Б. С. Житков «Храбрый утенок» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2 класс Тема урока: «Б. С. Житков «Храбрый утенок»». (с использованием... 1 33.24kb.
Б. Житков «Храбрый утёнок» 1 45.39kb.
Урока чтения с использованием мультимедийной технологии во 2 классе... 1 33.35kb.
Очень гадкий утёнок (для тех кто умеет плавать) 1 34.29kb.
4349 Утенок Чарли в зоопарке 1 50.33kb.
Бориса Степановича Житкова (1882– 1938) Житков Борис Степанович 1 15.45kb.
Слайд Житков Борис Степанович. Биография. Творчество. Слайд 2 1 150.5kb.
Внеклассное чтение 1 100.42kb.
Урок Назад повернемся, Гостям улыбнемся. Обратно вернемся 1 102.14kb.
Литература для самостоятельного чтения 5-9 классы 5 класс мифы мифы... 1 129.77kb.
«Зимние забавы. Мы играем дружно» Провела воспитатель Власова И. 1 34.48kb.
Бори́с степа́нович житко́В 1 60.07kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Б. С. Житков «Храбрый утенок» - страница №1/1

Государственное общеобразовательное учреждение Центр образования № 1428

Конспект урока по литературному чтению

для 2 класса

с использованием ИКТ

учителя начальных классов ГОУ ЦО № 1428

Гумбатовой Веры Александровны



Тема : Б.С.Житков «Храбрый утенок».

Цель: познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа.

Задачи:

Обучающие : формирование полноценного восприятия текста,

учить делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

рисовать словесную картину к каждой из частей

и составлять план пересказа.

Развивающие: развивать метапредметные и коммуникативные

универсальные действия, развивать навыки

выразительного чтения;

работать над развитием речи, памяти, мышления,

воображения;

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам литературного чтения,

любовь и бережное отношение к природе,

воспитывать чувства сострадания, сопереживания.
Техническое обеспечение:

АРМ учителя

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска


Программное обеспечение:

Операционная система Windows XP

Microsoft Office

Презентация :


  1. Портрет писателя Б.С.Житкова

  2. Речевой ларец

  3. Словарная работа

  4. Читай целыми словами

  5. Составление плана

О

борудование:

мягкие игрушки: утка с утенком, стрекоза, корзинка с 16 киндер-сюрпризами; цветные колпачки – 3 штуки

( под ними- тарелка, птичка, девочка – мелкие игрушки): выставка книг Б.Житкова: 3 цветных конверта (красный, синий, желтый) с заданием для работы в группах, музыкальная физкультминутка.


Ход урока.


I.Организационный момент.

Приветствие гостей.

II. Повторение изученного.

1. Беседа.

Вспомним, как называется раздел, над которым мы работаем сейчас на уроках литературного чтения?

( О братьях наших меньших).

Объясните название раздела.

Какие произведения входят в этот раздел?

Почему мы называем животных «Братьями меньшими»?

О чем писатели заставляют нас задуматься и что советуют? ( Н.И.Сладков. « НЕ навреди!»


Н.И. Сладков писал: (чтение наизусть отрывка) «Природа испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешептываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадаются тебе на глаза - как ты себя поведешь?... Окликают птицы- как ты поступишь?...

Остановишься, посмотришь, послушаешь – или схватишь палку или камень? И тогда они решат, как к тебе относиться.

Как ты – так и к тебе!

Природу может спасти только наша любовь!


А мы знаем, что животные составляют часть природы.

Итак, мы продолжаем работу над данным разделом.

2. Знакомство с героями сказки.

А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.

Но прежде угадайте, кто они?

а) Загадка.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза

Кто же это? (стрекоза)

Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)

Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)

Чем она питается?

Какая же стрекоза на самом деле? ( игрушка стрекозы)

Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.

б)

Кто же второй герой?



Загадка.

Кря- кря! Сюда! Сюда!

Раздается из пруда,

Так зовет свою малютку

Кряква, по- другому … (утка)

Что вы знаете о ней? (утка-игрушка)

В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)

Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).

в) Загадка.

Удивительный ребенок

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок)

Почему сказали утенок? (утенок-игрушка)

Как он появляется на свет?

Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)


Почему говорят «покрошил яйцо»?

А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?

3. Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».

Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?

Если я права – хлопайте в ладоши.

У кошки- котенок,

У собачки – собачонок, (щенок)

У зайчихи – зайчонок,

У утки – утенок,

У овечки – овченок ( ягненок)

У курочки – куренок (цыпленок)

У ежихи – ежонок.

У коровы – коровенок ( теленок)

У свиньи – свиненок ( поросенок)

У лисы – лисенок,

У рыбки – рыбенок ( малек)

У лосихи – лосенок.

У волчицы – волченок.

У голубки – голубенок ( птенец)

III. Обобщение и сообщение темы.

1.На столе перед доской стоят игрушки6 стрекоза, утка с утенком.

Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.


Физкультминутка №1.


Утром стрекоза проснулась. Три – шагнула и присела,

Потянулась, улыбнулась. На четыре – полетела.

Раз – росой умылась. У реки остановилась -

Два – изящно покружилась. Над водою закружилась.

IV.Изучение новой темы.

Выставка книг Б. Житкова.

Биография Б.С.Житкова. ( слайд №1 - портрет)

Борис Степанович Житков родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в \одесской гимназии и был одноклассником К.И.Чуковского. по образованию биолог и химик, инженер кораблестроитель. Работал юнгой , штурманом, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом – изучением рыб. Преподавал черчение и физику.

Человек энциклопедических знаний, о котором друзья отзывались так: «Он охотно служил нам живым справочником. Знал он, казалось, решительно все. Ремесла, инструменты, технические термины, звезды, реки, озера, животных, насекомых. Рыб, как что делается, где что происходит…»

БС.Житков свободно владел многими европейскими языками, много путешествовал. Богатейший жизненный опыт, умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге и привели Б.С.Житкова в детскую литературу.

Посмотрите на выставку книг Б.С.Житкова , все они посвещены детям. В них опубликованы морские

истории ,сказочные повести, научно-популярные и научно-художественные произведения. Всего Житковым создано около 200 произведений. Все эти книги вы можете взять в школьной библиотеке и прочитать их.

Он писал о гордых и смелых, самоотверженных людях, о редких животных и дальних странах. Среди них удивительная книга – « Что я видел?» герой ее – 4-х летний мальчик Алеша. Обо всем, что он увидел во время летних увлекательных приключений, рассказал писатель детям. Написана она так интересно и захватывающе, что слушают и читают ее с огромным интересом. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

И сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б.С.Житкова из этой книги.


2.Работа с учебником.

Откройте учебник на с.

Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.)

Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе? ( высказывания детей0

Скор проверим. Верны ли ваши предположения.

Но прежде…

3.Подготовительная работа к чтению. ( слайд №2 - сундук)

а) что вы видите? (сундук)

Объясните лексическое значение слова.

Сундук – это ящик с крышкою, на петлях и замках. Для хранения вещей. В старину в него складывали одежду, белье, т.к. не было шкафов, которые есть сейчас у нас.

А как же его можно назвать другим словом, если это небольшой сундучок, для хранения драгоценностей.(ларец)

Вы наверное подумали, а зачем нам сундучок или ларец, ведь у нас сейчас урок литературного чтения.

б) словарная работа ( слайд №2а)

А этот ларец необычный .

Как он называется?

Внутри него спрятались слова из нашего рассказа. Сейчас мы будем их оттуда извлекать и объяснять значение слова для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.

Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.

Рубленые яйца – мелко нарублены.

Храбрец – смелый человек.

Хвастун – хвастает, что любого поборет.

Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.

Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.

Поломанным – место повреждения.

Наедались - быть сытым.

в)чтение слов целыми словами (слайд №3)

Сейчас поупражняемся в чтении слов , которые встретятся в рассказе Житкова «Храбрый утенок».

Ученик – хором.

Бег – подбегали, убегали.

Рассказ – рассказали

Испуг – испугаешься, перепуганные.

Кусаться – перекусает, укусит.

Еда – наедались. Ненаедались.

4. Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».

Читают «цепочкой» рассказ дети.



Физкультминутка №2. Музыкальная для глаз «Стрекоза»


5. Беседа по содержанию и пониманию смысла рассказа «Храбрый утенок».

Оправдались ли ваши предположения? О чем рассказ?

Как хозяйка и чем кормила утят?

Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?

О чем думала хозяйка , когда убирала пустую тарелку?

Кто пришел в гости к утятам?

Что он им пообещал и сдержал ли свое обещание?

Прилетала ли стрекоза еще раз?

Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)

Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?

Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

V. Закрепление изученного материала.

1. Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

1ч.


С чего начинается рассказ?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1ч.


Хозяйка кормит утят.


2ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 ч.?

Как озаглавишь 2 ч.?




Утята боятся стрекозы.

3 ч.


Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.?

Как озаглавишь 3 ч.?

Удивление хозяйки.

4 ч.


Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.?

Как озаглавишь 4 ч? Разговор Алеши с утятами.


5 ч.


Что произошло?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?

Как озаглавишь 5 ч.? Алеша прогоняет стрекозу

6 ч.


Чем заканчивается рассказ?

Какое чувство испытывают утята?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.?

Как озаглавишь 6 ч.? Довольные утята.



2. Работа в группах.

Задания в конвертах разного цвета.


1 группа.

Задание: восстановите текст из отдельных частей и подберите к каждой части иллюстрацию.


(План текста разрезан на части и иллюстрации.

На столе зеленый колпачок, а под ним - птичка. Определи к какой части текста относится птичка и загадай загадку.


2 группа.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.


План разрезан на отдельные полоски.

(На столе красный колпачок, а под ним - фигурка хозяйки. Охарактеризуй хозяйку.)


3 группа.

Задание: собери пословицы и подбери пословицу, которая подойдет к нашему рассказу.


Пословицы соединяются с помощью стрелок.

(На столе желтый колпачок, а под ним – тарелка и стрекоза. Что они означают в нашем рассказе)


3. Проверка работы в группах. ( слайды №4-9)

VI. Итог урока.


Как назывался рассказ Б.Житкова?.чему нас учит этот рассказ?

Как вы думаете писатель относится к животным?

Какой пословицей можно закончить наш урок? ( Друг друга поддерживать, победу одерживать.)

6. Д/З.На столе под цветными колпачками вы нашли предметы.

Что это за предметы?

Кто лишний и в нашем рассказе не встретился? (птичка)

Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок и приготовили для вас сюрприз.

В корзине киндер- сюрприз. Дети закрывают глаза и достают сюрприз.



Дома узнать, что за предмет в вашем киндер-сюрпризе и составить рассказ, но вместо утенка Алеши сделай своего героя из яйца.




Электорат — одноразовый народ. Акрам Муртазаев
ещё >>