Артистизм как соблазн. Соперничества искусства и жизни - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Капинус О. С. Эвтаназия как социально-правовое явление 28 5955.99kb.
Стиль конкуренции или соперничества 1 84.26kb.
Программа курса «История Искусства» 6 1294.71kb.
Практикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое... 19 4529.08kb.
Формирование дизайна как область производственного искусства в Советской... 1 59.82kb.
«В мире искусства» 1 36.82kb.
Корней Иванович Чуковский! 1 7.04kb.
Гравюры на дереве династии Нгуен /Вьетнам/ это 34555 дощечек с вырезанными... 1 54.77kb.
Данный урок является продолжением изучения темы «Роль декоративного... 1 76.09kb.
А. Ахтямова Истоки профессионального скрипичного искусства 1 59.77kb.
Один удивительно наглядный пример в пользу привлечения, а не продажи... 1 22.65kb.
Ростовской области 8 1661.69kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Артистизм как соблазн. Соперничества искусства и жизни - страница №8/8

***

Как можно было видеть, качества артистизма в разностилевых произведениях носят многоосевой характер. Всякие подытоживающие слова будут схематичны и, тем не менее, попытаемся суммировать следующие признаки этого феномена:

- парадоксальность и неожиданность эмоционального воздействия артистизма; его моментальная явленность, чаще всего – через артистизм художественного приема, особого художественного жеста;

- прямая апелляция к чувству и, как правило, неотрефлектированность первичного восприятия артистического; часто – его эмоциональная аффектация, избыточность;

- артистизм проявляет себя не столько в отшлифованной цельности произведения, сколько в спонтанном «нерве» художественной формы, ощущаемом как непреднамеренная вспышка;

- в феномене артистизма явлена антиномичная напряженность разнополюсных начал и одновременно дано их неожиданное снятие.



Расцвет артистического гедонизма новейшего времени мыслил себя как противовес мертвящей прозе повседневности. Желание созидать жизнь, а не воспроизводить ее сопровождалось растущей индифферентностью к любым мировоззренческим концептам и идеологиям, у которых скучные пороки и ещё более скучные добродетели, утверждением культа жизни как таковой. Параллельно и экзистенциализм убеждал: в искусстве (как и в жизни) не существует универсальной правды. Коль скоро бытие духа бесконечно, бесконечна и множественность открывающихся ему истин. Как и романтики два столетия назад, современники вновь столкнулись с явлением автономности и самоценности художественного. Согласно природе артистического, искусство не находится в рабском отношении к действительности, абсолютна не сама реальность, а ее эстетическое преображение, умение делать эту реальность человеческой: отсюда правда в искусстве - это правда, противоположность которой тоже истинна. Этическая высота артистизма – в самом по себе усилии художника осуществить творческий жест. Усилии тем более затратном, чем более релятивны свойства окружающего человека мира. Дарованный человеку талант распахнуть эвристические дебри чего-то такого, что и предположить было невозможно, открыть манящую бесконечность и яркую остроту непредвиденного - это всегда шок. Но шок – победоносный, ликующе-позитивный. Триумф артистизма, с его неодолимым стремлением превращать любой объект в совершенный, побеждать неуютность и прозу обыденности, продемонстрировал столь нужную человеку новейшего времени способность бороться с пустотой, гипнотизировать пространство.

1 К настоящему времени имеется ряд содержательных статей и отдельных изданий, в которых рассмотрены локальные аспекты артистизма. Так, перу А.Г.Габричевского принадлежит ранняя, написанная еще в 1920-е годы статья «Артист», в которой понятие артистичности исследователь распространял и на пластические искусства (см. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.2002). В 1980-е годы заметной явилась яркая и содержательная статья Г.Г.Поспелова «О концепциях “артистизма” и “подвижничества” в русском искусстве XIX- начала XX века» // Советское искусствознание’81. М. 1982. Затем последовал сборник статей Российского института культурологии «Метаморфозы артистизма. Проблема артистизма в русской культуре первой трети XX века. М. 1997. Позже, в 2003 году Б.К.Бажановой была защищена кандидатская диссертация «Феномен артистизма». (Казань. 2003). Отдельные аспекты проявления артистизма получили освещение в книге М.Н.Бойко «Самосознание искусства – самосознание человека» (М. 1997), в разделе «Артистическое и дидактическое»; а также в статье М.М.Алленова «Брюллов - Врубель». // Искусствознание 2/03. М.2003.

2 Шершеневич В.Г. Экстравагантные флаконы. СПб. 1913. С.9.

3 Лихтенберг Г.К. Афоризмы. М. 1964. С.122.

4 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М. 1977. С.185.

5 Кокто Жан. Петух и Арлекин. СПб. 2000. С. 647.

6 Цит. по: Пространство другими словами. Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб. 2005. С.222.

7 Брук Питер. Пустое пространство. М. 1976. С.84.

8 По Эдгар. Овальный портрет.// Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Л. 1985. С. 409.

9 Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М. 1971. С. 201-202.

10 Там же. С. 202.

11 Гаспаров М.Л. Записи и выписки. М.2000. С.265.

12 Цит. по: Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.1980. С. 177, 213.

13 Кокто Жан. Петух и Арлекин. СПб. 2000. С.578.

14 Кант И. Критика способности суждения. М. 1995. С.175.

15 Шеллинг Ф. Философия искусства. М.1966. С.84.

16 Бродский Иосиф. Беседы о Марине Цветаевой. М.1999. С. 34.

17 Цит. по: Карельский А.В. Немецкий Орфей: беседы по истории западных литератур. //Иностранная литература. 2006. №6. С. 197.

18 Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти тт. М. 1974. Т. 6. С. 162.

19 Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.1997. С.179.

20 Уайльд Оскар. Избранные произведения в 2-х томах. М.1993. Т.2. С.302.

21 Подробнее об этом см. Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М. 1971. С. 101-115.

22 Кокто Жан. петух и Арлекин. СПб. 2000. С.628.

23 Подробнее об этом см.: Николаева Н. Японское искусство в суждениях Ван Гога. // Иностранная литература. 2003. С.260.

24 Предмет феноменологии - фундаментальные феномены человеческого бытия: сознание и самосознание, любовь и ненависть, познание и художественное творчество, воля и желание, страх и совесть, свобода и смерть, история и историчность, личностное и ценностное бытие, бытие другого и собственное бытие и др.

25 Кокто Жан. Петух и Арлекин. С. 582.

26 Рубанова И.И. Театральный режиссер в кино. Кинорежиссер в театре. // Театр XX века. М.2003. С.497.

27 Шиллер Ф. Собр. соч. Т.6.С. 119.

28 Стивенс Уоллес. Избранные поэмы. М.1999. С. 80. Перевод А.Д.Шмелева.

29 Камю А. Бунтующий человек. М. 1990. С. 157.

30 Цит. по: Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. Испанский театр маньеризма и барокко. СПб. 2000. С.9.

31 Подробнее об этом см.: Силюнас В. Стиль жизни и стили искусства. Испанский театр маньеризма и барокко. СПб. 2000. С.8.

32 Уже в маньеризме можно наблюдать подобный панэстетизм, когда все мироздание рассматривалось как художественное произведение. Привлекательным становится дерзкая художественная свобода, неожиданность приемов, способность удивлять. Маньеристов привлекает декоративность узоров и красок, которые могли быть не свойственны природе; прекрасное ищется в экстраординарном, эксцентричном.

33 Подробнее см.: Вайнштейн Ольга. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.2005. С.231.

34 Вайнштейн Ольга. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.2005. С. 232.

35 Письма к А.В.Дружинину (1850-1863). М.1928. С. 40.

36 Подробнее об этом см. Щедрин Родион. Между классиками и романтиками. // Культура. 2001. № 49. С. 11.

37 Apollinaire G. Chroniques d’art. Paris.1960. P. 48.

38 Оценивая поэтическое чутье Кокто, Алехо Карпентьер восклицал: «Кокто - истинный Страдивари среди барометров».

39 Кокто Жан. Петух и Арлекин. СПб. 2000. С. 650.

40 Абдуллаев Шамшад. Идеальное стихотворение – как я его понимаю.

41 Кокто Жан. Петух и Арлекин. СПб. 2000. С. 697.

42 Ницше Фридрих. Стихотворения. Философская проза. СПб. 1993. С.145.

43 Ницше Фридрих. Стихотворения. Философская проза. СПб. 1993. С.149.

44 Блок А.А.. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5. Л.1982. С.255.

45 Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М.-Л. 1934. С.567.

46 Лорка Федерико Гарсиа. Об искусстве. М.1971. С.79.

47 Лорка Федерико Гарсиа. Об искусстве. М.1971. С.82.

48 Телефильм «Елена Образцова: Люди. Опера. Жизнь». Эфир 20 декабря 2006 года. Телеканал «Культура».

49 Производство телеканала «Культура-Санкт-Петербург». 2004 год.

50 Лорка Гарсиа. Об искусстве. М.1971. С. 168.

51 Лорка Гарсиа. Об искусстве. М.1971. С. 170-171.

52 Цит. по: Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. Л. 1985. С. 193.

53 Лорка Гарсиа. Об искусстве. М.1971. С.27.

54 Уайльд Оскар. Избранные произведения в 2-х тт. М.1993. Т.2.С.91.

55 Кокто Жан. Петух и Арлекин. СПб. 2000. С. 763.

56 Бодлер Шарль. Цветы зла. М.1997. С.430. Интересный анализ соотношения физической, дословной экспрессии тела в искусстве и тела как выразительности означаемого, «иероглифа» см. в работе Яна Старобинского «Портрет художника в образе паяца». СПб. 1999.

57 Цит. по: Иностранная литература. 1998. № 6. С.129.

58 Цит. по: Поэзия немецкого экспрессионизма. М.1993. С. 84-85.

59 Хлебников В., Крученых А. Буква как таковая. // Манифесты и программы русских футуристов. Мюнхен. 1967. С.60.

60 «Разрушить язык, чтобы коснуться жизни – это и значит заниматься театром». // Арто А. Тетр и его двойник. М.1993. С.12.

61 Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М.1991. С. 125.

62 ЕвреиновН.Н.Татр как таковой. Одесса. 1993. С.33.

63 См. анализ этих идей в интересной работе В.В.Иванова «От ретеатрализации театра к театральной антропологии». // Театр XX века. М. 2003. С. 125-144.

64 Вишневская И. «Принцесса Турандот» Карло Гоцци. // Спектакли двадцатого века. М.2004. С.79.

65 Максимова В. «Без вины виноватые» А.Н.Островского. // Там же. С.457-458.

66 Цит. по: Балашова Т.В. Аполлинер в поле притяжения Пикассо.// Пикассо и окрестности. М.2006. С.218.

67 Archivi del Futurismo. Roma.1958. Vol. 1. P.261.

68 Bouillon Jean-Paul. Art Deco. N.Y.1989.P. 85.

69 Цит. по: Хилльер Бивис, Эскритт Стивен. Стиль ар деко. М.2005. С.35.






<< предыдущая страница  



Истории рассказывают не потому, что они правдивы, а потому, что это хорошие истории. Джон Махаффи
ещё >>