Архарова Д. И., кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и коммуникативной культуры иро - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ласкина Наталья Олеговна кандидат филологических наук, доцент; 1 113.49kb.
Историческая семасиология в этнокультурном аспекте 1 162.33kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1 186.9kb.
Образный потенциал понятия «музыка» в процессе преподавания рки в... 1 137.29kb.
Нурмаханова Маржан Калжановна, кандидат филологических наук, доцент... 1 92.44kb.
Директор Е. Ю. Булыгина Начальник умаиД: Ю. В 1 291.14kb.
Доцент кафедры русского языка Нижнетагильская государственная социально-педагогическая... 1 332.37kb.
К вопросу о роли и месте администрации президента 1 153.57kb.
Программа курса по выбору для учащихся 9 класса Путешествие в страну... 10 2247.86kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направление... 10 1870.58kb.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы 1 227.1kb.
Книга «Аксенов» II премия «Большая книга» 1 41.23kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Архарова Д. И., кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и коммуникативной - страница №11/12

радость! Давно уж истлели в земле строители её, давно распалась в при к та умная голова, что задумала её такой, и сердце, котором волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли О чём же думал тот неведомый мастер, оставляя после себн эту светлую каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забираете м далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе им людную городскую площадь — там заметят. Этого заботили что-то другое — красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушёл. Зачем надо было? Он сам не знал. Tin просила душа. Милый, дорогой человек!.. Не знаешь, что и сказать тебе... Да и что тут скажешь? Ну, хорошо, красимо, волнует, радует... Разве в этом дело? Он и сам радовался, и волновался, и понимал, что — красиво. Что же?.. Ничего. Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй...

(В. Шукшин. Мастер!

    1. Н. Лесков. Левша.

    2. П. Бажов. Каменный цветок. Малахитовая шкатулки

    3. Д. Кедрин. Зодчие.

130

Проблема бережного отношения к родному языку



11отомки Ноя долгое время жили вместе в одной стране, не- цилеко от гор Араратских. И говорили они на одном языке. ■ 11а всей земле был один язык и одно наречие». Но род чело-

продолжал увеличиваться, и вскоре все люди по-

м или, что им придётся разойтись по всей земле. Но прежде чем разойтись, задумали построить город, а в нём башню, наподо- Оие столпа, высокую до небес.

И сказали люди друг другу: понаделаем кирпичей, обожжём их огнём, построим башню и сделаем себе имя. Приступили они к работе. И пошёл Господь Бог посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. Не понравилась Господу эта затея. Слишком возгордились люди. И скапал Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык, и что они начали делать? И не оставят они задуманное, пока не доведут его до завершения». И решил он смешать языки людей, чтобы не понимали они друг друга, чтобы не строили башню до небес.

Люди неожиданно заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга и прекратили строить башню. «И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город».

И получил построенный ими город название Вавилон, что означало «смешение». В этом городе Господь смешал языки всех людей и вынудил многих людей уехать оттуда в другие земли.

Страна же, где строили Вавилон, стала называться Вавилонской.

(М. К у бее в. 100 великих библейских сказаний.

Вавилонское столпотворение)

Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, на котором он говорит, его душой, и тогда история этого языка будет значительнее, чем даже история политических изменений этого народа. История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нём.

(В. Кюхельбекер)

131



Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о велики!!, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совер шается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(И. Тургенев. Русский язык I

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде п ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

(JI. Толстой)

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

(А. Ахматова. Мужество)

Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, < первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости, о подвижности и выразительности родного языка.

Нужно знать иностранные языки. Чем больше, тем лучше. Познавая их, русский человек ещё больше утвердится и сознании, какой чудесный дар ему доверен.

Прекрасен русский язык. И на нём скажут лучшие мысли о будущем.

(Н. Рерих)

Самая большая ценность народа — его язык — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем... но мысли наши все формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств.

Ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

(ПоД. Лихачёву)

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Своё, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города.

(Н. Гумилёв. Слово)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху. Вода в них казалпп. неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увиде н., как из глубины оконца всё время подымается тихая струя и н ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновый иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды

  • Родник! — сказал лесник, глядя, как из оконца вспл

и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

  • Да, должно быть, — согласился я.

  • Я большой любитель разбирать слова, — неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. — И вот скажи на ми лость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дао i покоя. Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за ело вом, — и так их прикинешь и этак: откуда они взялись?

  • А какое слово к вам привязалось сейчас? — спросил я.

  • Да вот этот самый «родник». Я это слово давно приметни Всё его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, корм и i народ. Вы глядите, как эти слова как бы родня между собой Как бы родня! — повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, дли того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с по ресвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой иа под куста лещины.

(К. Паустовский. Алмазный язык)

Приложение 1

Сочинения учащихся

Вашему вниманию предлагаются для анализа сочинения учащихся по некоторым текстам данного пособия. Обратите ииимание на то, что это не фрагменты работ, а завершённые тексты. Анализ таких сочинений поможет вам понять, как проблема (К1), комментарий (К2), позиция автора (КЗ) и аргументация собственного мнения (К4) в содержательном плане должны соотноситься друг с другом, а также как части сочинения связываются между собой. При анализе сочинений важно обратить внимание на способы формулировки проблемы и позиции автора, на то, как можно давать комментарий к проблеме текста, на способы включения в текст собственного мнения и способы его обоснования. Советуем проанализировать композиционные особенности сочинений, обратить внимание на нормативность речи. Помните, что это не образцы для подражания, а возможные варианты выполнения задания, материал для размышлений, что, анализируя работы, вы можете отмечать как достоинства, так и недостатки, но своё мнение необходимо обосновать.

Проблема патриотизма как важнейшей черты национального характера



Огромная территория России во все времена привлекала алчных правителей других стран. Множество попыток завоевания совершили недруги, но Россия прошла через сложные испытания и отразила вражеские нападения.

Что же есть то «чудо», которое заставляет русских «воевать до последнего солдата»? Именно эта проблема волнует В. Некрасова, автора прочитанного мною текста.

Любовь к «жирной, как масло», русской земле и песни о Родине придают нашим солдатам силы на войне. Автор подчёркивает, что бойцы готовы выступить в любой момент, ведь уже через минуту после приказа слышен «медленный, тяжёлый» их шаг. По В. Некрасову, ни «организованность» немца, ни «танки с чёрными крестами» не могут сломить русских солдат, ведь пока есть то «чудо» в каждом из них, шанс на победу остаётся.

Автор своим повествованием подводит нас к мысли о том, что «скрытая теплота патриотизма» и есть «чудо», в труди у i" минуту объединяющее весь русский народ, помогающее одер жать победу над более сильным противником. И нельзя не рп» делить с ним его позиции.

Некрасов не случайно, говоря о своих героях, цитируп JI.H. Толстого, его рассуждения о скрытой теплоте патрио тизма. Во время Отечественной войны 1812 года для русского человека не было вопроса о том, хорошо или плохо будет пои властью французов, они знали, что под властью французом русскому человеку быть нельзя. Это знание и любовь к родной земле стали основой победы.

Сейчас очень много говорят о том, что современная моло дёжь утратила чувство патриотизма. Я думаю, что это не так. Просто истинный патриотизм не выражается в громких ло зунгах. Как писала А. Ахматова в стихотворении «Роднии земля»: «Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, о ней не вспо минаем даже...» Патриотизм проявляется в минуты трудны х испытаний. А родная земля для нас, как и для наших предком, всегда будет именно родной.

(По тексту В. Некрасова. В окопах Сталинграда, с. 17— IН|

Проблема человеческого счастья.



Проблема необходимости стремления к счастью

В жизни мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда чужо< счастье или чужая радость не приносит нам положительных эмоций, а вызывают безразличие и даже раздражение. В дам ном тексте И. Новиков поднимает проблему умения радо ваться счастью другого, заставляя читателя ещё pa;i обратиться к нравственной сущности человека.

Начинает своё повествование автор с описания состоянии природы, которое создаёт атмосферу эмоционального напрм жения. «Провисшее небо цементного цвета, озябшие осины, обмотанные грязно-серыми бинтами утренней изморози, вы беленные ночным холодом скулы зданий», — такие слова по добрал И. Новиков для того осеннего дня. Неудивительно, что настроение природы передалось и людям, стоявшим на оста новке. «Мы все стали неотъемлемой частью тоскливого не настья», — повествует автор. Появление «весело гомонящей

Фоицы» производит неоднозначное впечатление на некоторых людей. «Ну, разве так можно?!» — восклицает недовольно кенщина, словно отражая мысль всей толпы. Только герой- риссказчик, глядя на «ликующее семейство», тоже хочет радоваться. И в этом желании героя, как мне кажется, и имражается авторская позиция, которая в финале усиливается за счёт контраста между «угрюмыми» людьми, уехавшими на автобусе, и радостной «троицей», оставшейся на остановке.

Безусловно, нельзя не согласиться с И. Новиковым в том, что нужно уметь радоваться чужому счастью, даже если у самого тяжело на душе. Ведь радость другого человека может стать поводом и для твоей радости. Своему счастью радоваться легко, а вот радоваться чужому счастью нужно учиться. «Зачем?» — спросит кто-то. Чтобы в душе была гармония и любовь, а не злость и раздражение.

Вспоминается героиня романа «Война и мир» JI.H. Толстого Наташа Ростова, которая умела радоваться как своему, так и чужому счастью. Именно эта черта делает героиню такой привлекательной для читателя и самого автора, заставляет нас восхищаться Наташей.

Чтобы жить в мире и согласии не только с окружающим миром, но и со своим внутренним, нужно совершенствоваться нравственно. И в следующий раз, когда кто-то будет счастлив, нужно постараться искренне за него порадоваться, даже если у самого на душе будет хмуро. Ведь это в сто раз приятнее, чем обижаться и злиться. Не случайно В. Шукшин в своём произведении «Мастер» писал: «Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй...»

(По тексту И. Н о в и к о в а, с. 90)

Проблема ответственности родителей перед детьми и детей перед родителями.

Проблема связи поколений

Проблема одиночества была, есть и будет одной из ключевых проблем человечества, особенно проблема одиночества в старости. Именно об этом К.Г. Паустовский говорит в своём произведении, рассказывая читателям печальную историю о «считанных» днях Катерины Ивановны.

К.Г. Паустовский убеждён, что не должен человек ощу щать чувство одиночества на закате своей жизни. Эта мысль звучит в словах Катерины Ивановны: «Не дай вам Бог... до жить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!» Экспрос сивный повтор усиливает ощущение трагизма и отчаянии главной героини, чьи слова подтверждают позицию автора.

История, изложенная К.Г. Паустовским, вызывает жн лость. Остаться совсем одной в глубокой старости, осознавал что даже родная дочь забыла о тебе, — что может быть хуже? И хотя К.Г. Паустовский пишет, что Настя периодически присылала деньги, мы понимаем, что не деньги нужны были Катерине Ивановне.

Вспомним родителей Базарова, как счастливы они были, когда их сын приехал навестить их. Им ничего не нужно были от него, они были счастливы уже потому, что Евгений не забы и про них.

Действительно, в душе каждый человек боится оказаться одиноким в старости. Мы помним, как изменился Самсон Вырин, герой произведения А.С. Пушкина «Станционным смотритель», когда остался один. Его дочь приехала к отцу слишком поздно. Судьба Катерины Ивановны очень похожи на историю, рассказанную А.С. Пушкиным.

Все мы знаем о необходимости помнить о своих родителях, но почему-то в круговерти жизни часто забываем о тех, дорож< кого никогда у нас никого не будет. И в этом вечная трагедии людей.

(По тексту К. Паустовского. Зарубки на сердце, с. 96—971

Проблема познания как миссии человека



Всё сказано на свете Несказанного ног, Но вечно людям свети i Несказанного свет Н. Матвее ни

<< предыдущая страница   следующая страница >>



Если мужчина слышит все, что говорит ему женщина, значит, она не красавица. Генри Хаскинс
ещё >>