Астахова Елена Владимировна, учитель начальных классов\ Высшая квалификационная категория г. Томск. 2011 пояснительная записка рабоч - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 4 478.73kb.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. 3 513.18kb.
Плехов Сергей Владимирович, учитель географии, высшая квалификационная... 3 454.85kb.
Бондаренко Светланы Николаевны высшая квалификационная категория... 1 145.27kb.
Худоба Галина Владимировна учитель музыки маоу сош №12 первая квалификационная... 1 245.6kb.
Урок русского языка с использованием компьютера 1 152.53kb.
Рабочая программа Клевачёвой Татьяны Викторовны ( учитель начальных... 29 5376.84kb.
Грузенко Светлана Евгеньевна, учитель немецкого языка, высшая категория... 7 1382.54kb.
Учитель Бондарева Любовь Николаевна 1 квалификационная категория п. 1 122.34kb.
Комитет по образованию Администрации района Поспелихинского района 1 224.4kb.
Мартюкова Ирина Леонидовна учитель истории, 1 квалификационная категория... 10 1425.11kb.
Марокко cтрана золотых закатов отдых Марокко-Агадир (Чартер) 1 37.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Астахова Елена Владимировна, учитель начальных классов\ Высшая квалификационная категория - страница №1/1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 ГОРОДА ТОМСКА



Согласовано

на заседании НМС

МОУ СОШ № 28

Протокол №

От « _____» ________2011


Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 28

_____________Н.А.Гринькова

Приказ №

От «________»_______2011


ПРОГРАММА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

(вид программы: модифицированная)

1-4 классы

(1 час в неделю. 33 часа)


Составитель

Астахова Елена Владимировна,

учитель начальных классов\

Высшая квалификационная категория
г. Томск.2011

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия Т.Н. Соколовой «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и вы­ражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, но­вых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом обще­ния, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Один из вариантов программы курса «Речь», направленного на решение данной проблемы, составлен преподавателями Пензенско­го государственного педагогического университета им. В. Г. Белин­ского Л. Д. Мали, О. С. Арямовой, С. А. Климовой, Н. С. Песковой и рекомендован Управлением развития общего среднего образова­ния Министерства образования Российской Федерации для учите­лей начальных классов.

Цель занятий, проводимых по данной программе, — способство­вать более прочному и сознательному усвоению изученного на уро­ке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к род­ному языку, решать проблемы интеллектуального развития млад­ших школьников.

Данные занятия должны способствовать решению задач обеспе­чения правильного усвоения детьми достаточного лексического за­паса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созда­нию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей млад­ших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:


  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подго­товка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Форма занятий по развитию речи учащихся специ­ально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг (33 занятия в год)

Цель программы: развитие речи первоклассников, воспитание у них интереса к языку, развитие у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Задачи:

  • учить детей рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных действиях;

  • находить характерные признаки в предметах и явлениях, сравнивать, группировать, классифицировать по определённым признакам, делать выводы и обобщения;

  • формировать положительное отношение к знаниям и познавательной деятельности.

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
ПРОГРАММА «РЕЧЬ»

1 класс.

Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: ок­раска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать неболь­шой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких ско­роговорок.



Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однознач­ные и многозначные слова. Слова-«родственники». Слова-«родствен­ники» и слова-«друзья» (синонимы). Слова-«родственники» и сло­ва, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, про­тивоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова-«родственники» среди других слов, по­добрать к данному слову слова-«родственники», установить общ­ность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов-«родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лекси­ческое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать си­нонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова-«родственники» от синонимов, омони­мов и слов с частичным графическим или звуковым» сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочета­нии и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нём неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение состав­лять простое распространённое предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данными. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точ­кой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдель­ных предложений, не объединённых общей темой. Вычленение опор­ных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллектив­ное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового тек­ста. Восстановление деформированного текста.



Культура общения.

Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова - выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами - выражениями приветствия, про­щания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

2 класс.

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь.

Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скорого­ворок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чте­ния; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логи­чески ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.

Слово.


Повторение изученного в 1 классе.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многознач­ные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетво­рение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, ор­фографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделить слова в переносном значении в тексте, срав­нить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение ис­пользовать слова с переносным значением при составлении предло­жений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.



Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и ин­тонации. Умение устанавливать связи между словами в словосоче­тании и предложении. Умение редактировать простое и сложносо­чиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.



Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, по­вествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамма­тики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема,и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки свя­зей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, со­чинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.



Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

3 класс.

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интона­ция: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после само­стоятельной подготовки.

Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окра­шенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выра­зительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворе­ние. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначе­ние, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого вы­ражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значе­ние с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словооб­разования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и то­понимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять зна­чение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: ис­правлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно упот­реблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостаю­щие слова, распространять предложения.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Струк­тура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и науч­ный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение со­ставлять описание предметов и явлений, рассуждение в художествен­ном и научном стилях. Умение составлять повествование с элемен­тами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства свя­зи в тексте с параллельным построением. Видо-временная соотне­сённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, бла­годарности, извинения. Умение дискутировать, использовать веж­ливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.



4 класс.

Речь. Техника и выразительность речи.

Речь. Культура речи. Основные качества речи: правильность, точ­ность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (ис­правлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее рас­пространёнными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст-монолог и текст-диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно под­готовиться к выразительному чтению произведения. Умение имп­ровизировать. Умение инсценировать диалог.



Слово.

Повторение изученного в 1-3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омо­нимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, мета­фора, олицетворение, эпитет - сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; оп­ределять стили речи с учётом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым сло­варём.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправ­лять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреб­лённые слова, распространять предложение и так далее.

Умение составлять простое, сложносочинённое и сложноподчи­нённое предложение с определительной, изъяснительной, причин­но-следственной, сравнительной связью. Умение интонационно пра­вильно читать, предложения разных типов.

Текст.


Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитат­ный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистичес­кий, деловой), художественный. Умение определять стилистичес­кую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка дей­ствительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение со­ставлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно-публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонацион­ные средства связи. Умение определять средства связи предложе­ний в тексте. Временная соотнесённость глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструиро­вать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тек­сте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание компо­зиции и средств межфразовой связи.

Литература

1. Козлова М.А Я иду на урок в начальную школу/ М.А.Козлова - М., Первое сентября, 2000/

2. Бетенкова М.С , Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка / Бетенкова М.С. М., Астрель, 2006/

3. Т.Н. Соколова «Школа развития речи». – Москва: РОСТ книга, 2011 г.


Календарно – тематическое планирование курса « Речь» 1 класс. (33 часа)


№ п/п

Тема занятия.

Количество часов

1.

Речь.

1

2.

Тише, громче…

1

3.

Слова, слова, слова…

1

4.

Озорные буквы.

1

5.

Слова играют в прятки.

1

6.

Слово и его значение.

1

7.

Прямое и переносное значение слова.

1

8.

Многозначные слова.

1

9.

Омонимы.

1

10.

Синонимы.

1

11.

Антонимы.

1

12.

Тематические группы слов.

1

13.

Наш цветной мир.

1

14.

Что на что похоже.

1

15.

Голоса природы.

1

16.

Проверочная работа.

1

17.

Загадки.

1

18.

Культура речи. Вежливые слова.

1

19.

Пословицы.

1

20.

Учимся рассуждать.

1

21.

Учимся рассуждать.

1

22.

Текст.

1

23.

Текст.

1

24.

Заглавие текста.

1

25.

Тема текста.

1

26.

Повторение пройденного.

1

27.

Опорные слова.

1

28.

Мы строим текст.

1

29.

Мы строим текст.

1

30.

План текста.

1

31.

План текста.

1

32.

Проверочная работа.

1

33.

Конкурс.

1





Нужда рождает изобретение, изобретение — две нужды. Ясон Эвангелу
ещё >>