«Антропогенные факторы среды. Глобальные экологические проблемы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок 6: Экологические факторы. Абиотические факторы среды. Взаимодействие... 1 25.59kb.
Экологические последствия войны 2 469.9kb.
«Экологические факторы среды» 1 67.74kb.
«Основы экология» 1 23.13kb.
Семинаров : Март 2013 г. «Развитие Земли и грядущие (?) глобальные... 1 11.48kb.
Экологические проблемы геологической среды кузбасса и развитие опасных... 1 211.55kb.
Региональные экологические проблемы Основные экологические проблемы... 1 245.32kb.
«Глобальные проблемы современности. Загрязнение окружающей среды» 1 18.26kb.
Учитель биологии Груздева И. О 1 140.88kb.
Реферата "Глобальные проблемы человечества" 1 39.21kb.
Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» 1 44.41kb.
А п столешников Как вернуться к жизни 13 1194.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Антропогенные факторы среды. Глобальные экологические проблемы» - страница №1/1

МОУ Новосельская СОШ

Купинского района

Новосибирской области

Предмет: биология



Тема урока «Антропогенные факторы среды. Глобальные экологические проблемы»

11 класс
Учитель: Гинтер Татьяна Алексеевна


2009 год
Тема урока « Антропогенные факторы среды. Глобальные экологические проблемы».
Цель урока: Продолжить формирование понятий о роли человека в сохранении экологического равновесия, как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе.
Задачи: Развивать логическое мышление на основе создания проблемных ситуаций, умения осуществлять анализ и синтез рассматриваемого материала; познавательный интерес; умение работать в группах. Продолжить формирование навыков взаимодействия и сотрудничества, чувства ответственности, в том числе и за свое здоровье.
Оборудование: Проектор, экран для мультимедийной презентации, папки с таблицами, листы №1, листы №2( для рефлексии) , рабочие листы.
Ход урока
Учитель
Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на творчество и поиск и начнем урок.

Необычность этого урока не только в том, что мы видимся с вами впервые, но и тему нашего урока , надеюсь, что сообщите сегодня вы. Для этого послушайте , пожалуйста , внимательно «Исповедь Земли»



«Исповедь Земли». (На фоне музыки «Голос Земли»)

Это было давно, так давно, что я уже начинаю забывать, как это было. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Боже мой, неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо и главное- то, что создала. Я восхищалась жизнью, которую породила,(Слайд №1)

гордилась ее совершенством, и это не было тщеславием. Я любила созданную природу, как заботливая, нежная мама любит своего ребенка. Трепетно оберегая каждый лепесток ,следила за тем, чтобы всем на Земле хватило и света , и пищи, и воды, чтобы ни кто не был угнетен и унижен.

И как же я была прекрасна в то время! Высокое бесконечное небо голубым куполом стояло надо мной, а под самым лазурным его сводом плыли легкие белые завитки облаков. А когда опускалась ночь, оно как бы превращалось в темное бархатистое одеяло, усеянное золотистыми мерцающими звездами. Становилось вдруг необычайно уютно и тепло.

Все было чудесно, Ия мечтала только о преумножении этого великолепия. Мне хотелось создать такое существо , которое станет венцом моих творений, самым мудрым, сильным, совершенным. Я верила, что могу сотворить себе помощника, кого-то доброго и любящего своих «детей». Я наградила бы его лучшими качествами. И я воплотила в жизнь свой замысел…

Первый человек, как я назвала это высшее, в моем понимании, существо , появился на свет, мало чем отличаясь от остальных моих обитателей. (Слайд №2)

Я не решилась сразу одухотворить его и подумала, что будет гораздо лучше, если первое время человек поживет среди дикой природы, научится понимать ее жизнь «изнутри», а значит, будет, ближе к ней, станет любить ее, как вскормившую и вырастившую его няню. Но я ошиблась! ! !

В начале он еще чувствовал себя частью той жизни, в которую попал, и так продолжалось довольно долго. Но разум, который я вложила в его мозг, довольно быстро дал о себе знать.

Одной из первых вещей, созданных человеком, было оружие.(Слайд №3)

А это означало, что теперь он уже не будет ничьей добычей. Он стал сильнейшим. Стал властителем. С этого момента я уже не могла управлять его действиями.

Шло время, человек все более совершенствовался, а вместе с ним изменялась и его жизнь. Он начал порабощать меня, животных. Теперь он не только охотился на них, но и приносил в жертву своим вымышленным идолам. Он убивал сотни зверьков, совершая какие-то обряды. И эти бессмысленные смерти, эта страшная, зря пролитая кровь ранили меня и забирали мои силы.

Я уже не надеялась ни на что и смирилась с тем, что создала и вскормила собственного губителя, постепенно уродующего мою жизнь , но тут человек сделал то, о чем я мечтала, когда производила его на свет: он начал заботиться об окружающем его мире. Люди приручили некоторых животных, кормили их, защищали от врагов, построили им жилища, укрывающие от холодов… Но все это, как оказалось, они делали на благо лишь себе. Откормив животного , они его убивали.

Человека манили новые просторы для своей губительной деятельности. Он вырубал леса для постройки жилищ, выжигал их под пашни, которыми истощал плодородие почвы … В итоге все больше и больше изменял окружающий мир.

Проносились годы, тысячелетия … Пришел XX век. (Слайд №4)

Во что превратилась некогда прекрасная и девственно чистая Земля?! Что сделало со мной это чудовище, за что так мстит мне? Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, выбрасываемыми его гадкими заводами, он перекрывает мне вены плотинами и ГЭС, душит меня выхлопами бесчисленных машин, ранит атомными взрывами… Но самое болезненное - он безжалостно истребляет все живое. Он - монстр, он – моя ошибка, а ошибки надо исправлять! (Слайд №5)

Ну вот и все.. (Слайд №:6)

Опять тихо и холодно, как в самом начале. Я пуста и безжизненна. Мне уже все равно.

Но пройдет время. Солнце сделает свой очередной круг, и я опять захочу жить, захочу творить, любить ,радоваться. Я сильная. Я смогу!

Но никогда, вы слышите, никогда я больше не совершу такой ошибки. Никогда. Никогда. Никогда ..

Земля.

Итак, какова же, по-вашему мнению тема урока? (После ответа учеников слайд №?)


Тема урока « Антропогенные факторы среды. Глобальные экологические проблемы»
Девиз: Все тесно связано вокруг

(Примеры мы не сможем множить)

Цветка ты не заденешь вдруг

Чтобы звезды не потревожить.

( Джеймс Томсон)

(Слайд №8)

Факторы, возникающие в ходе деятельности человека , называются антропогенными ( от греч.»антропог» -человек, «генез»-происхождение).

Антропогенные факторы - это не формы деятельности человека, которые воздействуя на окружающую среду, изменяют условия обитания живых организмов или непосредственно влияют на отдельные виды живых организмов.

Исповедь , которую я вам прочитала, написана ученицей 11 класса одной из Московских школ Савицкой Крестинной, которая таким образом выразила свое отношение к актуальнейшей проблеме современности.

Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека, в течении 5-7 минут работая с текстом, который лежит у вас на столах, высказать свое мнение: (Слайд №9)

с чем вы согласны, с чем нет. Назовите известные вам антропогенные факторы, отрицательно влияющие на природу. Запишите свои мысли на рабочий лист.

Заслушиваем мнения групп, делаем выводы. (Слайд № 10)

Антропогенные факторы, отрицательно влияющие на природу


Содержание деятельности человека


Последствия данной деятельности

1. Прямое истребление биологических видов

Полное вымирание странствующего голубя, бескрылой гагарки, дронта, стеллеровой коровы, сумчатого волка, тарпана, европейского тура

2.Сбрасывание в водную среду отходов промышленного производства

Отравление водных беспозвоночных животных и рыбы

3. Добыча нефти в океане, ее транспортировка и переработка

Образование на поверхности воды нефтяной пленки, приводящей к отравлениям рыбы и гибели водоплавающих птиц от переохлаждения в связи с намоканием загрязненного оперения

4.Избыточное удобрение полей

Смыв дождями удобрений в водоемы, что вызывает бурное размножение одноклеточных зеленых и сине-зеленых водорослей, приводящее к заморам рыбы

5.Непродуманная борьба с вредителями сельского хозяйства с помощью хим. ядов

Накопление ядов в организмах хищных и насекомоядных птиц, приводящее к их отравлению, нарушению процесса размножения и др. отрицательным последствиям

6.Ввоз животных и растений на новые для них материки и острова

Акклиматизация кроликов в Австралии привела к национальному бедствию; завезенные на острова крысы, кошки, собаки стали повсеместно истреблять представителей местной фауны

7. Истребление лесов

Разрушение почв, отступление или гибель лесных животных ( глухаря, тетерева и др.)

8. Распашка земель

Уход или гибель куропаток, перепелов и других птиц- обитателей открытых пространств

9. Осушение болот

Разрушение среды обитания уток, гусей, куликов, прудовых лягушек. Перечисленные животные не находят благоприятных условий для размножения

Прежде чем продолжить нашу работу давайте проведем экологическую физминутку: (Слайд № 11)


1.Если вы согласны, что необходимо экономить воду, хлопните в ладоши.

2. Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, -поверните голову вправо.

3. Если вы уверены, что курение вредно для здоровья, -топните.

4. Если ваши родители курят, - моргните.

5. Если вам не нравится запах выхлопных газов, помашите рукой перед лицом.

6. Если вы не мусорите на улице, - встаньте.

7. Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, - закройте глаза руками.

8. Если вы или члены вашей семьи вытираете пыль с электрических лампочек ( пыль задерживает 35% света, что вынуждает вас чаще менять лампочки и зажигать их больше, чем нужно),- улыбнитесь.

9. Если вы аккуратно обращаетесь с бумагой, а не тратите ее попусту,- моргните.

10. Если вы думаете, что охрана природы приносит пользу, -топните.

11. Если вы хотите начать компанию по сбору сырья в вашей школе,- потрите руки.

12. Если вы, видя насекомое в своей комнате, выпускаете его на волю вместо того, чтобы убить,- коснитесь кончика носа.


А теперь вернемся к девизу нашего урока. (Слайд № 12)

Как вы думаете, почему я взяла этот девиз? (Выслушиваю мнения учащихся)



Человек – часть природы. Антропогенные факторы оказывают влияние не только на природу, но и на самого человека.. (Слайд № 13)

Влияние антропогенных факторов на здоровье и благосостояние населения:


Антропогенные факторы


Ч еловек

Влияние на здоровье и благосостояние людей

Социальные последствия

1.Выброс в биосферу химических и физически активных веществ

1.Ухудшение работоспособности.

1.Изменение производства продовольствия, недоедание, голод.

2.Выброс в биосферу инертного материала ( аэрозольных частиц и т.д)

2.Изменение эко-систем океана( структурные упрощения и т. д.)

2.Изменение структуры энергопотребления.

3. Прямой нагрев биосферы.

3.Болезни, возникновение стрессового состояния.

3. Изменение экономики.

4.Физ.(механ.) вздейст-е, ведущее к измен-ю поверхности суши и раст. покрова(эрозия,вспашка,урбанизация, пожары).

4. Генетические эффекты

4. Ущерб благосостоянию, возможность нарушения развития общества

5. Биологическое воздействие (развитие агроценозов, интродукция биологических видов и т.д)

5.Изменение продолжительности жизни.




6.Изъятие и уничтожение ресурсов (невозобновимых и возобновимых)

6. Уменьшение темпов роста населения.




7. Антропогенные упорядоченные потоки вещества (транспортные)

7. Уменьшение численности населения в различных масштабах.




Стихийные воздействия человечества на природу часто приводят к деградации среды и подрыву экономики целых народов. В настоящее время эта опасность грозит всему человечеству и мы вынуждены говорить об экологических проблемах глобального масштаба. Назовите известные вам экологические проблемы. (Работа в группах)

(Слайд № 14)
Экологические проблемы глобального масштаба:


  1. Изменение климата, его причины и последствия.

За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности Земли не менее, чем на 0,5 градуса. Как было показано моделями так называемого парникового эффекта, зимние температуры увеличились более значительно , чем летние. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан и оксид азота(V),попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты.

Расчеты показали, что основным источником парниковых газов являются антропогенные нарушения работы микробных сообществ почв в Сибири и части Северной Америки.

Как бы то ни было, если не принять каких-то срочных мер, то глобальная температура поднимется на 1,5-4,5 градусов к серединеXXI века. Такое потепление увеличит процесс опустынивания и приведет к подъему уровня Мирового океана за счет таяния полярных льдов. За последнее время этот процесс ускорился в 10 раз.


2. Истоньшение озонового экрана в стратосфере.
Говоря об этом, обычно отмечается знаменитая «озоновая дыра» над Антарктидой. Однако сокращение количества озона в стратосфере происходит и над нашей страной.

Главная причина разрушения озонового экрана- хлорфторуглероды, используемые в холодильной промышленности и при производстве аэрозолей. Они разлагаются в стратосфере с выделением атомов хлора, которые катализируют превращение озона в кислород.

Доказано, что сокращение озона только на 1% ведет к увеличению заболеваний раком кожи на 5-7%.
3.Проблема пресной воды.
Чистой воды на нашей планете не хватает. Причина хорошо известна - неконтролируемый рост различных загрязнений и экстенсивное использование водных ресурсов.

Человечество почти полностью зависит от поверхностных вод суши - рек и озер. Пресная вода тратится на нужды промышленности, сельского хозяйства, покрывает потребности человечества в питьевой воде.

Главные источники загрязнения пресных вод – промышленные предприятия и сельское хозяйство.


  1. Загрязнение подземных вод.

Неумеренное применение пестицидов и минеральных удобрений привело к тому, что они в большом количестве оказались в грунтовых водах. У нас в стране разрешено к применению около 500 различных пестицидов. Многие страны прекращают субсидирование использования химических средств защиты растений.

Вместе с грунтовыми водами эти ядовитые для человека вещества поступают в тело растений. Отсюда и загрязнения продуктов питания(овощей, фруктов, мяса, молока и т.д).
5. Кислотные осадки.
Результатом выброса в атмосферу оксидов серы, азота, углерода стало увеличение кислотных дождей, снега, туманов.

Кислотные осадки снижают урожай, губят естественную растительность, разрушают здания, уничтожают жизнь в водоемах..

Кислотные осадки вызывают перевод нерастворимых соединений, находящихся в почве, в растворимые формы. В результате закисления почв соединения алюминия, кобальта и других металлов могут попасть в выращиваемые растения, в водоемы в опасно больших дозах.
6.Проблема сокращения биологического разнообразия.
Чрезмерная эксплуатация, а иногда и варварское уничтожение природных сообществ и отдельных видов приводит к резкому снижению разнообразия живого. Мы являемся свидетелями вымирания, которое может стать крупнейшим в истории жизни на Земле.

За последние 300 лет с лица Земли исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за предшествующие 10 тыс. лет.

У нас в стране исчезает примерно один вид млекопитающих за 3-5 лет, ежегодно мы теряем, по - видимому, несколько видов во всех группах животных и растений.

В нарушенных , обедненных сообществах возникают новые виды с непредсказуемыми свойствами. При внедрении этих видов в старые сообщества может произойти их разрушение.


7. Экологическая катастрофа в океане и проблема биоконцентрации.
Сейчас в мировой океан ежегодно сваливается несколько миллиардов тонн жидких и твердых отходов.

В результате явления биоконцентрации (множественного накопления в живых организмах химических соединений) многие морские обитатели, в том числе и промысловые виды, оказываются зараженными тяжелыми металлами, ядохимикатами и другими токсичными веществами.

Яркий пример биологической катастрофы в океане – судьба Баренцева моря. В 60-е годы XX века здесь был допущен преступный перелов трески и сельди, затем - сайки и мойвы. В результате не стало пищи для морских птиц и тюленей. Большинство птичьих базаров погибло. Теперь на многие десятилетия Баренцево море потеряло свое рыбное значение.

(Обсуждаем, делаем выводы)


Закончить наш разговор я хочу словами стихотворения Сергея Смирнова:

(Слайд № 15)

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще «Природы Храм»

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи в него.

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

Предлагаю учащимся дописать предложения: лист №1 и заполнить (лист №2)


1.Самое важное, что нужно изменить в окружающей природе — это …
2.Я верю, что к 2005 году наша планета будет…
3.Когда родители просят меня выключить свет, что бы сэкономить энергию, я…
4.Если мой лучший друг мусорит на улице, я…
5.Я уверен, что могу помочь нашей планете тем, что..
6.Когда люди спрашивают меня, не возражаю ли я, если они закурят, я говорю им..
7. Я хотел бы жить в здоровой окружающей среде прежде всего потому что…
8.Я убежден , что именно я мог бы помочь окружающей природе тем, что…
9.Я думаю, что могу помочь обществу в очистке окружающей среды тем, что…
10.Когда я думаю о проблемах окружающей среды, наиболее опасным мне представляется….

Лист № 2.




  1. Что вам особенно понравилось на уроке?

2.Информация , полученная на уроке заставляет задуматься?

3.В чем польза этого урока для вас?



4.Стоит ли об этой информации рассказать друзьям, родственникам?





Ах, как хочется вернуться к природе! — с сигарой и рюмкой коньяку. Лешек Кумор
ещё >>