«Азия и Африка». 2011.№9. С. 36-41. Что такое всемирный совет индусов? - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Молитвенный листок ‘Июль/13 Страна/регион 1 107.17kb.
«Азия и Африка». 2011.№5. С. 10-17. Африка и реформа ООН 1 268.13kb.
Азия и Африка 2011 №1 Содержание 17 2354.39kb.
Молитвенный листок ‘Июнь/13 Страна/регион 1 100.02kb.
Египет протесты продолжаются. Один христианин убит 1 97.94kb.
Азия и Африка сегодня Анналы пластической, реконструктивной и эстетической... 1 11.76kb.
1. Что такое Всемирный День Молодежи? 1 128.93kb.
«Азия и Африка». 2012.№5. С. 26-32. Британский мулыикультурализм... 1 207.58kb.
Всемирный рейх США 1 37.66kb.
24 марта всемирный день борьбы с туберкулезом Что такое туберкулез? 1 43.64kb.
Тема Африка Карточка №215 Африка 1 29.37kb.
Шри Ганапати Сатчидананда Свамиджи Датта Даршанам. Неисчерпаемые... 17 3134.42kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Азия и Африка». 2011.№9. С. 36-41. Что такое всемирный совет индусов? - страница №1/1

«Азия и Африка».-2011.-№9.-С.36-41.
ЧТО ТАКОЕ ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ИНДУСОВ?
В.П. КАШИН

Кандидат исторических наук


Ключевые слова: Вишва хинду паришад (Всемирный совет индусов), Баджранг дал. Дурга вахини, хиндутва
Вишва хинду паришад (Всемирный совет индусов) - ВХП, или Паришад - авторитетная и массовая индусская организация. Она была создана в 1964 г. для консолидации и укрепления индусской общины, защиты и пропаганды индуизма и его ценностей и поддержания контактов с индусами, живущими за рубежом. Однако политические оппоненты в лице Индийского национального конгресса (ИНК), его союзников и левых партий обвиняют членов ВХП в разжигании религиозно-общинной розни и участии в индусско-христианских погромах.

Что же на самом деле представляет собой Паришад?
В ХРАМЕ ХАНУМАНА

Квартал Рамакришна Пурам хорошо знаком жителям Дели. Он находится на юге индийской сто­лицы, неподалеку от старого кам­пуса Университета им. Дж.Неру. Своей известностью квартал во многом обязан штаб-квартире Вишва хинду паришад, располо­женной в его шестом секторе.

Меня здесь ждали в 9.30 утра по окончании пуджи в храме Ханумана. Верный соратник леген­дарного героя эпической поэмы Рамаяна царевича Рамы и пред­водитель обезьяньего войска в битве за Ланку, Хануман пользу­ется большой популярностью у членов организации и олицетво­ряет преданность, стойкость, бес­корыстие, отвагу и физическую силу. В часы пуджи ворота штаб- квартиры распахнуты настежь, и любой желающий может беспре­пятственно пройти на ее террито­рию. Во всяком случае, ни воору­женных охранников, ни штурмо­виков с бамбуковыми палками, которыми пугают читателей не­которые индийские СМИ, я ни­где не обнаружил.

За воротами открылся прямо­угольный двор с трехэтажной гостиницей для паломников и небольшим коровником. У ко­ровника несколько пожилых мужчин читали газеты, вложен­ные для удобства в фанерные планшеты. На вопрос, где найти секретаря-координатора по меж­дународным делам, они указали на ряд дверей под лестницей, ве­дущей в храм.

Над каждой дверью коричне­вой керамической плиткой была выложена свастика метровой величины. Она символизирует солнце, благополучие, процве­тание и служит оберегом. Пари­шад и другие индусские организации неоднократно выражали протест в связи с запретом изоб­ражения свастики в границах Евросоюза. По их мнению, ин­дусы не несут ответственности за использование древней ин­дийской символики нацистской партией и обращение этой сим­волики во зло.
В НАЧАЛЕ ПУТИ

Вишва хинду паришад был об­разован 29 августа 1964 г. в Бом­бее на собрании сорока почтен­ных индусских священнослужи­телей и представителей сикхов. Инициатором проведения фору­ма был Мадхав Садашив Голвалкар, лидер Раштрия сваямсевак сангх (Союз добровольных слу­жителей нации), или РСС, веду­щей организации индусского на­ционализма1. Ему же принадле­жит идея Сангх паривар (Семья сангх), своего рода «зонтичной» структуры, которая с помощью многочисленных отделений РСС охватывает различные стороны жизни современного индийского общества.

В «семью» входят более 80 до­черних организаций, в т.ч. Бхаратия джаната парти (Индийская народная партия), или БДП (по­литическое крыло), Бхаратия маздур сангх (Союз индийских рабочих), Бхаратия писан сангх (Союз индийских крестьян), Видья бхарати (Индийское образо­вание) и др. В этой системе ВХП отводится роль куратора индус­ской общины и вопросов рели­гии.

Создание Паришад было «от­ветом РСС» на прозелитистскую* деятельность христиан­ских миссионеров, считает изве­стный французский исследова­тель Х.Джаффрело2. Особенно большой интерес они проявляли к местам компактного прожива­ния племен в Северо-Восточной Индии. В итоге свыше 90% нага приняли христианство. Часть племен нага выступала за незави­симость Нагаленда и вела воору­женную борьбу против прави­тельства, что представляло угро­зу территориальной целостности страны.

В августе 1964 г. Папа Па­вел VI объявил о проведении в Бомбее международной евхарис­тической конференции. В пред­дверии этого события 250 индий­цев были обращены в христиан­ство. В ответ первый президент ВХП Свами Чинмаянанд обещал обратить в индуизм 500 христи­ан3. Межконфессиональные от­ношения в городе обострились, назревал конфликт, и понтифик отказался от своих намерений.

В качестве приоритетных за­дач лидеры Паришад определили: сплочение индусов, живущих в Индии и за ее пределами, защиту и пропаганду индуизма и его моральных и духовных ценностей и возвращение в лоно индуизма ин­дусов, обращенных в другую ве­ру4. Согласно документам ВХП, все индийцы - братья, несмотря на языковые, религиозные, касто­вые и классовые различия. Они должны помогать друг другу и из­бегать неправедных поступков. Практику неприкасаемости сле­дует запретить. Все индийцы со­ставляют единое культурное со­общество. В период британского правления колониальные власти проводили политику, направлен­ную на раскол индийцев и проти­вопоставление индусов и мусуль­ман, христиан и индусов, ариев и дравидов, брахманов и небрах­манов, кастовых индусов и не­прикасаемых. Этому способство­вала куриальная (религиозно-общинная) система выборов, вве­денная властями в 1909 г. и полу­чившая развитие в 1935 г. По мнению ВХП, секуляризм Неру и династии Неру-Ганди углубил обособленность религиозных об­щин.

Индуизм не имеет церковной организации и общепризнанной практики. Поэтому Паришад с первых шагов уделяет большое внимание унификации индус­ских вероучений и приданию им единообразия. Он стремится во­влечь в орбиту своего влияния максимальное число жрецов ин­дусских храмов, бродячих святых-садху и глав многочислен­ных культов неоиндуизма. Еще одной важной его инициативой стала «рационализация» риту­альной практики. Она предпола­гает выполнение вместо 16 лишь трех основных ритуалов, связан­ных с рождением (джатакарма), свадьбой (виваха) и смертью (антъяшти).

Название «Всемирный совет индусов» указывает на междуна­родный характер деятельности ВХП, направленной на консоли­дацию индусов как в Индии, так и за рубежом. Вместе с тем, он взял на себя миссию по распростране­нию авторитета дхармы (морали, религиозного долга) в индуизме во имя благополучия всего чело­вечества.

Показательно, что своим сим­волом организация выбрала дере­во-великан баньян. Он пускает корни от ветвей вниз, и его крона охватывает площадь в целый гек­тар.


ПОД ЗНАМЕНЕМ ХИНДУТВЫ

История Паришад насчитыва­ет без малого полвека.

Ее можно разделить на три пе­риода: 1964-1983 гг., 1983-1995 гг. и 1995-2011 гг. Периоды разгра­ничивают знаковые события - ятра 1983 г. и возобновление ле­гальной деятельности ВХП в 1995 г. Индусы используют тер­мин ятра для обозначения шест­вия или паломничества по свя­тым местам. Это, как правило, многолюдное мероприятие, име­ющее большой пропагандистский эффект.

В 1964-1983 гг. ВХП сосредо­точил усилия на создании отде­лений во всех частях страны, становлении организационной структуры и объединении лиде­ров индусских религиозных цен­тров. Важная роль в этом при­надлежала международным ин­дусским конференциям в Алла­хабаде (Праяге), проведенным под эгидой Паришад в 1966 и 1979 гг. На первой конференции присутствовали 25 тыс. делега­тов, на второй - свыше 50 тыс. делегатов.



Ятра 1983 г. стала первой в арсенале ВХП.

В 1983-1995 гг. организация приняла активное участие в дви­жении за снос мечети Бабура. Она проводила многочисленные ятры, молебны, собрания, конфе­ренции и т.д. Отделения ВХП стали действовать в ряде стран мира. В рассматриваемый период в Семье сангх сложился триумви­рат: РСС (общие вопросы и куль­тура), ВХП (религия) и Бхара­тия джаната парти (политика)5, впоследствии, как отмечалось выше, разросшийся до огромной «зонтичной» структуры.

10 декабря 1992 г. федераль­ные власти наложили запрет на ВХП в связи с проводимой им агитацией за снос мирным путем мечети Бабура в Айодхье и возве­дение на ее месте храма бога Ра­мы, но этот запрет носил фор­мальный характер.

Запрет был снят в 1995 г., и начался текущий период, кото­рый ознаменовался превращени­ем Паришад в массовую общественно-религиозную организа­цию, объединяющую 4,2 млн ак­тивных членов и 20 млн участни­ков его программ.

Как и все члены Сангх паривар, ВХП сохраняет верность идеологии хиндутвы (индусскости). Он объясняет происхожде­ние термина «индус» (хинду) на­циональной, а не религиозной принадлежностью, по аналогии с тем, как, например, житель США - американец. Любой человек, который проживает в Индии, иден­тифицирует себя с Индией и сле­дует индийской культурной тра­диции, является индусом. Нацио­нальность человека не меняется от того, что он мусульманин или христианин. Поэтому все индий­цы - индусы. Стало быть, хиндутва объединяет индийцев, а не разъединяет их. Она противосто­ит западному рационализму и глобализации, угрожающим материальным и культурным усто­ям жизни миллионов индийцев, глубоко религиозных и патриар­хальных в своей основе, и «пози­ционирует себя как патриотичес­кая, великодержавная, антиимпе­риалистическая сила, которая стремится построить «Сияющую Индию», могучее государство, не­сущее свет духовности всему че­ловечеству»6.

Во главе ВХП стоит прези­дент. Его избирает Постоянный комитет, состоящий из 15 видных индусских деятелей. В разное время президентами были маха­раджа Майсура и махарана Мевада, а в 2005 г. им стал Ашок Синг­хал. Он родился в 1926 г. в Агре, окончил Бенаресский индусский университет по специальности инженер-металлург. Был прача- раком (наставником) РСС. В 1982 г. Сингхал присоединился к Паришад, в 1986 г. стал генераль­ным секретарем организации. Он запомнился страстными речами в защиту индусских святынь и вос­становления храмов Кришны в Матхуре, Рамы в Айодхье и Ши­вы в образе «Владыки мира» в Варанаси.

Высшим органом ВХП явля­ется Ассамблея религиозных ли­деров. Она принимает важные программные документы на сво­их сессиях. Постоянно действуют несколько комитетов. Для более эффективной работы страна поделена на 5 зон, а зоны - на регио­ны, провинции, блоки, дистрикты и т.д. Костяк организации состав­ляют 3 тыс. функционеров7. Как и прачараки РСС, они не имеют семьи. Их жизнь всецело посвя­щена служению их делу.

Члены Паришад не платят ни­каких взносов. Фонды организа­ции формируются исключитель­но за счет добровольных пожерт­вований. Материальная помощь от представителей других рели­гиозных общин не предусмотре­на. Основной источник финансо­вых поступлений - средний класс.


СУДЬБА ХРАМА И МОСТА РАМЫ

Секретарем-координатором оказался молодой добродушный мужчина лет тридцати. Одежда шафранового цвета указывала на его принадлежность к индусским религиозным деятелям. Свами Виджаянананд долго расспраши­вал меня о России. Его особенно интересовала проблема захороне­ния тела Ленина и судьба мавзо­лея на Красной площади.

Он подарил мне несколько книг и брошюр о ВХП и проводил в приемную, где меня встретил ге­неральный секретарь этой орга­низации Чампат Рай, по профес­сии физик. Ветеран индусского национализма, он в прошлом был прачараком РСС. Рай производит впечатление блестящего психоло­га, обладающего острым умом и проницательным взглядом. Он рас­сказал о програм­мах ВХП и отве­тил на мои во­просы.

Паришад осу­ществляет 27 ре­лигиозных, соци­альных и культур­ных программ.

К религиозным программам отно­сятся защита ко­ров, возведение храма Рамы в Ай­одхье, организа­ция паломничеств, обучение храмо­вых жрецов, про­ведение индусских празднований и др. Социально- ориентированные проекты - это стро­ительство и содер­жание школ, интернатов, больниц и медпунктов, помощь жертвам стихийных бед­ствий, пропаганда вегетарианства и др. В число культурных про­грамм входят изучение санскрита и популяризация Аюрведы (древ­ней медицины).

О масштабах программ свиде­тельствует тот факт, что только в дистрикте Бансвара штата Раджастхан Паришад открыл свыше 500 школ, в которых обучаются 25 тыс. учащихся8. При этом организация не получает никаких правительственных субсидий и грантов и не сотрудничает с государственными служащими.

Одной из первых программ ВХП стала защита коров. Для ин­дусов корова - воплощение свято­сти. Ее убийство приравнивается к тягчайшему преступлению. ВХП требует присвоить корове статус национального животного, принять закон о повсеместном за­прете забоя коров, ввести уголов­ную ответственность для посяг­нувших на корову, закрыть ското­бойни и прекратить экспорт говя­дины.

В настоящее время поголовье коров в Индии насчитывает 190 млн, что составляет 14% их миро­вого стада. Между тем, на каждо­го жителя страны приходится в день только одна унция (28,3 грамма) молока, тогда как в США, Дании и Швейцарии - 50 унций9. Поэтому Паришад при­зывает индусов значительно уве­личить поголовье крупного рога­того скота и вести активную се­лекционную работу. Молоко, простокваша, топленое масло, на­воз и моча коровы считаются свя­щенными. Эксперты ВХП увере­ны, что лекарства из 5 упомяну­тых продуктов исцеляют от мно­гих болезней, а коровья моча спо­собна заменить пестициды. А еще Паришад строит фермы для пре­старелых коров, где животные проводят последние годы жизни. По мнению организации, самая надежная защита коровы - уваже­ние религии индусов, а отнюдь не дежурство возле нее с автоматом или дубиной.

Другая известная программа ВХП предусматривает возведе­ние храма Рамы на месте мечети Бабура, снесенной 6 декабря 1992 г. служителями-добровольцами карсеваками. Как показали дальнейшие события, это факти­чески открыло индусскому наци­онализму дорогу к власти. Опрос общественного мнения, прове­денный в декабре 1992 г. попу­лярным журналом India Today, показал, что 52,6% респондентов Северной Индии одобрили раз­рушение мечети10. Под петицией с требованием восстановления храма Рамы в Айодхье, передан­ной 10 мая 1993 г. президенту страны, стояло 99,7 млн подпи­сей, собранных ВХП11.

Ч.Рай рассказал мне, что для будущего храма уже готовы 60% каменных блоков. Их высекают из светло-коричневого песчаника мастера Раджастхана. Длина хра­ма Рамы составит 82,4 м, ширина - 41 м и высота - 38 м. Он будет двухэтажным. Каждый этаж ук­расят 106 колонн. Высота колонн на первом этаже - 5 м, на втором - 4,4 м. Готовые блоки и колонны складируют недалеко от места строительства. Их бдительно сто­рожат волонтеры ВХП.

Паришад подверг критике ре­шение Лакхнауского отделения Аллахабадского высшего суда от 30 сентября 2010 г., согласно ко­торому треть участка, прилегаю­щего к месту, которую занимала мечеть Бабура, должна быть пе­редана мусульманской общине. Там, где родился Рама, стоял и будет стоять его храм, убеждены лидеры ВХП, и для этого необхо­димы все 67 акров (26,8 гектара) спорной территории12.

Одновременно организация ведет работу еще над одной про­граммой, связанной с именем Ра­мы. Она называется Рам сету, или «Мост Рамы». Речь идет о це­пи подводных скал, ведущих от местечка Дханушкоди, что нахо­дится на южной оконечности Ин­достана, через Полкский пролив и Манарский залив к Шри-Лан­ке. В 2005 г. правительство Объе­диненного прогрессивного альян­са (ОПА), возглавляемое ИНК, решило взорвать скалы и сделать пролив доступным для крупно­тоннажных судов. Эти планы вы­звали бурю протестов со стороны индусских религиозных деяте­лей, поддержанных общественно­стью. Как повествует Рамаяна, мост над океаном до Ланки был сооружен соратниками Рамы с искусством бесподобным и непо­стижимым и вызвал восхищение небожителей. Его окончательное разрушение для индусов равно­сильно вероотступничеству.

В рамках программы Рам сету ВХП организовал широкую про­пагандистскую кампанию под ло­зунгом: «Спасем мост Рамы и от­строим храм Рамы!» и проводит митинги, демонстрации и марши протеста. «Политические лидеры бывают трусливыми, но наш на­род отважен и силен. Это он дока­зал в Айодхье и готов идти и сего­дня на любые жертвы. Европей­цы не знают историю Индии и не понимают ее культуру. Поэтому они называют Раму и Кришну мифологическими персонажа­ми»13, - заявил лидер ВХП А.Сингхал. Он советует прави­тельству не терять времени и най­ти альтернативный маршрут для морских судов.
ЕСТЬ ЛИ ВХП В РОССИИ?

Всемирный совет индусов - одна из немногих индусских ор­ганизаций, которая ведет работу среди единоверцев за рубежом. Сейчас его отделения действуют более, чем в 80 странах. «Индусы, проживающие и работающие за границей, несут Индии прогресс, - полагает Ч.Рай. - Мы хотим, чтобы они всегда оставались вер­ными традициям отцов и сохра­няли тесные связи с родиной». Паришад поддерживает отноше­ния с соотечественниками, при­надлежащими и к другим религи­озным общинам. Благодаря ВХП многие сикхи, джайны и буддис­ты, покинувшие Индию, познако­мились с основами индуизма, констатирует индийский полито­лог М.Катджу14.

Усилия Паришад направлены на сплочение индусских общин, чему способствует широкое опре­деление понятия «индуизм», поз­воляющее преодолеть региональ­ные, доктринальные и ритуаль­ные различия, найти разрознен­ным группам индусов общий под­ход к тем или иным проблемам и координировать совместные дей­ствия независимо от кастовых, языковых и прочих различий. Хотя сама организация не строит храмы за границей, она оказывает всестороннюю помощь индус­ским общинам в разных странах.

ВХП прекрасно осознает зна­чение религиозного образования и патриотического воспитания молодежи. Поэтому по его ини­циативе в разных городах откры­ваются классы, в которых дети эмигрантов читают Махабхарату и Рамаяну, рассказы о Будде и Махавире и знакомятся с биогра­фиями Махатмы Ганди и вице- премьера первого правительства независимой Индии Сардара Па- теля. Они изучают историю Ин­дии, языки ее народов и осваива­ют технику йоги и медитации. По традиции занятия начинаются с общей молитвы.



Паришад в принципе не возра­жает против интернациональных браков. Но он осуждает позицию мужей-иноверцев, которые при­нуждают жен-индусок принять ислам или христианство. ВХП также старается не допустить но­вых переходов в иную веру и убе­дить обращенных вернуться в ло­но индуизма.

В ряде стран сложились мно­гочисленные индийские диаспо­ры. Для работы с ними ВХП поделил мир на 5 зон: Америку, Ев­ропу, Африку и Центральная Азию, Юго-Восточную Азию и Бхарат (Индию) с сопредельны­ми странами - Непалом, Бутаном, Шри-Ланкой, Пакистаном и Бан­гладеш. Возглавляет каждую зо­ну координатор, отвечающий за деятельность организации на ее территории. Таковым, к примеру, в 5-й зоне (Бхарат) является А.Сингхал.

Самый пристальный интерес у ВХП вызывают Соединенные Штаты Америки и Великобрита­ния. Первые его отделения по­явились в Америке в 1970 г. и те­перь действуют в 40 штатах. Большим успехом там пользует­ся программа «Тысяча семей», предусматривающая оказание индусскими семьями посильной взаимной помощи. Она охваты­вает 89 городов США. Индус­ский издательский центр выпус­кает журнал Хинду вишва, ежеме­сячный бюллетень и обширную серию книг по индуизму для де­тей и взрослых. Индусы, прожи­вающие в США, собрали и пере­дали на родину свыше $1 млн на образование детей из бедных се­мей15.

Отсчет своей работы в Вели­кобритании Паришад ведет с 1972 г. В бывшей метрополии он располагает 14 отделениями, на­считывающими 2 тыс. активных членов. В 1989 г. в Милтон-Кейнесе состоялся съезд, в котором приняли участие 70 тыс. предста­вителей влиятельных индусских организаций. Паришад поддер­живает деловые отношения с вла­стями на местах и помогает инду­сам, попавшим за решетку. В Гер­мании работают 5 отделений ВХП с числом членов более 1 тыс. В Суринаме, где выходцы из Индии составляют 35% насе­ления, действуют 70 индусских храмов, 30 школ средней ступени, 80 частных школ с преподавани­ем на языке хинди и центр йоги16.

На мой вопрос, функциониру­ют ли отделения ВХП в Москве и других городах России, Ч.Рай дал отрицательный ответ. Он под­твердил, что после дефолта 1998 г. количество индийских бизнесменов в России значитель­но сократилось.
БАДЖРАНГДАЛ И ДУРГА ВАХИНИ

Баджранг дал (Отряд силь­ных) и Дурга вахини (Армия Дурги) можно считать индийским аналогом скаутского движения с его непременными атрибутами - формой, дисциплиной, опытны­ми наставниками, служением праведной идее и юношеской ро­мантикой подвига.

Баджранг дал был создан в ок­тябре 1984 г. и объединяет моло­дых людей, чьим героем стал Хануман. Дурга вахини появилась в мае 1994 г. и представлена моло­дыми женщинами и девушками, избравшими своей покровитель­ницей богиню Дургу. Грозная во­ительница неземной красоты, она мастерски владеет холодным ору­жием и побеждает демонов. Сле­дуя ее примеру, юные особы осва­ивают приемы рукопашного боя и не расстаются с острыми меча­ми. Обе молодежные организации опекает Вишва хинду пари­шад. Их цель - защита индуизма и индусов.

Баджранг дал располагает 2,5 тыс. первичных организаций общей численностью 1,3 млн членов. Численность Дурга вахини превышает 300 тыс. человек.

Политические оппоненты рас­пространяют о Баджранг дал и Дурга вахини слухи, призванные дискредитировать индусский на­ционализм и его молодежное крыло. Их именуют «фашиста­ми», «кулаками хиндутвы», «штурмовиками ВХП», «боеви­ками РСС» и т.п. и обвиняют в том, что они охотятся за отступ­никами от веры и вступившими в смешанные браки, чинят над ни­ми физическую расправу и полу­чают материальное вознагражде­ние за каждого убитого в стычках мусульманина или христианина. Молодых националистов будто бы вербуют в трущобах; пишут, что их отличает низкий культур­ный уровень и психическая не­уравновешенность.

Руководство ВХП отвергает обвинения в причастности орга­низации к разжиганию религи­озно-общинной розни и участию в погромах. Многолетняя исто­рия Баджранг дал, Дурга вахини, ВХГ, РСС и Сангх паривар не знает ни одного документа, не­посредственно призывающего к погромам и расправам над ино­верцами. Если же отдельные члены этих организаций и были замечены в рядах погромщиков, то привела их туда только собст­венная инициатива. Что под­тверждают и трагические собы­тия в 1992 г. в Айодхье, где фа­натически настроенная толпа разрушила мечеть Бабура, воз­двигнутую в средневековье на месте храма бога Рамы. Очевид­цы утверждают, что это произо­шло стихийно, карсеваки дейст­вовали по наитию.

Именно таких людей имел в виду лидер РСС Моханрао Бхагват, объявивший в публичном выступлении 10 января 2011 г., что РСС и Сангх паривар впредь намерены избавляться от «ради­калов» и «экстремистов»17.

Но нельзя сказать, что волон­теры Баджранг дал и Дурга вахи­ни принадлежат к пассивным ста­тистам. Возмущенные творчеством художника М.Ф. Хусейна*, искажающего благородные обра­зы индусских богов и богинь, мо­лодые индусские националисты развернули кампанию протеста, охватившую 298 дистриктов страны. В ходе митинга в Карнавати подверглась разгрому и бы­ла сожжена местная картинная галерея. В тот момент художник находился в Лондоне и впослед­ствии принял решение в Индию не возвращаться.

В период Каргилского кон­фликта в мае - июле 1999 г., вы­званного действиями Пакистана, нарушившего фактическую гра­ницу в Кашмире, около 100 тыс. волонтеров Отряда сильных изъ­явили желание сдать кровь для раненых. Тысячи добровольцев дежурили в госпиталях, помогали восстанавливать разрушенные па­кистанской армией населенные пункты, оказывали содействие се­мьям погибших военнослужащих.


ТРАГЕДИЯ КАНДАМАЛА

Летом и осенью 2008 г. по стране прокатилась волна индусско-христианских погромов. Она захлестнула Ориссу и докатилась до Карнатаки, Гуджарата, Рад­жастхана, Уттар-Прадеш и Кера­лы. В ходе столкновений погибли 42 человека и 18 тыс. были ране­ны, разрушены 154 церкви, со­жжены 3269 домов и остались без крова свыше 50 тыс. человек18. По горячим следам полиция за­держала 615 зачинщиков и актив­ных участников беспорядков и среди них нескольких членов Баджранг дал.

Эпицентром событий стал дис­трикт Кандамал в штате Орисса, где 23 августа неизвестные в мас­ках расстреляли видного индус­ского религиозного деятеля, члена ВХП Свами Лакшмананду Сараевати. Охваченный волнениями дистрикт в начале октября 2008 г. посетил премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Он выразил се­рьезную озабоченность положе­нием в штате и подчеркнул, что индусско-христианские погромы «опозорили» Индию в глазах ми­ровой общественности19.

Кандамал расположен в центре Ориссы. Его население - 650 тыс. человек. Из них 51,9% принадлежит к племени канда, индусам по вероисповеданию, и 16,9% - к кас­те пана, бывших неприкасаемых, принявших христианство. «Христиане-пана находятся в лучшем экономическом положении, чем канда. Они грамотны, и условия их жизни более благоприятны. Канда ставят им это в упрек»20, - считает Судханшу Наик, политик из Бхубанешвара. Только с 1991 по 2007 гг. в дистрикте зарегист­рировано 3574 случая отчуждения земель, прежде принадлежавших индусам. При этом христиане со­ставляют 2,3% населения Индии, но в их руках сосредоточены 27% земли, находящейся в частной собственности21.

Столкновения между индуса­ми и христианами вспыхивали неоднократно. Так, в 1994 г. в Кандамале погибли 16 человек (7 индусов и 9 христиан), получили ранения 65 человек, и было со­жжено 283 дома. В декабре 2007 г. погромы унесли жизни 5 человек, но отличались особенной жесто­костью. 24 декабря толпа христи­ан забила до смерти камнями мужчину и мальчика-индуса. 25 декабря у пруда несколько хрис­тиан напали на юношу-индуса по имени Бхикари Сетхи. Его изби­ли, облили бензином и подожгли. Несчастного чудом спасли жите­ли близлежащей деревни и отвез­ли в больницу22. Были разруше­ны 3 индусских храма и 4 церкви.

Кандамал часто посещают ка­толические и протестантские миссионеры. Они не скрывают намерений обратить местное на­селение в христианство, но всякий раз их планы расстраивали Свами Лакшмананда и его едино­мышленники. Он перебрался в дистрикт в 1969 г., основал ашрам (обитель, место проживания и обучения), несколько школ для детей канда и пользовался боль­шим авторитетом в регионе. Тол­па пана, ведомая пастырем церк­ви в Рупагаоне, нападала на него в 1969 и в 1970 г., а также в 1978, 1981 и 1999 гг. В 2002 г. Свами Лакшмананда получил тяжелое ранение в голову и был госпита­лизирован. В 2007 г. христиане снова закидали камнями его авто­мобиль23. Тем не менее, Свами Лакшмананда продолжал выпол­нять свой долг, несмотря на мно­гочисленные угрозы и попытки физической расправы.

23 августа 2008 г. он навестил одну из основанных им школ, чтобы вместе с ее воспитанница­ми отметить день рождения бога Кришны - Джанмаштами. Вече­ром школу окружила группа не­известных в черных масках. Они были вооружены автоматами «АК-47», пистолетами и ножами. Их было человек 30-40. Ворвав­шись в помещение, они связали сторожей и убили двух соратни­ков Лакшмананды и отца одной из воспитанниц. Директор школы пыталась спасти Свами и закры­ла его в ванной комнате. Она за­баррикадировала вход, но напа­давшие изрубили дверь топора­ми. Они расправились с отваж­ной женщиной, взломали ванную комнату и застрелили Лакшма­нанду. Для 130 учениц праздник превратился в кошмар. Они про­вели ночь в ожидании смерти.

Весь следующий день к школе, где произошли трагические собы­тия, шли люди. 26 августа 14 из 30 дистриктов штата были охвачены погромами. Власти не предприня­ли никаких действенных мер для защиты мирного населения.

Сегодня деревни, где прежде жили бок о бок индусы и христи­ане, разделяет колючая проволо­ка и полицейские кордоны. На месте многих домов остались ру­ины и пепелища. Тысячи людей спасаются в лагерях для бежен­цев и не желают возвращаться к родным очагам. Они опасаются за свою жизнь и жизнь своих детей. И так происходит всегда, когда сердца ожесточаются и берут верх ненависть и месть.

На сайтах ВХП, РСС, Сангх паривар и Баджранг дал нередко упоминается толерантность, кото­рая выражается в признании пра­ва каждого человека, независимо от вероисповедания, на выбор собственного пути к спасению.



Толерантность, религиозная терпимость крайне важны для та­кой многонациональной и много­конфессиональной страны, как Индия. На тернистом пути к проч­ному утверждению такой филосо­фии предстоит еще немало сделать.

Пуджа - основная форма богослуже­ния в индуизме.

1 Кашин В. Под шафрановым флагом // Азия и Африка сегодня. 2007, № 7.

* Прозелитизм - обращение в свою ве­ру (прим. ред.).

2 Jaffrelot С. The Vishva Hindu Parishad. Structures and Strategies // Sangh Parivar. A Reader. New Delhi. 2005, p. 319.

3 Ibidem.

4 Vishwa Hindu Parishad (Background and Inception). New Delhi, 2004, p. 7.

 Арии - потомки принадлежащих к европеоидной расе индоевропейцев, которые завоевали север Индии в середине II тыс. до н.э.; дравидийские народы - коренное насе­ление Индостана, принадлежащее к южно­индийской расе (прим. ред.).

5Noorani A.G. The RSS and the BJP.A Division of Labour. New Delhi, 2008, p. 68.

6 Куценков А.Л. Многоликая хиндутва //Восток, 2010, № 2.

7 Puri G. Hindutva Movement and Politics. The Case of Vishwa Hindu Parishad// Mainstream, 15-21.08.2008.

8 Vikas Yatra of Vishwa Hindu Parishad. New Delhi. 2006, p. 376.

9 Ibid., p. 391.

10 India Today, 15.01.1993.

11 The Challenge of Truth. New Delhi, 2002, п. VII.

12 Frontline, 9-22.10.2010; The Hindu, 21.10.2010.

13 Puri G. Op. cit., p. 51.

14 Katju M. Vishva Hindu Parishad and Indian Politics. New Delhi. 2010, p. 154.

15 Vikas Yatra of Vishwa Hindu Parishad. Op. cit., p. 220.

16 Ibid., p. 221.

 Подробнее см.: Кашин В. Айодхья - ми­на замедленного действия // Азия и Африка сегодня, 2001, № 11; Кашин В. Колосс Чандрагупты. М., 2009, с. 202-210 (прим. ред.).

17 The Indian Express, 11.01.2011.

* Один из самых известных индийских деятелей современного искусства. Его часто называли «индийским Пикассо», получил из­вестность еще в конце 1940-х гг. Умер в Лон­доне в июне с.г. в возрасте 95 лет (прим. ред.).

18 The Hindustan Times, 22.04.2009.

19 The Times of India, 04.10.2008.

20 Sunday Times of India, 07.09.2008.

21 Parker M. Kandhamal: A Fact File. Reports by Fact Finding Teams. New Delhi. 2009, p. 17-18.

22 Parker M. Harvest of Hate. Kandhamal in Crossfire. New Delhi. 2009, p. 120-121.

23 Ibid., p. 110-111.





Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность. Аркадий Давидович
ещё >>