Бюро по правам человека и соблюдению законности Международные и национальные механизмы защиты прав человека. Защита прав человека в - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Совет по правам человека 1 81.92kb.
Система Прав Человека Организации Объединенных Наций 1 156.87kb.
Уполномоченный по правам человека (омбудсман) азербайджанской республики... 7 1450.82kb.
Консультативный комитет Совета по правам человека. Рекомендация 4... 1 155.2kb.
Абашидзе аслан хусейнович доктор юридических наук, профессор I. 1 179.6kb.
Кодекс поведения мандатариев специальных процедур Совета по правам... 1 129.5kb.
Организация Объединенных Наций Всемирная программа 1 119.02kb.
Тема Деятельность ООН в области прав человека 3 592.02kb.
Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 1 324.15kb.
Центральная Азия 1 39.31kb.
Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам... 1 201.08kb.
Викторина когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в... 1 14.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Бюро по правам человека и соблюдению законности Международные и национальные механизмы - страница №1/9

Бюро по правам человека и соблюдению законности

Международные и национальные механизмы защиты прав человека.

Защита прав человека в системе Организации Объединенных Наций

Душанбе -2008



Содержание
Основные документы, касающиеся прав человека, выработанные

в рамках ООН ..............................................................................................

Комитет по правам человека (CCPR) .....................................................

Комитет против пыток (САТ) ..................................................................

Комитет по ликвидации расовой дискриминации (CERD) ................

Комитет по ликвидации дискриминации женщин (CEDAW) ...........

Комитет по правам ребенка (CRC) .........................................................

Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

(CESCR) ........................................................................................................

Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов

их семей.........................................................................................................

Комитет по правам лиц с инвалидностью …………………………..

Совет по правам человека .................................................................

Универсальный периодический обзор …………………………………

Процедура 1503 ………………………………………………

Тематические механизмы Совета по правам человека ................

Приложение: Система Организации Объединенных Наций. (Схема 1.)

Контрольные механизмы Комитетов ООН по правам человека. (Схема 2.)

Взаимодействие НПО с договорными органами ООН. (Схема 3.)

I. Основные документы ООН по правам человека
1.1. Международный Билль о правах человека
В основе деятельности Организации Объединенных Наций по защите и поощрению прав человека и основных свобод лежит Международный Билль о правах человека. Билль включает три документа: Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В этих трех ключевых документах определяется содержание прав человека и основных cвобод. В них закреплены основные нормы, на основе которых было разработано более 50 конвенций, деклараций, сводов правил и принципов ООН в области прав человека.


1.2. Всеобщая декларация прав человека
Выработанная Комиссией по правам человека Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН на сессии в Париже 10 декабря 1948 года. Декларация, в которой содержалось подробное изложение прав и свобод каждого человека, явилась беспрецедентным документом. В нынешнем веке она по-прежнему остается главным источником права в области защиты прав человека и краеугольным камнем всеобщего движения в защиту прав чловека.
Среди прав и свобод, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека, находятся, в частности:

  • право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность,

  • равенство перед законом,

  • свобода передвижения и выбора местожительства,

  • запрет пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человека обращения или наказания,

  • право на поиск убежища в других странах,

  • свобода мысли, вероисповедования и религии,

  • право на владение имуществом,

  • право на голосование и участие в управлении,

  • право на образование,

  • право на труд и создание профсоюзов,

  • право на соответствующий стандарт жизненного уровня,

  • право на охрану здоровья,

  • право на полное участие в культурной жизни,

Всеобщая декларация прав человека построена на основополагающем принципе, согласно которому в основе прав человека лежит достоинство, присущее каждому человеку. Достоинства, а также вытекающего из него права на свободу и равенство не может быть лишен никто.


День принятия Всеобщей декларации прав человека –10 декабря – ежегодно отмечается как Международный день прав человека.
Хотя Декларация не обладает силой международного договора, обязательного для исполнения, она получила всеобщее признание. Многие государства включили ссылки на Декларацию или ее положения в свои основные законы или конституции. Многие пакты, конвенции и договоры по вопросам прав человека, заключенные после 1948 года, основываются на ее принципах.
1.3. Международные пакты о правах человека
Стремясь к преобразованию Всеобщей декларации прав человека в юридически обязательные для государств международные договоры, Генеральная Ассамблея ООН 16 декабря 1966 г. приняла:


  1. Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)

  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП).

Международные пакты о правах человека имеют характер международных договоров. Решающим аргументом принятия на базе одной Декларации двух отдельных Пактов было утверждение, что политические права и свободы, а также свободы личности должны быть обеспечены немедленно после ратификации, в то время как экономические, социальные и культурные права могут осуществляться только прогрессивным способом. Такая позиция нашла отражение в двух Пактах в записи постановлений, которые регулируют объем обязанностей государств. МПГПП налагает на государства-участников обязанность „уважать и обеспечивать всем лицам (...) права, признаваемые в настоящем Пакте”. Государство-участник МПЭСКП „... обязуется (...) принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав” (ст. 2 п. 1 обоих Пактов). Разница в способе определения обязанностей государств-участников характеризуются тем, что МПГПП накладывает на государства обязанности немедленного и безусловного выполнения его норм, в то время как МПЭСКП содержит поручение действовать в определенном направлении и обязывает государства только вести определенную политику.1


Дополнением к МПГПП являются два Факультативных протокола: Первый Факультативный протокол дает человеку право обратиться с индивидуальной жалобой (сообщением) в органы ООН (Комитет по правам человека) в случае нарушения его прав, содержащихся в Пакте; а Второй Факультативный протокол направлен на отмену смертной казни в государствах-участниках данного протокола.
Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет следующие права и свободы:

  • право на жизнь (ст. 6)

  • запрет применения пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 7)

  • запрет содержания в рабстве и подневольном состоянии (ст. 8)

  • запрет принудительного труда (ст. 8, п. 3)

  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9 и 11)

  • право на свободное передвижение и выбор местожительства (ст. 12)

  • защита иностранцев перед высылкой (ст. 13)

  • право на справедливое и публичное разбирательство дела в суде (ст. 14)

  • запрет на применение уголовного законодательства, имеющего обратную силу (ст. 15)

  • право на признание правосубъектности (ст. 16)

  • право на невмешательство в личную и семейную жизнь (ст. 17)

  • свобода мысли, совести и религии (ст. 18)

  • право на свободное выражение своего мнения (ст. 19 и 20)

  • право на собрания и свободу ассоциации (ст. 21 и 22)

  • право на вступление в брак и право основать семью (ст. 23)

  • право ребенка на такие средства защиты, которые требуются в его положении, как малолетнего (ст. 24)

  • право на участие в управление государством и право доступа к государственной службе (ст. 25)

  • запрет дискриминации (ст. 26)

  • особые права этнических, религиозных и языковых меньшинств (ст. 27)

Государство-участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах обязуется предпринять соответствующие шаги с целью обеспечения следующих прав:



  • право на труд и благоприятные условия труда (ст. 6 и 7)

  • право на создание и вступление в профсоюзы (ст. 8)

  • право на социальное обеспечение (ст. 9)

  • охрана семьи (ст. 10)

  • право на достаточный жизненный уровень (ст. 11)

  • право на охрану здоровья (ст. 12)

  • право на образование (ст. 13)

  • право на участие в культурной жизни и право на пользование результатами научного прогресса и защиту интересов, вытекающих из творческой авторской деятельности (ст. 15).



II. Договорные органы ООН
Одним из достижений ООН явилось создание всеобъемлющей нормативной базы в области прав человека. Впервые был сформирован всеобщий свод законов, касающихся защиты прав человека, к которому могли бы присоединиться все государства.
В настоящее время в ООН действует более 90 отдельных конвенций, в числе которых наибольшее значение приписывается тем, которые создали органы, контролирующие исполнение государствами-участниками положений данных конвенций:


  1. Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) (1976) вместе с факультативными протоколами:

  • Факультативный протокол к Пакту, дающий инструмент индивидуальной жалобы на нарушение прав, гарантируемых Пактом

  • Второй факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни.

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) (1976).

  1. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения или наказания (КПП) (1984г.)

Накладывает на государства-участников обязанность предотвращения применения пыток и признания их незаконными.

- Факультативный протокол к КПП, предусматривает создание Национального превентивного механизма для мониторинга мест лишения свободы



  1. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД), (1965г.)

На основании этой конвенции государства-участники обязаны устранять расовую дискриминацию и преследовать распространение идей, основанных на расовом превосходстве и ненависти.

  1. Конвенция по устранению всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) (1979г.) и Факультативный протокол к Конвенции.

Конвенция накладывает на государства-участников обязанность предпринимать меры, исключающие дискриминацию женщин в сфере политической и общественной жизни, образования, трудоустройства, здравоохранения, в браке и семье и др. сферах.

- Факультативный протокол к Конвенции дает возможность подачи индивидуальной жалобы на нарушение прав, гарантируемых Конвенцией.



  1. Конвенция о правах ребенка (КПР) (1989г.) и факультативные протоколы к Конвенции.

Обязывает государства-участников уважать права детей и обеспечивать им надлежащую защиту.

  • Первый Факультативный Протокол, касающейся участия детей в вооруженных конфликтах

  • Второй Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

  1. Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990).

Обязывает государства–участников уважать и обеспечивать права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их территории или под их юрисдикцией.

  1. Конвенция о правах лиц с инвалидностью (2006). Обязывает государства-участников поощрять, защищать и обеспечивать полное и равное осуществление всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

- Факультативный протокол к Конвенции, дающий инструмент индивидуальной жалобы на нарушение прав, гарантируемых Конвенцией
Для осуществления контроля над тем, как государства-участники конвенций соблюдают их положения, образованы соответствующие органы ООН, так называемые договорные органы – комитеты независимых экспертов:


  1. Комитет по правам человека (CCPR)2 – для контроля за соблюдением положений Международного пакта о гражданских и политических правах

  2. Комитет против пыток (CAT) – для контроля за соблюдением положений Конвенции против пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

  3. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (CERD) – для контроля за соблюдением положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации

  4. Комитет по ликвидации дискриминации женщин (CEDAW) – для контроля за соблюдением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

  5. Комитет по правам ребенка (CRC) – для контроля за соблюдением положений Конвенции о правах ребенка

  6. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (CESCR) – для контроля за соблюдением положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

  7. Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (CMW) – для контроля за соблюдением положений Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

  8. Комитет по правам лиу с инвалидностью (CRPD) для контроля за соблюдением положений Конвенции о правах лиц с инвалидностью

В состав этих комитетов входят независимые эксперты (от 10 до 23 человек), обладающие признанной компетенцией в области прав человека, которые назначаются или избираются государствами-участниками. Все комитеты обслуживаются Управлением Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) в Женеве, за исключением Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, который обслуживается в Нью Йорке Отделом по улучшению положения женщин.




    1. Комитет по правам человека (CCPR)


Образован в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах
Задачи Комитета по правам человека:
- получает и рассматривает доклады государств-участников (государств, которые ратифицировали Пакт или присоединились к нему) о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте. На основе изучения их докладов Комитет высказывает государствам-участникам конкретные рекомендации.

- формулирует замечания общего порядка, которые делаются в форме толкования охвата и смысла тех или иных положений Пакта и призваны помочь государствам-участникам в претворении в жизнь положений Пакта.

- при соблюдении определенных требований Комитет может также получать сообщения от какого-либо государства-участника, утверждающего, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту, предлагать свои добрые услуги и, в случае безрезультатности других мер, назначать согласительную комиссию.

- и наконец - что, возможно, имеет наиболее важное значение, - Комитет по правам человека получает и рассматривает сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством - участником положений Пакта. Эта функция Комитета была закреплена в Факультативном протоколе к Пакту. Факультативный протокол был принят Генеральной Ассамблеей одновременно с самим Пактом 16 декабря 1966 года.


Информация, подлежащая обнародованию:

CCPR помещает в своем ежегодном отчете краткое резюме действий, предпринимаемых в соответствии с Пактом и Факультативным протоколом, а также оглашает заключительные замечания по всем рассмотренным отчетам, полученным от государств- участников.



Индивидуальная жалоба в Комитет по правам человека
Факультативный протокол к МПГПП (ст. 2) дает возможность направить в Комитет жалобу отдельным лицам, права которых, определенные в Пакте, были нарушены и которые исчерпали все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.
Лица, желающие направить жалобу в Комитет по правам человека должны принять во внимание следующие условия, сформулированные на основании ст. 1,2,3 и 5 Факультативного протокола и соответствующих постановлений Положения о Комитете:
а) Жалоба должна касаться нарушения одного или нескольких прав, изложенных в Пакте о гражданских и политических правах;
б) Как правило, жалоба должна быть представлена или самой жертвой нарушений прав человека или ее представителем (т.е. лицом, уполномоченным жертвой действовать от ее имени); тем не менее, Комитет может принять решение о рассмотрении жалоб, представленных другими лицами, если существует предположение, что жертва не имеет возможности ни действовать самостоятельно, ни поручить кому-либо функцию выступать от ее имени;
в) Государство, против которого направляют жалобу, должно быть стороной Факультативного протокола;
г) Жалоба может касаться только лица или лиц, которые подлежат юрисдикции государства, против которого была направлена жалоба;
д) Утверждение о нарушении прав человека может касаться только тех фактов, которые имели место в день вступления в силу Протокола для данного государства, или после этой даты. Это правило не действует, если нарушение, имевшее место до этой даты, продолжается или вызывает последствия после вступления в силу Протокола;
е) Необходимым является исчерпание всех доступных в национальном законодательстве средств правовой защиты. Это правило не действует, если применение таких средств неэффективны: а) когда в национальном законодательстве не предусмотрены механизмы защиты данного права; или б) рассмотрение дела в национальных инстанциях неоправданно затягивается;
ё) Комитет не может рассмотреть жалобы, если этот же вопрос одновременно рассматривается другим международным органом (Межамериканская комиссия по правам человека или Комиссия по правам человека).3
Кроме того:

  • жалоба не может быть анонимна,

  • нет требования подачи жалобы в определенный срок после исчерпания правовых средств доступных во внутреннем праве,

  • не должно иметь место злоупотребление правом подачи жалобы (жалоба должна быть составлена в корректной форме, не носить оскорбительного характера и жалоба должна поддерживаться в течении всего периода ее рассмотрения).

Рассмотрение индивидуальной жалобы состоит из трех этапов:


1 - регистрация жалобы,

2 - исследование вопросов приемлемости жалобы,



3 - рассмотрение по существу4
Комитет рассматривает сообщение и высказывает свое мнение об имевших место нарушений по существу вопроса. Эти мнения публикуются в ежегодных документах ООН.
Комитет не располагает никакими санкциями или средствами принуждения в отношении государств. Официальная публикация мнения Комитета зачастую является единственной санкцией, которой может подвергаться государство, допускающее нарушение прав, гарантированных Пактом. Как правило, Комитет рекомендует данному государству изменение положения или же обеспечение автору жалобы компенсации (напр., в денежной форме).
ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

В КОМИТЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Дата: ..............................
Сообщение на адрес:

The Human Rights Commitee

С/O Office jf the United Nations

High Comissioner for Human Rights

следующая страница >>



Я долго остаюсь под впечатлением, которое я произвел на женщину. Карл Краус
ещё >>