Бродячая собака”. Вечер поэзии «серебряного века» Вступительное слово Первое 25- летие ХХ века… «Серебряный век» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного... 1 126.15kb.
Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века» 1 56.59kb.
Урок №11 Литература в 11 классе Тема: Серебряный век русской литературы... 1 23.18kb.
Понятие «Серебряный век» обычно применяют к русской поэзии первых... 1 90.51kb.
Серебряный век 1 34.93kb.
Женский образ в дымке Серебряного века. Есть что-то необъяснимо прекрасное... 1 22.85kb.
Многоликий и разноголосый серебряный век 1 166.55kb.
Сценарий урока литературы по теме «Серебряный век» 1 70.48kb.
Данной работы: «Серебряный век русской и испанской литературы» 1 356.5kb.
Урок литературы в 11 классе «групповой портрет символистов в интерьере... 1 82.31kb.
Дорогие будущие 11-классники! Предлагаем вам продолжить жизнь проекта... 1 11.99kb.
Якутский просветитель в. В. Никифоров в «бродячей собаке» 1 14.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Бродячая собака”. Вечер поэзии «серебряного века» Вступительное слово Первое 25- - страница №1/1

Бродячая собака”. Вечер поэзии «серебряного века»


Вступительное слово
Первое 25- летие ХХ века… «Серебряный век» русской поэзии… Этим названием определяется интереснейший и значительнейший вклад русской литературы в мировую культуру. Этот период отличается поразительным разнообразием огромного количества поэтических дарований высочайшего уровня. Александр Блок, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский… Даже одного из перечисленных имен было бы достаточно, чтобы считать замечательным в культурном плане период времени, когда они сочиняли стихи. А ведь это далеко не полный перечень выдающихся поэтических личностей «серебряного века», и все они – современники! В этом плане «серебряный век» русской поэзии сравним разве что с историей французской живописи последней трети ХІХ века, начало которому положили художники-импрессионисты.

Но вернемся к России начала ХХ века. Яркая и пестрая атмосфера литературной жизни того времени особенно ярко ощущалась в литературных салонах и кафе, которые были особенно популярны тогда. Одним из самых знаменитых кафе такого толка была петербургская «Бродячая собака».

«Открытие кафе состоялось в новогоднюю ночь 31 декабря 1911 года, или 1 января 1912 и просуществовало до 1915 года.»

(Б.Лившиц. Полутораглазый стрелец.)

Сейчас мы попытаемся воссоздать атмосферу, царившую в «Бродячей собаке». За столиками кафе – представители наиболее популярных в начале ХХ века поэтических течений: господа символисты, акмеисты и футуристы. А вот за тем столиком – «фармацевты». Нет, это не специалисты из области фармакологии. Так в «Бродячей собаке» называли посетителей, не имевших отношения к искусству и пришедших поглазеть на знаменитостей. Кстати, «фармацевты» обязаны были платить за вход в кафе, тогда как представители богемы входили бесплатно.

Итак, как говорили в те времена, вечер пущен!

Символисты

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны –

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем луны.

Я жить не хочу настоящим,

Я внимаю намекам струны,

Цветам и деревьям шумящим

И легендам приморской волны...
Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа...


Симв.1 "Мое единое отечество – моя пустынная душа"...Как это близко мне! Как созвучно с моим мироощущением! И как только понимающий красоту художник может черпать вдохновение из этой серой, обыденной реальности, что окружает нас? Источник поэзии – только в душе поэта!

Симв.2 И Именно там поэт ищет путь к Вечной Красоте, Вечной Женственности, именно там он достигнет Идеала и соединится с Мировой Душой
Сама судьба мне завещала

С благоговением святым

Светить в преддверье идеала

Туманным факелом моим...


Симв.3 Но преобладающий вкус толпы – до сих пор реалистический, мы не можем не признать этого. Только избранные способны приблизиться к раскрытию величественных символов нашей поэзии, остальные считают ее бессмысленной — с этим приходится мириться.

Ты мне сказала,

Что — я не слышал,

Но только знаю,

Нежное что-то...

Акмеисты

Акм.1 Ну и глупости! Может, она всего-навсего спросила, который час, а он уже возомнил непонятно что! Нежность ему померещилась!

Акм.2 Скучный же вы народ , господа символисты! И не надоело вам выискивать глубокий смысл там, где его в помине нет?

Акм.3 Да посмотрите вы наконец на мир и увидьте его таким, как он есть – без ваших туманных образов, без надуманных символов и тайн! И вы увидите, что он прекрасен!

Акм.4 Бесспорно, вы, символисты, подарили нам множество прекрасных стихов Блок, Белый, Бальмонт, Гиппиус... Но ваши поэтические принципы устарели безнадежно. Будущее поэзии -- за нами, акмеистами. Мы убеждены, что задача поэзии — передавать красоту и насыщенность жизни, и делать это надо четко и ясно. Слова должны обозначать то, что они обозначают.

Акм.1 Довольно теории, друзья мои, оставим ее господам символистам. Знаете ли вы, что Гумилев вернулся на днях из Африки, читал мне новые стихи. Хотите, прочту?

Акм.2 Так что же вы молчали!

Акм.3 Читайте же скорее!

Акм.4 Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из иной страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны.


Не по залам и по салонам

Темным платьям и пиджакам--

Я читаю стихи драконам,

Водопадам и облакам!


И умру я не на постели

При нотариусе и враче,

А в какой- нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.




Футуристы

Футур.1 Всем этим символистам, акмеистам – грош цена!

Футур.2 Только мы – лицо нашего времени!

Футур.3 Рог времени трубит нами в словесном искусстве!

Футур.4 Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с Парохода Современности!

дыр, бул,щыл,

убещур

скум


вы со бу

р л эз


Футур.1 Гениально! В этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина!

Футур.2 Мы желаем звездам тыкать,

Мы устали звездам выкать,

Мы узнали сладость рыкать!
Футур.3 Бэбэоби, пелись губы,

Пиээо, пелись брови,

Гзи- гзи- гэзо – пелся облик,

Так на холсте каких- то перекрестков

Вне протяжения жило лицо...
Футур.4 Гениально! Долой здравый смысл!

Футур.1 Мы ненавидим существовавший до нас язык! Мы создаем новые слова, новый язык! Да здравствует футуризм!
«Фармацевты»
- Да, господа, воистину, «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…».

- Вы только поглядите, сколько в них самомнения! Да они просто убеждены в собственной гениальности! Пишут всякую чушь собачью, но зато с какой важностью!

- Бедная Россия! Страна, подарившая миру Пушкина, Лермонтова, Тютчева…

- Сегодня, господа, таких поэтов нет и в ближайшем будущем не предвидится. Я вот из нынешних только Бунина и читаю, он и по возрасту постарше их будет, и традиции чтит.



Бунин

- Прекрасные стихи, согласен с вами, но и среди молодых встречаются настоящие поэты. Я вот давненько за Есениным Сергеем наблюдаю, говорят, из крестьян рязанских.



Есенин

- Стихи хорошие, да репутация у него скверная. Плохо кончит.

- О-хо-хо… Репутация… Да у этих вот господ, пожалуй, стыдным считается репутацию незапятнанную иметь. Вы о Валерии Брюсове слышали что-нибудь?

- По-моему довольно талантлив, хотя и символист.

- Талантлив он. Открываю давеча поэтический альманах, последний выпуск, а там – при дамах и сказать стыдно!

- Говорите, если уж начали!

-Извольте! На всей странице одна строчка: «О закрой свои бледные ноги»! Каково?

- Фу, какой стыд!

- И Есенин ваш любимый не лучше:

Мои рыдающие уши, как весла, плещут по плечам!

И попомните мои слова, это еще не предел. То ли еще будет!

Учитель. Лившиц: “Было бы, однако, ошибкой представлять себе символистов, акмеистов и будетлян в виде трех враждующих станов, окопавшихся друг от друга непроходимыми рвами и раз навсегда исключавших для себя возможность взаимного общения”

Многие из них ценили стихи друг друга, некоторые дружили. Особенно показательными являются в этом плане слова Корнея Чуковского: “Я не понимаю русского футуризма, но очень люблю русских футуристов”.

С одинаковым восхищением поэты разных группировок восприняли стихотворение Александра Блока «Незнакомка», которое впервые было прочитано автором на так называемой «башне Вячеслава Иванова»…

Клип со стихами
Итак, кафе “Бродячая собака” прекратило свое существование в 1915г. (в 2001 году помещение легендарной «Бродячей собаки» было восстановлено), но литературный процесс оставался столь же пестрым и разнообразным приблизительно до начала 20-х гг. Но вместе с коренным переворотом всех жизненных устоев, которые принесла за собой победа большевиков, возглавивших октябрьскую революцию, изменилась и культурная ситуация в стране.

Обратите внимание на эту группу, хмуро наблюдавшую за спором символистов, акмеистов и футуристов. Это — представители литературной организации Пролеткульт, которая потом стала называться РАПП. Представители этой организации считали своим первостепенным долгом поставить литературу и искусство вообще на службу идеалам революции. Сейчас мы станем свидетелями одного из их заседаний.


РАПП

– Я вот что скакжу вам, товарищи! Символисты, кубисты, акмеисты... Для рабочего человека это непонятно, а стало быть, вредно!

– Ничо! Пускай побалуют! Скоро мы их всех ногтю!

–Буржуазнакя сволочь! Мягкотелая интеллигенция!

–До последней капли крови будем бороться за создание чистой пролетарской культуры! А ее может создать только пролетарий по крови!

–Товарищи! Будьте бдительны! Не допускать дворянскую сволочь!


Полна страданий наших чаша,

Слились в одно и кровь, и пот,

Но не угасла сила наша:

Она растет, растет, растет!


Пускай шипит слепая злоба,

Пускай грозит коварный враг,

Друзья, мы встанем все до гроба

За правду — наш победный стяг!


–Молодцы, товарищи! Даешь бригадный метод в литературе!

–Догоним и перегоним классиков!

(Входит девушка, радостно подбегает к одному из РАППовцев)

Девушка. Любимый, Наконец-то я нашла тебя! Как я соскучилась! Ты что, не рад видеть меня?

–Не время сейчас любовные сопли распускать! Мировая революция на пороге!



Молодой человек. Не жди меня... Без чувства сожаленья

Я от тебя спокойно ухожу.

И за любовь твою святые убежденья

К ногам твоим, как раб, не положу.


Меня зовут. Простимся, дорогая,

В последний раз друг друга не кляня.

Люблю тебя, но для родного края

Я должен жизнь отдать. Не жди меня...



(Девушка со слезами уходит)

–Вот позиция истинного солдата революции!

–Гвозди б делать из этих людей,

Крепче б не было в мире гвоздей!

–Ешь ананасы,рябчиков жуй!

День твой последний приходит,буржуй!


Учитель. Как видите, РАППовцы, хотя и считались представителями организации литературной, были скорее представителями партии большевиков как органа власти и, как ни страшно это звучит, стали фактическими руководителями культурного процесса в стране. Искусство должно было насаждать идеологию, согласно которой вырабатывавшиеся веками нравственные устои заменялись понятиями “классового сознания”, “классовой ненависти”, “революционной необходимости”. Корче говоря, новая “рев. мораль” разрешала все, чего требовала “революционная необходимость” во имя “светлого будущего”: “цель оправдывает средства”. То, как новая власть начала строить “светлое будущее”, приводило в ужас не только дворян и так называемых “буржуев”, которые ощущали себя потенциальными, предназначенные в любую последующую минуту на заклание, жертвами. Даже М.Горький, названный “буревестником революции”, который в 1905г. сказал, что “история перекрашивается в новые цвета только кровью”, ужаснулся количеству этой проливаемой большевиками крови. В своей газете “Новая жизнь” для описания ситуации, сложившейся в стране в 1918г., он использует такие слова: кровавый мордобой, взрыв зоологических инстинктов, ежедневное зверское избиение людей, дни всеобщего озверения, моральный развал одичавшей массы... Конечно же, большевики такую газету закрыли, а “первейшего пролетарского писателя” поспешили спровадить за границу как бы на лечение.

“С сегодняшнего дня даже для самого наивного простеца становится ясно... “ (Бунин.Окаянные дни. с.12) Эту цитату использует И.А.Бунин в своей книге “Окаянные дни” – это его дневниковые записи о Москве 1918 и Одессе 1919 4г. “Окаянные дни” – только так, по его мнению, можно назвать этот страшный период нашей истории, период полного одичания и вседозволенности, произвола и безнаказанности, когда люди, видя вокруг себя столько необъяснимой жестокости, начинают терять естественную человеческую восприимчивость к ней: “...”(Бунин. Окаянные дни. с.48) “Окаянные дни” Бунина – жестокая и правдивая летопись периода гражданской войны. Я не буду сейчас зачитывать вам эпизоды стихийных судилищ, которые производит озверевшая толпа, как вооруженный юнец- солдат унижает старого генерала, массу абсурдных документов, которые цитирует писатель, н-р (с.78) Среди описаний подобного рода особенно трогает следующее: Москва, 15 феврвля 1917: “Опять несет мокрым снегом. Гимназистки идут облепленные им – красота и радость. Особенно хороша одна – прелестные синие глаза из-за поднятой к лицу меховой муфты...Что ждет эту молодость? ”

Красной нитью проходит в книге и мысль о том, что революцию ни в коем случае нельзя считать делом народа. С этой мыслью созвучны стихи З.Гиппиус (З.Гиппиус, с. 187)

И.Бунин и З.Гиппиус не считали свое дальнейшее пребывание в Росии возможным. Они эмигрировали, оставшись непримиримыми врагами советской власти. И.А.Бунин уже в эмиграции стал первым русским писателем – нобелевским лауреатом. Можно назвать множество имен, являющихся гордостью русской литературы, которые не представляли своей дальнейшей жизни при новой – советской – власти и эмигрировали: А.Куприн, В.Набоков, Г.Иванов, И.Одоевцева, В.Ходасевич…



(Учениця читає поезію Ахматової “Не с теми я, кто бросил землю...”)
Учитель. С особенной ясностью понимаешь, сколько человеческого достоинства и кражданского мужества вложено в эти строки, когда знаешь, что незадолго до этого, в 1921г. по безосновательному обвинению был расстрелян муж Анны Ахматовой, отец ее ребенка, поэт Н.С.Гумилев.

Воспоминания об аресте Гумилева Георгия Иванова (по кн. П.Лукницкого, с. 263 )

Он был арестован 3 августа 1921г., расстрелян 27 августа т. же года.

В воспоминаниях людей, знавших его, он остался человеком с обостренным чувством чести и достоинсва, удивительного мужества и отваги. За воинскую доблесть, проявленную в гг. І мировой он был удостоин высшей награды царской армии – Георгиевского креста трех степеней. Его радостью были далекие пути — Африка, Крайний Север, Новая Земля, не говоря уже о странах Европы.

“Как мог Гумилев, один из самых независимых, изящных, вольных и гордых людей — как мог он выносить он выносить всю нищенскую тоску, арестанскую узость, подлейшую, унизительнейшую зависимость днем и ночью от любого вздорногослучая и любого упившегося властью скота? Что перетерпела его крылатая душа в эти черные дни, обратившие великую страну в вонючий застенок?” (П.Лукницкий)

Вспоминает Г.Адамович: Дня за 2-3 до ареста Гумилев в разговоре со мной произнес слова, меня поразившие: “Я 4 года жил в Париже ... Андре Жид ввел меня в парижские литературные круги. В Лондоне я провел два вечера с Честертоном... По сравнению с предвоенным Петербургом, все это “чуть-чуть провинция” Он говорил удивленно, почти грустно...”

Марина Цветаева уехала не из страха перед советской властью – это была единственная возможность вновь соединиться с любимым мужем – белогвардейским офицером, которому чудом удалось бежать от победивших большевиков. Позже Марина Цветаева с мужем, взрослой дочерью и сыном-подростком вернулись в СССР, вернулись, чтобы погибнуть…
И среди обычных людей, и среди поэтов находились и такие, кто не мог молчать, кто воткрытую выступал против страшной машины, направленной на планомерное уничтожение лучшей - культурной, образованной и мыслящей - части народа. По существу, их протест был самоубийством. Послушайте стихотворение О.Э.Мандельштама, друга Ахматовой, Цветаевой, Пастернака.

«Мы живем, под собою не чуя страны…»

Мандельштам не только написал эти стихи, но еще и читал их всем подряд…

А мог бы жизнь просвистать скворцом,

Заесть ореховым пирогом,



Да видно, нельзя никак…
Как видите, каждый, кому суждено было жить в то воистину драматичное, наполненное трагизмом время , стоял перед выбором: покориться режиму, днем его восхвалять, а ночью трястись от страха при каждом шорохе: за мной пришли, или за соседом; эмигрировать, что очень скоро стало невозможным, или выражать протест, будучи уверенным, что это приведет к гибели. Об этом – и стихотворение Б.Пастернака «Гамлет».

«Гамлет»










У счастливых цифр много нулей. Янина Ипохорская
ещё >>