Бразилия и другие страны Латинской Америки в мировой экономике - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
§ 91. Страны Латинской Америки Условия развития стран Латинской Америки 1 75.33kb.
Симон Боливар и его роль в освобождении Латинской Америки 3 600.12kb.
Слайд 1 Цель урока: дать общую характеристику Латинской Америки,... 1 265.4kb.
Города латинской америки картахены 1 68.72kb.
Рабочая программа дисциплины история Латинской Америки в 1918 2005 гг 1 103.29kb.
Страны азии, африки и латинской америки в современном мире 1 19.02kb.
Путь диктатуры и войны. Страны азии и латинской америки в межвоенный... 1 163.06kb.
Литература и историография 1 159.25kb.
Страны Азии, Африки и Латинской Америки 1 186.51kb.
Фскн критикует США за неэффективность борьбы с наркотиками в Латинской... 3 559.85kb.
Страны брикс в современной мировой экономике / Е. Ф. Авдокушин, М. 1 50.98kb.
«Независимая газета» 1 42.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Бразилия и другие страны Латинской Америки в мировой экономике - страница №1/1

Глава 30. Бразилия и другие страны Латинской Америки в мировой экономике

Латинская Америка является регионом, ярко демонстрирующим проблемы догоняющего развития. Большинство из них актуальны и для такого гиганта, как Бразилия, которая производит около 30% ВВП всей Латинской Америки.



30.1. Общность и различия стран Латинской Америки

В Латинской Америке производится около 8% ВВП мира и проживает около 5% его населения. Это наиболее развитый регион «третьего мира».

Таблица 30.1. Социально-экономические показатели стран Латинской Америки в 2003—2005 гг.

Страна

Числен­ность на­селения, млн че­ловек, 2005 г.

ВНД (по ППС),

2004 г


Индекс человече­ского развития,

2003 г.



Индекс Джини

Год измере­ния индекса Джини

общий объем,

млрд


ДОЛЛ.

на душу населе-ния





1

2

3

4

5

6

7

Аргентина

38,2

476

12460

0,863

0,51

2001

Барбадос

0,27

4

15060

0,878







Боливия

9,0

23

2590

0,687

0,58

2002

Бразилия

188,0

1433

8020

0,792

0,59

2001

Венесуэла

25,5

150

5760

0,772

0,42

2000

Гаити

8,3

14

1680

0,475

0,68

2001

Гватемала

12,3

52

4140

0,663

0,58

2000

Гондурас

7,3

19

2710

0,667

0,52

1999

Доминиканская Республика

9,1

60

6750

0,749

0,47

1997

Колумбия

43,5

309

6820

0,785

0,54

1999

Коста-Рика

4,0

39

9530

0,838

0,46

2000

Куба*

11,3

37

3300

0,817

0,19

2002

Мексика

107,5

995

9590

0,814

0,49

2002

Панама

3,2

21

6870

0,804

0,55

2000

Парагвай

6,5

28

4870

0,755

0,55

2001

Перу

28,3

148

5370

0,762

0,48

2000

Уругвай

3,4

31

19070

0,840

0,43

2001

Чили

16,1

168

10500

0,854

0,51

2000

Эквадор

13,5

49

3670

0,795

0,54

2002

Ямайка

2,7

10

3630

0,738

0,42

2001

* Оценка.

Источники: Wоrld Development Report 2006. Wаshington, 2005. P. 280—281, 292-293; Human Development Report. Washington, 2005. P. 219—222.

Все страны региона имеют общие социальные, экономические и исторические корни. Добившись формальной независимости еще в XIX в., страны Латинской Америки, с одной стороны, оказались эко­номически зависимы от государств развитого капитализма, а внутри практически всех стран региона экономическая и политическая власть сосредоточена в руках олигархов (600 семей в Бразилии, 500 в Аргентине, 70 в Венесуэле), которые к тому же имеют очень тесные связи с иностранным капиталом.

В аграрном секторе большинства стран земля до сих пор в основ­ном сконцентрирована в латифундиях, т.е, огромных размеров поме­щичьих хозяйств. Незначительная часть сельскохозяйственных уго­дий принадлежит крестьянам, владеющим небольшими наделами земли, безземельные крестьяне образуют огромную армию батраков и поденщиков. Это сдерживает развитие сельского хозяйства, обостряет социальную обстановку, и в некоторых странах приводит к самозахва­ту земли, вооруженным столкновениям.

Иностранный капитал ускорял социально-экономическое развитие, в определенной степени способствовал внедрению передовой техноло-гии, но одновременно усиливал контроль над экономикой Латинской Америки весь XIX и XX вв. Ныне хозяйство региона имеет тесные связи с северным соседом, который в высшей степени определяет пути раз-вития экономики этих стран.

Всем странам региона все еще свойственна монокультурность хо-зяйства и его сырьеэкспортная направленность, хотя она стала сни-жаться. Подобная ориентация во многом обусловлена тесными связями олигархов с иностранным капиталом, их ориентацией не столь на внутренний, сколько на внешний рынок. А в результате большин-

ство стран долго зависело от производства одного, двух или трех тра­диционных товаров: Бразилия и Колумбия — кофе, Куба — сахар, Ар­гентина — говядина, зерно, Чили — селитра и медь, Венесуэла -нефть, Эквадор — бананы, какао, кофе и т.д.

До сих пор экономика стран региона сильно зависит от колеба-ния цен на мировом рынке на сырьевые товары и сельхозпродук­цию, а изменить структуру хозяйства и, следовательно, диверсифи-цировать структуру экспорта крайне сложно. Это удалось к концу прошлого века лишь только Аргентине, Бразилии, Мексике, Коста-Рике и Чили.

Соседствующие в Латинской Америке доиндустриальные и инду­стриальные отношения образуют в этом регионе многоукладную социально-экономическую структуру с преобладанием частнокапита­листического сектора. Последний представлен местными и иностран­ными корпорациями и банками, а также многочисленными частными хозяйствами, основанными на наемном и личном труде. В 2004 г. на него приходилось 88—90% ВВП региона.

До середины 80-х гг. широкое распространение имел государствен­но-капиталистический сектор, имевший мощные позиции в ведущих отраслях хозяйства и сферах деятельности. Наиболее яркие его черты проявились в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Перу и Чили, где не­которые государственные компании производили до 90% продукции отдельных отраслей. Большое распространение получила также и му­ниципальная собственность.

Докапиталистический сектор представлен кустарным промыслом и общинами в сельской местности. Кустарный промысел охватывает многие десятки миллионов мельчайших хозяйств, основанных на се­мейном труде. Общинный уклад сохранил свои позиции во многих странах региона, он охватывает огромную массу крестьянского насе­ления. В современных условиях этот сектор переживает тяжелый кри­зис и повседневно вытесняется из экономической жизни. В отдален­ных районах Боливии, Бразилии, Колумбии, Мексики, Перу и других странах сохранились островки патриархально-общинного уклада.

Характерной чертой Латинской Америки является крупный тене-вой сектор, в котором производится до 40% ВВП.

Можно констатировать, что в странах Латинской Америки сфор-мировался особый тип капитализма с отчетливыми чертами отстало-сти, слаборазвитости и многоукладности — это зависимый, «перифе-рийный» капитализм.

По уровню социально-экономического развития страны Латин-

ской Америки представляют очень пеструю картину. С одной стороны, здесь есть весьма отсталые страны вроде Гаити (относится к наименее развитым странам), с другой стороны, многие черты развитой экономики свойственны Аргентине, Бразилии, Коста-Рике, Мексике и Чили. Эти государства относятся к группе новых индустриальных стран.

Крупнейшей страной региона является Бразилия. Она не только производит около трети ВВП всего региона, входит в десятку наибо­лее крупных стран мира, но и имеет перспективы увеличить свой вес в мировом хозяйстве. Поэтому целесообразно на примере именно Бра­зилии рассмотреть основные черты латиноамериканской экономики.




30.2. Основные тенденции и проблемы социально-экономического развития Латинской Америки: пример Бразилии

С 1822 г. Бразилия обрела политическую независимость, но до 1888 г. здесь сохранялось рабство. Первые сто лет Бразилия по инер­ции продолжала развиваться как сырьевой придаток США и Западной Европы, будучи крупным поставщиком кофе, какао, сахара и хлопка на мировой рынок. Развитие обрабатывающей промышленности про­исходило низкими темпами.

В 30-е гг. начали происходить структурные сдвиги в ее экономике, росла роль государства. В 50-е гг. активно проводилась политика им­портозамещающей индустриализации и дальнейшего усиления госу­дарственного сектора.

Экономическое развитие в 60—70-х гг. характеризовалось как «бра­зильское экономическое чудо»: среднегодовые темпы роста ВВП со­ставляли соответственно 5,4 и 7,7%. Установившаяся в стране военная диктатура выдвинула план превращения страны в великую державу через модернизацию экономики. Был создан мощный современный сектор экономики, в том числе и машиностроительный комплекс. Но экономические успехи государственно-капиталистической модели экономики в условиях диктатуры достигались в значительной степени с помощью внешних кредитов и с большими социальными затратами. В результате уже в середине 70-х гг. темпы роста ВВП резко снизились, а 80-е гг. данная модель развития стала давать сбои: наблюдалась и перинфляция (достигала 5000%), резко возрос внешний долг, ynaли темпы роста ВВП (1,9% в год), начал снижаться ВВП на душу населе-ния. Страна вступила в полосу длительного экономического кризиса и 80-е гг. вошли в ее историю как «потерянное десятилетие».

Кризисы и спады сотрясали страну в последующий период: 1 1998-1999 гг., 2001 г. и 2003 г. Тем не менее в 1991-2005 гг. наблюдался ощутимый рост ВВП - 2,8% в среднем за год, а в 2004 г. этот показа-тель составил 2,5%. По темпам прироста ВВП в 90-е гг. Бразилию зна-чительно опережали Чили, Перу, Коста-Рика и Мексика.

Таблица 30.2. Среднегодовые темпы прироста ВВП Аргентины, Бразилии, Мексики и Чили, %



Страна

Годы

1961-1970

1971-1980

1980-1990

1990-2005

Аргентина

3,8

2,4

-1

3,2

Бразилия

5,4

7,7

1,9

2,8

Коста-Рика

5,0

6,0

2,2

4,7

Мексика

4,1

5,8

1,2

3,1

Чили

4,0

1,8

2,4

5,7

Латинская Америка

4,9

5,1

1,1

3,2

в целом













Источники: WоrId Development Report 2004. Wishington, 2004. P. 260—261; Balance Preliminar de las Economics de America Latina у el Caribe, 2000, ONU, CEPAL, Santiago de Chile, 2000. P. 85; Banco Interamericano de Desarollo, 1970—1983, Washington, 1983; Balance Prelimina -de Las Economies de America Latinay el Caribe. 2005, ONU, CEPAL, Santiago de Chile, 2005. Cuadro A~-2.

Проблема темпов экономического роста
Высокие темпы роста Бразилии в 70-е гг. в значительной степени обеспечивались весомой нормой валового накопления. Однако в по­следующий период она снижается: в 1970—1980 гг. средняя норма ва­лового накопления составляла 24,1%, в 1981—2000 гг. — уже 18,3% ВВП и в последующем мало превышает этой величины.

Таблица 30.3. Норма валового накопления в странах Латинской Америки, %



Страна

Годы

1970-1980

1981-1990

1990-2003

Аргентина

21,0

14,0

16,9

Бразилия

24,1

18,3

19,8

Колумбия

18,7

16.4

17,5

Мексика

10,1

19,2

20,6

Уругвай

12,2

13,3

12,6

Чили

11,5

14,6

22,4

Латинская Америка

21,8

21,0

18,3

Источник; Desarrollo productivо en economias abiertas, CEPAL. Santiago de Chile,

P.110.


До неолиберальных преобразований (см. ниже) крупным инвесто­ром в экономику было государство. Но в 80—90-е гг. резко снизилась его роль в производстве ВВП, в регулировании экономики; сокраща-лись поступления в казну от госпредприятий, упали государственные капиталовложения. Преобразования проходили в условиях сильных кризисных потрясений и оттока капитала — все это обусловило зна­чительное падение нормы накопления, хотя ее уровень на 1,5—2% был обычно выше нормы сбережения в указанный период. Снижение нормы валового накопления стало основной причиной падения тем­пов экономического роста в Бразилии и Латинской Америке в целом.

Одновременно значительно снизились темпы прироста экономи­чески активного населения Бразилии (с 2,5% в 60—80-е гг. до 1,4% в 1990—2003 гг.) вследствие снижения рождаемости. Правда, это ком­пенсировалось ростом качества рабочей силы. Так, уровень грамотно­сти взрослого населения повысился с 80% в 1970 г. до 88,4% в начале XXI в. Из 12% неграмотного населения основная часть приходится на лица старше 40 лет.

Таблица 30.4. Факторы роста экономики стран Латинской Америки










Доля факторов в объеме роста ВВП, %

Страна

Годы

Рост ВВП,

труд

капитал

совокупная факторная

производи-


















тельность

Аргентина

1960-2002

2,4

0,5

1,2

0,7




1960-1980

4,2

0,8

1,6

1,8




1981-2002

0,8

0,3

0,8

-0,3

Бразилия

1960-2002

4,3

1,8

2,2

0,4




1860-1980

7,2

2,1

3,1

2,0




1981-2002

1,8

1,5

1,4

-1,1

Мексика

1960-2002

4,5

1,9

2,1

0,6




1960-1980

6,8

2,0

2,7

2,1




1981-2002

2,5

1,7

1,5

__0,8_

Чили

1960-2002

4,1

1,4

1,3

1,4




1960-1980

3,5

1,1

1,1

1,3




1980-2002

4,7

1,7

1,5

1,5

Источник: Estudio econ6mico de America Latina у el Caribe, 2003—2004,NO, CEPAL. Santiago de Chile, 2004, P. 120.

Таким образом, несмотря на продолжение кризисной с 80-х гг. и экономические спады 90-х гг., Бразилия и другие странsы Ла-

тинской Америки не смогли восстановить высокие темпы роста ВВП 60—70-х гг. Нынешние темпы недостаточны для стран догоняющего развития.

Проблема структурной перестройки

С 30—40-х гг. прошлого века в Латинской Америке внедряется мо­дель импортозамещающей индустриализации. Толчком для ее введе­ния было сворачивание мировой торговли в этот период, а также по­явление больших возможностей в лице молодого латиноамериканско­го госкапитализма для реализации этой модели.

На первом этапе импортозамещения (30—40-е гг.) ускоренно раз­вивалась обрабатывающая промышленность, налаживалось произ­водство дефицитных промышленных товаров широкого спроса. На втором этапе (50—60-е гг.) налаживалось капиталоемкое произ­водство, создавалась металлургическая, машиностроительная, элек­тротехническая, нефтехимическая, химическая промышленность и развивалась инфраструктура, что обеспечивало высокие темпы раз-вития экономики. На третьем этапе (70—90-е гт) развиваются совре­менные отрасли промышленности, в том числе наукоемкие. Не только Бразилия, но и Аргентина, Мексика, Чили, Колумбия, Ве­несуэла, Уругвай и Коста-Рика стали налаживать современные про­изводства.

Под влиянием импортозамещающей индустриализации произош­ли значительные перемены в отраслевой структуре экономики. При­мером опять же может служить Бразилия.

Таблица 30.5. Структура ВВП Бразилии, % (текущие цены)






Годы

Отрасли












1980

2005

Сельское хозяйство

9,4

7,0

Добывающая промышленность

1,0

3,0

Обрабатывающая промышленность

29,2

19,2

Электрогазоводоснабжение

1,7

3,0

Строительство

6,3

6,7

Транспорт, связь

4,4

4,7

ТОРГОВЛЯ

10,2

6,3

Остальные услуги

37,2

50,1

Всего

100,0

100,0

Источник: Anuario Ectadfstico de America Lalina у el Caribe 2003, NU, CEPAL.

Santiago de Chile, 2004. P. 178-179.

При этом в обрабатывающей промышленности произошли за­метные сдвиги. Так, в Бразилии резко выросла нефтехимическая и химическая промышленность (шестое место в мире по объему про­изводства), судостроительная, авиационная, автомобильная, трак­торная, станкостроительная, военная, электронная промышлен­ность.

В конце 60-х гг. были предприняты первые шаги по созданию соб­ственной научно-технической базы. Научные центры приступили к исследованиям по многим направлениям, готовились кадры, привле­кались специалисты из других государств, увеличивались затраты на НИОКР, их величина в начале нынешнего столетия составила 0,8% ВВП. Ныне Бразилия располагает обширной сетью исследователь­ских центров и организаций. Научно-исследовательская работа ведет­ся также во многих университетах. По темпам подготовки научных кадров страна занимает одно из ведущих мест в мире, что создает бла­гоприятные условия для дальнейшего наращивания научно-техниче­ского потенциала. Одновременно наблюдается «утечка умов», прежде всего в США.

Модель импортозамещающей индустриализации позволила под­нять промышленный, технологический и экономический потенциал Бразилии. Под воздействием этой модели созданы современные от-.расли производства, а часть национальной продукции оказалась спо­собной конкурировать с аналогичными товарами развитых и новых индустриальных стран.

В то же время латиноамериканская импортозамещающая индуст­риализация столкнулась с большими трудностями в ходе ее реализа­ции. Это прежде всего узкий внутренний рынок, убыточность боль­шинства государственных предприятий, рост импорта промежуточ­ных товаров и новой технологии, производство товаров в основном для имущих слоев населения.

Индустриализация ускорила подъем и дифференциацию сельско­го хозяйства. Ныне Бразилия располагает относительно развитым сельским хозяйством и входит в десятку мировых лидеров по произ­водству и экспорту сельскохозяйственной продукции. По производ­ству апельсинов, сахара страна занимает первое место в мире, а по производству сои, говядины и мяса цыплят — второе. Однако даль-нейшее развитие сельского хозяйства требует неотложного проведе-ния аграрной реформы, которая позволила бы ликвидировать остат-ки докапиталистических производственных отношений, решить мельный вопрос, создать условия для эффективного производства этой отрасли.



Проблема либерализации экономики

Уже в 70—80-е гг. в Латинской Америке делались попытки сменить прежнюю импортозамещающую модель с ее госкапитализмом на экс-портоориентированную модель с либеральной и открытой экономи­кой. В этих реформах (их примером была Чили) упор делался на либе­рализацию как ключевой момент. В Бразилии эти реформы начались с середины 80-х гг., но после провала многочисленных программ с 1994 г. неолиберальные реформы стали набирать силу. Они распространи­лись прежде всего на сферу внешней торговли, финансов, иностран­ных инвестиций. В ходе реформ резко снизилось государственное ре­гулирование экономики. Одновременно проводилась приватизация государственных компаний и в результате чего доля госсектора в про­изводстве снизилась до 7% (в конце 70-х гг. она составляла 22%, а по региону — около 23%).

Формирование новой модели развития Бразилии, а также других стран региона проходило постепенно и плавно, но в нарастающем по­рядке. В 1987—1999гг. в Бразилии в три раза были сокращены тарифы на экспорт и импорт. Значительные сокращения тарифов произошли в Аргентине, Колумбии и Перу. Это особенно способствовало росту объема товарооборота и открытости экономики Аргентины и Брази-лии.

Изменение законодательной базы регулирования иностранного капитала позволило иностранному инвестору получить одинаковые права, что и национальным вкладчикам, — это позволило привлечь иностранные инвестиции почти во все отрасли хозяйства и сферы деятельности, способствовало небывалому притоку прямых ино­странных инвестиций, особенно в экономику Аргентины, Бразилии, Мексики, Колумбии и Чили.

В результате проводимой жесткой бюджетной политики удалось сократить дефицит бюджета и государственные расходы на госаппа­рат. Был введен принцип селективного государственного участия в развитии инфраструктуры, предоставлении производственных услуг частным предприятиям, государственные предприятия были лишены субсидий и льгот.

Крупнейшая программа приватизации была проведена именно в Бразилии в 1991—2000 гг., от продаж госсобственности было получено более 58 млрд долл. Первоочередное приобретение 10% пакета акций получал персонал приватизируемых предприятий. Широко использу­ются концессии в строительстве объектов инфраструктуры и т.д.



В результате налоговой реформы (упрощение процедуры сбора на-логов, расширение доходных статей госбюджета, дифференциация подоходных налогов) значительно увеличились поступления в доход­ную часть бюджета.

Либерализация банковской сферы привела к сокращению бан­ковского процента и одновременно к усилению роли центрального банка в вопросах разработки денежной и валютной политики госу­дарства.

Проведение реформ не оказало автоматически влияния на дина­мику роста ВВП, но все же прослеживается оживление в реальном секторе экономики, полученные инвестиции стимулируют его разви­тие, особенно отраслей, производящих экспортную продукцию. Но в целом неолиберальные реформы не принесли ожидаемых результатов. Они проводились с большими социальными затратами и усилием, со­циальные противоречия и напряженность в обществе, породили но­вые сложные экономические проблемы.

С конца 90-х гг. в ряде стран происходит пересмотр некоторых ос­новных положений вашингтонского консенсуса и идет поиск новой модели развития, в которой социальная составляющая способствова­ла бы значительному повышению жизненного уровня широких слоев населения, сокращению разрыва в уровнях получаемых доходов и ли­квидации бедности.



30.3. Внешние факторы развития

Внешняя торговля

Импортозамещение и ориентация на внутренние рынки стран региона в предвоенные и послевоенные годы способствовали закры­тости их экономики. В начале 50-х гг. доля экспорта в крупных стра­нах не превышала 12% ВВП, она значительно сократилась в 60-х гг., медленный рост экспортной квоты наблюдался в 70-е и особенно 90-е гг., когда темпы роста товарооборота поднимались почти до 8% в год. В начале века на регион приходится 4,9% мирового товаро­оборота, т.е. еще не превышен показатель середины прошлого века. Однако открытость экономики стран Латинской Америки резко воз­росла.

Динамичный рост товарооборота происходил при географической переориентации основных потоков экспорта и импорта и изменении их структуры. На США и ЕС приходится по 20—30% внешнеторгового оборота и значительно меньше — на КНР, Японию и Южную Корею. В структуре экспорта и импорта произошли радикальные изменения, что явилось результатом и неолиберальных преобразований и пере стройки реального сектора экономики стран Латинской Америки. До-дя высокотехнологичных товаров увеличилась и в импорте, и в экс­порте.

Сдвиги, происходящие во внешнем секторе стран региона, рельеф­но прослеживаются и во внешней торговле Бразилии. В 2005 г. ее доля в мировом экспорте достигла 1,2% и превысила показатель 80-х гг. Экспорт товаров и услуг составил 115 млрд долл. Доля страны в экс­порте региона поднялась до 20,7% (ее экспорт в 1,8 раз меньше мекси­канского, но почти в 3 раза превышает аргентинский), а доля импор­та 15,3% (он в три раза меньше мексиканского и в три раза больше аргентинского).

Преобразования в экономике и особенно в сфере промышленно­сти в значительной степени изменили структуру экспорта Бразилии. На готовую продукцию в начале XXI в. приходилось 53—55% экспор­та, 27—28% экспорта составляло оборудование, машины, автомобили.

Доля высокотехнологичных товаров составила более 19% объема экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Страна пре­доставляет также технологические консультационные проектные ус­луги развивающимся странам, обладая солидной научно-технической базой. Одновременно Бразилия — крупнейший поставщик железной руды (8,5% экспорта), стали и проката, руд других металлов. Значи­тельной статьей экспорта являются потребительские товары (обувь, одежда). Бразилия — самый крупный экспортер продовольствия в ре­гионе 1/з часть ее экспорта). Она является ведущим поставщиком апельсинового сока, кофе, занимает ведущее место в мире (после США) по экспорту сои — 26% (Аргентина — 16%).

Крупными потребителями бразильских товаров являются США — 20%, ЕС - 25, Япония - 5,2, КНР - 6% и более 30% страны ЛААИ и МЕРКОСУР (см. ниже).

Иностранный капитал


Снятие ограничений на деятельность иностранного капитала уст­ранило многие препятствия для его свободного продвижения в эконо-мику региона, включая сферу финансов. Объем прямых иностранных инвестиций резко увеличивался, особенно в 90-е гг. Если в 1991 г. их приток составлял 11 млрд долл., то в рекордный 1999 г. — 79 млрд долл., а их общая сумма за 90-е гг. превысила 385 млрд долл. Основная часгь ПИИ направлялась в экономику Аргентины, Бразилии, Мекси-> Колумбии и Чили. Крупные капиталовложения направляются в офшорные зоны карибских островов, начиная с 1991 г., в регион устремляются портфельные инвести-ции, с их помощью скупаются акции приватизируемых предприятий.В 1996—1997 гг. их сумма составляла 100 млрд долл., в последующие три года — более 120 млрд долл., но в начале столетия их приток резко сократился до 25—27 млрд долл. в год.

Крупным реципиентом капитала в регионе является Бразилия. Ссудный капитал в основном привлекается для покрытия дефицита по статьям текущих операций. Значительная часть притока капитала приходилась в форме «горячих денег", что приводило в условиях кри­зисов и спадов к резкому оттоку капиталов (в 1998 г. — 40 млрд долл.) и молниеносному росту внешней задолженности. Страна преврати­лась в самого крупного должника в третьем мире. В 2005 г. объем ее за­долженности снизился до 191 млрд долл. (31% ВВП), но и в начале нынешнего столетия Бразилия обязана строго придерживаться требо­ваний МВФ при получении новых займов для погашения внешней за­долженности.

Большое влияние на экономику страны оказывают прямые ино­странные инвестиции, их накопленная сумма в 2004 г. превысила 150 млрд долл.

За годы неолиберальных реформ иностранный капитал проник в нефтяную, добывающую промышленность, энергетику, сферу транс­порта, телекоммуникаций и банковскую сферу. В стране действуют сотни ТНК и их дочерних компаний. Крупными инвесторами явля­ются США, Испания, Германия, Япония и Швейцария.

Последние тридцать лет Бразилия выступает в роли экспортера ка­питала. Ее инвестиции направляются в соседние и другие развиваю­щиеся страны. Объем ее накопленных зарубежных прямых инвести­ций достиг 64 млрд долл. Одновременно происходит отток теневого капитала (нелегальный отток капитала оценивается в размере 1— 2 млрд долл.).

В 90-е гг. и начале нынешнего столетия счет текущих операций сводился в основном с дефицитом (лишь в 1992, 1993, 2003 и 2004 и 2005 гг. — с профицитом). В 2002 г. величина этого дефицита соста­вила 1,5% ВВП, а в предыдущие (1996-2000 гг.) - 4,6-6,5% ВВП. Во многом этот дефицит покрывался притоком иностранного капи­тала.

Анализ развития бразильской экономики и экономики региона свидетельствует, что иностранные инвестиции необходимы для социально-экономического развития. Однако их привлечение и ис­пользование не всегда приносит позитивные результаты — рост внеш­ней задолженности, большие суммы платежей в счет долга замедляют экономическое развитие, а в отдельные периоды даже обостряют со циальные противоречия и ухудшают материальное положение трудо-вых слоев населения, особенно когда проводится активная политика

сокращения госрасходов в целях ликвидации дефицитов госбюджета и платежного баланса как условия получения займов от МВФ.



Латиноамериканская интеграция

Латинская Америка раньше других регионов третьего мира всту-пила на путь интеграции. С I960 г. здесь стали действовать торгово-экономические группировки - - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли — ЛАСТ (преобразована в 1980 г, в Латиноаме­риканскую ассоциацию интеграции — ЛААИ), с 1961 г. Централь-ноамериканский общий рынок (ЦАОР), с 1968 г. — Карибская ассо­циация свободной торговли (преобразована позже в Карибское сообщество и Карибский общий рынок — КАРИКОМ). В 1969 г. возникли еще два региональных торгово-экономических объедине­ния — Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), преобразованная в 1996 г. в Андское сообщество наций, и Ла-Платская (Аргентина, Брализия, Парагвай и Уругвай, государства которой в 1991 г. образовали Общий рынок стран Южного конуса — МЕРКОСУР.

Процесс интеграции в регионе и субрегионах прошел сложный путь. Основным препятствием на его пути являются разный уровень социально-экономического развития, противоречия между большими и малыми странами, наличие территориальных споров и претензий, военные конфликты и порой давление со стороны США. В процессе интеграции создаются двусторонние и многосторонние зоны свобод­ной торговли, одновременно предпринимаются шаги по созданию такой зоны между субрегиональными интеграциоными объединения­ми, происходит «перекрещивание» процесса создания зон свободной торговли. Большое значение для перспектив региональной инте­грации имеют взаимоотношения между Андским сообществом наций и МЕРКОСУР.

Особую роль в интеграции Южной Америки и Западного полуша­рия имеет МЕРКОСУР Именно это объединение за полтора десяти­летия добилось внушительных экономических успехов, хотя его стра­ны-члены в 90-х гг. и в начале нынешнего столетия испытали эконо-Мические спады и кризисы, В 1995 г в нем были введены единые внешнеторговые пошлины, т.е. возник таможенный союз. Позиции МЕРКОСУР значительно окрепли после подписания в 1996 г согла-Иения о создании зоны свободной торговли с Боливией и Чили. 2005 г. членом МЕРКОСУР стала Венесуэла.

Бразилия является лидером и осью интеграционного процесса в регионе, она в 1993 г выдвинула идею создания Южноамериканской

зоны свободной торговли (САФТА). Она стремится на принципиаль­но отличной основе от США создать Зону свободной торговли Амери­ки. В качестве шага на этом пути в 2004 г. было создано Южноамери­канское сообщество наций (ЮАСН), в которое вошли члены МЕРКОСУР, Андского сообщества наций, некоторые члены Кариб-сого сообщества (Гайана и Суринам), а также Чили как ассоциирован­ный член МЕРКОСУР.

Северный сосед пытается подчинить страны Западного полушария своему влиянию через НАФТА, создать под своей эгидой ФТАА. В ка­честве шага на этом пути США в 2005 г. подписали соглашения о сво­бодной торговле с Колумбией, Панамой, Чили и с такой группиров­кой, как ЦАОР. Однако подписание договора о создании ФТАА, планировавшееся на конец 2005 г., не состоялось и было отложено на неопределенный срок (против выступили прежде всего страны МЕРКОСУР). Таким образом, в регионе наблюдается двухполюсная игтеграционная тенденция.

Экономические отношения Латинской Америки с Россией

История отношений с регионами имеет давние традиции, но до развала СССР они в основном сводились к связям с социалистиче­ской Кубой. Доля Латинской Америки во внешней торговле Совет­ского Союза не превышала 1% (Куба — 5,5%). С падением СССР торговый оборот резко упал, в 1993 г. его объем составлял лишь 1,4 млрд долл. За десять последующих лет сумма товарооборота уве­личилась до 6 млрд долл. (более трети приходится на Бразилию). Более 80% поставляемых в Россию из Латинской Америки това­ров — это мясо, сахар, кофе, растительные масла, фрукты, вино, рыбная мука, кожи, шерсть, свинцовые, цинковые концентраты и бокситы. Импортируется прежде всего продукция химической про­мышленности, ферросплавы, топливо, авиатехника, подшипники и другие товары.



Бразилия является одним из крупнейших и перспективных торго­вых партнеров России в регионе. Она обладает относительно высоким уровнем промышленного и технологического развития, возмож­ностью поставить широкий ассортимент промышленных товаров и продукции сельского хозяйства. С бразильской стороны есть заинте­ресованность в получении российских сырьевых товаров, машин и оборудования, патентов, лицензий, а также заинтересованность в раз­работке космических программ.




Нет такого дела, с которым мужчина не справился бы лучше, чем женщина, кроме деторождения... хотя и это следовало бы предоставить мужчинам. Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс
ещё >>