Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Биография Александра Дюма. Характеристика его романа "Учитель фехтования"... 1 81.89kb.
Проходят столетия, но не стареют мушкетеры герои бессмертного романа... 37 7668.63kb.
Средневековый город и его жители в романе Александра Дюма-отца «Изабелла... 1 21.88kb.
Дюма и Россия 1 26.82kb.
Ледовое шоу "Три мушкетера" 1 15.02kb.
Книжная выставка «Книги-юбиляры 2010» Александр Дюма 1 31.09kb.
Особенности исторического фехтования 1 85.94kb.
Александр Дюма Королева Марго – 1 42 9548.87kb.
Биография Александра II. 4 Первые годы царствовани 1 223.3kb.
Книга для учащихся Ю. В. Лебедева «Тургенев» из серии «Биография... 1 204.67kb.
Жюль Верн – пророк научной фантастики! Придет время, когда наука... 1 50.34kb.
Литературно-музыкальная композиция, посвященная женам декабристов 1 148.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования - страница №1/1




Биография Александра Дюма. Характеристика его романа Учитель фехтования

Александр Дюма прославленный романист родился в 1802 г. Всемье генерала Тома Дюма и дочери трактирщика - Марии-Луизы Лабурэ. Юныегоды Александр провел в родном городе Виллер-Котре; окончив в 1823 г.местный коллеж, он направился в Париж, где некоторое время служил вканцелярии герцога Орлеанского. В молодые годы Дюма Увлекся поэзией и театром, стал ярымпоборником романтического искусства. В духе этого передового направления влитературе он создает свои первые драмы – «Христина»(1827), «Гентих III иего двор» (1829). Пятого июня 1832 г. Париж хоронил генерала Ламарка. Дюмабыл лично знаком с Ламарком, вот почему по просьбе родственников покойногогенерала он возглавил колонну артиллеристов, следовавшую за траурнымкатафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, но произошло то, что иследовало ожидать: траурное шествие превратилось в революционное восстание.Через несколько дней оно было жестоко подавлено. Одна из роялистских газетнапечатала ложное сообщение о том, что Александр Дюма с оружием в руках былсхвачен полицейскими и в ту же ночь расстрелян. Дюма угрожал арест; по совету друзей он покинул Францию инаправился в Швейцарию, где прожил несколько месяцев, подготавливая кизданию свой первый историко-публицистический очерк «Галлия и Франция». В 1834 г., совершая путешествие по Испании и Италии,Александр Дюма побывал в Сицилии, где по совету известного композитораБеллини он осмотрел достопримечательности небольшого селения Баузо и наоснове бытовавшего там народного предания написал новеллу «Паскаль Бруно». В тридцатых годах Дюма стал разрабатывать особыйлитературный жанр, названый им « исторические сцены». То был вид романа,повести, новеллы, в которых построенная на историческом материалеповествование перемежалось живым, динамичным диалогом; описательный элементв таких произведениях был сведен до минимума, с тем, чтобы с первых жестраниц книги ввести главных героев в стремительно развивающиеся действия.Такова композиция повести «Правая рука кавалера де Жиака» (отнесеннаяавтором к виду «исторических сцен»), имеющая хронологическую общность сроманом «Изабелла Баварская». Годы 1840-1848- период наиболее интенсивного трудаписателя, когда им были созданы произведения, ставшие известными во многихстранах мира. Поражает разнообразие жанров: роман исторический инравоописательный, новеллы фантастические и реалистические, драмы икомедии, путевые очерки и газетные статьи. «Граф Монте-Кристо»- классический образец жанра романа-фельетона. Каждая глава включает напряженный момент из жизни того или иногоперсонажа, перекидывает мост к следующей ступени увлекательного сюжета,раскрывает новые грани характера героев. Работая над «Графом Монте-Кристо» Дюма одновременно началпубликовать роман «Три мушкетера» (1844), первую часть знаменитой трилогии,в которую вошли романы «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон илиДесять лет спустя». Накануне революции 1848 г. Дюма обращается к эпохе, которойон уделил исключительное внимание в своем творчестве, - к XVI веку, и пишетвторую трилогию, посвященную борьбе Генриха Наваррского за Французскийпрестол: “Каралева Марго”, “Графиня Монсоро” и “ Сорок пять” (1845 –1848). Дюма отрицательно относился к монархии Луи-Филиппа и вестьо крушении королевского трона встретил с искренним ликованием. Онустраивает на площади Парижа народное гуляние и уже в марте 1848 г.начинает выпускать журнал, публикуя в нем статьи в защиту Республики. НоРеспублика просуществовала всего лишь несколько лет. В декабре Александр Дюма уехал в Брюссель, где начал писать«Мемуары», которые по своим художественным достоинствам не уступают еголучшим беллетристическим сочинениям. Возвратившись в Париж в 1853 г., Александр Дюма основалздесь собственный журнал «Мушкетер», пытавшийся быть не зависимым вотношении нового режима. Но по-прежнему главным делом его жизни являлсяусердный труд над большими романами. Продолжая заполнять «белые пятна» много вековой эпопеи,Дюма в 1857 г. обращается к роману под несколько завуалированным названием«Сообщники Иегу».Этот роман представляет тот эпизод из истории Франции, когда она велареволюционные войны против коалиции Англии и Австрии. Под именем Иегускрывался Жорж Кадудаль, известный монархист, заговорщик. Действие романаначинается в 1799 г., когда Наполеон был первым консулом Республики. Встране создалась напряженная обстановка. Восстание в Вандее,спровоцированное монархистами, поддерживалось бандами Кадудаля, грабившимигосударственную казну и терроризировавшими мирных жителей. В 1866 г. Александр Дюма направился в Пруссию и Австрию;тогда между этими странами возникла война. С фронта он направляет впарижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает над новымроманом – «Прусский террор», в котором обличил под именем графа Безеверкапрусского канцлера Бисмарка. Весной 1870 г. Александр Дюма уехал на юг Франции, гдедолжен был подготовить к изданию ряд книг, но франко-прусская войнапроизвела тяжелое впечатление на писателя, его здоровье резко ухудшилось. 6декабря 1870 г. он умер и был похоронен в Виллер – Котре. ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ» Главные герои романа «Учитель фехтования» - ИванАлександрович Анненков и француженка Полина Гебль, ставшая послезамужества Прасковьей Егоровной Анненковой, запечатлевшей пребывание накаторге в своей книге воспоминаний.(Воспоминания Полины Анненковой. М., 1929.) Композицию этого романа Дюма формирует, сообразуясь с темимоментами из жизни героев, которые были зафиксированы Гризье. Богатаяфантазия писателя придала хроникальному материалу форму художественногопроизведения, в котором историзм соседствовал с изрядной долей вымысла. Узловыми эпизодами сюжета были: Приезд Гризье в Петербург. Его знакомства с Луизой Дюпюи (Полиной Гебль). Любовь Луизы и кавалергардского офицера Алексея(Анненкова). Встречи республиканца Алексея с заговорщиками. Военноевосстание декабристов. Арест Алексея. Суд и ссылка. Следование Луизы вСибирь. Бракосочетание Луизы и Анненкова на Петровском заводе. Итак, сюжет романа в основных своих разветвлениях построенсообразно тем обстоятельствам, которые могли сложиться в жизни Анненкова иего близкого друга. М.Н. Волконская в своих «Записках» образно рисуетмомент приезда будущей супруги декабриста:«Анненкова приехала к нам, нася еще имя м-ль Поль. Это была молодаяфранцуженка, красивая, лет 30; она кипела жизнью и весельем и умелаудивительно выискивать смешные стороны в других. Тотчас по ее приездекомендант объявил ей, что уже получил повеление его величества относительноее свадьбы. С Анненкова, как того требует закон, сняли кандалы, когдаповели в церковь, но, по возвращении, их опять на него надели. Дамыпроводили м-ль Поль в церковь; она не понимала по-русски и все времяпересмеивалась с шаферами - Свистуновым и Александром Муравьевым. Под этойкажущейся беспечностью скрывалось глубокое чувство любви к Анненкову,заставившее отказаться от своей родины и от независимой жизни». ( Запискикнягини М.Н. Волконской. Чита,1956, с.86.) Анненков, как представил его Дюма, особо значительнойроли в движении декабристов не принимал, но он возвеличен как человек иучастник восстания, увлеченный мечтой – основать в России республику, онотдает во имя торжества этого дела все свои средства. Увидев, как внеравной борьбе пали его сподвижники, он не бежит с поля боя, а добровольновручает свою шпагу офицера царскому сановнику Орлову. Романист явно обеднил духовную сторону жизни членаСеверного общества И.А. Анненкова, получившего прекрасное образование вМосковском университете. На следствии Анненков указал на исключительноезначение лекций швейцарского просветителя Дюбуа, которые он слушал вуниверситете: «Первые свободные мысли внушил мне мой наставник, ибо онвсегда выставлял свое правительство как единственное, не унижающеечеловечества, а прочее говорил с презрением, наше же особенно былопредметом его шуток». Академик М.В. Нечкина, выявляя рост политическогосознания русских революционеров, пишет: «Поручик кавалергардского полкадекабрист Анненков, объясняя Николаю I, почему не донес на Общество, также(как А. Раевский.- М.Т.) мотивировал это честью: «Тяжело, не честнодоносить на своих товарищей». В ответ на это Николай, вспылив, крикнул: «Вы не имеете понятия о чести!» Столкнулись два понятия о чести – реакционное иреволюционное». (Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1977, с.332.) По показаниям Матвея Муравьева-Апостола, Анненков нарядус Рылеевым, Н. Тургеневым, Оболенским выражал согласие с умысломцареубийства и установления республики. Арестованный 19 декабря Анненковбыл приговорен Верховным уголовным судом к 20 годам каторжных работ споследующей ссылкой на поселение. Поскольку события романа «Учительфехтования» завершались в 1826 г., естественно Дюма не мог рассказать ожизни своего героя в последовавшие за тем годы. В Сибири Прасковья Егоровна и Иван Александрович прожилитридцать лет. В 1854 г. их навестил находившийся в ссылке Ф.М. Достоевский,знавший, сколько вытерпели они горя. Несколько позже он писал П.У.Анненковой: « Я всегда буду помнить, что с самого пребывания моего вСибири, вы и все превосходное семейство ваше брали и во мне и в товарищахмоих по несчастью полное и искреннее участие. Я не могу вспоминать об этомбез особенного, утешительного чувства, и, кажется, никогда не забуду». (Письмо Ф.М. Достоевского П.Е Анненковой, 18 октября 1855 г.). В 1856 г. И.А. Анненков с супругой переехали напостоянное местожительство в Нижний Новгород. Здесь И.А. Анненков служил вгубернском управлении, состоял членом комитета по улучшению быта крестьян,был избран почетным мировым судьей, принимал деятельное участие впроведении крестьянской реформы. В Нижнем Новгороде Анненков завел знакомство слитераторами. Великий украинский поэт Т.Г. Шевченко сделал краткую запись всвоем дневнике от 16 октябре 1857 г.: «На квартире у Якобы встретился яблагоговейно познакомился с Иваном Александровичем Анненковым». Здесь мы не будем говорить о серьезных ошибках автора«Учителя фехтования», допущенных им при реализации столь сложной темы, какдеятельность русских революционеров 20-х годов. Причин тому множество.Укажем лишь те, которые ясны каждому. Прежде всего «Учитель фехтования»,один из ранних романов Дюма, и за плечами французского писателя не было ещеего известных творений – ни «Трех мушкетеров», ни «Графа Монте-Кристо»,опыт создания которых помог бы ему, положить в основу эпохальное событиерусской действительности, создать масштабное художественное произведение. Не забудем и другого немаловажного обстоятельства –отсутствие объективных сведений о характере движения декабристов. Писательмог познакомиться лишь с «Докладом следственной комиссии» да с легендой «онескольких злодеях и безумцах мечтавших о возможности революции», длякоторой в России не существовало благоприятных условий. Известный литературовед С. Дурылин весьма объективно исодержательно охарактеризовал значение книги французского писателя: «РоманДюма был повествованием о декабристе, основанном не на вымысле, а наисторической правде, и повествованию этому, вышедшему из-под перапопулярнейшего писателя современности, был обеспечен успех и вниманиеширокого европейского читателя. Для Николая I это не могло не быть весьманеприятным сюрпризом. Роман Дюма привлек внимание – и сочувственноевнимание – широкой европейской аудитории к людям, самое имя которых дляНиколая I было ненавистно. Присуждая декабристов к каторжному молчаниюсибирских пустынь, Николай хотел казнить их жестокой казнью полногозабвения. Дюма своим романом отменял этот приговор для одного издекабристов и тем самым привлекал внимание к судьбе всех остальных. Этиостальные героическими тенями проходят в романе». (Дурылин С. АлександрДюма – отец и Россия. В кн.: Лит. наследство, №№31-32, М., 1937,с. 513.) Идействительно, стоит прочесть описание событий, происходивших 14 декабря наСенатской площади, и можно убедиться, что Дюма всецело на стороне храбрыхсолдат и офицеров, принявших участие в памятном восстании. В 1858 г. осуществилась давнишняя мечта французскогописателя – посетит Россию. Прибыв в Петербург 23 июня, он остановился вособняке Г. А. Кушелева-Безбородко. В доме мецената и беллетриста постояннособирались многие литераторы.У Кушелевых Дюма свел знакомство с Д.В. Григоровичем. А. К. Толстым и Л.А.Меем. Григорович познакомил Дюма с Н. А Некрасовым супругами Панаевыми. Петербург встретил французского писателя с искреннимрадушием. Так как Дюма по свидетельству И. И. Панаева пользовался в Россиипочти такой же популярностью, как и во Франции. В Петербурге Дюма провел полтора месяца, затемнаправился в Москву. Далее он предпринял путешествие по Волге от НижнегоНовгорода до Астрахани, а затем через Кизляр и Баку добрался до Кавказа итолько лишь в марте 1859 г. возвратился во Францию. В результате поездки по России Александр Дюма смогсоздать обширный цикл очерков, еженедельно выходивший в свет в его журнале«Монте-Кристо». Использованнаялитература: Александр Дюма. «Учитель фехтования». «Черный тюльпан». Новеллы. Москва. Издательство «Правда» 1981 г.




Пристать к Христу — задача для еврея слишком трудная: сможет ли он когда-нибудь уверовать в божественность другого еврея? Генрих Гейне
ещё >>