Авиаконструкторы: Алексеев Семён Михайлович - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Аввакум петров алексеев Семен (?—?) 1 268.32kb.
Овощеводство Алексеев, Ю 1 62.03kb.
Свиноводство Алексеев, Н. Р 1 129.94kb.
Технология производства свинины на комплексах 1 34.31kb.
Приложение. Космические корабли 1 46.08kb.
Алексеев михаил Павлович 1 77.42kb.
Семен Николаевич Ломов Доказательство невозможного Ломов Семен Николаевич 17 3622.37kb.
1. Алексеев,М. Н. Во всеоружии аргументов [Текст]/М. Н. Алексеев. 1 21.34kb.
И. В. Сталиным, который стал покровительствовать кавалерийскому командиру. 1 28.98kb.
Алексеев Михаил Николаевич Мой Сталинград Сайт «Военная литература»... 20 4302.86kb.
Руководство по русскому языку для «иноземцев» «Книга русского языка» 1 135.69kb.
Защитники Отчества 1 190.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Авиаконструкторы: Алексеев Семён Михайлович - страница №1/1

Авиаконструкторы:
Алексеев Семён Михайлович (р. 1909), российский авиаконструктор. Во время Великой Отечественной войны участвовал в создании истребителей, впоследствии занимался также системами спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов и космических объектов.

Антонов Олег Константинович (1906–84), авиаконструктор, академик АН СССР (1981) и АН Украины (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Антонова создан ряд самолётов, в т. ч. Ан-124 ("Руслан"). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1952).

Архангельский Александр Александрович (30 декабря 1892–18 декабря 1978), российский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1947), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947), доктор технических наук (1940), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1952).

В 1918 окончил Московское высшее техническое училище. С 1912 работал в аэродинамической лаборатории МВТУ под руководством Н. Е. Жуковского, с 1918 – в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1916 вместе с Жуковским проверял аэродинамический расчет крупнейшего самолета своего времени – бомбардировщика «Святогор». С 1922 принимал участие в создании первых советских самолетов, в основном в составе конструкторского бюро А. Н. Туполева; вместе с Б. С. Стечкиным руководил также постройкой и испытанием первых аэросаней и глиссеров.

Стал одним из инициаторов применения металла в самолетостроении, участвовал в создании первого советского цельнометаллического самолета АНТ-2, бомбардировщиков ТБ-1, и ТБ-3. В начале 1930-х гг. разработал конструкцию самолета СБ (АНТ-40), основного скоростного бомбардировщика первого периода Великой Отечественной войны, а также пикирующего бомбардировщика Ар-2.

В 1941 принял активное участие в создании серии самолета Ту-2. С 1947 стал первым заместителем А. Н. Туполева в ходе выполнения программы В-29 – Ту-4. Во второй половине 1940-х гг. возглавил работы по развитию семейства самолетов Ту-14.

Награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Балабуев Пётр Васильевич (р. 1931), украинский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1975). Под руководством Балабуева создан самолёт Ан-225 "Мрия". Государственная премия СССР (1973).

Бартини Роберт Людвигович (1897–1974), авиаконструктор. Родился в Италии, в СССР с 1923. Разработал и создал св. 10 экспериментальных и опытных самолётов. Труды по аэродинамике, теоретической физике.

Березняк Александр Яковлевич (1912–74), авиаконструктор. Участник создания БИ - первого отечественного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (1942). Под руководством Березняка разработан ряд образцов авиационной техники. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1970).

Бериев (Бериашвили) Георгий Михайлович (1903–1979), российский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1951), доктор технических наук. Под руководством Бериева созданы гидросамолёты, реактивные летающие лодки, самолёты-амфибии и др. Государственные премии СССР (1947, 1968).

Бисноват Матус Рувимович (1905–77), российский авиаконструктор, доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1975).

Окончил московский авиационный институт. В 1937 возглавил опытное конструкторское бюро (ОКБ), занимавшееся разработкой скоростных истребителей (СК-1. СК-2, СК-3). В годы Великой Отечественной войны разработал один из первых советских реактивных истребителей. В 1948 был назначен начальником ОКБ-239, которое занималось созданием крылатой противокорабельной ракеты и ракеты воздушного боя. Но одновременно с ОКБ-239 решением такой же задачи занималось конструкторское бюро под руководством сына Л. П. Берии. Это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе Бисновата. Его разработка была закрыта, Бисноват перешел на работу в одно из подмосковных конструкторских бюро. После падения Берии Бисноват оказался вновь востребован, он был назначен генеральным констуктором ОКБ «Молния» – основного разработчика управляемых авиационных ракет. Под его руководством в дальнейшем были созданы высокоскоростные экспериментальные самолеты. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1973).



Блерио (Bleriot) Луи (1 июля 1872, Камбре–2 августа 1936, Париж), французский инженер, авиаконструктор и летчик, один из пионеров авиации.

Свою карьеру начал с конструирования автомобилей, но особого успеха на этом поприще не добился. С 1900 начал строить планеры и орнитоптеры, с 1906, после появления легких авиационных двигателей, – самолеты, создал несколько моделей необычной конструкции (например, с хвостовым оперением, расположенным спереди). Две первые конструкции Блерио – «Блерио V» и «Блерио VII» – были неудачными и не достигали высоты более 12 м. Значительным успехом конструктора стала только следующая модель – моноплан «Блерио VII» с тянущим винтом, а настоящее признание ему принес самолет «Блерио XI».

В 1908 конструктор на своем самолете совершил полет по маршруту 14 км; вскоре после этого он стал обладателем первого летного удостоверения Международной авиационной федерации (ФАИ).

25 июля 1909 Блерио первым в мире перелетел через Ла-Манш, из Кале в Дувр, на моноплане «Блерио ХI» с трехцилиндровым двигателем мощностью 25 л.с.

Самолеты системы Блерио впоследствии получили широкое распространение во французской авиации благодаря их конструкции. В авиации также широко использовалось еще одно его изобретение – шасси со свободно устанавливающимся колесом для посадки против ветра.

Во время Первой мировой войны Блерио занимался строительством самолетов для французской армии; всего за этот период было выпущено более 10 тыс. самолетов его конструкции, в том числе знаменитые истребители «Спад». После войны он основал собственную авиастроительную компанию по выпуску гражданских самолетов и гидросамолетов.



Боинг (Boeing) Уильям Эдуард (1881–1956), американский авиаконструктор и промышленник. В 1916 основал фирму "Пасифик аэро продактс" (Pacific Aero Products), сменившую название через несколько месяцев на "Боинг эрплейн" (Boeng Airplane Co.) и выпускавшую до 1927 в основном военные самолёты. Организовал почтовые авиаперевозки, в 1926 создал свою авиатранспортную компанию. Его имя носит современная фирма "Боинг".

Болховитинов Виктор Федорович (1899–1970), российский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1943). Конструктор тяжёлого бомбардировщика ДБ-А, истребителя с соосными винтами и др.

Боровков Алексей Андреевич (1903–45), авиаконструктор. В опытно-конструкторском бюро В. Ф. Болховитинова принимал участие в создании первого советского реактивного истребителя. Погиб в авиационной катастрофе.

Вуазен (Voisin) Габриель (1880–1973), французский авиаконструктор и промышленник, один из пионеров авиации. Свои первые самолёты создал в 1907. Самолёты Вуазена составили основу французский бомбардировочной и разведывательной авиации перед 1-й мировой войной и в первые военные годы, когда фирма "Вуазен аэроплан" выпускала самолёты одиннадцати основных типов.

Грибовский Владислав Константинович (1899–1977), военный лётчик и авиаконструктор. В 1930–32 начальник Московской школы лётчиков Осоавиахима, с 1938 перешел в КБ Осоавиахима; создавал планеры, в т. ч. первый в СССР гидропланер Г-12, спортивные самолёты. На самолётах и планерах его конструкции установлен ряд мировых рекордов.

Григорович Дмитрий Павлович (1883–1938), российский авиаконструктор. Создал первые отечественные летающие лодки (в т. ч. М-5, М-9), применявшиеся в 1-й мировой и Гражданской войнах; конструктор истребителей И-2, И-5 (совместно с Н. Н. Поликарповым), ИП-1 (с пушечным вооружением) и др.

Гризодубов Степан Васильевич (1884–1965), авиаконструктор, изобретатель и лётчик. В 1908–12 строил первые самолёты. В 1915–16, находясь в армии, закончил Петроградскую школу авиаторов. После революции на Украине занимался восстановлением самолётов для Красной Армии, один из организаторов планеризма в стране. В 1939 построил спортивный самолёт с бензиновым двигателем. В его квартире в Харькове открыт Музей истории авиации.

Гуревич Михаил Иосифович (1892/93–1976), российский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда (1957). Совместно с А. И. Микояном создал истребители МиГ-1, МиГ-3, ряд скоростных реактивных самолётов. Ленинская премия (1962). Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).

Дассо (Dassault, до 1949 Блок (Bloch) Марсель (1892–1986), французский авиаконструктор и предприниматель. Во время 1-й мировой войны проходил военную службу в лаборатории Шале-Медон, где участвовал в проектировании самолётов. В 1916 разработал воздушный винт, которым оснащались многие французские самолёты того времени. В 1931 основал собственную фирму "Блок", национализированную в 1937. В 1940 арестован немцами, в 1944 отправлен в Бухенвальд. После войны воссоздал свою фирму, получившую название "Дассо-Бреге" после слияния в 1971 с фирмой "Бреге". Под руководством Марселя Дассо разработано и построено около 90 самолётов, в т. ч. сверхзвуковые истребители серии "Мираж", стратегические бомбардировщики и т. д. Награждён медалью Гуггенхеймов (1976).

Де Хэвилленд (de Havilland) Джефри (1882–1965), английский пионер авиации, пилот, авиаконструктор и промышленник. Его первый самолёт, построенный в 1909, разбился в первом же полёте. Следующий, законченный в 1910, он пилотировал сам. Во время 1-й мировой войны был главным конструктором фирмы "Эркрафт меньюфекчуринг", где создал ряд истребителей и бомбардировщиков. В 1920 основал фирму "Де Хэвилленд", выпускавшую гражданские самолёты, а также боевой самолёт "Москито". В 40-х гг. и в дальнейшем фирмой выпускались реактивные истребители и пассажирские самолёты, в т. ч. первый реактивный пассажирский самолёт "Комета". Награждён медалью Гуггенхеймов (1952).

Дорнье (Dornier) Клаудиус (1884–1969), немецкий авиаконструктор и промышленник. В 1914 основал авиационную фирму "Дорнье". Создал цельнометаллические летающие лодки, бомбардировщики и др.

Дуглас (Douglas) Доналд Уилс (1892–1981), американский авиаконструктор. В 1920 совместно с предпринимателем Д. Дейвисом основал авиационную фирму "Дейвис-Дуглас", которую и возглавил с 1921. В этой фирме, которая с 1921 стала называться "Дуглас", им были созданы конструкции широко известных самолётов разных типов. После слияния "Дуглас" с "Макдоннел" почётным председателем фирмы "Макдоннел-Дуглас" оставался до конца жизни.

Иванов Евгений Алексеевич (1911–83), российский авиаконструктор, доктор технических наук (1970). Герой Социалистического Труда (1976). С 1976 работал с П. О. Сухим, с 1953 – его заместитель, с 1975 возглавил его КБ, с 1977 – генеральный конструктор. Принимал участие в создании многих самолётов семейства Су. Руководил постройкой истребителей-перехватчиков Су-11, Су-15, Су-15ТМ, штурмовика Су-25, истребителя-перехватчика Су-27. Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1975).

Ильюшин Сергей Владимирович (1894–1977), российский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Под руководством Ильюшина созданы многие типы бомбардировщиков (Ил-4, Ил-28), штурмовиков (Ил-2, Ил-10, Ил-40 и др.), пассажирских самолётов (в т. ч. Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и др.). Ленинская премия (1960). Государственные премии СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971).

Иосилович Исаак Борисович (1909–72), российский инженер-механик, авиаконструктор. Герой Социалистического Труда (1972). Участвовал в создании пассажирских самолётов Ту-134, Ту-144 и Ту-154. Государственная премия СССР (1972).

Калинин Константин Алексеевич (1889–1938), российский авиаконструктор. Под руководством Калинина создан ряд пассажирских самолётов, в т. ч. К-4, К-5. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Камов Николай Ильич (1902–73), российский авиаконструктор, доктор технических наук (1962), Герой Социалистического Труда (1972). Под руководством Камова создан ряд вертолётов (серии Ка) и других аппаратов. Государственная премия СССР (1972).

Кертис (Curtiss) Гленн Хаммонд (1878–1930), американский лётчик, авиаконструктор и промышленник, один из пионеров авиации. В 1910 на базе своих предприятий организовал фирму "Кертис", выпускавшую самолёты и авиационные двигатели; в 1912 построил первую в США летающую лодку.

Константинов Алексей Кириллович (р. 1919), российский авиаконструктор. Создал ряд самолётов различного назначения, в т. ч. поисково-спасательный самолёт-амфибию "Альбатрос". Государственная премия СССР (1967).

Кочергин Сергей Александрович (1893–1958), российский авиаконструктор. В ЦКБ возглавлял конструкторскую бригаду. Под его руководством разработаны и построены самолёты-штурмовики, бомбардировщики, разведчики, двухместный истребитель ДИ-6 (совместно с В. П. Яценко), выпускавшийся серийно.

Крокко (Crocco) Гаэтано Артуро (1877–1968), итальянский авиаконструктор, один из пионеров ракетной техники, генерал. Внёс большой вклад в применение элеронов и исследования воздушных винтов. В 1930-е гг. уделял особое внимание проблемам высотной и реактивной авиации, испытывал твердотопливные ракеты. После 2-й мировой войны возглавлял Итальянскую ассоциацию ракетных исследований и аэронавтики. Его именем назван кратер на Луне.

Кузнецов Вячеслав Александрович (1902–84), российский авиаконструктор. В 1930–39 под его руководством спроектирован и построен в ЦАГИ ряд автожиров шести серий. Принимал участие в проектировании скоростных самолётов с ракетными двигателями и вертолётов (с 1950 – заместитель главного конструктора в ОКБ М. Л. Миля). Ленинская премия (1958). Государственная премия СССР (1951, 1971).

Кулик Михаил Маркелович (1909–83), авиаконструктор, доктор технических наук (1967). В 30-е гг. разрабатывал и испытывал дирижабли. В 1936–37 главный инженер Управления воздухоплавания Гражданского воздушного флота. В 1937–39 находился в заключении. Во время Великой Отечественной войны руководил работами по полевому ремонту самолётов. В 1964–70 заместитель министра гражданской авиации.

Лавочкин Семён Алексеевич (1900–60), российский авиаконструктор, член-корреспондент АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956). Под руководством Лавочкина созданы истребители ЛАГГ-3, Ла-5, Ла-7, ряд реактивных самолётов. Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1948).

Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич (25 декабря 1909, Киев–28 ноября 2001), российский авиаконструктор, доктор технических наук (1985). Внёс большой вклад в теорию и практику создания высокоскоростных маневренных самолётов. Руководитель разработки планера орбитального корабля "Буран". Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1950, 1952).

МакДоннел (McDonnell) Джеймс Смит (1899–1980), американский авиаконструктор и предприниматель. Работал во многих фирмах конструктором и лётчиком-испытателем гидросамолётов. В 1939 основал фирму "Макдоннел", специализировавшуюся на выпуске истребителей и стал её президентом. В 50-х гг. начал заниматься ракетной и космической техникой, руководил разработкой пилотируемых космических кораблей "Меркурий" и "Джемини". С 1967 был президентом фирмы "Макдоннелл-Дуглас".

Мессершмитт (Messerschmitt) Вилли (1898–1978), немецкий авиаконструктор и промышленник. Создал многие военные самолёты, вертолёты, планеры, в т. ч. истребители Ме-109 (основной в ВВС Германии в 1935–45), Ме-110, Ме-262 (реактивный).

Микоян Артём Иванович (1905–70), российский авиаконструктор, академик АН СССР (1968), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1957). Брат А. И. Микояна. Под руководством Микояна (совместно с М. И. Гуревичем) созданы истребители МиГ-1, МиГ-3, сверхзвуковые истребители (МиГ-19 – первый отечественный, МиГ-21 – с треугольным крылом, МиГ-23 – перехватчик). На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов. Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).

Михеев Сергей Викторович (р. 1938), российский авиаконструктор. Главный конструктор (с 1974), генеральный конструктор (с 1987) Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) им. Н. И. Камова. Под руководством Михеева создан ряд вертолётов различного назначения. Ленинская премия (1982).

Москалев Александр Сергеевич (1904–82), авиаконструктор, профессор (1941). В 1930–45 разработал и построил 23 типа лёгких самолётов различного назначения, в т. ч. САМ-5бис (1936), экспериментальный самолёт "Стрела" и др. Во время Великой Отечественной войны под его руководством было развёрнуто опытное и серийное производство воздушно-десантной техники. С 1948 на преподавательской работе.

Мясищев Владимир Михайлович (1902–78), российский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), доктор технических наук, Герой Социалистического Труда (1957). Под руководством Мясищева созданы самолёты-бомбардировщики и транспортные самолёты.

Неман Иосиф Григорьевич (1903–52), российский авиаконструктор. Под его руководством создан первый в Европе скоростной пассажирский самолёт ХАИ-1 с убирающимся в полёте шасси, учебно-боевой самолёт ХАИ-3, скоростные разведчики ХАИ-5 и ХАИ-6 и др. Репрессирован; в 1938–41 находился в заключении.

Новожилов Генрих Васильевич (р. 1925), российский авиаконструктор, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), дважды Герой Социалистического Труда (1971, 1981). Генеральный конструктор (с 1970) ОКБ им. С. В. Ильюшина. Под руководством Новожилова созданы транспортный самолёт Ил-76Т, пассажирские самолёты Ил-86, Ил-96-300 и др. Ленинская премия (1970).

Нортроп (Northrop) Джон Кнудсен (1895–1981), американский авиаконструктор. Работал в фирмах "Дуглас" и "Локхид", в 1928 основал фирму "Авион", где руководил разработкой и постройкой нескольких типов лёгких самолётов. В начале 1930-х гг. совместно с фирмой "Дуглас" участвовал в разработке транспортных и пассажирских самолётов DC-1, DC-2 и DC-3. В 1939 основал фирму "Нортроп" (Northrop Aircraft), которая специализировалась на разработке истребителей.

Ньюпор (Ньепор) (de Hieport, псевд. Nieuport) Эдуар, французский лётчик и авиаконструктор. Строил самолёты с 1908, разрабатывал воздушные винты. Установил много авиационных рекордов. Погиб при аварии самолёта собственной конструкции. Основанная им фирма продолжала выпускать самолёты, главным образом, военные.

Петляков Владимир Михайлович (1891–1942), российский авиаконструктор. Участник разработки первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Создал бомбардировщики Пе-8 и Пе-2. Государственная премия СССР (1941). Погиб в авиационной катастрофе.

Поликарпов Николай Николаевич (1892–1944), российский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Поликарпова созданы истребители И-1, И-15, И-16, И-153 ("Чайка"), учебный самолёт и лёгкий ночной бомбардировщик У-2 (По-2), разведчик Р-5 и др. Государственная премия СССР (1941, 1943).

Путилов Александр Иванович (1893–1979), российский авиаконструктор, профессор (1945). Принимал участие в создании первых самолётов А. Н. Туполева (от АНТ-2 до АНТ-6). В конструкторском бюро на Тушинском авиазаводе под его руководством созданы серийные пассажирские самолёты из нержавеющей стали. В 1938–40 репрессирован и, находясь в заключении, работал в ЦКБ-29. В дальнейшем работал на различных заводах, преподавал в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского, с 1955 в опытно-конструкторском бюро А. Н. Туполева.

Пясецкий (Piasecki) Франк Николас (р. 1919), американский авиаконструктор, лётчик-испытатель, предприниматель. В 1945 построил первый в мире серийный вертолёт продольной схемы. Основал ряд фирм, где занимался постройкой и испытаниями оригинальных вертолётов, летающих платформ, винтокрылов и геликостата (гибрида дирижабля и вертолёта).

Пятышев Роман Валентинович (1910–92), авиаконструктор. Разрабатывал конструкции привязных и свободных аэростатов, оболочки дирижаблей, полумягкие дирижабли. Разработал методику проектирования и расчёта на прочность каркасированных плёночных оболочек стратостатов.

Райан (Ryan) Тьюбал Клод (1898–1982), американский авиаконструктор. В 1926 разработал лёгкий двухместный самолёт. Основал ряд фирм, в которых разрабатывал и строил самолёты своей конструкции, в основном учебно-тренировочные. С начала 1950-х гг. занимался беспилотными летающими аппаратами и самолётами вертикального взлёта. В 1969 основал фирму "Райсон" (Ryson) для разработки мотопланеров.

Райт (Wright), американские авиаконструкторы и лётчики, пионеры авиации, братья: Уилбер (1867–1912) и Орвилл (1871–1948). Первыми в мире 17.12.1903 совершили полёт продолжительностью 59 с. на построенном ими самолёте с двигателем внутреннего сгорания.

Рафаэлянц Арам Назарович (1897–1960), авиаконструктор. В авиации со времен 1-й мировой войны. Участник Гражданской войны. Первые самолёты построил в конце 1920-х гг. Занимался вопросами прокатки нержавеющей стали на авиазаводах. В 1937–39 спроектировал и построил лёгкие пассажирские самолёты РАФ-11 и РАФ-11бис. В 1957 сконструировал аппарат с вертикальным взлётом "Турболёт".

Ро (Roe) Аллиот Вернон (1877–1958), английский лётчик, авиаконструктор и предприниматель. Считается первым гражданином Великобритании, поднявшим на воздух самолёт английской конструкции и постройки (1909). Организовал самолётостроительную фирму "Авро".

Рутан (Rutan) Берт (р. 1944), американский авиаконструктор. Автор около 20 проектов самолётов оригинальных схем, в основном изготовленных из композиционных материалов. Является создателем проекта самолёта-рекордсмена "Вояджер".

Сиерва (Сьерва) (Cierva) Хуан де ла (1895–1936), испанский авиаконструктор, создатель автожира. Сформулировал основные принципы авторотации несущего винта. Награждён золотой медалью Международной авиационной федерации и медалью Гуггенхеймов. Погиб в авиационной катастрофе.

Сикорский Игорь Иванович (25 мая 1889, Киев, Российская империя, теперь Украина–26 октября 1972, Истон, шт. Коннектикут, США), американский авиаконструктор российского происхождения, выдающийся пионер в области конструирования многомоторных самолетов, изменивших ход истории полета на аппаратах с жестко закрепленными крыльями, а позднее – конструктор вертолетов одновинтовой системы, получившей широкое распространение.

Ранний интерес к «геликоптерам»


Сикорский родился в семье дипломированного врача, профессора психологии Киевского университета. Его мать тоже была врачом, но не работала по специальности. У мальчика рано пробудился интерес к моделям летательных аппаратов, чему, возможно, способствовала увлеченность матери искусством, жизнью и творчеством Леонардо да Винчи. В возрасте 12 лет он смастерил небольшой «геликоптер» с резиновым моторчиком, взлетавший вверх.

Учеба и искания


В 1903 Сикорский поступил в Петербургское морское училище, чтобы стать кадровым офицером, но, движимый интересом к технике, уволился со службы в 1906. После непродолжительного технического обучения в Париже Сикорский вернулся в Киев и в 1907 поступил в Политехнический институт. Он неплохо закончил академический год, но решил, что абстрактные науки и высшая математика, которые приходилось там изучать, имеют мало отношения к практическим проблемам и что полезнее и интереснее будет работать в своей собственной мастерской и лаборатории.

Первые опыты с вертолетами


В поездке по Европе летом 1908 Сикорский узнал об успешных полетах братьев Райт и познакомился с европейскими изобретателями, искавшими своих путей в области полета. В ту пору многие считали, что наиболее перспективен летательный аппарат с горизонтальным винтом, который взлетал бы прямо вверх. С финансовой помощью сестры Сикорский в январе 1909 снова поехал в Париж, чтобы продолжить занятия и приобрести двигатель малого веса. Вернувшись в Киев в мае 1909, он начал строить «геликоптер», как тогда называли вертолеты. С первой моделью он потерпел неудачу, выявившую ряд практических трудностей. Но и второй летательный аппарат, с более мощным двигателем, испытанный в 1910, тоже не полетел. К тому времени Сикорский был уже достаточно «грамотен», чтобы понять, что при тогдашнем уровне техники, двигателей, материалов, а тем более при нехватке денежных средств и недостатке опыта ему не создать успешного геликоптера. И он принял решение до лучших времен заняться аэропланами с жестко закрепленным крылом.

Опыты с аэропланами


В начале 1910 был испытан его первый биплан С-1. Мощность двигателя 15 л. с. оказалась недостаточной, но на переделанной модели С-2 с более мощным двигателем Сикорский совершил свой первый полет, хотя и небольшой. Быстро последовали все более совершенные модели С-3, С-4 и С-5, каждая из которых добавляла ему летного опыта. И вот, летом 1911 на С-5 с мотором мощностью 50 л. с. Сикорскому удалось пробыть в воздухе более часа, достичь высоты 450 м и совершить небольшие перелеты по прямой. Этот успех принес ему международную известность.

Успешная карьера авиаконструктора


С 1912 по1917 Сикорский занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода в Петербурге (Петрограде), поставлявшего аэропланы для русской армии. Здесь им были построены аэропланы С-6, С-10 и С-11, занявшие первые места на российских конкурсах военных самолетов в 1912-13. Здесь он в 1913 построил (и лично облетал) первый в мире четырехмоторный аэроплан «Гранд», предшественник многих современных бомбардировщиков и транспортных самолетов. Затем под руководством Сикорского были построены многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Среди других самолетов, созданных Сикорским, были разведчики-монопланы (опытные и серийные), поплавковые варианты сухопутных самолетов, истребители, ряд модификаций «Ильи Муромца» и др. В числе его конструкторских новинок, принятых всюду лишь в середине 1920-х, была полностью закрытая кабина для пилота и пассажиров.

Революция и эмиграция


Сикорский стал весьма состоятельным человеком, но лишился всего, бежав из России в период революции 1917. В условиях общего расстройства после русской революции и поражения Германии он не видел особых возможностей для дальнейшего развития авиации в Европе и решил начать все с нуля в Америке. В марте 1919 он прибыл в Нью-Йорк в качестве эмигранта.

В Соединенных Штатах


После ряда лет трудного существования в качестве лектора и школьного учителя, в попытках найти свою нишу в сокращающейся послевоенной авиационной промышленности, Сикорский с несколькими партнерами, среди которых были и бывшие российские офицеры, основал собственную компанию «Сикорски аэро инжиниринг». Они устроили мастерскую в старом амбаре на Лонг-Айленде. В 1928 Сикорский получил гражданство США. К 1929 его компания стала отделением более крупной компании «Юнайтед эркрафт», а сам Сикорский – её менеджером по конструкторским разработкам. Теперь она занимала большое современное заводское здание в Бриджпорте, шт. Коннектикут, и в значительных количествах выпускала двухмоторные амфибии S-38.

Воздушные клиперы


В 1931 первая летающая лодка Сикорского S-40 «Американский клипер» открыла почтово-пассажирские трассы авиакомпании «Панамерикэн уорлд эруейз» вокруг Карибских островов и в Южную Америку. К лету 1937 компания «Панамерикэн» начала обслуживать транстихоокеанскую и трансатлантическую трассы первым четырехмоторным самолетом S-42. Этот «Клипер III», прототипом которого был «Гранд» 1913, завершил серию аэропланов Сикорского. До 1939 Сикорский создал более 15 типов самолетов.

Снова вертолеты


К концу 1930-х требования к военному и коммерческому воздушному транспорту изменились таким образом, что это предвещало конец крупных летающих лодок, и Сикорский вернулся к идее вертолета. Теперь уже были налицо и та аэродинамическая теория, и те технологии, которых недоставало в 1910. В первые недели 1939 с хорошо обученной конструкторской группой под своим началом Сикорский приступил к работе над вертолетом VS-300 одновинтовой системы.

Первый полет вертолета VS-300


14 сентября 1939 аппарат оторвался от земли для первого полета, и управлял им его создатель. На протяжении всей своей карьеры Сикорский всегда стоял на том, чтобы первый полет на каждой конструкции выполнять самому. На такой же, но усовершенствованной машине он 6 мая 1941 установит мировой рекорд длительности полёта – 1 ч 32,4 с. Сикорский быстро усовершенствовал VS-300 в экспериментальной машине XR-4. Министерство армии США было настолько уверено в ее достоинствах, что в 1942 разместило сразу крупный заказ на новый вертолет. К концу 2-й мировой войны было построено свыше 400 таких летательных аппаратов.

Одновинтовая схема


В 1937 немецкие конструкторы Г. Фокке и А. Флеттнер независимо друг от друга создали летавшие и удовлетворительно управляемые вертолеты с двумя большими несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, чем обеспечивалось уравновешение реактивного момента. Сикорский же в 1939 первым применил в VS-300 более простую схему с одним несущим винтом и небольшим хвостовым винтом, и в наши дни 90% вертолетов во всем мире выполнены по такой схеме. За первыми моделями Сикорского последовала целая серия (носившая его имя) других, из которых наиболее удачными признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии с убирающимся шасси и «летающие подъемные краны». На вертолетах Сикорского были впервые совершены перелеты через Атлантический (S-61, 1967) и Тихий (S-65, 1970) (с дозаправкой в воздухе) океаны.

Вертолет для войны и мира


Возобновляя работу над вертолетом, Сикорский вряд ли мог в полной мере представлять себе масштабы развития техники вертикального взлета в следующие 30 лет. И он не помышлял о широком применении вертолета в наступательных военных действиях, получившем развитие с 1970-х гг. Сам он смотрел на вертолет как на транспортное средство, полезное для промышленности и коммерции, но в первую очередь необходимое для спасения людей и оказания помощи застигнутым стихийным бедствием – пожаром, наводнением и т.д. Сикорский подсчитал. что его вертолетами было спасено 50 000 жизней.

Заслуженный почет


Сикорский получил немало почетных докторских званий, почетных членств в научных и технических обществах США и Европы. Он был лауреатом высших орденов и медалей, а также премий по авиации, в том числе российского креста Св. Владимира, премии им. Сильвануса Альберта Рида за 1924 от Института авиационных наук в Нью-Йорке, медали им. Дениэла Гутгенхейма за 1951, премии им. Элмера Сперри за 1964, Премии национальной обороны США за 1971 и др.

Уход в отставку, кончина


Сикорский ушел в отставку с должности менеджера по конструкторским разработкам своей компании в 1957, но оставался консультантом до самой смерти.

Уникальная широта вклада


Активная профессиональная деятельность Сикорского охватывала всю историю осуществления мечты человека о полёте – от первых полётов братьев Райт до полётов в космос. И Сикорский сыграл «судьбоносную» роль на важнейших путях становления и развития авиации, внося в это развитие личный вклад с необычайно широким диапазоном новаторских идей.

Симонов Михаил Петрович (р. 1929), российский авиаконструктор. Генеральный конструктор (с 1983) ОКБ им. П.О. Сухого. Под руководством Симонова созданы планеры, боевые и спортивные самолёты. Ленинская премия (1976).

Скржинский Николай Кириллович (1904–57), российский авиаконструктор. Вместе с Н. И. Камовым создал первый советский автожир (1929). Внес большой вклад в создание многих истребителей серии Як и вертолётов.

Слесарев Василий Андрианович (1884–1921), российский авиаконструктор. Один из создателей Аэродинамической лаборатории при Петербургском политехническом институте. В 1913 спроектировал двухмоторный самолёт-бомбардировщик "Святогор" (построен в 1914–15), крупнейший в мире для того времени. Автор первого курса авиационного материаловедения.

Сухой Павел Осипович (22 июля 1895–1975), российский авиаконструктор, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965). С 1956 генеральный конструктор. Под руководством Сухого созданы реактивные самолёты: Су-9, Су-15 и др., сверхзвуковые истребители со стреловидным и треугольным крылом. Ленинская премия (1968), Государственная премия СССР (1943, 1975, посмертно).

Тищенко Марат Николаевич (р. 1931), российский авиаконструктор, академик РАН (1992). Герой Социалистического Труда (1982). Генеральный конструктор ОКБ им. М. Л. Миля в 1981–92. Под руководством Тищенко созданы вертолёты различного назначения. Ленинская премия (1976).

Томашевич Дмитрий Людвигович (1899–1974), российский авиаконструктор, доктор технических наук (1961). Был репрессирован (1938) и, находясь в заключении (1939–41), руководил разработкой опытных истребителя "110" и штурмовика-бомбардировщика "Пегас", конструировал беспилотные аппараты различного назначения. Государственная премия СССР (1953, 1969).

Туполев Алексей Андреевич (20 мая 1925, Москва–13 мая 2001, там же), российский авиаконструктор, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1984), Герой Социалистического Труда (1972). Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1967). Сын А. Н. Туполева.

Трудовую деятельность Алексей Туполев в 1942 году начал рабочим в Омске, в конструкторском бюро своего отца. После окончания в 1949 году Московского авиационного института он работал конструктором в КБ А. Н. Туполева, быстро стал главным констуктором. В научном плане Алексей Туполев занимался аэродинамикой летательных аппаратов, защитил кандидатскую диссертацию.



В конце 1950-х годов в КБ А. Н. Туполева был создан отдел ракетной техники, руководить которым было поручено А. А. Туполеву. С 1958 по 1963 год этот отдел разработал шесть ракетных систем, три из которых – Ту-121, Ту-141, Ту-143 — были приняты на вооружение и запущены в серийное производство. В 1963 году А. А. Туполев приступил к работе над созданием первого сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, который в 1968 году начал летные испытания. В начале 1960-х годов А. А. Туполев стал доктором технических наук. После смерти отца в 1972 году он стал генеральным конструктором туполевского КБ, руководил созданием ряда военных и гражданских самолетов, в том числе стратегического бомбардировщика Ту-160 и пассажирского самолета Ту-204.

Туполев Андрей Николаевич (1888–1972), российский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). В 1937–41 был репрессирован. Под руководством Туполева создано св. 100 типов военных и гражданских самолётов, в т. ч. АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-134, Ту-154. На самолётах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, в т. ч. В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972).

Ульянин Сергей Алексеевич (1871–1921), российский авиаконструктор, воздухоплаватель, военный лётчик (полковник). В 1910 стал призёром первого праздника воздухоплавания в России. Инициатор практического применения аэрофотосъемки в военном деле, создатель конструкции оригинального разборного самолёта. После Февральской революции стал начальником Управления Военного Воздушного Флота Российской республики. В апреле 1917 командирован за границу, откуда не вернулся.

Фабр (Fabre) Анри (1882–1984), французский инженер, авиаконструктор. В 1911 модифицировал биплан Г. Вуазена в первый в мире летающий самолёт-амфибию.

Фарман (Farman) Анри (1874–1958), французский авиаконструктор, лётчик и промышленник, один из пионеров авиации. Организовал (1909) около Парижа школу для подготовки лётчиков из разных стран. Создал около 30 типов военных и гражданских самолётов и авиадвигателей. В 1912 основал фирму "Фарман".

Флоров Илья Флорентьевич (1908–83), российский авиаконструктор, доктор технических наук (1970). Совместно с А. А. Боровковым спроектировал первый советский двухместный учебно-тренировочный истребитель, принимал участие в создании первого советского реактивного истребителя. Труды по теоретическим основам методов оценки эффективности применения двигателей на летательных аппаратах различного назначения.

Фокке (Focke) Генрих (1890–1979), немецкий авиаконструктор и предприниматель. Вместе с бывшим военным лётчиком Г. Вульфом (G. Wulf, 1895–1927) 1910–20-х гг. строил первые самолёты, а в 1924 организовал фирму "Фокке-Вульф", где первоначально строились легкомоторные самолёты. С 1930-х гг. занимался автожирами, а затем вертолётами, в 1940 построил транспортный вертолёт FA 223. Разработал одновинтовую схему с двумя рулевыми винтами с наклоненными осями у вертолёта, автор многочисленных работ по аэродинамике, конструкции и прочности вертолётов.

Фоккер (Fokker) Антони Герман Герард (1890–1939), нидерландский лётчик, авиаконструктор и предприниматель. Свидетельство пилота получил в 1911 в Германии, где строил свои первые самолёты и основал в 1912 авиационную фирму. Проектировал и выпускал широко применявшиеся в 1-ю мировую войну истребители. В 1919 оборудование фирмы было вывезено в Нидерланды, где были выпущены многие пользовавшиеся большой популярностью во многих странах модели пассажирских и военных самолётов. В 1926 на самолёте Фоккера достиг Северного полюса Р. Бэрд. С 1930-х гг. фирма Фоккера выпускала, главным образом, военные самолёты.

Хейнкель (Heinkel) Эрнст (1888–1958), немецкий авиаконструктор и промышленник. В 1922 основал фирму. Создал многие военные и гражданские самолёты, в т. ч. истребители Не-112, Не-113, бомбардировщики Не-111, Не-177, реактивный истребитель-перехватчик Не-162.

Хэндли Пейдж (Handley Page) Фредерик (1885–1962), английский авиаконструктор и предприниматель. Одним из первых применил автоматические щелевые предкрылки. Основал самолётостроительную (1909) и авиатранспортную (1919) компании. Сконструировал и построил ряд пассажирских и военных самолётов, в т. ч. широко применявшиеся во время 2-й мировой войны тяжелые бомбардировщики "Галифакс".

ЦКБ-29 (Центральное конструкторское бюро) НКВД, название опытно-конструкторской организации авиационного профиля, существовавшей при советских органах внутренних дел. Образовано в 1939, по аналогии с существовавшими ранее конструкторскими бюро при ОГПУ (ЦКБ-39). К концу 30-х гг. в СССР в заключении находились едва ли не все крупнейшие авиаконструкторы, организаторы производства, разработчики авиационного вооружения и т. д., которые и использовались для работы в этих учреждениях. ЦКБ-29 находилось на территории современного Авиационного научно-технического комплекса им. А. Н. Туполева. Здесь в 4-х отделах под руководством А. Н. Туполева, В. М. Мясищева, В. М. Петлякова и Д. Л. Томашевича были созданы проекты бомбардировщиков (Пе-2, Ту-2 и др.) и истребителей. На положении заключенных трудились также В. Л. Александров, С. М. Егер, С. П. Королёв, А. В. Надашкевич, А. И. Путилов, А. М. Черемухин, В. А. Чижевский и многие другие (всего более 120 человек). Использовался также труд вольнонаёмных сотрудников. Петляков и его сотрудники были освобождены в 1940, большинство остальных – в годы войны.

Черановский Борис Иванович (1896–1960), авиаконструктор. Автор оригинальных проектов планеров и самолётов типа "летающее крыло" с центральным вертикальным оперением и др.

Четвериков Игорь Вячеславович (1909–87), авиаконструктор. Спроектировал и построил несколько летающих лодок, в т. ч. складывающийся самолёт для подводной лодки, на котором в 1937 установлено несколько мировых рекордов. Создатель также арктического самолёта-разведчика, транспортной амфибии и др. С 1948 на преподавательской работе.

Чижевский Владимир Антонович (1899–1972), российский авиаконструктор. Им разработаны гондолы первых в СССР стратостатов, самолёт - летающее крыло БОК-5, первые высотные самолёты - БОК-1, БОК-7, БОК-15 с герметическими кабинами. Репрессирован; в 1939–41 находился в заключении. Затем работал в ОКБ А. Н. Туполева, где участвовал в создании многих самолётов марки Ту. Государственная премия СССР (1949).

Шавров Вадим Борисович (1898–1976), российский авиаконструктор и историк авиации. Создатель летающих лодок оригинальных конструкций. Автор трудов "История конструкций самолётов СССР до 1938", "История конструкций самолётов в СССР, 1938-50 гг.".

Щербаков Алексей Яковлевич (1901–78), авиаконструктор. Автор конструкций герметичных кабин для различных самолётов, лёгкого грузового самолёта Ще-2, строившегося серийно в годы Великой Отечественной войны и позднее. Ему принадлежит один из первых проектов самолёта вертикального взлёта.

Юнкерс (Junkers) Гуго (1859–1935), немецкий авиаконструктор и промышленник. Создал ряд самолётов, в т. ч. первый цельнометаллический Ю-1 (1915), транспортный Ю-52, авиационные двигатели. Основал несколько фирм, в т. ч. самолётостроительную (1919).

Яковлев Александр Сергеевич (1906–89), российский авиаконструктор, академик АН СССР (1976), генерал-полковник авиации (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Под руководством Яковлева созданы многие типы самолётов: поршневые (Як-1, Як-3 и др.) и реактивные (Як-15, Як-28 и др.) истребители, реактивные пассажирские Як-40, Як-42, спортивные, учебно-тренировочные Як-18, Як-50 и др. Автор ряда книг, в т. ч. "Цель жизни" (5 издание, 1987). Ленинская премия (1972), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977).

Яценко Владимир Панфилович (1892–1964), лётчик, авиаконструктор. Участник Гражданской войны. В 1920–30-е гг. работал в конструкторских коллективах Н. Н. Поликарпова и С. А. Кочеригина. Автор конструкций ряда истребителей. В 1941–48 работал на заводах, строивших самолёты серий МиГ и Ил. Был заместителем А. И. Микояна (с 1949) и С. В. Ильюшина (с 1953). Государственная премия СССР (1950).




Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу. Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни. Василий Ключевский
ещё >>