Брайн Клеммер Добрый самурай. Как стать выдающимся в этом заурядном мире - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Меч душа самурая 1 58.36kb.
Лекция «Проявления Лакшми» 1 130.45kb.
Конец знакомого мира: Социология хх1 века 1 67.56kb.
«В мире профессий» 1 180.1kb.
Бета/гамма: Katana Пейринг: гп(СС)/дм рейтинг 4 1160.07kb.
Первый – детям! Добрый свет 1 21.37kb.
Компьютер, мультимедиопроектор, таблица Менделеева 1 56.69kb.
Элективный курс «Программирование в среде лого» 1 152.81kb.
Брайн Люк Сиворд Жизнь в гармонии. Стресс как стимул к духовному... 18 3621.4kb.
Учил меня отец и мать Как в этом мире жить положено 1 8.99kb.
В интервью газете "Мюнхнер Меркур" Вестервелле заявил, что "угрозы... 1 54.34kb.
Шлем "Самурай 3000" Прислала Ольга Лебедева (М. Феликс) 1 16.65kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Брайн Клеммер Добрый самурай. Как стать выдающимся в этом заурядном мире - страница №2/12

Глава 2

Личная ответственность
Человек может потерпеть неудачу множество раз, но он не станет неудачником, пока не начнет винить в своих бедах кого-то другого.

Неизвестный автор
Есть одна точка зрения, с которой большинство людей никак не хотят соглашаться, и заключается она в том, что все, что вы имеете, не имеете или будете иметь когда-либо в жизни, обусловлено теми решениями, которые вы принимаете. И это именно та позиция, которую занимают добрые самураи, даже если не считают это правдой. Они уверены, что их нынешнее положение напрямую связано с теми решениями, которые они сами принимают. Обычные же люди предпочитают роль жертвы — то есть, мол, такова жизнь.

Мне вспоминается старый анекдот об одном строителе, который носил свой завтрак на работу в черном металлическом контейнере: он открывал этот контейнер и начинал причитать, что у него опять на завтрак бутерброд с ореховым маслом и джемом; эта сцена повторялась каждый день; день за днем он жаловался на свой бутерброд с ореховым маслом и джемом. К конце недели его приятели-рабочие порядком устали от его хныканья, и один из них спросил: «Почему ты не скажешь своей жене, чтобы она делала тебе для завтрака бутерброд с жареной говядиной или тунцом?»

Он ответил: «Жена? У меня нет жены, я сам делаю себе бутерброд». Возможно, это звучит нелепо, но эта история хорошо иллюстрирует мысль о том, что обычный человек сам делает свой «бутерброд жизни», а потом жалуется, что невкусно. Так что давайте исходить из упомянутого утверждения о том, что все, что вы имеете, не имеете и когда-либо будете иметь в жизни, является результатом решений, которые вы принимаете. Заняв эту позицию, вы продолжите жизненную игру как добрый самурай. Никто ничего не делает просто так — в любом деле у вас должна быть какая-то заинтересованность.

Вот преимущества ведения жизненной игры согласно правилу «все, что я имею — моя заслуга».

  1. Это обогащает ваш опыт и улучшает самоощущение, даже если обстоятельства вашей жизни не меняются.

  2. Это выявляет ваш потенциал для достижения различных результатов.

  3. Это возвращает вас на место водителя. Руль в ваших руках.


Это ваш выбор

В каждый момент времени мы совершаем выбор, и каждый выбор имеет последствия — оборачиваясь потерями либо преимуществами. С этой фразы мы в Klemmer & Associates начинаем семинары для подростков по развитию лидерских качеств, и сначала наши подопечные начинают спорить. Они говорят, например: «Нет, я же должен ходить в школу». А руководитель отвечает: «Нет, не должен». Забавно наблюдать, как они пререкаются: «Нет, я должен» — «Нет, не должен». Наконец один из ребят говорит что-нибудь вроде этого: «Если я ие буду ходить в школу, меня отправят в колонию для несовершеннолетних». Руководитель соглашается: «Это так, и это называется последствием. Ты сам выбираешь ходить в школу вместо того, чтобы отправиться в колонию». Таким образом подросток начинает понимать, что в любой момент времени у него есть выбор и что любое решение имеет свои последствия.

Уже само осознание того, что у нас всегда есть возможность выбора, меняет наше отношение к жизни. 11опробуйте сказан» «мне приходится» о чем-то в своей жизни, например: «Мне приходится ходить на работу». Что вы чувствуете? Скорее всего, вы ощущаете недостаток энергии, недовольство и, возможно, даже признаки депрессии. Теперь попробуйте сказать: «Я выбираю ходить на работу». Что вы теперь чувствуете? Наверняка ощущаете себя более бодрым и энергичным.

Вы все равно пойдете на работу, но, взглянув на этот факт с иной точки зрения, вы измените свои ощущения. И в этом заключается основное преимущество позиции собственного выбора по сравнению с позицией жертвы — в этом случае вы имеете возможность самостоятельно творить события своей жизни. Быть лично ответственным — значит исходить из того, что вы сами являетесь причиной всего происходящего с вами, ибо это обусловлено теми решениями, которые вы выбираете. Вы тоже станете добрыми самураями, когда выберете видеть, что вы лично ответственны за все в своей жизни.

Вы несете ответственность за то, как складываются ваши отношения с людьми на данный момент.

Давайте немного углубимся в детали. То количество денег, которое вы зарабатываете в неделю, месяц или год, напрямую зависит от вашего выбора, и вы песете личную ответственность за свой доход. И все же я снова и снова слышу, как люди жалуются на свою работу, оставаясь при этом на ней годами — даже до самой пенсии, и имя им — Мистер или Миссис Посредственность. Это кажется безумием, но люди так поступают каждый день. Качество или недоброкачественность вашего брака, ваших отношений с детьми, ваших отношений с родителями и прочими родственниками, а также непосредственно статус женатого или неженатого человека — все это является прямым результатом принятых вами решений.

Вы ответственны за то, как складываются ваши отношения с людьми на данный момент. Люди жалуются на кого-то годами и продолжают делать вид, что не они сами сделали себе этот бутерброд; они игнорируют тот факт, что сами выбрали встречаться с тем или иным человеком или не проявили должной проницательности, вступая с ним в серьезные отношения. Они недооценивают то влияние, которое оказывает их мнение или недостаток великодушия на поведение их партнера. Почему люди не пытаются выйти из тупиковой ситуации? Прежде всего потому, что обычный человек не верит, что у него есть выбор.

Люди склонны полагать, что им приходится принимать все, что дает им жизнь. Если вы считаете, что стоите больше, чем вам платят, и готовы подтвердить свое убеждение, тогда просите повышения. Однако же многие люди лишь жалуются и никогда ничего не предпринимают. Если вы просите прибавки к зарплате и вам отказывают, это не значит, что вы не заслуживаете тех денег, которых требуете, — это лишь значит, что ваш работодатель не видит вашу ценность так, как ее видите вы. Самое простое решение в этом случае — найти компанию, которая признает вашу ценность, либо начать собственное дело.

Многие люди так боятся, что не найдут другую работу, что предпочитают безопасность новым возможностям и делают вид, что у них нет выбора. Если вы продолжаете оставаться там, где вам мало платят или недооценивают, то это ваш выбор. В конечном итоге вы несете ответственность за свое финансовое будущее. Ну вот, теперь вы думаете: «Да уж, этот парень жену мою не знает», или: «Брайан понятия не имеет о том, какая сволочь на самом деле мой начальник». Послушайте, я пытаюсь объяснить вам, что все эго на самом деле не имеет никакого значения.

Не важно, что эти люди делают или не делают, гораздо важнее то, как вы реагируете на то, что они делают, и то, хотите вы продолжать жить в подобных условиях или нет. Абсолютно все зависит от вас. Представьте корабль, отправляющийся в плавание: совершенно не важно, в какую сторону дует ветер или куда направлено течение, — важно лишь, куда поворачивать руль и паруса.

Я знаю, вы наверняка сейчас вспоминаете обо всех трагедиях, случившихся в вашей жизни, и думаете, как это было несправедливо. Это случилось с вами, а ведь вы этого не заслужили. О’кей, когда закончите жалеть себя, продолжайте читать. Ясное дело, что у вас были в жизни проблемы, а у какого доброго самурая их не было? Нет на свете такого воина, что не смог бы разделить вашу несчастную участь. Чем дольше вы живете, тем длиннее становится ваш список невзгод. С самого момента рождения у вас начинаются трудности: кто-го должен вас кормить, менять вам подгузники, играть с вами и сделать так, чтобы вы отрыгнули после еды. Становясь старше, вы снова сталкиваетесь с различными проблемами: вы начинаете ходить в школу и терпеть стычки с хулиганами, клички и насмешки становятся настоящей проблемой, потому что никому не нравится, когда его дразнят.

А потом начинается подростковый период и половое созревание, гормоны активизируются, и вы перестаете понимать, что происходит с вашим телом. Девочки и мальчики, которых вы когда-то вроде бы ненавидели, внезапно превращаются в прекрасных и желанных ангелоподобных существ. Быть крутым и классно выглядеть становится вашей главной заботой, потому что нужно «вписываться»; давление со стороны сверстников усиливается. После школы вы поступаете в колледж, где вам приходится учиться усерднее, чем когда-либо; вам кажется, что ваш профессор сошел с ума, раз задал прочитать 15 книг — каждая три дюйма толщиной — в течение семестра. Приближаются экзамены, и это проблема для вас, потому что вы занимались через пень колоду. Вы стойко переносите эти невзгоды и в конце концов становитесь выпускником, получаете свой диплом и заслуженно горды собой. Но проходит три месяца безуспешных попыток найти работу, и вас постигает серьезное разочарование: у вас есть диплом, но нет работы, и это становится вашей главной проблемой, потому что студенческие займы нужно возмещать уже через пару месяцев.

И вот вы получаете работу. Теперь ваши проблемы позади, да? Подумайте еще раз: вам нужно найти подходящего партнера на всю оставшуюся жизнь, а это может быть весьма затруднительно в этом огромном мире, который предлагает такое разнообразие вариантов выбора. Вы находите человека вашей мечты... и ваша мечта превращается в кошмар. Теперь вам приходится пересмотреть свои желания. И не забывайте о детях, которых вам нужно воспитывать и обеспечивать — включая обучение в колледже и свадебные торжества. Потом дети покидают отчий дом, и теперь вы наконец готовы начать жить...
Вы никогда не лишены возможности выбора.

Однако вы уже не так молоды, вас мучает артрит, и вы обращаетесь в Американскую ассоциацию пенсионеров, чтобы узнать, как люди вашего возраста справляются с подобными проблемами. А потом вы умираете. Ура, вашим неприятностям пришел конец! Так ли это? А может, они только начинаются?

Я только что провел для вас шуточную экскурсию но вашей жизни, чтобы показать наглядно, что проблемы будут возникать всегда, на любом уровне. Исчезнут они только тогда, когда вы умрете; хотя это зависит от ваших религиозных убеждений — даже покинув этот мир, вы все же можете столкнуться с проблемами дальнейшего бытия.

Проблемы — это неплохо, они помогают нам вырасти в исключительных людей, а также напоминают о возможности выбора. Мы никогда не лишены возможности выбора. Я знаю, что плохое случается и с хорошими людьми, но именно от того, как мы выбираем реагировать на неприятности, и зависят перемены в этом мире. Даже если речь идет об экстремальной ситуации, связанной с насилием, выбор все равно есть. Только пожалуйста, не считайте меня бесчувственным человеком: я очень сочувствую всем тем, кто подвергся насилию в отношениях, и презираю все формы насилия. Но факт остается фактом — даже в такой ситуации у пас есть выбор. Выбор непростой — любой вариант этого выбора подразумевает тяжелые последствия, но как минимум мы имеем возможность выбирать человека и то, как реагировать на происходящее.

В 68 году нашей эры еврейский род Маккавеев поднял восстание против Римской империи. Попробуйте сейчас не думать, хорошо это было или плохо, верное или неверное это было решение. Это был выбор, влекущий за собой потери и преимущества. Маккавеи продержались примерно три года во дворце, который царь Ирод построил в Масаде. Я сам посещал это место, и поверьте, зрелище впечатляющее: представьте себе скалу в пустыне высотой в тысячу двести футов'; на ее вершине крепость — это и есть Масада. Римлянам понадобилось три года, чтобы построить рядом холм высотой с эту скалу, и было очевидно, что им удастся захватить крепость.

И вот Маккавеи собрались на совет и изучили варианты выбора. Не желая, чтобы их дети стали рабами, а их жены подверглись насилию, они решили лишить римлян удовольствия выбирать, как им умирать. Тысяча людей совершила добровольное самоубийство. И опять-таки, не поддавайтесь сейчас своим чувствам но поводу этого решения; это лишь яркий пример, иллюстрирующий тот факт, что выбор есть всегда. Поймите меня правильно, я не предлагаю вам убивать себя, чтобы избавиться от невыносимых обстоятельств, эта история лишь демонстрирует решение, повлекшее за собой различные преимущества и потери.

Как видно из примера Маккавеев в Масаде, даже если вы не видите другого выхода, это не значит, что его у вас нет. Способность находить возможность выбора изменит качество вашей жизни, даже если все варианты этого выбора нерадостны и сулят ограниченный успех.

Вы когда-нибудь слышали о Викторе Франкле? Это австрийский врач, невролог и психиатр, переживший холокост. Он был свидетелем практически всех возможных зверств по отношению к человеку, и все же он выжил; его родители умерли в концлагерях, и даже его жена была убита. Франкл видел, как люди умирают от голода, тщетно пытаясь раздобыть хоть кусочек хлеба, делая все возможное, чтобы выжить. Он видел мучения других заключенных и зверские убийства. Из всех его род- ственников выжила только сестра, которая впоследствии эмигрировала в Австралию. Большинство людей сломались бы, пережив такие ужасы, но Франкл говорил, что решил искать смысл в разных формах бытия, даже самых кошмарных.

Именно об этих исканиях он написал свою знаменитую книгу «Человек в поисках смысла», в которой запечатлена его жизнь в концлагерях и говорится о том, как он пользовался силой своего разума, чтобы изменить ход событий и выжить. Даже в самых нечеловеческих условиях, утверждает Франкл, выбор был той движущей силой, которая спасала ему жизнь. Как сказано в книге, он верит, что сила возможности выбора также поможет другим выжить даже в самые тяжелые времена: «Мы, жившие в концлагерях, помним тех людей, которые ходили по баракам, утешая других и отдавая последний кусок хлеба. Наверное, их было немного, но их существование убедительно доказывает, что у человека можно отнять все, кроме одного: последней из свобод — выбирать свое отношение к любым обстоятельствам, выбирать свой собственный путь».

Качество вашей жизни — или ее неполноценность — это ваш собственный выбор, а ваш выбор зависит от того, берете ли вы на себя лично ответственность за все, что делаете, и от того, как вы реагируете на действия других людей по отношению к вам.

Варианты выбора и независимость



Существует такое расхожее мнение: все люди свободны. А как насчет тех, кто живет под властью диктатора? Они тоже имеют свободу. Почему? Потому что свобода — это возможность выбирать, и ею, как красноречиво описал Виктор Франкл, обладают все человеческие существа, даже в самых невообразимых обстоятельствах. Однако же последствия их выбора сильно отличаются от последствий выбора в обычных обстоятельствах. И несмотря на то что все люди имеют свободу, лишь очень немногие наслаждаются независимостью.

Независимость — это способность делать то, что хочется и когда хочется, идти туда, куда хочется и когда хочется. Что наиболее важно, это способность быть тем, кем хочется, когда вздумается.

Добрые самураи ищут варианты выбора, решения и смысл жизни, а не ждут, когда они появятся сами собой, они стараются формировать свою независимость, которой наслаждаются они сами и окружающие; они не уклоняются от трудного выбора просто потому, что боятся возможных последствий.

Я убежден, что из всех даров, которыми наделил нас Бог, самым главным является возможность выбора. В умелых руках это очень полезный инструмент. Возможность выбора все время поддерживает нас в состоянии потенциального победителя. Это возможность обретения независимости. Все это, возможно, звучит как некая утопическая философия, но это не так. То, что вы выбираете сегодня, определяет то, что будет с вами завтра, а если вы решаете не выбирать что-либо, этого в вашей жизни никогда не будет.

Итак, в конце дня — или даже в конце жизни — вы можете остаться обычным человеком и винить других в том, что случилось или не случилось с вами, а можете стать добрым самураем и быть довольным собой даже в самых жутких обстоятельствах, и создавать условия для независимой жизни себе и другим.

Если независимость — это так здорово, почему вокруг гак мало добрых самураев, способных похвастаться ею? Дело в том, что за все приходится платить. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке: любая прибыль влечет за собой соответствующие затраты, то есть, чтобы приобрести, нужно от чего-то отказаться. Осознание того, что у вас всегда есть выбор, тоже имеет свою цену (равно как и делание вида, что выбора нет, тоже имеет ряд различных последствий). Выбор пути доброго самурая подразумевает свои потери, равно как и путь наименьшего сопротивления. В Вест-Пойнте нас всегда учили выбирать трудный, но правильный путь, предпочитая его легкому, но неправильному. Нас учили быть добрыми самураями. Можно, конечно, поспорить здесь насчет доброты, но это уже отдельная история.

Если мы ведем себя как трусы и не делаем правильный выбор, то утрачиваем независимость.

Виктор Франкл однажды предложил в пару к статуе Свободы на Восточном побережье поставить статую Ответственности на Западном. Возможно, он имел в виду, что наша независимость требует принятия ответственных решений. Если мы ведем себя как трусы и не делаем правильный выбор, мы утрачиваем нашу независимость. Когда это происходит, мы предпочитаем краткосрочные преимущества, обеспеченные не столь очевидными потерями в долгосрочной перспективе, очевидным кратковременным потерям, которые компенсируются не столь очевидными долговременными преимуществами. Самос же естественное для доброго самурая — выбрать последний вариант.

Меня очень заботит то, что происходит в современном американском обществе. На самом деле, именно эти опасения и побудили меня написать книгу. Обычные люди то и дело жалуются, что программа социального обеспечения ничем не поможет их детям, и при этом упорно не желают как-либо менять свой образ жизни. Взгляните: обычные люди наслаждаются преимуществами своего нынешнего положения, но избегают думать о влиянии своих сегодняшних излишеств на будущее собственных внуков — вплоть до «сомнений» в реальности процесса глобального потепления и прочих подобных явлений.

Вспомните тех людей, которые заработали огромные деньги на скандалах с Enron, Tyco и даже Arthur Andersen, совершенно не заботясь о тысячах пострадавших, которые в результате потеряли свои пенсионные сбережения — не говоря уже об ущербе, нанесенном экономике, и формировании циничного отношения к крупному бизнесу. Однако это не ново — подобное поведение демонстрировали на протяжении всей истории целые народы и отдельные родовые кланы, захватившие богатство, а не заработавшие его. Когда что-то приходится зарабатывать, устанавливаются иные ценности, на порядок выше — когда жизнь достаточно трудна, движение вперед становится наиболее очевидным и простым выбором для среднестатистического человека.

Для доброго самурая кратковременные неудобства не имеют значения, если они обеспечивают долгосрочные преимущества. Самураям приходилось выдерживать сильную физическую боль, будучи, например, раненными в битве, однако последствия нарушения кодекса чести воина были гораздо хуже. В период основания нашего государства пятьдесят шесть храбрецов поставили свои подписи под Декларацией независимости. Подписывая этот документ, они понимали, что ставят под удар свои семьи, благосостояние и собственные жизни ради возможности добиться независимости для себя и других. Они, без сомнения, были настоящими добрыми самураями: благодаря их смелому поступку сегодня мы наслаждаемся независимостью. У вас может возникнуть вопрос — пришлось ли им за это заплатить? Отвечаю: конечно, да!

  • Пятеро из подписавших документ были пойманы и арестованы британцами как изменники и умерли, перенеся множество пыток.

  • Дома двенадцати были разграблены и сожжены.

  • Двое потеряли своих сыновей, служивших в армии; двое сыновей еще одного из них были арестованы.

  • Девять человек погибли от ран и лишений в ходе Войны за независимость США.

И это всего лишь краткий список потерь, которыми эти люди заплатили за свою смелость. Быть добрым самураем — это не значит беззаботно плыть по волнам жизни, получая всевозможные выгоды; за это приходится серьезно платить. В свое время мы получили независимость, но сегодня мы должны заново сформировать ее ценность, иначе наши потомки потеряют ее. Помните: вдохновение дает толчок к движению, но только характер не дает ему прекратиться.
Сегодня осуществляется выбор не между насилием и ненасилием, а скорее таклибо ненасилие, либо небытие.

Мартин Лютер Кинг-младший, речь «Американская мечта» в Университете Линкольна, Оксфорд, штат Пенсильвания,

6 июня 1961 года
Независимость дороже золота и серебра, и требуется большая дисциплинированность для ее приобретения и удержания. В своей книге «Бремя свободы» доктор Майлз Манро называет безответственность величайшим врагом свободы. Он использует слово свобода в том же значении, в котором я употребляю слово независимость. Он пишет: «Вы там, где вы находитесь, потому что подсознательно выбрали там быть». Это значит, что зачастую свой выбор мы делаем подсознательно. А вот что пишет Манро о безответственности: «Само слово „безответственность“ также несет в себе значение „бессовестности“ или же „неспособности либо нежелания поступать но совести“. А ведь именно человеческая совесть позволяет нам различать, что хорошо, а что плохо. Когда допускается повышение уровня безответственности в жизни, голос совести постепенно стихает. Некоторые люди делают невероятные вещи, но не чувствуют впоследствии никакой вины или угрызений совести: люди стреляют друг в друга, мужья бьют своих жен, отцы снят со своими дочерьми, а потом просыпаются, принимают душ, завтракают и идут на работу как ни в чем не бывало. Совесть мертва у большей части общества во всем мире, потому что мы переняли этот дух безответственности».

Если то, что говорит Манро, действительно правда — а я убежден в этом — то можно напрямую связать независимость с ответственностью, а зависимость, неволю — с безответственностью. Разве многие заключенные в тюрьмах не утратили свою независимость именно потому, что поступили безответственно? Если вы будете ехать со скоростью сто миль в час в окрестностях школы, например, вы рискуете потерять нрава на вождение автомобиля. А если, будучи адвокатом, вы примете участие в каких-либо махинациях, в результате чего вас лишат лицензии, вы потеряете право заниматься юриспруденцией.

Независимость утрачивается в результате безответственного поведения, и иной раз безвозвратно. Она утрачивается, когда обычные люди не способны действовать ответственно. Если это так, то единственный способ сохранить независимость в любой сфере жизни — это взять на себя личную ответственность за свои собственные действия; это значит, что вы и я должны стать настоящими добрыми самураями. Важно понимать, что решения, преимущества и потери не всегда бывают грандиозных масштабов, ведь люди принимают решения каждый день. Трудности возникают в следующих двух видах обстоятельств.

  1. Когда очевидны непосредственные преимущества неправильного выбора, а его долгосрочные последствия скрыты.

  2. Когда очевидны непосредственные потери, связанные с правильным выбором, а его долгосрочные преимущества скрыты.

На семинарах по развитию лидерских качеств, проводимых у нас в Klemmer & Associates, мы зачастую помогаем участникам определить сферы жизни, в которых, по их мнению, у них нет выбора, а затем выявляем альтернативные возможности, существующие на самом деле. Это довольно сложный процесс, потому что людям приходится расставаться со всеми преимуществами, которые они имеют, притворяясь, будто у них нет другого выхода, то есть играя роль жертвы. Давайте же рассмотрим несколько выгодных сторон позиции жертвы.

  1. Это освобождает вас от необходимости предпринимать какие- либо действия.

  2. Люди жалеют вас и поддерживают вашу жалость к себе — и это позволяет вам чувствовать себя хорошим, нужным, признанным и любимым.

  3. Вам никогда не приходится принимать трудные решения.

  4. Вы не чувствуете, что должны сделать в жизни что-то особенное; «обстоятельства», которые сложились определенным образом, виноваты в вашем нынешнем положении.

  5. Всю оставшуюся жизнь вы можете тешить себя мыслью, что все ваши поражения напрямую связаны с тем, что кто-то помешал вам, и вам есть кого винить.

Людям нравится быть жертвой, имея такие преимущества. Живя таким образом, они не чувствуют необходимости личной ответственности за все, что с ними происходит. Вспомните Опру Уинфри, которой в ранние годы пришлось не раз пережить сексуальное насилие со стороны членов семьи. Она тоже могла запросто встать на путь бесчисленных жертв подобных покушений.

Вместо этого она преобразовала то, что могло бы навсегда искалечить ее, в стимул для движения вперед — помогая другим людям. Думаете, если она решила не дать опыту изнасилования остановить ее, это значит, что она преуменьшает его травматичность? Некоторые люди так считают; они убеждены, что раз она не кричит о своей боли на весь мир, то тем самым она позволяет насильнику избежать наказания. Но здесь речь не о справедливости, речь о полноценности жизни. Теперь совершенно очевидно, что этот насильник не проживает свою жизнь в полной мере; если бы это было так, ему бы незачем было совершать подобное преступление.

Сегодня, имея собственную телевизионную сеть, Опра обладает куда большими возможностями разоблачения растлителей малолетних в Америке. Если бы она позволила себе превратиться в жертву, она бы ограничила свое влияние и возможность помочь миллионам людей достичь своей свободы. Выбирая не быть жертвой, вы помогаете обрести свободу не только себе, но и другим. И тем не менее, есть люди, которым гораздо удобнее быть жертвой, поскольку это имеет свои непосредственные прей мущества.

Доктор Бен Карсон, известный нейрохирург, встал во главе отделения детской нейрохирургии в больнице имени Джонса Хопкинса, когда ему было всего тридцать три года. Он является одним из самых квалифицированных специалистов в своей области во всем мире. Доктор Карсон приобрел мировую известность благодаря тому, что не удавалось многим его коллегам, — своей способности хирургическим путем разделять сиамских близнецов. Но его жизнь не была чередой бесконечных успехов.

Он родился в Детройте, у матери-одиночки; она вышла замуж в тринадцать лег, но когда Карсону было восемь, его родители развелись. Его мать работала на трех-четырех работах, чтобы обеспечить достойную жизнь своим сыновьям. Несмотря на то, что она не закончила даже трех классов, она хотела, чтобы Бен и его старший брат Кертис получили лучшее образование, чем довелось получить ей. Беи постоянно подвергался насмешкам одноклассников, которые дразнили его болваном, когда он не мог ответить на вопросы учителя. Насмешки вызывали у него неконтролируемые приступы гнева: подростком Бен чуть не убил одного мальчика, не сумев сдержать свою ярость. Это стало определяющим моментом в его жизни.

Вместо того чтобы превратиться в посредственного хулигана, Бен решил заняться самообразованием, не обращая внимания па оскорбления, сыпавшиеся на него. Он снова и снова потрясал своих одноклассников необыкновенными успехами в области научных знаний. Впоследствии он закончил Йельский университет с дипломом по психологии, а также окончил медицинский факультет университета в Мичигане. Доктор

Карсон мог запросто выбрать роль жертвы и пожинать плоды своего выбора. К счастью, он осознал то, что понимают истинные воины: роль жертвы не дает никаких основательных, долгосрочных и перспективных преимуществ; этот выбор заставляет вас топтаться на одном месте.

e-puzzle.ru


Я — не ваша проблема

Никто в этой жизни не является вашей проблемой. Возможно, вы скажете: «Моя мама не уделяла мне достаточно внимания» или «Мой папа меня ни во что не ставил». Все так, но это не ваша проблема. Ваш босс, ваш преподаватель, ваш рекрутер, ваш сержант-инструктор и даже ваши дети не являются вашей проблемой. Это люди, а не проблемы. Все трудности, существующие и нашей жизни, мы устраиваем себе сами. Можно взглянуть на это и с другой стороны: проблемы существуют лишь потому, что еще нами не решены.

Мне приходилось слышать, как матери сокрушаются по поводу того, что дети появились у них в слишком раннем возрасте, в результате чего они не имели возможности учиться в колледже и строить карьеру. Они делали из своих детей проблему, тогда как па самом деле семья была для них лишь предлогом не двигаться дальше. Интересно наблюдать, как люди делают проблему из тех вещей, которые другими рассматриваются как преимущества.

Мать Бена Карсона, Сопя, использовала тот факт, что у нее двое детей и не от кого ждать помощи, как стимул для обеспечения самой лучшей жизни и личного примера своим сыновьям. У нее не было образования, но она постаралась, чтобы ее дети его получили. Соня просила Бена и его брата писать рецензии на книги, по две в неделю, и сдавать ей на проверку. После этого им разрешалось пойти погулять и поиграть с другими детьми. Она плохо читала, и на самом деле даже не могла оценить, насколько правильно были написаны эти рецензии, но это не имело значения. Она знала, что ее дети — не ее проблема. Отец Карсона (который оставил семью, когда Бену было восемь лет) также не был проблемой для нее или ее сыновей, хотя они с легкостью могли бы обвинить этого человека во всех своих невзгодах, но какая была бы польза от этого? Никакой. Запомните, никто не является вашей проблемой. Вы сами несете ответственность за все. Вы сами управляете своей жизнью, за рулем только вы — и никого больше.

Не надо искать виноватых



Из всех занятий поиск виноватых, наверное, самая пустая трата времени, поскольку ничего не меняет. Признавать виноватым самого себя или других — абсолютно бессмысленная трата времени в контексте непосредственного решения проблемы. На какое-то время вы можете почувствовать себя лучше, но на самом деле это ничего не изменит.

Давным-данно в одном из своих скетчей комик Билл Косби шутил насчет детей, единственных в семье, и по поводу проблемы, с которой они сталкиваются, не имея братьев и сестер, — им некого винить в своих ошибках. Так или иначе, он говорил о том, что наличие братьев и сестер порождает привычку обвинять. Наверное, это правда, однако не факт, что эго нормально. Я воспитываю собственных детей и знаю, что привычка сваливать вину на братьев или сестер ослабляет способность ребенка быть ответственным за свои действия. Поразительно, но подобная привычка развивается еще в самом нежном возрасте. Например, кто-то из детей проливает молоко на иол. Родитель спрашивает: «Кто это сделал?», и ребенок инстинктивно указывает на кого-то другого, понимая, что нужно удовлетворить просьбу мамы или папы, даже если тот, на кого он указывает, невиновен. Таким образом ребенок разрешает проблему давления со стороны родителей, давая неправильный ответ. Иным способом решения этой проблемы является осознание того, что быть ответственным и быть виноватым — абсолютно разные вещи. Быть лично ответственным — значит признавать тот выбор, который мы сделали, и это весьма отличается от ощущения себя виноватым.

Добрый самурай понимает эту разницу и, как следствие, не тратит ни сил, ни времени па поиски виноватых. Представьте, например, что я поссорился со своей женой. Я принял более тысячи сознательных решений, которыми подготовил почву для этой ссоры: я выбрал жениться на ней, поднять в разговоре определенную тему, когда она устала и думала совсем о другом, и рассердиться на ее реакцию. Означает ли это, что я виноват в нашей ссоре? Нет! Добрый самурай понимает разницу между виной и личной ответственностью и поэтому готов принять на себя ответственность за все.

Весьма сходного заблуждения придерживаются многие христиане, чтобы не брать ответственность на себя. Я могу говорить об этом как укрепившийся в своей вере христианин: распространенная среди них парадигма «либо-либо» (о которой мы подробнее поговорим в главе о процветании), в частности, подразумевает, что либо человек несет ответственность, либо Бог. Согласно этой схеме, если я беру ответственность на себя, я тем самым отрицаю всемогущество Бога. Эта мысль имеет гуманистический оттенок, поэтому ортодоксальный верующий ее отверг бы; с другой стороны, если я признаю всемогущество Бога, тогда я — жертва, потому что «на все воля Божья».

К сожалению, в эти рамки загоняют себя многие христиане: они винят во всем дьявола или Бога, поэтому им нет нужды быть ответственными. По моему скромному мнению, это чушь собачья, потому что и Бог всемогущ, и мы несем ответственность; нет никакого «либо- либо», правда и то, и другое. И наш с вами разговор именно об этом: у нас всегда есть выбор, но не нужно выяснять, кто виноват, потому что это действительно не важно.
Добрые самураи проявляют щедрость, не думая о личной выгоде. Обычные люди щедры тогда, когда им это выгодно и не стоит слишком многого.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



В остроумии, как и в игре, нужно уметь вовремя остановиться. Нельзя долго выигрывать. Талейран бывал остроумен не чаще одного раза в день. Альбер Моруа
ещё >>