Цель: создание в школе гуманной коррекционно- развивающей среды, направленной на формирование жизненной компетентности у воспитанник - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Коррекционно развивающая работа педагога психолога в начальной школе 1 339.37kb.
«Создание развивающей среды в современной поликультурной школе» 1 295.63kb.
Объединение «Домовенок» с участием воспитанников гр. «А», гр. 1 95.52kb.
Формировать активную педагогическую позицию родителей 1 89.08kb.
Игра в развитии и воспитании детей имеет важнейшую роль 1 235.28kb.
Кинезиологические упражнения в коррекционно-развивающей работе с... 1 17.83kb.
«Организация коррекционно-развивающей и предметной среды в соответствии... 1 86.66kb.
«Формирование коммуникативных компетенций на уроках в начальной школе» 1 82.29kb.
«Создание предметно развивающей среды для познавательной исследовательской... 1 45.73kb.
3. Система условий реализации ооп в соответствии с требованиями Стандарта 2 436.31kb.
Интеграционно-просветительская и социально-адаптивная программа 1 279.73kb.
Agurk tid – мертвый сезон, летнее затишье, время летних отпусков... 1 137.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цель: создание в школе гуманной коррекционно- развивающей среды, направленной на - страница №1/1




МОУ специальная ( коррекционная)

общеобразовательная школа- интернат

УШ вида г. Котельнича Кировской обл.

Цель: создание в школе гуманной коррекционно- развивающей среды, направленной на формирование жизненной компетентности у воспитанников с проблемами в развитии.

І. 1. Краткие сведения о составе и структуре образовательного учреждения, его основных достижениях и проблемах.
Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа – интернат УШ вида г. Котельнича Кировской области открыта 1 сентября 1964 года.

В настоящее время в школе обучаются в 11 классах- комплектах 136 ученика, в том числе: 1- я ступень – 4 класса ( 47 обучающихся), 2-я ступень 7 классов ( 89 обучающихся).

На всех ступенях обучения реализуются Федеральные программы специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений УШ вида.

Среди учащихся школы- интерната воспитанников находится под опекой , детей из многодетных семей, школьника из малообеспеченных семей. Приходящих детей – 22, проживает в интернате . Дети , проживающие в интернате, обеспечены 4-х разовым питанием, 49 педагогов.


2. Режим работы школы- интерната.
Обучение проводится в одну смену. Все классы работают в режиме шестидневной рабочей недели. Начало занятий в 8 часов. Секции и кружки разной направленности работают во второй половине дня: с 17 часов до 19 часов.
Сведения о педагогических работниках. В нашей школе работает сплоченный профессионально компетентный коллектив. Всего учителей и воспитателей- 47 человек.
Педагогический стаж: до 5 лет – 12 до 25 лет – 6

до 10 лет – 6 до 30 лет – 5

до 15 лет – 2 до 35 лет – 3

до 20 лет – 7 свыше 35 лет- 6


Квалификационная категория: высшая- 4, первая – 12, вторая – 9, 8-12 разряд – 22.

Заслуженный учитель – 1, отличники народного просвещения –3, грамоты МО РФ -4.


Уровень квалификационной готовности педагогов:
Учителя К = категория 14

---------------- X 100 % = 66,6 ( допустимый)

К макс 21
Воспитатели К = категория 8

----------------X 100 % = 36,3 ( критический)

К макс 22

Общий К = К категория 14+ 8+ 4

------------------------------X 100 % = 55,3 ( низкий )

К макс. 47


Имеют стаж работы в данной школе больше 5 лет 21 учитель + 13 воспитателей

34

--- X 100 % = 72, 3 %



47

3. Школа ведет активный поиск методических основ использования коррекционно- развивающего обучения, использования системного и личностно- ориентированного подходов на основе здоровьесберегающей педагогической деятельности.

К числу “ сильных” сторон образовательного учреждения следует отнести:



  • Стабильность педколлектива, 72 % педагогов имеют стаж работы в данной школе больше 5 лет,

  • Достаточно высокая теоретическая и технологическая подготовка учителей. Подбор и расстановка с учетом оценки профессионального уровня учителей осуществлена на оптимальном уровне. Все учителя имеют высшее педагогическое образование, в том числе дефектологическое – 8.

  • Существование у школьного сообщества положительного опыта по коррекционно- развивающему сопровождению образовательного процесса в школе.

  • Создание в школе развивающей среды, которая способствует социальному становлению детей на всех этапах обучения.

  • Значительно возрос процент выпускников, поступающих в ПУ.

  • Расширение коррекционно- развивающего пространства и разнообразные связи с учреждениями города превращают нашу школу в более открытое образовательное учреждение и поднимают ее социальный статус.

  • Значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной.



4. Однако не все в содержании и организации образовательного процесса в школе устраивает педагогов, учащихся и родителей. К числу основных проблем и недостатков в учебно- воспитательной работе и жизнедеятельности школы- интерната следует отнести:


  • Отсутствие эффективной системы медико- социальной и психолого- педагогической поддержки и сопровождения.

  • Неразработанность технологии мониторинга изменений в развитии личности ребенка и методики самодиагностики, самоанализа и коррекции деятельности учителя.

  • Отсутствие в школе уровневой методической службы.

  • Узкий, однопрофильный уровень профессионально трудовой подготовки выпускников.

  • Недостаточное использование системного подхода по созданию здоровьесберегающей среды в школе, при построении воспитательных систем классов.

  • Недостаточная готовность педагогов к использованию информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения и воспитания школьников с отклонениями в развитии.

  • Недостаточно активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, особенно со стороны родительской общественности.

  • Необходимо усиление роли семьи, общественных организаций, социума в решении образовательных задач.

  • Установление и укрепление связей с потенциальными партнерами школы- интерната.

  • Укрепление материально- технической базы, оснащение ее современными техническими средствами, в том числе с целью использования информационных технологий.

Из всего вышесказанного следует уточнить проблемное поле образовательной системы школы- интерната на дальнейшую перспективу:




  • Проблема дифференциации и индивидуализации образования.

  • Проблема многопрофильной профессионально- трудовой подготовки выпускников школы.

  • Проблема коррекционно- развивающего обучения и воспитания учащихся на основе здоровьесберегающей деятельности.

  • Проблема общественного участия в решении образовательных задач,

  • Проблема готовности педагогов к работе в инновационном режиме ( в контексте потребностей учащихся, родителей, социума).

Отсюда основная проблема исследования:



  • Обновление содержания специального ( коррекционного ) образования как условие становления личности воспитанника специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы- интерната .


ІІ. Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе- интернате УШ вида.
Ведущий педагогический замысел моделирования и построения новой образовательной системы связан с желанием педагогов создать условия для развития специальной ( коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для обучающихся с отклонениями в развитии как личностно и социально ориентированной системы.

Задачи:

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей развитие механизмов коррекции и компенсации дефектов каждого воспитанника.

  2. Формирование социально- адаптированной личности, адекватно ориентирующейся в выборе и получении профессии.

  3. Установление взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса социумом.

  4. Обеспечить социально- педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.

Приоритетные направления:

  • Совершенствование содержания образования и использование эффективных педагогических технологий, позволяющих повысить уровень качества образовательных услуг.

  • Углубление и расширение подходов к совершенствованию воспитательной системы школы- интерната.

  • Овладение всеми участниками образовательного процесса навыками самообразования и определения собственной траектории развития.

  • Повышение эффективности управления и создание условий общественного участия в развитии образования, стимулирование всех участников образовательного процесса.


Ключевыми понятиями создаваемой образовательной системы являются:
Коррекция –исправление каких- либо недостатков в развитии личности ребенка.
Компенсация – развитие потенциальных возможностей, способностей ребенка. Компенсация – это результат серьезнейшей, и, как правило, многолетней ( если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.
Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребенка к жизни в обществе.
Коррекционно- развивающее обучение – это обучение, направленное на исправление каких- либо дефектов личности ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном материале.

Личность постоянно изменяющееся системное качество, появляющееся как устойчивая связь совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность- качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных. особенных и общих черт, отличающее их друг от других индивидов и человеческих общностей.
Я- концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, отношение к себе и к окружающим.
Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Системный подход – методолгическая ориентация в деятельности ,при которой объект познания или управления рассматривается как система.
Образовательная система – это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов. взаимодействие которых способствует построению в учебном заведении педагогически целесообразного процесса развития ребенка.
Личностно- ориентированный подход- методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Образовательный процесс строится на основе принципов коррекционно- развивающего обучения. Главным принципом, организующим все программы по общеобразовательным предметам, является развитие речи.
Принцип культуросообразности- воспитание основывается на приоритетных общечеловеческих ценностях: жизнь, труд, семья.

Принцип индивидуальности – создание условий для формирования личности учащегося и педагога.
Принцип доверия и поддержки- это следование гуманистической природе отношений между людьми. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Принцип социального взаимодействия – расширение сфер общения, уточнение и расширение социального опыта воспитанников.
Школа осуществляет подбор, разработку и внедрение образовательных и коррекционных программ, проводит обучение на основе психолого- медико- педагогической диагностики учащихся и разработки адекватных педагогических технологий и методов психолого- педагогической коррекции.

В ходе диагностики:



  • Выявляется уровень обучаемости, обученности и сформированности ОУУН.

  • Определяется готовность детей к школьному обучению, выбираются адекватные учебные программы, выявляются склонности, интересы, профессиональные предпочтения.


Методы и объекты психолого –педагогического воздействия
Методы Методы организации Методы

формирования деятельности и формиро- стимулирования

познания вания опыта поведения


О б ъ е к т ы в о з д е й с т в и я



Интеллектуальная Эмоциональная Мотивационно- Поведение Общение Здоровье

сфера сфера потребностная

сфера

О ж и д а е м е р е з у л ь т а т ы


Повышение уровня Нормализация Повышение Усиление Развитие

сформированности самооценки, ответственности самоконтроля нравственных

познавательной рост и дисциплиниро- качеств

деятельности самост-ти ванности
Наличие Формирование Готовность Продуктивность

жизненной опыта к самообеспечению социальных

перспективы общественного на основе контактов

поведения труда

Основные направления деятельности педколлектива

Оказание индивидуальной помощи ребенку на основе комплексного наблюдения за его развитием, знание индивидуально- типологических

и психических

особенностей

Адаптационная и коррекционная направленность обуч ения и воспитания в соответствии с возможностями каждого ребенка

Разнообразная личностно- значимая деятельность

Интеграция в единую среду

Формирование жизненной компетентности у выпускников

Ребенок с проблемами
Гуманная лечебно-педагогическая среда и коррекционно- развивающее сопровождение образовательного процесса в школе
ВЫПУСКНИК

Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка

Практическая направленность обучения с ориентацией на востребованность знаний в жизни

Социальное становление детей, создание деловой и социальной ориентации в образовательном процессе

ІІІ. Теоретико- методологические основы образовательной системы.

В основе всей концепции образовательной программы лежат:



  • учение Л.С.Выготского об актуальном уровне и ближайшей зоне развития, о компенсаторных возможностях нервной системы ребенка;

  • современные гуманистические взгляды на процесс обучения как инструмент развития детей, в обучении и воспитании которых коррекционная направленность является определяющей ( Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, Е.Д.Худенко), публикации о возможностях и условиях использования личностно- ориентированного подхода в педагогической практике ( О.С.Газман, И.С.Якиманская, Н.Л.Селиванова и др), научные положения о сущности, становлении и развитии педагогических систем ( В.А.Караковский, Ю.А.Конаржевский, А.С.Макаренко, М.М..Поташник).

Коррекционно- развивающая направленность образовательного процесса в школе предполагает направленность всех занятий на создание условий для успешной деятельности каждого ребенка, на повышение внутренней мотивации, потребности в познавательной деятельности, потребности в самооценке и саморазвитии.

Первостепенным в нашей концепции является понимание зоны ближайшего развития как зоны совместной деятельности педагога и ребенка. Функциями педагога становится организующая деятельность, создающая педагогические ситуации, в которых ребенок раскрывается как личность, а учитель выступает не в роли основного источника информации, а в роли организатора эффективных условий обучения.

Стратегическим направлением при организации образовательного процесса в школе является оказание индивидуальной помощи ребенку на основе комплексного наблюдения за его развитием, знания индивидуально- типических и психофизических особенностей.


ІV. Содержание и организация образовательного процесса.


4.1. Содержание и организация начального общего образования.

4.1.1. Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно- воспитательной работе с обучающимися на 1 ступени.


Нравственный ( ценностный) потенциал. Восприятияе и понимание учащимися таких ценностей, как « семья», « школа», « учитель», « родина», « природа», « уважение к старшим».

Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно- полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.
Познавательный потенциал. Прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию, сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе..
Коммуникативный потенциал. Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.
Эстетический потенциал. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного ( собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.
Физический потенциал. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

4.1.2.Учебный план




Образоват.

области


Общеобра-

зовательные

курсы


Количество часов в неделю

Классы


1

2

3

4

Язык и речь

Чтение и

развитие речи

Письмо и развитие речи


5
5

5
5

5
5

4
5

Матема-

тика

Математика

5

5

5

6

Человек и его дея-

тельность

Изобразит.

искусство

Музыка и пение

Физкультура

Трудовое обучение


1
1

1

2

1
1

2

2

1
1

2

2

1
1

2

4

Коррекци-

онная подготовка

Развитие устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности

Ритмика


1
1

1
1

2
1

2
1

Школьный компонент

Развитие речи на основе ОБЖ

2007-2009 уч.г.

Расти здоровым

Логика и мышление



2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Общий объем учебной нагрузки учащихся

24

25

27

28

Индивиду-

альные и групповые занятия

Логопедия
ЛФК

Развитие психомоторики и сенсорных процессов.



4
1

2

4
1

2

4
1

2

3
1

2


Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

  • коррекционной направленности,

  • гуманизации, дифференциации, непрерывности и поступательности,

  • практической направленности,

  • культуросообразности.

Содержание обучения строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию.

Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план новых предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия, на личностное развитие обучающихся: развитие речи на основе ОБЖ, развитие устной речи на основе предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике.

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные ( индивидуальные и групповые ) логопедические занятия ЛФК, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

Включение в учебный план индивидуальных и групповых занятий позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения и воспитания учащихся начальных классов.
Основными задачами начального обучения являются:
1. Формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей: язык и речь, математика, окружающий мир и других в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося.

2. Коррекция познавательной деятельности учащихся и реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранение или сглаживание специфических. индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.


В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.
Представленные в учебном плане образовательные области и курсы содержат учебный материал, изучение которого способствует раскрутке механизмов коррекции и компенсации, духовно- нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению их субъектности и индивидуальности, формированию ОУУН и коммуникативного потенциала.

4.1.3 Учебные программы, используемые в образовательном процессе.


В соответствии с особенностями детей образовательный процесс на 1 ступени строится на основе Программы коррекционных образовательных учреждений УШ вида 1-4 классы.( Индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК, психомоторике проводятся по перспективному планированию в соответствии со структурой дефекта и специфических нарушений обучающихся).

В приложении к образовательной программе приводится перечень учебных программ и учебников к ним, используемых при обучении учащихся на первой ступени.


4.1.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы коррекции и компенсации воспитанников с проблемами в развитии. Успешность реализации поставленных задач во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в :

  • коррекции ВПФ и снятии патологического модуса в поведении,

  • формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников,

  • овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии,

  • развитии интереса к учению, выработке положительной мотивации, формированию нравственной и волевой готовности к обучению в школе,

  • развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях,

  • формировании умения заботиться о своем здоровье.

При осуществлении процесса обучения младших школьников могут быть использованы такие педагогические технологии и методики, как:



  • коррекционно- развивающее обучение,

  • педагогическая мастерская,

  • методики продуктивного, проблемного обучения,

  • методика Лысенковой ( опорные схемы и таблицы).

Все педагогические технологии и методики строятся на основе здоровьесберегающей пед. деятельности.

а) Для реализации принципа коррекционной направленности образовательного процесса используют специальные приемы обучения:

1. Приемы обеспечивающие доступность учебной информации обучения:



  • дозированность учебной нагрузки и поэтапная помощь педагога;

  • включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов,

  • смена видов деятельности учащихся,

  • самостоятельное оперирование учеником новой учебной информацией,

  • усиление интеллектуального фона урока с помощью наглядности,

  • активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Специальные приемы организации обучения:



  • алгоритмизация учебной деятельности,

  • специфика структурного построения урока,

  • специальные коррекционно- развивающие упражнения,

  • специальная гимнастика.

3. Логические приемы переработки информации:

  • конкретизация,

  • установление аналогии по образцам,

  • обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов.

б) Для организации личностно ориентированного учебного взаимодействия педагоги ступени применяют следующие приемы и методы:



  • приемы актуализации субъектного опыта учащихся,

  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора,

  • игровые методы, методы диалога,

  • рефлексивные приемы и методы,

  • методы диагностики и самодиагностики.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:



  • урок- экскурсия,

  • урок- путешествие,

  • урок- соревнование,

  • урок- игра,

  • интегрированный урок,

  • урок- конкурс.

4.1.5. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся.


Содержание внеурочной деятельности 1-4 классов

Содержание внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. Оно направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.





Организационно- деятельностный компонент воспитательного процесса включает такие элементы:

  • технологии ( методики воспитания): приемы и методы моделирования воспитательной системы класса- группы, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые.

  • формы организации воспитательного процесса

-праздники, викторины, конкурсы, выставка, экскурсия и др.

-моделирование жизненных ситуаций, занятия- практикумы, виртуальные игры и экскурсии, музыкальные гостиные.



  • ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива ( система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела, система дежурства,
    - детское объединение младших школьников « Юные путешественники» в рамках общешкольной дружины « Маяк»

В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает

4.2. Содержание и организация основного общего образования.
4.2.1. Образ Выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно- воспитательной работе с обучающимися на 2 ступени.
Нравственный потенциал. Восприятие и понимание ценностей « человек», «личность», « индивидуальность», « труд», « общение», « коллектив», « доверие», « выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», умение планировать деятельность. ставить цели, определять оптимальные средства для ее достижения, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности.

Адекватная оценка своих возможностей, в жизнедеятельности класса и школы. Стремиться к самоутверждению и профессиональному самоопределению. Готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.



Познавательный потенциал. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности в соответствии со своими возможностями, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.
Коммуникативный потенциал. Усвоение основ коммуникативной культуры личности: овладение навыками неконфликтного общения. способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми , отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.
Эстетический потенциал. Способность видеть и понимать гармонию и красоту, апробация своих возможностей в музыке, народно- декоративном творчестве, сценическом и изобразительном искусстве.
Физический потенциал. Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости, знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями, умение вести ЗОЖ.

4.2.2. Учебный план




Общеобра

зовательные

области


Образо-

вательные

курсы


Количество часов в неделю

Классы










7

8

9

Язык и речь

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи



4

5


4

5


4

4


4

4


3

4


3

4


3

4


Математика

Математика

6

6

6

6

5

5

4

Естество-

знание

Природоведение

Биология


2

2

2

2

2

2

2


Обществознание

История Отечества

География

Обществознание








2


2


2
2


2
2

1


2
2

1


Человек и его деятельность

Изобразительное искусство

Музыка и пение

Физкультура

Профессионально

трудовое обучение


1
1

2

6



1
1

2

6



1
1

2

8



1
1

2

8



1
1

2

10



1

2



12

2

14



Коррекционная подготовка

СБО

Школьный компонент



1

1


1

1


2

1


2

1


2

1


2

2

Итого обязательная нагрузка учащихся

29

29

33

33

35

36

36

Факультативная нагрузка

2

2

2

2

2

2

2

Всего максимальная нагрузка

31

31

35

35

37

38

38

Индивидуальные и групповые логопедические занятия

3

3

2

2

2







Вторая ступень образования – основная школа ( 5-9 классы )

Названная ступень является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей. закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии и индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального ( коррекционного) заведения.

Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности – трудовому обучению. Трудовое обучение важная составляющая часть всего учебно- воспитательного процесса, поэтому обучение обучающихся разнообразным профилям труда рассматривается нами в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни. с учетом ближайшего социального окружения обучающихся.

Содержание обучения русскому языку строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического, направлен на развитие контекстной устной и письменной речи. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности у\о обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа. запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий. Изучение языка в контексте монологической, диалогической и других видов речи. расширение разговорной, литературной, деловой, книжной лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи. приблизить обучающихся к знаниям о культуре истории. к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров.

Образовательная область Математика представлена элементарной математикой и в ее структуре – геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства. их деятельности в доступных профилях по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.

Образовательная область Обществознание включает в себя: Историю Отечества, географию и обществознание. История Отечества формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости ( анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяет выстраивать Истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких, ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях , обогативших науку, производство. культуру. общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений.

География – элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально- экономической географии. ее природных и климатических ресурсах. влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно- эстетическому воспитанию.

Образовательная область Естествознание реализуется предметами: природоведением( 5 кл неживая природа) и биологией с соответствующими разделами : растения, животные, человек ( 7-9 кл ). Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций. расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы , ее явлениями.

Раздел « Человек» позволяет изучить не только строение и функции органов человека, но и прежде всего – вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе: профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества.

Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о себе как живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни юноши, девушки после окончания школы.

В коррекционной подготовке учащихся важную роль играет курс СБО, который позволяет поэтапно с 5 по 9 класс формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и многое другое.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.

Индивидуальные и групповые занятия по логопедии 5-7 классы завершают работу по устранению дефектов речи у обучающихся.

Образовательная область Физкультура также как и в начальной школе, направлена на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполняет общеразвивающую функцию. включает элементы спортивной подготовки по ведущим видам спорта.



Факультативные занятия ( 5-9 кл) направлены на получение дополнительных жизненно необходимых знаний и умений. дающих обучающимся возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе.
4.2.3. Учебные программы, используемые в образовательном процессе.
Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию познавательной, коммуникативной, нравственной. эстетической, трудовой и физической культуры учащихся, способствующих социальному становлению обучающихся.

В приложении к образовательной программе приводится перечень учебных программ и учебников к ним, используемых при обучении учащихся на второй ступени.


4.2.4. Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, приемы.
Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно- ориентированного подхода в системе коррекционно- развивающей технологии. Главным предметом учебно- воспитательной деятельности педагогов, наряду с коррекцией ВПФ выступает процесс формирования индивидуальности ребенка.

Усилия пед. коллектива направляются на максимальное развитие компенсаторных возможностей каждого ребенка и формирование ОУУН, чтобы помочь обучающимся достичь необходимого уровня общеобразовательных знаний и умений для успешной социальной адаптации и готовности к продолжению профессионального образования.

Учителями используются следующие приемы и методы построения личностно- ориентированного взаимодействия в системе коррекционно- развивающей технологии:


    • активное внедрение коррекционно- развивающих упражнений,

    • проблемные задания и вопросы,

    • применение частично- поискового метода для работы детской мысли в решении системы учебных проблем,

    • включение учащихся по мере возможности в целеполагание с помощью различных опор, схем и другой наглядности,

    • использование права выбора учеником учебного материала при выполнении самостоятельных работ. домашних заданий,

    • рефлексивные приемы и методы,

    • методы диагностики и самодиагностики,

    • обеспечение личностно- значимого эмоционального контакта учитель- ученик на основе сотрудничества.

Педагогические технологии развития познавательной деятельности, дифференцированного, проблемного обучения, коммуникативные и коррекционные технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5-9 классах.

Применение данных технологий позволит осуществить смену приоритетов с усвоения готовых знаний в ходе классных занятий на самостоятельную, активную, познавательную деятельность каждого ученика с учетом его способностей и возможностей.

Основной формой организации образовательного процесса на уроке являются практические работы и упражнения, экскурсии, сюжетно- ролевые и дидактические игры, моделирование реальных жизненных ситуаций.

При проектировании и построении педагогического взаимодействия на уроке учитель опирается на положения методических рекомендаций, разработанных в школе « Личностно- ориентированный урок в системе коррекционно- развивающей технологии» и « Коррекционно- развивающий урок на основе здоровьесберегающей деятельности»

На второй ступени обучения функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов:



  • внутриклассная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке,

  • коррекционная направленность всех учебных занятий,

  • коррекционная деятельность на факультативных, групповых и индивидуальных занятиях,

  • деятельность МПК по коррекции ситуации развития личности школьника,

  • диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся,

  • создание оптимальных условий для самореализации учащихся и педагогов.

4.2.5. Содержание и организация внеурочной деятельности учащихся.


Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеурочной деятельности учащихся 5-9 классов является образ выпускника коррекционной школы УШ вида.

Выпускник школы должен быть адаптированным в обществе, ориентированным на жизненные ценности. иметь твердую гражданскую позицию и потребность в ЗОЖ. Поэтому внеурочная деятельность является органичным продолжением образовательного процесса, направленного на формирование жизненной компетентности у воспитанников школы, а именно:



  • умение учиться,

  • умение общаться,

  • умение обустраивать себя в личном плане,

  • умение зарабатывать себе на жизнь.

Для формирования желаемых результатов используем следующие педагогические средства \ таблицы \.


Error: Reference source not found

Error: Reference source not found
Error: Reference source not found

Error: Reference source not found


Взаимодействие школы с социокультурной средой.
Палеонтологический Краеведческий

музей музей
Центральная библиотека Детская библиотека
Ц Д О С Ю Т Ур
Центр социальной Центр занятости

защиты населения Школа населения
Медучилище Сельхозтехникум
П Т У -27 Дом культуры
Региональный Детский центр

центр культуры культуры

Выставочный зал Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, конкурсы, выставки, праздники, вечера, деловые игры, психологические тренинги, моделирование жизненной ситуации, общественно- полезная трудовая деятельность. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, создания ситуации выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности.

Значительно расширяется коррекционно- развивающее пространство для учащихся 5-9 классов. Свою субъектность и индивидуальность они могут проявлять в жизни не только класса, школы, но участвуют в городских мероприятиях наравне с учащимся общеобразовательных школ.


5. Показатели ( измерители) реализации образовательной программы


Объект контроля

Средство контроля или инструментарий

Периодичность контроля

1. Качество коррекционной работы:

- уровень обучаемости учащихся по предмету


- уровень сформированности ОУУН

-динамика развития учащихся в результате занятий психомоторикой, ритмикой, ЛФК, логопедией

2. Качество общеобразовательной подготовки выпускников
1 ступень

2 ступень


Степень социализации

Состояние здоровья
« Встроенность» в систему социально- экономических отношений


Тест на выявление уровня обучаемости ( П.И.Третьякову)


КМС по каждому общеобразовательному курсу


Наблюдение, тестирование, диагностика


Контрольные работы,


проверка техники чтения,

навыки устного счета, итоговые годовые контрольные работы по русскому языку, математике .


Итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, тестирование по СБО,

экзамен по профилям трудового обучения,

результаты участия учащихся в различных конкурсах, выставках.
Данные социометрии, выводы школьного психолога.

Данные углубленного мед. осмотра,

данные о пропусках уроков по болезни

Результаты трудоустройства данные о поступлении в ПУ.


сентябрь- октябрь


март


сентябрь- май

каждая учебная четверть, сентябрь, май,

сентябрь , май

май


май
май

июнь
в течение года

два раза в год

ежегодно
раз в четверть


октябрь







Скромность умерла, когда родилась одежда. Марк Твен
ещё >>