ббк88. 4 3-47 Главный редактор Д. И. Фельдштейн - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов 19 5135.19kb.
Научный редактор 14 3246.4kb.
Об участниках встречи: Милях Наталья Анатольевна (псевдоним Наталья... 1 33.65kb.
Должностей руководителей и специалистов, для которых установлен ненормированный... 1 19.91kb.
Корреспондент Главный редактор 1 45.01kb.
Слово редактора Главный редактор Белка Елена Литературный редактор 9 2698.37kb.
М. Н. Кедров (главный редактор), О. Л. Книппер-Чехова, А. Д. 39 7543.78kb.
Праславянская письменность 46 3502.95kb.
Просветительство -добрая традиция россии 1 106.94kb.
Предварительная программа 1 47.89kb.
Александр Бегичев, кандидат юридических наук, главный редактор, председатель... 1 163.09kb.
Карта вин /carte de vins/ вино по бокалам / coup of wine/ white wine... 1 49.49kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

ббк88. 4 3-47 Главный редактор Д. И. Фельдштейн - страница №1/19



УДК 159.9:377(075) ББК88.4 3-47

Главный редактор Д. И. Фельдштейн Заместитель главного редактора С. К. Бондырева Члены редакционной коллегии:

A. Г. Асмолов И. В. Дубровина Н.Д. Никандров

B. А. Болотов Л. П. Кезина В. А. Поляков
Г. А. Бордовский М. И. Кондаков В. В. Рубцов
В. П. Борисенков В. Г. Костомаров Э. В. Сайко

А. А. Деркач О. Е. Кутафин В. А. Сластенин

А. И. Донцов Н. Н. Малофеев И. И. Халеева

Рецензенты:

кафедра психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (зав. кафедрой доктор психологических наук, профессор, академик РАО Е. А. Климов); доктор педагогических наук, профессор, академик РАО А. М. Новиков (отделение базового профессионального образования РАО). Зеер Э. Ф.



3-47 Психология профессионального образования: Учебн. пособие. — 2-е изд., перераб. — М: Издательст­во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с. (Серия «Библиотека психолога».)

Психология профессионального образования — новая отрасль отечественной прикладной психологии, изучающая закономерности профессионального обучения, воспитания и развития личности, фе­номенологию профессионального становления, возрастные особен­ности личности с позиций профессионального образования. На осно­ве обобщения работ отечественных и зарубежных ученых, а также ис­следований автора в учебном пособии изложены основные психологические аспекты профессионального образования.

Учебное пособие адресовано студентам профессионально-педа­гогических специальностей, аспирантам, слушателям курсов повы­шении лсихолого-иедагагической квалификации, а также педагогам системы начального и среднего профессионального образования.

ISBN 5-89502-341-Х (МПСИ)

ISBN 5 89395-414-9 (НПО «МОДЭК»)

Н ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Российской академии образования (РАО), 2003 (<) Московский психолого-социальный

нас mi гут. 2003 и Оформление. НПО «МОДЭК», 2003

Предисловие
Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, пси­хологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возраст­ные особенности субъектов профессионального об­разования.

Отечественная психология располагает значитель­ным объемом знаний по психологии профессиональ­ного образования, рассредоточенных по различным прикладным отраслям педагогики и психологии (профессиональная педагогика, методика профессио­нального обучения, психология труда, возрастная и педагогическая психология).

Психология профобразования является комплекс­ной учебной дисциплиной. В качестве ее системооб­разующего фактора мы избрали профессиональное становление личности. Поскольку оно в основном охватывает стадии взрослости, обучению и развитию I) этом возрастном периоде в учебном пособии уделе­но большое внимание. Долгие годы в отечественной и зарубежной психологии к взрослости относились км к к периоду «психической окаменелости» (Э. Кла-паред) и утраты способности к обучению и развитию. 11спрерывное (последипломное) профессиональное образование позволяет преодолеть психологические ограничения и пределы профессионального разви­тия личности, способствует наиболее полной само­реализации и достижению вершин профессиональ­ной зрелости. Естественно, что этому уделено значи­тельное внимание в учебном пособии.


з

В настоящее время в профессиональном образо­вании утверждается новая парадигма — личностно ориентированная. Ее обучающие, воспитывающие и развивающие возможности также представлены в книге.

Продуктивное осуществление профессионально­го образования во многом обусловлено личностью педагога, и, конечно, психологические особенности его деятельности стали предметом анализа в учебном пособии.

Эти концептуальные положения определили сле­дующую структуру книги:

1. Введение в психологию профессионального об-


разования.

2. Феноменология становления личности.



  1. Психолого-педагогические основы профессио­нального образования.

  2. Личностно ориентированное профессиональ­ное образование.

  3. Психология профессионального обучения, воспитания и развития.

  4. Деятельность и личность педагога профессио­нальной школы.

При работе над книгой автор опирался на иссле­дования отечественных педагогов и психологов по проблемам профессионального образования, собст­венный анализ, ориентируя данные психологии на конкретную практическую деятельность. Вполне ес­тественно, что эти ученые с разных позиций рассмат­ривают проблемы профессионального образования. Автор счел правильным не вдаваться в дискуссию по поводу разночтений в трактовке профессионального образования, а предложить свое понимание психоло­гических особенностей и закономерностей этого вида образования.

В учебном пособии отражены также идеи и иссле­дования педагогов и психологов Уральского государ­ственного профессионально-педагогического уни­верситета: Н. С. Глуханюк, Г. В. Икрина, Ф. С. Исма-гиловой, Г. М. Романцева, Е. В. Ткаченко, И. И. Ха-; сановой, О. Н. Шахматовой.

Автор выражает признательность своим уважае­мым коллегам Е. А. Ушаковой и В. Э. Вагиной за огромную работу по редактированию и подготовке книги к изданию.

Раздел!

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1

Психология профессионального образования -новая отрасль прикладной психологии

Психологически обусловленные проблемы профессионального образования

В современной психологической науке психология профобразования как самостоятельная отрасль не представлена, термин «психология профессионально­го образования» не применяется. Психологически обусловленные проблемы профессионального обра­зования рассматриваются педагогической психоло­гией, психологией труда, возрастной психологией и акмеологией. В настоящее время назрела необходи­мость выделения новой отрасли прикладной психо­логии — психологии профессионального образова­ния. Обоснуем это положение.

Рассмотрим психологически обусловленные проб­лемы профессионального образования. В современ­ных социально-экономических условиях актуальным стало непрерывное образование, сопровождающее человека в течение всей его жизни. В этом непрерыв­ном процессе традиционно выделяют системы обще­го и профессионального образования. Система про­фессионального образования включает подсистемы допрофессиональной трудовой подготовки школь­ников, начальной, средней, высшей профессиональ­ной подготовки молодежи, а также последипломного образования специалистов. Особо следует подчер­кнуть, что сегодня профессиональное образова­ние определяется как процесс и результат профес­сионального становления и развития личности че­ловека1.

Профессиональное становление охватывает зна­чительную часть онтогенеза человека — период с на-ч.ша формирования профессиональных намерений 114 17 лет) до завершения профессиональной жизни ("iS 60 лет). В этом гетерохронном процессе можно имделить стадии оптации, профессионального обра-ижания и подготовки, профадаптации, профессио-шшизма и мастерства. Кратко профессиональное t ! ai ювление можно определить как «формообразова-ние» личности, адекватной деятельности. Темп и i расктория этого процесса детерминируются биоло-i пчеекими и социальными факторами, собственной п ктивностыо личности, а также случайными обстоя-гсльствами, жизненно важными событиями и про­фессионально обусловленными инцидентами.

Продуктивное профессиональное становление происходит при непрерывном профессиональном иИра'.юиаиии - формировании образа личности, ,11t с к ватного постояи но меняющемуся, динамичному миру профессий, содержанию профессионального «руда и социально-экономическим условиям. Отсю-i.i следует тесная взаимосвязь профессионального 1руда и профессионального образования. Под влия­нием и вменяющихся рынка труда и профессий разра-о.иываются новые образовательные стандарты, ме-нчюгеи структура и спектр специальностей. На раз­нил стадиях профессионального становления лично-» in ночи икают психологически обусловленные проб-■и'мныс образовательные ситуации.

"i'm Новиков А. М. Профессиональное образование России. — М , IW7. — С. 41.

На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием веду­щей учебно-профессиональной деятельности. Проб­лемная образовательная ситуация заключается в организации профессионально ориентированного обучения школьников, которое обеспечило бы пси­хологически компетентный выбор профессии и ее получение в определенной профессионально-обра­зовательной области.

На стадии профессионального образования и про-
фессиональной подготовки
возникают проблемы раз-
вития учебно-профессиональной мотивации, про-
фессионального самоопределения и формирования
готовности к будущей самостоятельной трудовой
жизни. Центральной проблемой на этой стадии явля-
ется формирование системы социально и профессио-
нально ориентированных знаний, умений и навыков,
а также развитие у обучаемых профессионально важ-
ных качеств и способностей. В связи с этим особое
значение приобретают проектирование психологи-
чески обоснованного содержания профессионально-
го обучения, личностно ориентированные техноло-
гии его реализации и мониторинг профессионально-
го развития обучаемых. *

На стадии профессиональной адаптации возника­ют проблемы овладения конкретной профессией, приобретения опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности. Образовательно обусловленные проблемы — это формирование про­фессионального опыта и обеспечение успешности профессиональной адаптации. Центральной психо­логической проблемой на этой стадии является выра­ботка первоначального опыта выполнения профес­сиональной деятельности.

В отечественной психологии почти нет исследо­ваний по формированию первоначального профес­сионального опыта. Традиционно профессиональ­ный опыт определяют как интеграцию знаний, уме­ний и навыков. В процессе активного самостоятель­ного овладения профессиональной деятельностью на стадии адаптации происходит не только развитие и интеграция умений и навыков, выработка индивиду­альных способов, приемов выполнения трудовых за­даний, но также и развитие профессионально важ­ных качеств и способностей1. При этом имплицитно подразумевается, что формирование опыта происхо­дит само собой в процессе овладения деятельностью. Но вопрос о научении опыту не ставится.

В настоящее время большое значение придается супервизорству как профессионально-образователь­ной технологии повышения компетентности и ква­лификации начинающего специалиста с учетом его индивидуального опыта. Очевидно, что супервизор-ство нуждается в психологическом обеспечении и со­провождении.

На стадии профессионализации — высококвалифи­цированного выполнения трудовой деятельности -важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом того, что современные социальные и производственные техно­логии весьма динамичны, изменчивы, специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Отсюда вытекает необходи­мость постоянного, непрерывного профессиональ­ного образования, именно образования, а не повы­шения квалификации в рамках уже освоенной про­фессии и сложившегося опыта. На стадии професси­онализации происходит интеграция профессиональ­ных умений и профессионально важных качеств в с чожные структурные констелляции, обеспечиваю­щие продуктивное выполнение профессиональной

< 'м.: Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М., 1994.




деятельности. Но в наш динамичный век меняются средства и технологии труда. Нормативным явлени­ем становится вынужденная смена специальности, а в отдельных случаях и профессии. В этих условиях профессиональный опыт, сложившийся на стадиях профессиональной адаптации и первичной профес­сионализации, сдерживает дальнейший профессио­нальный рост специалиста. Очевидно, нужны осо­бые, личностно ориентированные технологии про­фессиональной переквалификации специалистов, обеспечивающие непрерывное профессиональное образование.

Достижение вершин профессионального мастер­ства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятель­ности. Актуализация профессионально-психологи­ческого потенциала, достижение вершин профессио­нализма возможны в процессе особых организацион­ных форм образования (кружки качества, деловые игры, семинары-тренинги и т. п.).

Обобщим наши рассуждения о психологических проблемах профессионального становления лично­сти (табл. 1). При этом будем иметь в виду, что пред­метом профессионального образования является, по словам А. М. Новикова, процесс и результат профес­сионального развития личности человека.

Таким образом, все психологические проблемы профессионального образования объединяются во­круг целостного процесса профессионального ста­новления личности. Очевидна целесообразность ин­теграции этих научных и практико-ориентирован-ных проблем одной отраслью прикладной психоло­гии. Ее предметом являются психологические осо­бенности, закономерности, механизмы освоения профессий и специальностей, повышения квалифи­кации и профессионального самообразования.



ю



Стадия профессионального становления

Ситуация профессионального становления

Психологически обусловленные образовательные проблемы

1

2

3

Профессиональная адаптация (18-25 лет)

Приобретение опыта самостоя­тельного выпол­нения норма­тивно одобряемой профессиональ­ной деятельно­сти, освоение новой социаль­но-профессио­нальной роли и норм профессио­нального поведе­ния в коллективе

Обеспечение про­фессиональной социа­лизации, профессио­нальное самоопреде­ление на рабочем мес­те, супервизорство, формирование психо­логической системы деятельности (В. Д. Шадриков) и профессиональное совершенствование

Профессионализа­ция (25-33 года)

Высококвалифи­цированное вы­полнение про­фессиональной деятельности и индивидуальный стиль ее реализа­ции на основе сформированных ансамблей про­фессионально важных качеств и способностей

Непрерывное повы­шение квалификации и профессиональной компетентности, обеспечение конку­рентоспособности пу­тем самообразования и саморазвития, раз­витие ключевых ква­лификаций и профес­сиональной мобиль­ности

Профессиональное мастерство (33-55 лет)

Вершинные до­стижения в про­фессиональной деятельности, са­моутверждение в профессиональ­ном сообществе, творческий стиль выполнения труда

Всесторонняя актуали­зация профессио­нально-психологиче­ского потенциала, стимулирование само­актуализации и сверх­нормативной профес­сиональной активно­сти, создание условий для полной реализа­ции себя в профессио­нальном труде

Место психологии профобразования в системе психологических наук

В современной психологии отчетливо прослежи­ваются две тенденции: интеграция и дифференциа­ция отраслей психологических наук. К. К. Платонов, анализируя классификации психологических наук, разработанные отечественными и зарубежными уче­ными, насчитывает около 100 психологических наук и их отраслей. Одной из устоявшихся междисципли­нарных отраслей психологии является педагогическая психология. Ее предмет — психологические законо­мерности и механизмы образовательной деятельно­сти. Из определения сущности педагогической пси­хологии следует, что она призвана решать все психо­логические проблемы образования человека. Однако исследование общенаучной характеристики педаго­гической психологии показывает, что она ограничи­вается изучением воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Анализ учебников и учеб­ных пособий по педагогической психологии свидетель­ствует, что ее объектом является «ребенок, подросток, юноша» {А. В. Петровский). Аналогично трактуют объект изучения Р. С. Немов и И. А. Зимняя. В. А. Якунин в качестве объекта педагогической пси­хологии рассматривает личность студента. Таким об­разом, объектом изучения является личность обучае­мых, возраст которых не превышает 20-25 лет. Но ведь образование людей продолжается и за предела­ми этого возраста.

Для обоснования правомерности выделения пси­хологии профессионального образования в качестве самостоятельной отрасли прикладной психологии рассмотрим ее место в классификации психологиче­ских наук.

Так, К. К. Платонов, анализируя различные под­ходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме дифференциации психологических наук, предлагает две группы условий классификации: внешние и внутренние условия развития психологи­ческой науки в целом. Внутренние условия диффе­ренциации психологических наук связаны с необхо­димостью более глубокого и разностороннего позна­ния их основного предмета — психики. Внешние условия дифференциации обусловлены связью пси­хологии с другими науками и обслуживаемыми ими отраслями практики.

Основываясь на этих положениях, К. К. Платонов представляет дифференциацию психологических наук в виде дерева, корнями которого являются фи­лософские проблемы психологии; стволом — общая психология; наиболее мощными ответвлениями ствола — психологические науки, изучающие законо­мерности и механизмы психики животных, человека и общественных психических явлений: зоопсихоло­гия, дифференциальная психология, социальная психология; другими ветвями — прикладные психо­логические науки: психология труда, педагогическая психология, психология спорта и др.1

Особо подчеркнем, что в числе прикладных от­раслей психологии на стыке психологии труда и пе­дагогической психологии К. К. Платонов выделил психологию профессионально-технического образова­ния, предметом которой является, по его мнению, трудовое обучение и воспитание2.




' См.: Платонов К. К. Система психологии и теория отраже­ния. - М, 1982. - С. 277-298. 2 Там же. - С. 293.

Основываясь на определении профессионального образования как процесса и результата профессио­нального становления личности, следует отметить, что в качестве логического основания выделения психологии профобразования в самостоятельную от­расль выступает принцип развития психики. Выше уже было показано, что психология профобразова­ния обеспечивает, изучает профессиональное ста­новление личности на разных стадиях.
Базовые модули психологии профессионального образования

В качестве следующего аргумента выделения пси­хологии профобразования рассмотрим подход к клас­сификации психологических наук, предложенный В. А. Ганзеном. В основу этого подхода положен метод базисов. Под базисом понимается легко обозримое множество независимых объектов (понятий), характе­ризуемое полнотой. С помощью некоторого преобра­зования из небольшого числа исходных объектов (мо­дулей) можно сформировать достаточно большое чис­ло производных1.

К числу основных модулей психологии профес­сионального образования следует отнести профес­сиональное становление; профессию; квалифика­цию; профессиональное обучение, воспитание и развитие; технологии профессионального развития; мониторинг профессионального становления; по­вышение квалификации и профессиональный рост; психологию личности обучаемых и педагогов про­фессионального образования; деструктивные изме­нения специалистов и др.

Ведущие, базовые понятия раскрывают основные концептуальные положения. Ключевые понятия, ко­торые характеризуют психологию профессионально­го образования, приведены в табл. 2.



' См.: Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л., 1984.






Ведущие понятия

Концептуальные положения

1

2

Профессиональное становление

Развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального обра­зования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. Це­лостный процесс профессионального становления имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается нормативными кризисами. Темп и тра­ектория профессионального становле­ния вариативны и определяются тремя группами факторов: возрастными, ин­дивидуально-психологическими и тех­нологическими

Профессиональный рост

Постоянное совершенствование тех­нологической деятельности, обогаще­ние направленности, компетентности и профессионально важных качеств, повышение эффективности трудового функционирования

Технологическая контекстность

Обусловленность динамики, уровня профессионального развития образова­тельными и профессиональными техно­логиями, применяемыми в конкретных социально-экономических условиях

Профессиональное самоопределение

Самостоятельное и осознанное согла­сование профессионально-психоло­гических возможностей человека с со­держанием и требованиями профессио­нальной деятельности, а также нахож­дение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономиче­ской ситуации

Профессиональная самоактуализация

Ускорение профессионального роста пу­тем активизации потенциала личности, проявления сверхнормативной профес­сиональной активности, а также исполь­зования инновационных технологий

Ведущие понятия

Концептуальные положения

1

2

Профессиональная социализация

Нахождение своего места в профессио­нальной стратификации, выработка профессионального менталитета, фор­мирование ролевого поведения, про­фессиональная идентификация

Профессия

Определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, уме­ний, навыков и качеств личности

Приведенные базисные понятия определяют пси­хологическое поле профобразования и являются предпосылками выделения психологии профессио­нального образования.

Таким образом, профессиональное становление личности порождает огромный комплекс психологи­чески обусловленных образовательных проблем. Очевидно, давно назрела необходимость объедине­ния этих проблем одной отраслью прикладной пси­хологии — психологией профессионального образо­вания.


Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин и учебных курсов. Как правило, при обосновании диф­ференциации психологических наук имплицитно подразумевается, что каждой научной психологиче­ской дисциплине соответствует учебный предмет.

Учебная дисциплина, как правило, изоморфна соответствующей отрасли науки и в то же время име­ет отличительные особенности. К ним относятся прикладной характер учебного предмета, дидактиче­екая обработка научного знания, построение содер­жания в соответствии с логикой учебно-профессио­нальной деятельности, учет возрастных психических возможностей обучающихся.

Существенное отличие имеется в целях науки и учебного предмета. Целью науки является получение объективно нового знания, раскрытие закономерно­стей, механизмов психических явлений. Цель учеб­ного предмета — усвоение систематизированных, ди­дактически обработанных знаний, развитие учеб­но-профессионального интеллекта и гуманистиче­ское воспитание личности.

Существенны также различия предметов науки и учебной дисциплины. Предмет психологической нау­ки — новые факты, закономерности и механизмы пси­хики. Учебный предмет представляет собой проекцию накопленных наукой знаний. Его предметом является дидактически обработанная научная информация. Таким образом, учебный предмет — это дидактически адаптированная, цел сориентированная и ценностно ориентированная система знаний, соотнесенная с определенной отраслью науки. Важной отличитель­ной характеристикой науки являются методы иссле­дования учебного предмета — система технологий учебно-познавательной деятельности.

Основываясь на рассмотренных выше положени­ях, в структуре психологии профессионального обра­зования можно выделить следующие компоненты:



  • основы психологии профессионального обра­зования: становление психологии профобразования, предмет, задачи, структура курса, методология и ме­тоды исследования психологии профобразования;

  • возрастные особенности субъектов профессио­нального образования: периодизация становления личности, возрастные особенности человека;


  • психологические основы профессионального образования: личностно ориентированное образова­ние, последипломное образование, социально-про­фессиональное воспитание, образовательно ориен­тированная профессиография;

  • психология деятельности и личности педагога профессионального образования: педагог как субъ­ект профессионализации, личностно ориентирован­ное педагогическое общение.

Раскрытие этих подпроблем обусловливает необ­ходимость рассмотрения теоретических основ психо­логии профессионального образования. В качестве системообразующего фактора выступает концепция профессионального становления личности. Важной частью курса являются методы психодиагностики, а также проблемы профессионального роста специа­листов.

Общая цель психологии профессионального об­разования определяется ее предметом — изучением и описанием психологических особенностей, законо­мерностей и механизмов профессионального обуче­ния, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления. Декомпозиция этой цели позволяет определить задачи учебной дис­циплины и осуществляется на основе представлен­ной выше структуры психологии профобразования.

Таким образом, психология профессионального образования как междисциплинарная отрасль науч­ного знания тесно связана с общей, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психо­логией профессий, акмеологией и вместе с тем она является самостоятельной отраслью прикладной психологии, а также учебной дисциплиной. Их отли­чие прослеживается при сравнении целей, объектов, предметов и методов исследования и изучения (табл. 3).



Учитывая важность психологии для начального профессионального образования, целесообразно по­ставить вопрос о введении в специальность 020400 — «Психология специализации» и «Психология проф­образования» с присвоением выпускникам квалифи­кации «Психолог профессионального образования».

Области профессиональной деятельности выпуск­ников этой специализации: организация психоло­гической службы, психологическое обеспечение профессионально-образовательного процесса, соци­ально-психологическое сопровождение профессио­нального становления обучаемых, преподавание личностно ориентированных курсов и проведение практикумов по развитию профессионально важных качеств и способностей.

Основными видами деятельности психолога про­фессионального образования являются:

• преподавание профессионально ориентиро­ванных психологических дисциплин;

• организация психологической службы;


  • профессиональное консультирование обучае­мых;

  • психологическая профилактика отклоняюще­гося поведения;

  • диагностика профессиональной пригодности и профессионально важных качеств;




  • разработка профессиограмм специалистов;

  • мониторинг профессионального развития;

  • психологическое просвещение.

Таким образом, в настоящее время имеются пред­посылки для оформления психологии профессио­нального образования как отрасли прикладной пси­хологии, как учебной дисциплины и как специализа­ции, направленной на подготовку практических пси­хологов для системы начального профессионального образования.


следующая страница >>



Об одной грязной бане Диоген спросил: «А где мыться тем, кто мылся здесь?» По рассказу Диогена Лаэртско
ещё >>