Билеты по информатике 9 класс (теория кратко) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экзаменационные билеты по информатике. 2000/2001 учебный год. 8 1553.33kb.
Билеты по физкультуре 9 класс 1 23.79kb.
Шифр специальности: 08. 00. 01 Экономическая теория Формула специальности 1 47.01kb.
Билеты по экономики 4 558.91kb.
Секция Экономическая теория Новое определение классов П. В. 1 64kb.
«Системы счисления» 1 70.82kb.
Интегрированный урок обобщающего повторения по математике,информатике... 1 74.86kb.
Билеты по информатике для сдачи экзамена по выбору выпускниками 9... 1 53.01kb.
Рабочая программа по информатике и икт. 10 класс 1 314.73kb.
Конспект урока по информатике 10 класс «Дискретные модели данных... 1 75.96kb.
Экзаменационные билеты по географии 8 класс учителя высшей категории... 1 58.5kb.
Виды заданий по развитию культурно-языковой интуиции 1 60.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Билеты по информатике 9 класс (теория кратко) - страница №1/3

Билеты по информатике 9 класс (теория кратко)


Билет 1

1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.


Человек и информация

I. Информация – это сведения, знания которые человек получает из разных источников.



  • INFORMA – разъяснение (лат)

  • Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

  • Восприятие информации – это реакция на раздражители

II. Способы восприятия информации

  • Органы зрения (глаза) – зрительная информация (90%)

  • Органы слуха (уши) – звуковая информация (9%)

  • Органы обоняния (нос) – запахи

  • Органы вкуса (язык) – вкус

  • Органы осязания (кожа) – тактильная информация

III. Свойства информации

  • понятная (выражена языком, который воспринимает получатель)

  • полная и точная (достаточна для понимания и принятия решения)

  • достоверная (не содержит ошибок)

  • актуальная (вовремя получена)

  • полезная (несет что-то новое)

Информация в неживой и живой природе

I. Неживая природа.

1. В физике информация это мера порядка

2. В макромире порядок переходит в беспорядок

2. В микромире (атомы, молекулы) и мегамире (планеты, звезды) происходит усложнение структуры объектов

II. Живая природа.

1. Живые системы могут управлять порядком

2. Происходит поиск, передача, хранение информации

3. Живые организмы являются носителями генетической информации


Знаки: форма и значение

I. Знаки – это объекты для хранения и передачи информации



  • Зрительные (буквы, цифры…)

  • Слуховые (звуки…)

  • Осязательные

  • Обонятельные

  • Вкусовые

II. Значения знаков – это смысл знака

  • Иконические (похожи на отображаемый объект)

  • Символы (значение устанавливается по соглашению)

Знаковые системы - это набор знаков и правил

I. Естественные языки – это языки народов мира (русский, английский…)


  • Алфавит – набор знаков (букв)

  • Грамматика – правила написания слов

  • Синтаксис – правила написания предложений

II. Формальные языки – это языки наук (математика, физика…)

III. Двоичная система счисления – используется в компьютере



  • Алфавит – 1 и 0

  • Грамматика – 11001011 (по 8 знаков)

Информационные процессы в технике

I. Системы управления техническими устройствами


  • Датчики – органы чувств прибора (термо и фото элементы)

  • Управляющее устройство – исполнительный механизм (реле)

  • Сложные устройства имеют встроенный микропроцессор

  • Например – система терморегуляции

II. Роботы – это автоматические устройства, предназначены для проведения работ

Заменяют человека…



  • на утомительных и однообразных работах

  • на опасных работах

  • где присутствие человека невозможно

III. Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и процессов

  • Обеспечивают получение, хранение, обработку, передачу информации

  • Основное устройство – компьютер


Билет 2

1. Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.


Информация – это сведения, знания которые человек получает из разных источников.

Количество информации - можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений

I. Примеры


  • зачет или незачет – уменьшается в 2 раза

  • оценка 2, 3, 4, 5 – уменьшается в 4 раза

II. Единицы информации

1 бит – уменьшает неопределенность знаний в два раза

1 бит – 0 или 1 (двоичный знак)

1 байт = 23 бит = 8 бит (двоичное слово)

1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт

1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт
Количество информации

I. Формула количества информации – позволяет измерить информацию



N = 2I

N – количество возможных сообщений

I – количество информации (бит)

II. Задачи

1. Определение количества сообщений (прямая задача N -?)

При получении билета на экзамене его номер несет 5 бит информации. Сколько всего экзаменационных билетов?

Количество информации: I=5 бит

Формула: N = 2I

Количество возможных сообщений: N = 25 = 32 билета
2. Определение количества информации (обратная задача I -?)

Робот может двигаться в 8 разных направлениях. Сколько информации будет получать робот при получении направления движения?

Количество возможных сообщений: N = 8 направлений

Формула: N = 2I 256 = 23

Количество информации: I=3 бит
Алфавитный подход к определению количества информации

I. Информационная емкость знака – зависит от вероятности его получения

1. Русский алфавит

Количество букв: N = 64 букв

Формула: N = 2I 64 = 26

Количество информации: I=6 бит

2. Двоичная система счисления

Количество букв: N = 2 знака

Формула: N = 2I 2 = 21

Количество информации: I=1 бит


1 бит - емкость знака в двоичной системе счисления

II. Количества информации в сообщении



V = n · I

Пример: Презентация

Количество букв: n= 11 букв I = 6 бит

Формула: V = n · I = 11 ·6 = 66 бит

Количество информации: V = 66 бит

Билет 3

1. Дискретное представление информации: двоичные числа; двоичное кодирование текста в памяти компьютера. Информационный объем текста.


Представление числовой информации с помощью систем счисления

Система счисления - это знаковая система для записи чисел

I. Непозиционные – значение цифры не зависит от ее положения в числе

Римская непозиционная система счисления

1. Алфавит I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000)

2. Примеры:

а) 358 = CCCLVIII

б) 493 = CDXCIII

в) 587 = DLXXXVII

г) 2694 = MMDCXCIV

II. Позиционные – значение цифры зависит от ее положения в числе



Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Двоичная

2

01

Десятичная

10

0123456789

Шестнадцатеричная

16

0123456789ABCDEF

1. Основание равно количеству цифр в ее алфавите

2. Количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе

3. Основание показывает, во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих рядом
Двоичное кодирование чисел в компьютере

I. Представление чисел в формате с фиксированной запятой





Числа

Объем памяти

Диапазон

1

Целые неотрицательные

1 ячейка (8 бит)

0 – 255

2

Целые со знаком

2 ячейки

±32767

3

Длинные целые со знаком

4 ячейки

±2147483647

Достоинства: простота, наглядность

Недостатки: небольшой и ограниченный диапазон

II. Представление чисел в формате с плавающей запятой



Числа

Объем памяти

Диапазон

1

Обычной точности

4 ячейки

±2127 ≈ 1,7·1038

2

Двойной точности

8 ячеек

≈ 9·10307

Достоинства: большой диапазон

Недостатки: большой расход памяти


Кодирование текстовой информации

Текстовая информация (ТИ) – это информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков

I. Двоичное кодирование ТИ


  • Алфавит: N = 256 знаков

  • Информационная емкость: I = 8 бит = 1 байт

II. Таблица кодов



  • 0 – 32 соответствует операциям

  • 33 – 127 соответствует интернациональным знакам

  • 128 – 255 соответствует национальным знакам

III. Виды кодировок

  • КОИ-8

  • Windows

  • MS-DOS

  • Unicode – 65536 знаков, 1 символ 16 бит (2 байта)

IV. Количества информации в сообщении

Пример: количество информации в слове Презентация в кодировках КОИ-8 и Unicode

Количество букв: n= 11 букв

Количество информации:



  • в КОИ-8 – 11 байт (1 символ = 1 байта)

  • в Unicode – 22 байта (1 символ = 2 байта)

Билет 4

1. Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа.


Пространственная дискретизация

I. Представление графической информации

1. Аналоговая форма


  • непрерывное изменение цвета

  • живописное полотно

2. Дискретная форма

  • отдельные пиксели

  • изображение монитора (растровое изображение)

  • Пространственная дискретизация – это построение изображения из отдельных маленьких точек

II. Характеристики

1. Разрешающая способность



        • это произведение количества строк на число точек в строке (800×600, 1024×768, 1280×1024)

        • dpi – точек на дюйм

2. Глубина цвета

        • количество информации, необходимое для кодирования цвета точки (8,16,24 или 32 бит)

        • Пример

Рассчитать количество цветов при глубине цвета 16 бит

Решение:

Количество информации: I=16 бит

Формула: N = 2I

Количество цветов: N = 216 = 65536 цвета


Растровые изображения на экране монитора

1. Видеокарта



  • хранит двоичный код цвета всех точек в видеопамяти

  • периодически считывает и отображает на экране

  • 75 Гц – частота обновления

2. Видеопамять

        • Iп = IXY – формула информационного объема

Iглубина цвета

X – количество точек по горизонтали

Yколичество точек по вертикали

        • Пример

Рассчитать объем видеопамяти при глубине цвета 8 бит и экранном разрешении 1024×768

Решение:

Количество информации: I=8 бит

Пространственное разрешение X•Y = 1024×768

Формула: Iп = I•X•Y

Объем видеопамяти: Iп = 8×1024×768 = 6291456 бит = 786432 байт = 768 Кбайт = 0,75 Мбайт
Кодирование звуковой информации

I. Общие сведения о звуке

1. Звук – это распространяющаяся в среде волна

2. Характеристики звука



  • Громкость – зависит от интенсивности звука

  • Высота тона – зависит от частоты звука

II. Временная дискретизация звука – это разбиение звуковой волны на отдельные временные участки с постоянной амплитудой.

1. Качество кодирования зависит от глубины кодирования и частоты дискретизации.



        • Глубина кодирования – это количество уровней громкости (бит)

        • Частота дискретизации – это количество измерений уровня сигнала за 1 с (кГц)

2. Пример: Рассчитать минимальный объем монофонического аудиофайла длительностью 1 с.

Решение: 8 бит × 8000 Гц × 1 канал × 1 с = 64000 бит = 8000 байт = 7,8 Кбайт.
Билет 5

1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, канал передачи информации. Скорость передачи информации.


Передача информации

I. Канал передачи – средство передачи информации

II. Типы


  • кабельный канал – передача электрической энергии

  • оптоволоконный канал – передача световой энергии

  • радиоканал – передача ЭМ волн

III. Схема


IV. Характеристики

  • Скорость передачи данных (бит/с)

V. Пример

Вычислить пропускную способность канала передачи, если звуковой файл объемом 3 Мбайт был закачан за 48 с


Локальные компьютерные сети - это объединение нескольких компьютеров для совместного использования ресурсов компьютеров и внешних устройств

I. Аппаратное обеспечение

1. Сетевая плата – осуществляет прием и передачу информации

2. Кабель: коаксиальный, витая пара, оптоволоконный

3. Концентратор – осуществляет соединение нескольких компьютеров

II. Виды


1. Одноранговые сети – все компьютеры равноправны, пользователи сами решают предоставление или запрет доступа к его ресурсам

  • Преимущество – простота

  • Недостаток – слабая защищенность

2. Сети с использованием сервера – имеют специальный компьютер (сервер) для хранения важной информации

  • Преимущество – защита информации

  • Недостаток – сложность реализации, необходим администратор сети

III. Сетевое окружение – содержит папки с отрытым доступом всех компьютеров, подключенных к локальной сети

Билет 6

1. Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя (на примере учебного исполнителя). Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы.


Алгоритм – это конечная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта, записанная с помощью команд

Исполнитель – это объект способный понять и исполнить алгоритм (человек, собака, компьютер и т.д.)

Система команд исполнителя – это команды, которые исполнитель способен понять и выполнить (умножь, апорт, Enter)

I. Свойства алгоритма:

1. Дискретность – разделение на отдельные команды

2. Результативность – получение результата за конечное число шагов

3. Массовость – возможность применения к различным исходным данным

4. Детерминированность – определен порядок команд

5. Понятность – команды алгоритма должны входить в систему команд исполнителя

6. Формальность – не нужно вникать в содержание

II. Способы представления алгоритма

1. Последовательная запись – пронумерованный список



  1. Измерить длину

  2. Измерить ширину

  3. Умножить числа

  4. Записать ответ как площадь прямоугольника

2. Блок-схема – наглядный рисунок, на котором видна логика выполнения алгоритма

3. Алгоритмический язык – запись алгоритмов на понятном для человека языке



алг площадь прямоугольника

нач

ввод а, b

S := a*b


вывод S

кон

4. Язык программирования – запись алгоритмов на понятном для компьютера языке

REM площадь прямоугольника 

CLS


INPUT "введи ширину ", a

INPUT "введи длину ", b

S=a*b

PRINT "площадь равна "; S



Билет 7

1. Линейная алгоритмическая структура. Команда присваивания. Привести примеры.


I. Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой

1. Блок-схема



2. Алгоритмический язык



алг название

нач

ввод переменные

действие


вывод переменные

кон
3. Язык программирования

REM название 

CLS

INPUT "комментарий ", переменные



действия

PRINT "комментарий "; переменные


II. Примеры (Смотри билет 6)
III. Команда присваивания – изменяет значение переменных. После выполнения команды присваивания старые значения теряются.

a:=2


b:=3

a:=a+b


b:=a+b

После выполнения данных команд a=5 и b=8



Билет 8

1. Алгоритмическая структура «ветвление». Команда ветвление. Привести примеры.


I. Алгоритм с условием – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется одна или другая серия команд

1. Блок-схема


2. Алгоритмический язык



если условие

то действие 1

иначе действие 2

кон если
II. Примеры: Деление (правильное)

1. Алгоритмический язык



алг деление

нач

ввод а, b

если b=0

то вывод «делить на 0 нельзя»

иначе c := a/b

вывод «ответ»; с

кон если

кон
2. QBasic

REM деление

CLS

INPUT "введи делимое "; a



INPUT "введи делитель "; b

IF b = 0 THEN

PRINT "На 0 делить нельзя!"

ELSE


c = a / b

PRINT "частное равно "; c

END IF

END



Билет 9

1. Алгоритмическая структура «цикл». Команда повторения. Привести примеры.


I. Циклический алгоритм– это алгоритм, в котором некоторая серия команд выполняется несколько раз

1. Блок-схема




2. Алгоритмический язык



для счетчик = min до max шаг шаг

нц

действие

кц
II. Примеры: Сумма последовательности

1. Алгоритмический язык



алг Сумма последовательности

нач

ввод а, b

для k=a до b шаг 1

нц

S := S + k



кц

вывод S

кон
2. QBasic

REM сумма последовательности

CLS

INPUT "Введи первое число "; a



INPUT "введи последнее число "; b

FOR k = a TO b STEP 1

s = s + k

NEXT k


PRINT "Сумма последовательности равна  "; s

END


Билет 10

1. Представление о программировании: язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня); примеры несложных программ с линейной, ветвящейся и циклической структурой.


Среда программирования Quick BASIC

Quick BASIC – это язык программирования начального уровня

I. Возможности:


  1. Запись алгоритмов на языке программирования и их выполнение

  2. Решение математических, логических и графических задач

II. Ввод программы

1. Все операторы языка, цифры, знаки и переменные вводятся при английской раскладке клавиатуры (левый Ctrl+Shift)

2. Кавычки и поясняющий текст – при русской раскладке (правый Ctrl+Shift)

3. В конце строки нажать Enter (операторы должны изменить регистр на верхний)

III. Выполнение программы

1. Меню Запуск – Запуск

2. Ввести данные и нажать Enter

IV. Сохранение программы

1. Меню Файл – Сохранить как…

2. Ввести имя не более 8 символов и нажать ОК

3. Формат имени ***.BAS
Математические выражения, функции и числа в QBASIC

I. Переменные и числа

1. Для обозначения переменных используются латинские буквы и цифры (нельзя использовать русские буквы, имена операторов, писать сначала цифру


  • a, BF, ptr25

2. Десятичная точка

  • 123, 1.23, 0.123 или .123

3. Десятичный множитель Е

  • 2Е3 - 2·103

  • 4.2Е-07 - 4,2·10-7

II. Арифметические выражения

1. Арифметические операции + - * /



  • С = А + В

  • D = (2*F – C)/(4 + B*B)

2. Порядок действий

  • Скобки

  • Умножение и деление по порядку

  • Сложение и вычитание по порядку

III. Математические функции

1. Квадратный корень SQR(…)



  • v = SQR (25)

  • d = SQR (5/B)

2. Тригонометрические функции SIN(…) COS(…) TAN(…)

  • n = SIN (1.3) - вычисления в радианах

  • m = COS (3.14/4)

  • y = TAN (X*3.14 /180) - вычисления в градусах

IV. Операторы языка

  • CLS – очистка экрана

  • INPUT – оператор ввода

INPUT “Поясняющий текст “; переменная

  • PRINT – оператор вывода

PRINT “Поясняющий текст “; переменная

  • END – оператор окончания программы

Пример программы

I. Линейная структура

REM площадь прямоугольника 

CLS

INPUT "введи ширину ", a



INPUT "введи длину ", b

S=a*b


PRINT "площадь равна "; S
II. Ветвящаяся структура

REM деление

CLS

INPUT "введи делимое "; a



INPUT "введи делитель "; b

IF b = 0 THEN

PRINT "На 0 делить нельзя!"

ELSE


c = a / b

PRINT "частное равно "; c

END IF

END
III. Циклическая структура



REM сумма последовательности

CLS


INPUT "Введи первое число "; a

INPUT "введи последнее число "; b

FOR k = a TO b STEP 1

s = s + k

NEXT k

PRINT "Сумма последовательности равна  "; s



END


следующая страница >>



Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга. Цицерон
ещё >>