько персонажей не могут прийти к общему решению?.. Правильно – это басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и Рак». Я хочу, чтобы вы её услышали ещё раз.

Лебедь, Щука и Рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав –

Судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Аквариум II.

Учитель. Для следующего упражнения мне нужны ещё 5 добровольцев.

(Добровольцы выходят из кабинета. Инструкции для «актёров» и наблюдателей даются аналогично первой части «аквариума». Всем добровольцам раздаются одинаковые роли, но они об этом не знают.)

Роль каждого участника такова: ты чувствуешь свою ответственность за принятие группового решения. Приложи все усилия, чтобы помочь группе прийти к единому мнению. При необходимости будь готов пожертвовать своими интересами ради решения проблемы. Будь корректен, не старайся монополизировать дискуссию.

(После того как инструкции даны, добровольцы входят в класс и занимают места внутри круга.)

Им предлагается ситуация для обсуждения: «Все вы являетесь членами кружка «Юный зоолог» эколого – биологического центра. С завтрашнего дня начинается капитальный ремонт здания станции и обитателей живого уголка вам необходимо временно забрать домой. Это два кролика, три волнистых попугайчика и семья хомячков. Через 3 минуты вы должны найти среди вас добровольцев, готовых приютить животных».

(По истечении времени учитель прерывает обсуждение и предлагает наблюдателям высказать своё мнение об «актёрах». «Актёры свои роли зачитывают в конце обсуждения, хором.)

Рефлексия

Далее обсуждается вопрос:

Почему в данной ситуации группа смогла принять решение?

Учитель. А сейчас я хочу, чтобы вы ещё раз послушали басню «Лебедь, Щука и Рак», написанную старшеклассницей.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело – только мука.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвётся в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Всем очевидно – результата нет,

Воз сдвинуть нужно, только как?

Решали, думали, ну, где найти ответ?!

И Лебедь тот, и Щука та, и Рак.

Не знали, что им делать, как им быть,

Ведь воз они не бросят средь дороги…

И, наконец, смогли они решить,

Что вместе будет легче им намного

В одном лишь направлении идти:

И все проблемы тут же испарятся!

И все втроём вперёд они пошли,

И больше никуда никто не рвался!

Так воз и сдвинули.

Мораль сей басни такова:

Спокойно нужно принимать решенья,

В согласье общем лишь одно спасенье!

Учитель. В заключение нашего мероприятия вашему вниманию мы предлагаем небольшое слайд – шоу. Внимательно всмотритесь в эти кадры.

8. Слайд – шоу «Все мы такие разные…»

(Демонстрация слайдов. Фотографии людей и животных, отражающие красоту всего живого на Земле, демонстрируются с использованием мультимедиа.)

9. Подведение итогов.

Учитель. Каждый из нас – словно маленький яркий мазок краски, след кисти мастерицы – природы, которая без устали из века в век создаёт свой великий шедевр – жизнь… Каждый из нас – неотъемлемая часть этого ожившего полотна. Все мы такие разные… и все мы имеем право на жизнь!



10. Рефлексия.

Каждый, кому понравилось мероприятие, выходя из кабинета, дотрагивается до колокольчиков, висящих у двери. Раздаётся приятный мелодичный перезвон.




Кажется, миру нужна еще одна религия на остальные шесть дней недели. Неизвестный американец
ещё >>