Боярова Елена Федоровна, воспитатель средней группы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет по результатам работы мбдоу №136 за 2011 2012 учебный год 3 508.75kb.
В небе светится звезда в час Святого Рождества! 1 20.44kb.
«За здоровьем в детский сад» в средней группе 1 114.05kb.
Конспект открытого занятия Провела: воспитатель средней группы Ручкина Н. 1 108.35kb.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней... 1 47.13kb.
Денисова Елена Сергеевна (воспитатель группы №1) Русская народная... 1 28.62kb.
2009 год Паспорт проекта Название проекта 1 336.98kb.
Югай Елена Фёдоровна 1 87.52kb.
«Угадай мелодию» 1 32.03kb.
Пискарева Елена Ивановна Воспитатель мб доу «Детский сад №195» компенсирующего... 1 38.18kb.
Итоги III квартала 2012-2013 Февраль-март-апрель Вед. Лидер Бизнес–группы... 1 350.89kb.
Грубая душа. Виктор Ершов 1 22.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Боярова Елена Федоровна, воспитатель средней группы - страница №1/1


МБДОУ «Детский сад « Радуга» комбинированного вида » - структурное подразделение «Детский сад №5 комбинированного вида» г.Рузаевка

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с малой Родиной.







Боярова Елена Федоровна, воспитатель средней группы

13.11.2012

« Моя малая родина…


У каждого человека она своя,
но для всех является той,
путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое, если не сказать все!»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, мордва, татары, чуваши, и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький мордвин, и маленький татарин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным.

В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.

Но как бы ни менялось современное общество воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.


Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его малая родина, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?

Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.

Проанализировав свои знания о городе я увидела важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.

Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.
Для достижения этой цели я решала следующие задачи:

- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музей, макет детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.


- знакомила с достопримечательностями Мордовии, развивала желание как можно лучше узнать свою республику


- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, матери, к родному дому, улице, городу.

- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.


- воспитывала бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждала детей сохранять красоту города для будущих поколений.


При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:


Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, кукольным театром г. Саранска, школой, а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями малой Родины.

Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа рассчитана на три этапа и начинается, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.


Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней , в старшей и подготовительной группах.
Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Моя малая Родина». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Затем мы группе оформили фотоальбом «Рузаевка – город железнодорожников». Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.
На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы национальной одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают салфетки, раскрашивают матрешек. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, играют в народные игры «Салки» («Варняс повома»), «Колечко» («Суркска»), «В горшочки» («Сяканяса») ; исценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры (разрезная картинка, сложи узор.)

В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем районе.


• Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним.


• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.

На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц.


На занятия по ознакомлению с природой Мордовии дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, была поставлена задача сформировать у них более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России.
Большую помощь оказали опять-таки родители в оформлении мини-музея, уголка национальной культуры. Мини-музей привлекает ребенка к данной теме своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.
В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком. На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях нашего города. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс рисунков на асфальте, музыкальный конкурс, не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему , воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.




Чем медленнее работаешь, тем меньше успеешь сделать ошибок. «Закон Доуна»
ещё >>