«Азия и Африка». 2012.№5. С. 26-32. Британский мулыикультурализм: мина замедленного действия? - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Молитвенный листок ‘Июль/13 Страна/регион 1 107.17kb.
Молитвенный листок ‘Июнь/13 Страна/регион 1 100.02kb.
«İrs наследие». 2011.№6(54). С. 38-42. Армянская область мина замедленного... 1 80.58kb.
Египет протесты продолжаются. Один христианин убит 1 97.94kb.
«Азия и Африка». 2011.№5. С. 10-17. Африка и реформа ООН 1 268.13kb.
«Азия и Африка». 2012.№2. С. 7-10. «Арабская весна»: симбиоз глобализации... 1 119.16kb.
Азия и Африка 2011 №1 Содержание 17 2354.39kb.
Азия и Африка сегодня Анналы пластической, реконструктивной и эстетической... 1 11.76kb.
Тема Африка Карточка №215 Африка 1 29.37kb.
Госпожа Соколовски fr 1 Тема Cognates” 1 40.61kb.
«коварный зверь в берлоге» 1 14.56kb.
Анализ настроений пользователей социальных сетей при помощи среды r 1 38.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Азия и Африка». 2012.№5. С. 26-32. Британский мулыикультурализм: мина замедленного - страница №1/1

«Азия и Африка».-2012.-№5.-С.26-32.
БРИТАНСКИЙ МУЛЫИКУЛЬТУРАЛИЗМ:
МИНА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ?

Г.А. КАРПОВ

Соискатель Институт Африки РАН


Ключевые слова: Великобритания, иммиграция, мультикультурализм, интеграция, ислам
В феврале 2011 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон выступил с резкой критикой политики мультикультурализма, проводившейся в Великобритании в последние несколько десятилетий. Ранее подобного рода высказывания могли строить карьеры политику такого уровня, но игнорировать и замалчивать очевидные недостатки мультикультурализма стало невозможно. Кэмерон был не единственным, кто раскритиковал мультикультурализм. Ранее, в октябре 2010 г., это сделала канцлер Германии Ангела Меркель, а несколькими днями позже после Кэмерона, в феврале 2011 г., - президент Франции Николя Саркози.
Август 2011 г. ознаменовался крупными беспорядками в городах Великобритании. За период с 6 по 12 августа по Лондону, Бирмингему, Манчестеру, Ливерпулю и Бристолю прокатилась серия погромов. Катализаторами волнений стали кварталы, где проживает большое число представителей национальных и религиозных меньшинств, прежде всего, приезжих из стран Азии и Африки. Затем грабежи распространились на соседние районы. С большим трудом британским властям удалось взять ситуацию под контроль, было задержано несколько сотен человек.

Погромы, потрясшие минувшим летом Лондон и другие английские города, вполне могут там повториться в конце июля - начале августа во время Олимпийских игр-2012, если не принять срочных мер по искоренению породивших их причин. С таким предупреждением выступили авторы обнародованного здесь доклада, подготовленного по заказу правительства Великобритании.

В числе основных факторов, стоящих за массовыми беспорядками, грабежами, эксперты из Независимой комиссии назвали «бедность, безработицу и недовольство действиями полиции». «Бедственное положение, конечно, не может быть оправданием для преступных вылазок, - подчеркнул руководитель комиссии Дарра Сингх. - Однако мы должны стремиться к решению стоящих за ними проблем. В противном случае все может повториться».

Опросы, проведенные в районах, наиболее пострадавших от беспорядков, свидетельствуют о «гневе людей, вызванном неравенством и отсутствием справедливости», о недовольстве басно­словными премиальными банки­ров и возмущении махинациями парламентариев с компенсацией их расходов, сообщила предста­витель комиссии Мейв Шерлок1.

В то же время, по мнению многих британцев, августовский бунт стал возможным благодаря длительной пропаганде и внедре­нию в практику политики мультикультурализма, политкорректности, равенства в правах. На протяжении последних 50 лет эта тенденция развивалась, укрепля­ла свои позиции и в первое деся­тилетие XXI в. достигла своего апогея, приведя в итоге совсем не к тем результатам, на которые рассчитывало британское руко­водство. Гармоничное мультикультурное общество построить не удалось, а частичное решение одних проблем привело к появлению новых трудностей и противоречий.

Участники августовского стихийного социального протес ничего не требовали и ни к чему не призывали, они грабили магазины и рестораны, поджигали здания, автомобили и мусорные баки, разбивали витрины, занимались мародерством. Не прозвучало ни одного социально-экономического или политического лозунга. В современной ситуации, обладая всеми правами британских граждан и пользуясь соци­альными благами, некоторые жи­тели городов перестали ассоции­ровать себя со страной и государ­ством, где они живут и работают. Наиболее ярко это проявилось у иммигрантов и их потомков, хотя в беспорядках, по последним дан­ным, принимали участие и корен­ные британцы.


ПРЕКРАСНОДУШНЫЕ НАМЕРЕНИЯ...

Во второй половине XX в. в Великобритании были созданы благоприятные условия для становления крупных сообществ ми­грантов из бывших колоний и формирования специфической идентичности внутри этих сооб­ществ. Был взят курс на включе­ние в британское общество приезжих без утраты ими культур­ных и религиозных традиций, а также на привлечение мигрантов и их потомков к участию в обще­ственно-политической и соци­ально-экономической жизни страны.

Одним из направлений такой политики стал мультикультура­лизм. Мультикультурализм - это идейно-политическое течение, которое в самом общем виде можно охарактеризовать как комплекс мер, направленных на со­хранение и развитие культурных, этнических и религиозных разли­чий тех или иных сообществ. Оно стало одной из самых дискусси­онных концепций современной западной политической мысли.

Термин «мультикультура­лизм» зародился и вошел в поли­тический обиход западного истеблишмента на рубеже 1960-х - 1970-х гг. Это произошло в Кана­де применительно к урегулирова­нию конфликтов между франкофонной и англоговорящей общи­нами. Реализация мультикульту­рализма в каждой отдельно взя­той стране носит специфический характер, но, как правило, опира­ется на ряд общепринятых прин­ципов: равенство прав, толерант­ность, борьбу с ксенофобией, на­ционализмом и дискриминацией.

Можно выделить следующие основные предпосылки появле­ния и дальнейшего внедрения мультикультурализма в Велико­британии.

Во-первых, это распад британ­ской колониальной системы, со­провождавшийся началом массо­вой миграции из стран Содружест­ва. Данный процесс был осложнен отсутствием у британских властей опыта приема большого количест­ва иммигрантов азиатского и аф­риканского происхождения.

Во-вторых, специфика рассе­ления иммигрантов - преимуще­ственно в отдельных городских районах, а не дисперсно по всей стране или сугубо локально в портовых городах, как это было до середины XX в. Постоянный приток носителей традиционной культуры из бывших колоний и возможность приезжих поддер­живать контакт с родиной приве­ли к появлению значительных по численности и устойчивых этни­ческих и религиозных групп им­мигрантов.

В-третьих, общая демократи­зация западноевропейских стран второй половины XX в., которая коснулась и Великобритании. Критика и фактический запрет национализма после победы над фашистской Германией, смягче­ние уголовного законодательства, расширение прав и свобод, воз­можность создавать объедине­ния, культурные центры, свобода совести, распространение суб­культур, развитие либеральной философии и демократической мысли - все это оказало серьезное влияние на межнациональную политику внутри страны.

Реализации идей мультикуль­турализма способствовали, преж­де всего, межэтнические и межре­лигиозные конфликты внутри страны во второй половине XX в., появление и рост влияния право­радикальных движений и партий. Ни одно десятилетие второй по­ловины XX в. не обошлось в Ве­ликобритании без относительно крупных беспорядков на межна­циональной почве. В стране не сложились традиции совместного длительного проживания замет­ного количества представителей принципиально различных этни­ческих и религиозных сообществ. Возникла необходимость смяг­чить отношение местного населе­ния к иммигрантам через знаком­ство с их культурой, пропаганду толерантности, законодательные запреты дискриминации.

Послевоенная экономическая модель, ориентированная на со­здание т.н. государства всеобщего благосостояния, не могла обой­тись без постоянного притока от­носительно дешевой рабочей си­лы не только в промышленность, но и в социально ориентирован­ные сегменты экономики, прежде всего медицину и сферу обслуживания. Мультикультурализм стал использоваться для подготовки коренных британцев к тому, что отныне им придется уживаться с наплывом иммигрантов с их культурными и религиозными особенностями.

Мультикультурализм и тесно связанный с ним иммиграцион­ный вопрос оказались в числе ключевых факторов британской политической жизни второй по­ловины XX в., превратившись в разменную монету в повседнев­ной политической практике. Им­миграционное законодательство заняло важнейшее место в парла­ментских прениях и предвыбор­ных программах.

Идейная база британского мультикультурализма была зало­жена двумя политическими философами - Джоном Ролзом и Исайей Берлином. Из филосо­фии Дж.Ролза была взята идея справедливого отношения обще­ственных институтов к этничес­ким и религиозным меньшинст­вам и равенства прав людей, про­живающих в данный момент в стране (независимо от наличия или отсутствия гражданства, зна­ния языка и пр.), стремление ре­шать путем диалога, компромис­са или односторонних уступок все конфликтные ситуации в сфе­ре межкультурных отношений2.

Берлин выделил основопола­гающие принципы современного либерального общества, распро­страняющиеся на всех людей, проживающих в стране в данный момент, в т. ч. на иммигрантов:

«Во-первых, творец ценностей - сам человек, и потому он не мо­жет быть уничтожен во имя чего- то высшего, чем он, ибо нет ниче­го выше человека... Во-вторых, общественные институты созда­ются не только людьми, но и для людей, и, когда они перестают служить им, они должны исчез­нуть ... В-третьих, людей нельзя убивать ни во имя абстрактных идей, сколь угодно высоких, на­пример прогресса, свободы или гуманизма, ни во имя обществен­ных институтов, ибо ни то ни другое абсолютной самостоятель­ной ценности не имеет, точно так же как и все, что в них есть, созда­но людьми, которые только и мо­гут сделать их ценными или свя­щенными ... В-четвертых, и это вытекает из всего остального, худший из всех грехов - унижать или оскорблять людей во имя ка­кой-либо прокрустовой схемы, в которую их насильно втискива­ют»3.

Позднее эти концепции были расширены и дополнены идеями других ученых. В их числе - созда­ние соответствующей норматив­но-правовой базы для реализации принципов мультикультурализма (Р.Дворкин); развитие программ социальной адаптации представи­телей иных культур и религий (У.Кимлика); помощь в организа­ции и деятельности различных общественных объединений пред­ставителей этнических и религи­озных меньшинств (Ч.Тейлор); необходимость более терпимого отношения к иммигрантам, даже если они не придерживаются ли­беральных ценностей (Ч.Кукатас); комплексный подход к про­блеме равного участия мигрантов в различных сферах жизни совре­менного общества (Ф.-О.Радтке).
... И ПЕРВЫЕ ИХ ПЛОДЫ

Реализация принципов муль­тикультурализма на практике но­сила прикладной и во многом си­туативный характер, тесным об­разом соприкасаясь с проблемой иммиграции и связанной с ней проблемой интеграции приезжих, а также разрешением межнацио­нальных и межрелигиозных кон­фликтов.

Многие иммигранты из быв­ших колоний к середине XX в. имели статус граждан Содруже­ства. Прибывая на постоянное место жительства в Великобрита­нию в 1950-е гг., они могли сво­бодно въезжать и выезжать из страны, не регистрироваться в полиции, менять место работы по своему усмотрению и даже участ­вовать в выборах. Иммигранты подпадали под действие закона о гражданстве 1948 г. (British Nationality Act4), согласно которо­му являлись «британскими под­данными» (British subjects) и об­ладали всеми гражданскими пра­вами. Эти иммигранты не подвер­гались практически никакому контролю.

Впервые обратить внимание на иммиграцию из стран Содру­жества пришлось в 1958 г., когда вспыхнули городские волнения в Лондоне и Ноттингеме. Лишь в 1962 г. был принят первый закон (Commonwealth Immigrants Act5), направленный на ограничение иммиграции из бывших колоний. За ним позднее последовала це­лая серия такого рода законода­тельных актов.

Параллельно началось законо­дательное оформление идей мультикультурализма и признания британскими властями само­го факта наличия дискримина­ции в отношении иммигрантов и необходимости борьбы с ней. В 1965 г. принимается Закон о ра­совых отношениях (Race Relations Act 19656), первый за­кон, запрещавший дискримина­цию в общественных местах. Бы­ло создано Управление по расо­вым отношениям - государствен­ный орган, занимавшийся рас­смотрением жалоб по поводу ра­совой дискриминации.

Закон 1968 г. (Race Relations Act 19687) запрещал дискримина­цию по национальному, расовому и этническому признаку при по­иске жилья, устройстве на рабо­ту, а также при оказании комму­нальных услуг. Для пропаганды гармоничных отношений между общинами была создана Комис­сия по общинным отношениям, первая в своем роде структура, чья деятельность была направле­на на пропаганду терпимости и толерантности.

С 1976 по 2006 гг. действовал новый Закон о расовых отноше­ниях (Race Relations Act 19768), который устанавливал запрет на дискриминацию по националь­ным и религиозным признакам при устройстве на работу, полу­чении образования и в ряде дру­гих сфер. В это время работала Комиссия по расовому равенству, которая занималась не только борьбой с расовой дискримина­цией, но и ставила своей целью пропаганду терпимости, толе­рантности и диалога культур, поддержку местных организаций аналогичной направленности, со­здание справедливого общества с равными правами и возможнос­тями для всех его членов, незави­симо от их национальной и рели­гиозной принадлежности.

Однако еще 20 апреля 1968 г. в Бирмингеме со своей редкой по откровенности речью о «реках крови» выступил Энок Пауэл, за­нимавший в 1960-1963 гг. пост министра здравоохранения в пра­вительстве консерваторов9.

От имени Консервативной партии Пауэл заявил, что сущест­вующая миграционная политика, с точки зрения интересов нации, просто безумна. Верно предска­зав, что к 2000 г. десятая доля жи­телей страны будет относиться к национальным и религиозным меньшинствам, он подчеркнул, что допускать ежегодно въезд не­скольких десятков тысяч иност­ранных граждан, в том числе иж­дивенцев, равносильно подбра­сыванию хвороста в собственный погребальный костер. Проводи­мая политика интеграции и защи­ты мигрантов от дискриминации никак не учитывает интересов местного населения. Приезжие еще не могут внятно изъясняться на английском языке, но слово «расист» им уже известно. Смеш­ным и опасным назвал Пауэл рас­пространенное убеждение, что иммигранты горят желанием ин­тегрироваться в британское об­щество.

Речь вызвала бурю негодова­ния среди иммигрантов и многих коренных британцев.


НА ПУТИ К МУЛЬТИКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕСТВУ

С приходом к власти в 1997 г. лейбористов во главе с Т.Блэром реализация идей мультикульту­рализма активизировалась.

Так, в 1997 г. при поддержке правительства в Лондоне начал работать Мусульманский совет Великобритании (Muslim Council of Britain). Совет взял под свою опеку более 500 различных исламских объединений по всей Ве­ликобритании. Аналогичные ор­ганизации действуют и в среде других крупных общин - Индус­ский форум Британии (Hindu Forum of Britain), Сикхская феде­рация (The Sikh Federation), Сеть сикхских организаций (The Network of Sikh Organisations). Эти организации пользуются все­сторонней поддержкой и одобре­нием британских властей, для ко­торых стремление объединить под одним началом сообщества и организации мигрантов стало од­ним из ключевых направлений внутренней политики рубежа XX-XXI вв.

В то же время в 2002 г. был принят новый закон, касающий­ся гражданства и положения им­мигрантов (The Nationality, Immigration and Asylum Act 2002), согласно которому приезжие, же­лавшие получить право прожи­вания в Великобритании, долж­ны были пройти тест на знание «жизни в Соединенном Королев­стве» (The Life in the United Kingdom test).

В 2009 г. было сдано более 906 тыс. тестов, не справились с заданием свыше 263 тыс. канди­датов. С экзаменом обычно справляются свыше 95% канди­датов из англоговорящих стран (США, Канада, Новая Зеландия, Австралия). Средний показатель прохождения теста соискателями из Ирака, Афганистана, Турции, Бангладеш не превышает 50%, Индия в этом списке занимает промежуточное положение - око­ло 79% (в 2009 г. из 100 тыс. кан­дидатов тест успешно сдали 79 229 человек).

В 2003 г. был сделан очеред­ной шаг к мультикультурному обществу. Новые правила (The Employment Equality (Religion or Belief) Regulations 200310) запре­тили дискриминацию по религи­озному принципу на рабочих мес­тах. Мусульмане получили воз­можность совершать намаз в ра­бочее время, право требовать со­блюдения ограничений в еде на корпоративных приемах пищи, воздерживаться принятого дресс-кода и пр.

Закон о расовой и религиоз­ной ненависти (The Racial and Religious Hatred Act 200611) при­равнял к уголовному преступле­нию любые действия, которые могут привести к разжиганию межрелигиозной ненависти. Он обязывал уважительно относить­ся к представителям религиоз­ных меньшинств, но не требовал, чтобы религиозные меньшинства уважали веру большинства. Те­перь даже шутить на тему рели­гии стало небезопасно, на что указал известный британский ак­тер и комик Роуэн Аткинсон12.

С 2006 г. действуют два закона о равенстве - 2006 г. и 2010 г. (Equality Act 200613 и Equality Act 201014), устанавливающие запрет на дискриминацию практически во всех сферах жизни общества - по национальности, религии, по­лу, возрасту, сексуальной ориен­тации и т.д. Мультикультурализм здесь выступает уже как часть об­щей тенденции к практическому установлению равенства не толь­ко в сфере межкультурных ком­муникаций.

Создана новая структура - Ко­миссия по равенству и правам че­ловека, современный проводник идей мультикультурализма в Ве­ликобритании. Ее возглавил из­вестный британский правозащит­ник и телеведущий лейборист Трэвор Филипс.

У Комиссии имеются собст­венный сайт, телефон доверия, юридическая консультация, из­дательский центр. Она имеет право делать официальные за­просы, исследования, возбуждать судебные иски (правда, ограни­ченное количество в год), оцени­вать деятельность государствен­ных органов в области равенства и прав человека. Эта структура также распределяет гранты (об­щая сумма за первые два года ра­боты - 10 млн фунтов стерлин­гов), проводит бесплатные лет­ние молодежные лагеря и выезд­ные семинары, участвует в зако­нодательном процессе и общест­венных дебатах, обладает значи­тельным авторитетом в британ­ском обществе.

Обозначенная в программных документах цель данной Комис­сии прямо коррелируется с идея­ми мультикультурализма. «Мы стремимся помогать Великобри­тании развиваться по пути ук­репления значимости идеалов, которыми дорожит большинство из нас, - уважение, свобода, ра­венство, достоинство и справед­ливость ... Мы будем использо­вать все свое влияние и власть с тем, чтобы проблемы равенства и прав человека учитывались в со­циальной политике»15. В состав­ленном по итогам двухлетней ра­боты докладе 2009 г. подчеркива­ется: «Одно принятие законода­тельных актов, даже если они бу­дут применяться должным обра­зом, не обеспечит фундаменталь­ных изменений, в которых нуж­дается Великобритания... Мы бу­дем играть центральную роль в этом процессе трансформации, выступая в качестве жесткого, современного, независимого ре­гулятора, используя по возмож­ности методы убеждения, а при необходимости - и принужде­ния»16.

Несомненное влияние, а по­рой и прямое заимствование принципов мультикультурализ­ма можно обнаружить в работе ряда других общественных орга­низаций и государственных структур Великобритании, в том числе Института изучения граж­данского общества17, Форума против исламофобии и расизма18, Центра социального единства19, министерства иностранных дел и кабинета министров.


ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

С начала нулевых годов в Ве­ликобритании начинает набирать обороты критика мультикульту­рализма.

По утверждению его против­ников, идея о том, что все культу­ры и религии равны и равноцен­ны, и поэтому должны пользо­ваться равными правами в бри­танском обществе, носит оттенок «вульгарного эгалитаризма». Культуры не равны и не равно­ценны. Они формировались и развивались в разных частях пла­неты, в различных условиях, их эволюция шла несхожими путя­ми. Люди разных этнических общностей в одинаковых услови­ях ведут себя по-разному, на од­ни и те же раздражители может последовать совершенно несхо­жая реакция. Сказываются и ментальность, и склад ума, и об­раз мышления, и религия, и гео­графическая среда, и традиции государственности, и принципы семейных отношений - все имеет значение. В целом, существенно отличаются, к примеру, англича­не и индийцы, европейские хрис­тиане и неевропейские мусуль­мане.

Не оправдались надежды на то, что развитие чувства идентич­ности отдельных групп будет спо­собствовать становлению чувства общей идентичности - «единству в многообразии»20. Официально продекларированное равенство культур и религий в Великобри­тании не может быть воплощено в жизнь в полной мере, потому что это подразумевает крайне вы­сокую степень автономности ре­лигиозных общин.

Плюрализм ценностей реали­зуем только тогда, когда присут­ствует одинаковый для всех уча­стников диалога культур уровень толерантности. Но готовность господствующей британской культуры во имя формирования мультикультурного общества включить в себя все пришлые культуры и религии не подразу­мевает автоматически желание другой стороны принять ценнос­ти и нормы британцев. Более то­го, может возникнуть вопрос, по­чему иммигранты должны при­нимать культуру Великобрита­нии, а не наоборот? Ведь все культуры равны. Почему мусуль­мане должны соблюдать британ­ские законы, а британцы не обя­заны блюсти нормы шариата? Все религии в Англии должны чувствовать себя как в собствен­ном доме.

У первого поколения иммиг­рантов существовала определен­ная идеализация жизни в Вели­кобритании. «Многие ехали в Ве­ликобританию с надеждой, что найдут здесь современную циви­лизованную высоконравствен­ную страну с огромными возмож­ностями»21.

Второе и третье поколения приезжих смотрят на жизнь го­раздо прозаичнее. Они не были ассимилированы и не стали бри­танцами по языку и образу жиз­ни. Мало того, они начали проти­вопоставлять свои ценности, об­раз жизни и нормы поведения со­временным британским.

Это касается, в частности, се­мейных ценностей, где у иммиг­рантов из Индии есть совершен­но четкие представления, как должны вести себя девушки до замужества и после, во что оде­ваться, чем заниматься и т.д.

А в Бредфорде, например, ак­тивно действуют сетевые струк­туры мужчин-пакистанцев «группы мобильной связи». Та­кие группы следят за поведением женщин и девушек в своих общинах, распространяют листовки религиозного содержания, при­зывают к убийствам лиц нетради­ционной сексуальной ориента­ции, стремятся сохранить тради­ции мужского доминирования в семье, обособиться в своих квар­талах и городских районах, жить по тем правилам и законам, кото­рые они считают наиболее прием­лемыми22. В отношении девушек и молодых женщин практикуют­ся принудительные браки и «убийства ради чести»23. И такое положение вещей часто вос­принимается самими женщинами как норма, поскольку и они оста­ются носителями традиционных ценностей.

И когда глава англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильяме в пуб­личной лекции в февраля 2008 г. упомянул о неизбежности введе­ния норм шариата в британское законодательство, то это он, ско­рее, констатировал уже имеющее­ся в ряде городских районов по­ложение вещей.

Критики мультикультурализ­ма считают, что в Великобрита­нии действуют двойные стандар­ты. Проводятся культурно-массо­вые мероприятия иммигрантов («Мисс Индия Соединенного Ко­ролевства», «Сто великих черных британцев»), но запрещены ана­логичные проекты британцев (например, «Мисс Белая Анг­лия»).

Доклад Исламской комиссии по правам человека в 2004 г. по­дробно освещает проблему и прецеденты дискриминации британских мусульман в учеб­ных заведениях, при приеме на работу, в повседневной жизни и т. д.24 Но в расчет не принима­ется то обстоятельство, что ношение бороды в старших классах школы, традиционная мусуль­манская одежда на работе, от­крытая демонстрация своей при­верженности исламу (публич­ные молитвы) воспринимаются многими британцами как неува­жение к британской культуре, как вызов местным ценностям и нормам поведения.

Противники мультикультура­лизма утверждают, что такая по­литика создает благоприятную среду для любого рода нацио­нальных проявлений, кроме соб­ственно британской культуры. В этих условиях чем больше требо­ваний будет выдвигаться со сто­роны меньшинств, тем большего они добьются. Мусульманские общины в Великобритании мно­гочисленны, сплочены, реши­тельно настроены, бескомпро­миссны по сравнению с другими этническими и религиозными со­обществами, чьи обычаи и тради­ции не в меньшей, а иногда даже в большей степени отличаются от британской культуры. Именно поэтому они привлекают к себе такое внимание, а их действия вызывают большой обществен­ный резонанс. В то же время ни­кто не жалуется на «китайский терроризм», «африканскую угро­зу», «негрофобию» или «индус­ских радикалов».

Многие британцы утвержда­ют, что стало нормой терпимое отношение британских властей к исламским радикалам. Антитер­рористические законы, прини­мавшиеся в 2001 г.25, в 2006 г.26 и в 2010 г.27, либо отменяются, либо их действие серьезно ограничива­ется. Функционируют целые ра­дикальные исламистские органи­зации, например, с 1996 г. «Альмухаджирун», которая занимает­ся пропагандой своих идей, про­водит лекции и пресс-конференции, участвует в общественных дебатах. Ее лидеры и участники не скрывают своих целей, легко идут на контакт, дают интер­вью28.

По мнению критиков мульти­культурализма, то, что происхо­дит в Великобритании, трудно на­звать становлением мультикультурного общества. Это больше по­хоже на вытеснение британской культуры пришлыми культурами, культурами иммигрантов.

Но если раньше подобные вы­сказывания звучали только из уст лидеров правых партий и движе­ний, например, Британской национальной партии, то теперь уже, как отмечалось выше, британские власти в лице самого премьер-министра Дэвида Кэмерона стали официально выступать в таком же духе29.

Кэмерон указал на однобо­кость господствующей в Велико­британии политкорректности и необходимость ограничить дея­тельность исламских радикаль­ных групп, проводя различие между исламом и исламским экс­тремизмом. Глава правительства также подчеркнул, что будет по-прежнему поощряться чувство принадлежности к принявшей приезжих нации. «Создание бо­лее сильного чувства принадлеж­ности к нации или месту, где жи­вешь, является ключом к дости­жению настоящей сплоченности, позволяющей людям сказать: «Я мусульманин, я индус, я христиа­нин, но я и лондонец тоже».

Тем самым было признано, что в британской иммиграцион­ной политике, в т. ч. в реализации мультикультурализма, были до­пущены серьезные перекосы. Они привели к обострению положения в иммигрантских общинах и усилению ксенофобии среди коренных британцев. Признана необходимость пересмотра поли­тики в отношении иммигрантов и их потомков.

И хотя в Великобритании по­ка не было таких эксцессов со стороны правых, как чудовищ­ное преступление А.Брейвика в июле 2011 г. и серия убийств приезжих инородцев немецкими неонацистами, ситуация накаля­ется. После теракта «норвежско­го стрелка» в Великобритании начался резкий подъем ультра­правых настроений. У ксенофо­бов нашла положительный от­клик выложенная в Интернете исламофобская книга Брейвика - «2083 - Декларация независимо­сти Европы» с резкой критикой политкорректности и «культур­ного марксизма / мультикультурализма»30.

Выход из тупика нелегок: для этого необходим пересмотр мно­гих догм социально-экономичес­кой, демографической и иммиг­рационной политики последних 50 лет.




1 Зайцев Б. Погромы, потрясшие летом Лондон, могут повторить­ся во время Игр-2012, предупредили британские эксперты // ИТАР- ТАСС. 30.11.2011.

2 См.: Ролз Дж. Идея блага и приоритет права // Современный либерализм: Джон Ролз, Рональд Дворкин, Исайя Берлин, Уил Ким- лика, Майкл Дж. Сэндел, Джереми Уолдрон, Чарльз Тейлор. М., 1998, с. 99.

3 Берлин И. Европейское единство и превратности его судьбы // Неприкосновенный запас, 2002, № 1, с. 17.

4 British Nationality Act 1948 - http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/Geo6/l 1 -12/56/contents

5 Commonwealth Immigrants Act 1962 - http://www.britishcitizen. info/CIA1962.pdf

6http://www.nationalarchives.gov.uk/cabinetpapers/themes/race- relations.htm#Race%20Relations%20Act%201965

7 The Race Relations Act 1968 - http://www.legislation.gov.uk/ ukpea/1968/71/contents/enacted

8 Race Relation Act 1976 - http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1976/74/contents

9 Enoch Powell's 'Rivers of Blood' speech - http://www.telegraph.co.uk/comment/3643823/Enoch-Powells-Rivers-of-Blood-speech.html

10 The Employment Equality (Religion or Belief) Regulations 2003 –

http://www.legislation.gov.uk/uksi/2003/1660/contents/made



11 The Racial and Religious Hatred Act 2006 - http://www.legi- slation.gov.uk/ukpga/2006/l/contents

12 Demetriou D. Atkinson takes fight with religious hatred Bill to Parliament –

http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/atkinson- takes-fight-with-religious-hatred-bill-to-parliament-679152.html



13 Equality Act 2006 - http://www.legislation.gov.uk/ukpga/ 2006/3/contents/enacted

14 Equality Act 2010 - http://www.legislation.gov.uk/ukpga/ 2010/15/contents

15 Who we are and what we do//Equality and Human Rights Commission - http://www.equalityhumanrights.com/about-us/vision- and-mission

16 Two years making changes // Equality and Human Rights Commission - http://www.equalityhumanrights.com/about-us/vision- and-mission

17 Institute for the Study of Civil Society - http://www.civitas. org.uk

18 Forum Against Islamophobia and Racism - http://www.fairuk. org/intro.htm

19 Centre For Social Cohesion - http://www.socialcohesion.co.uk/

20 Euro - Islam: The Dynamics of Effective Integration –

http://www.wilsoncenter.org/index.cfm?fuseaction=topics.event_summ ary&event_id=185188&topic_id=1422



21 Crewe E., Kothari U. Gujurati Migrants' Search for Modernity in Britain // Gender and Development. March, 1998.

22 Macey M. Religion, Male Violence, and the Control of Women: Pakistani Muslim Men in Bradford, UK // Gender and Development. Mar., 1999. Vol. 7,№ l,p. 50.

23 См.: UK Muslims condemn honour killings // http://news.bbc.co.Uk/l/hi/england/london/3150142.stm

24 Ameli S.R., Elahi M., Merali A. British Muslims' Expectations of the Government. Social Discrimination: Across the Muslim Divide // Islamic Human Rights Commission. 2004 - http://www.ihrc.org.uk/ file/1903718287_content.pdf

25 The Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001 - http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2001/24/contents

26 Terrorism Act 2006 - http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/11/contents

27 Terrorist Asset-Freezing (Temporary Provisions) Act 2010 - http://www.legislation.gov.Uk/ukpga/2010/2/contents

28 См.: Cohen D. Terror on the dole // Evening Standard, April 20, 2004.

29 British National Party - http://bnp.org.uk

30 Anders Behring Breivik's Complete Manifesto «2083 - A European Declaration of Independence». 28.07.2011 - http://publicintel-ligence.net/anders-behring-breiviks-complete-manifesto-2083-a-european-declaration-of-independence





Людоед: человек, который любит своего ближнего в соусе. Жан Риго
ещё >>