Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины поражения российской армии, итоги и значение русск - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Великая Отечественная война 1 56kb.
Г. Одинцово Московской области Этапы урока: Входной контроль. 1 33.4kb.
Методическая разработка урока истории "Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 1 95.97kb.
Ическая гимназия-лаборатория Причины поражения русской дипломатии... 5 787.2kb.
Контрольная работа. Предмет: «История экономики» Тема №9: «Экономические... 1 159.78kb.
«Первая мировая война: причины, развитие войны, основные события» 1 92.19kb.
Урок по теме: Нашествие с Востока. Цели 1 126.05kb.
Крымская война. Причины поражения России. Причины войны ее начало... 1 15.19kb.
Причины, этапы Великой Отечественной войны 1 14.65kb.
25. Гражданская война (1917-1922): причины, ход, результаты 4 694.99kb.
Русско-литовские войны 1 114.28kb.
Внешняя политика России. Русско-Японская война 1 57.54kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины - страница №1/1

автор – Мичкасова Елена Петровна, учитель истории МОУ СОШ №9 г. Сердобска

Русско-японская война

Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины поражения российской армии, итоги и значение русско-японской войны, показать примеры героизма и драматизм войны

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное оборудование

План:


  1. Дата. Участники. Причины войны

  2. Основные события

  3. Причины поражения

  4. Итоги и значение

  1. Тема и цель урока. Напомните алгоритм анализа любой войны.. Это и будет планом нашего занятия.



  1. Называется дата и участники.

Задание. Используя французскую карикатуру 1890х гг. «Раздел Китая европейскими державами и Японией» назовите одну из причин войны. Формулируются причины войны.



  1. Борьба за сферы влияния в Китае, Манчжурии и Корее

  2. Для отвлечения от революции: «России нужна маленькая победоносная война» (МВД Плеве)

2. ЗАДАНИЕ

прослушав рассказ об отдельных эпизодах войны поясните смысл девиза адмирала

С.О. Макарова «ПОМНИ ВОЙНУ»

1904

- подвиг «Варяга». 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра блокировала Чемульпо, капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Капитаны иностранных судов не ожидали от русского корабля такого хода. Они были удивлены и в то же время восхищены этим поступком. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта корабли встретили японскую эскадру. Японский флотоводец предложил русским кораблям сдаться, но, не получив ответа, открыл огонь. Неравный бой длился 50 минут. Согласно рапорту командира, огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными.


«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился почти всех орудий; потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было.
Не имея возможности продолжать бой, русские корабли вернулись в Чемульпо, где «Варяг» намеревались отремонтировать. Однако после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, а сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Их экипажи приняты на иностранные корабли и не выданы, несмотря на требования японского командования, а затем через нейтральные порты вернулись в Россию. Подвиг «Варяга» восхитил даже противника: после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга»и наградило Руднева орденом Восходящего Солнца.

- 27 января 1904 г. японцы напали на русскую эскадру Порт-Артура. Оборона Порт-Артура продолжалась 233 дней. 34 тысячи русских удерживали 1/3 японской армии. Даже англичане отмечали: «История осады Порт-Артура — это от начала до конца трагедия японского оружия». Руководил обороной генерал Роман Исидорович Кондратенко (погиб при артобстреле). «Душа обороны Порт-Артура».Он говорил: «Никакой штурм не может быть страшным, — внушал подчиненным Кондратенко, — если мы решили до конца выполнять данную нами присягу." Некоторые историки считают, чтосмерть Кондратенко определила судьбу крепости. 20 декабря Порт-Артур был сдан генералами Стесселем и Фоком (в 1908 году за сдачу крепости Стессель был приговорён к смертной казни, но затем помилован), несмотря на возможность дальнейшей обороны.

- гибель флагманского корабля «Петропавловск» и командующего Тихоокеанского флота С.О. Макарова, ученого, полярного исследователя, а также гибель художника В.В. Верещагина.

- поражение под Ляояном



1905

- поражение под Мукденом, разгром сухопутной русской армии. Это была самая масштабная, самая продолжительная по времени и самая кровопролитная битва периода русско-японской войны. После 3х недельных жестоких боев русская армия отступила. Главнокомандующий Куропаткин смещен со своего поста.

- 14 мая 1905 г - Цусимская битва. Командовал вице-адмирал З.П. Рожественский, опытный моряк, самодур по характеру, во время вспышек необузданного гнева швырял в море бинокли и хватал офицеров за шиворот. Русская эскадра имела на 1 броненосец больше, но в классах крейсеров и миноносцев у японцев было значительное преимущество. Японская эскадрилья была быстроходней, а артиллерия скорострельней. Главное – русские моряки еще не нюхали пороха, а японская эскадра воевала уже 2 год. Русский флот был разгромлен.

3. ЗАДАНИЕ Используя различные источники ответьте на вопрос почему Россия потерпела поражение?

А. Из воспоминаний С.Ю. Витте: злая шутка генерала Драгомирова, которая распространилась по России: «вот мы японцев все хотим бить образами наших святых, а они нас лупят ядрами и бомбами, мы их образами, а они нас пулями».

Б. карикатура русский медведь против японки и англичанина с линкольном на голове



  1. В. Из труда историка: Назначение Куропаткина командующим у многих вызвало скептицизм. «А кто же будет при нем Скобелевым?» - иронизировал генерал М-Драгомиров. Исполнение Куропаткиным должности командующего Маньчжурской армией, а с 13 октября - главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке не принесло ему лавров… Алексей Николаевич оказался неспособным компенсировать недостатки армии личными качествами полководца и военачальника. Проявляя большую заботу о тыле войск и отдавая множество боевых распоряжений, Куропаткин не умел сосредоточиться на главных вопросах организации операций, на решительном проведении своих замыслов в жизнь». (Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. , 1997).

Формулировка причин поражений:

  1. Дипломатическая изоляция России

  2. Техническая и военная отсталость России

  3. Пассивность и нерешительность российского командования

  4. Итоги войны были подведены на Портсмутском мире (США). Россию представлял С.Ю. Витте, он многое сделал, чтобы смягчить условия договора и ему это удалось. Однако Россия теряла южной части Сахалина и Курильских островов. Поражение в войне было воспринято как национальный позор, а Витте получил незаслуженно обидное прозвище «граф Полусахалинский». В столице России некоторые солдаты и офицеры перестали отдавать воинскую честь морякам.

Формулировка итогов и значения русско-японской войны:

  • потеря южной части Сахалина и Курильских островов, сдача в аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром

  • падение международного авторитета России

  • Корея – сфера интересов Японии

  • вывод русских и японских войск из Манчжурии

  • раскол Европы на 2лагеря, сближение России с Англией. 1907 –соглашение о разграничении интересов России и Англии в Иране, Афганистане, Тибете, создание Антанты – военно-политического союза Англии, Франции и России.

  • экономический ущерб

  • катализатор первой российской революции

Решение проблемного задания:

поясните смысл девиза адмирала С.О. Макарова «ПОМНИ ВОЙНУ» и картины В.В.Верещагина, которая посвящена всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего



  1. Задания на закрепление:

А. расположите по хронологии:

1. Мукденское сражение

2. оборона Порт-Артура

3. Портсмутский договор

4. Цусимское сражение

В. Назовите не менее 2 причин русско-японской войны и 2 ее последствия

С. Существуют разные точки зрения на причины поражения России в войне. По одной из них, главная причина во внутренних проблемах России, по другой – это дипломатическая изоляция России. Какую из названных точек зрения вы поддерживаете, приведите не менее 2х аргументов.

Д. Приведите в соответствие имена и факты



имена

Факты

А. С.Ю.Витте

Б. В.К. Плеве

В. С.О. Макаров

Г. А.Н.Куропаткин

Д. Р.И. Кондратенко

Е. З.П.Рожественский




1. «России нужна маленькая победоносная война»

2. гибель крейсера "Петропавловск"

3. Цусимское сражение

4. оборона Порт-Артура

5. Мукденская битва

6. Портсмутский мир




Литература

  1. Витте С.Ю. Воспоминания. –Воспоминания. М., 1960.

  2. Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. , 1997.

  3. Орлов А.С. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. М., 2005.

  4. Русско-японская война: Взгляд побежденных. М., 2005.

  5. Русско-японская война //Хрестоматия по истории СССР, 1861-1917./Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990.

  6. Щапилло В., Щапилло Л. Русско-японская война. 1904 - 1905. Факты. Документы. М., 2004.





Евреи добиваются превосходства лишь потому, что им отказано в равенстве. Макс Нордау
ещё >>