«Античные мифы и легенды в интерьерах парадных залов Гатчинского дворца». (6 класс) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ногайские мифы, легенды и поверья (отрывок) в книгу известного ногайского... 1 127.03kb.
Томас Роллестон Мифы, легенды и предания кельтов 34 3946.63kb.
Томас Роллестон Мифы, легенды и предания кельтов 33 3655.46kb.
Литература для чтения летом. Мифы и легенды народов мира. Славянские... 1 32.75kb.
Урок в 7 «А» классе «Легенды и мифы возникновения Олимпийских игр. 1 83.2kb.
Пятый класс Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе. 1 126.41kb.
Тематические экскурсии мифы и легенды петербурга 1 52.78kb.
Сабин Баринг-Гоулд Мифы и легенды Средневековья 27 4160.57kb.
"Мифы и легенды" 1 28.01kb.
Лицензия турагента: ав 157766 1 33.05kb.
Государственный стандарт союза сср кресла для зрительных залов 1 51.01kb.
Путешествие по вселенной воды 1 19.73kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Античные мифы и легенды в интерьерах парадных залов Гатчинского дворца». (6 класс) - страница №1/1

Тема урока: «Античные мифы и легенды в интерьерах парадных залов Гатчинского дворца». (6 класс)
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции», С.Вахрушев «Уроки мировой литературы в школе», «Мифы в искусстве старом и новом», «Мифы и легенды народов мира»

Тип урока: урок-путешествие, урок-экскурсия.

Цель урока:

образовательные:

напомнить некоторые античные мифы и легенды, показав жизненную силу античного искусства, оставившего след в истории Гатчинского дворца-музея;



развивающие:

развивать положительную мотивацию учебной деятельности;

развивать умение самостоятельно отбирать материал к уроку из предложенной литературы;

развивать мышление и монологическую речь учащихся;



воспитательные:

формировать способность к сотрудничеству;

воспитывать самостоятельность и внимательность, а также уважительное отношение к услышанному;

воспитывать любовь к малой Родине.


Эпиграф урока: «Не понимая древнего искусства, нельзя глубоко и вполне понимать вообще искусство» ( В.Г.Белинский )

Организационный этап урока: эмоциональный настрой, постановка цели.


Аванзал.

Учитель: сегодня мы проведём с вами необычный урок внеклассного чтения, во-первых, это будет урок-экскурсия, поэтому проходит он в парадных залах Гатчинского дворца. Во-вторых, наш урок можно назвать уроком-путешествием, так как благодаря его теме мы мысленно перенесёмся из 21 века вглубь веков, а помогут нам в этом античное искусство и Гатчинский дворец.

Этап актуализации: сообщения учащихся, слово учителя.
Мраморная столовая.

Учитель: Кто бывал в этом сказочном зале,

Тот этот зал позабудет едва ли.

Лично меня этот сказочный зал

Прямо у вход сразил наповал.

Молча стою я, буквально сражённый,

Молча смотрю я на эти колонны,

Полон какой-то неясной мечты

От созерцанья такой красоты.

Одним из украшений этого зала являются барельефы, расположенные в верхней части по периметру Мраморной столовой. Сюжеты каких античных мифов и легенд вы узнаёте в них?


Сообщения учащихся:

1.Рождение Диониса из бедра Юпитера.

Дионис- бог растительности и виноделия. Зевс (Юпитер)- громовержец полюбил прекрасную Семелу, дочь фивайского царя Кадма. Однажды он обещал исполнить любую её просьбу. Ревнивая Гера, возненавидев Семелу, решила её погубить: она сказала ей, чтобы та попросила Зевса явиться перед ней во всём величии бога-громовержца, царя Олимпа. Яркая молния сверкала в его руках., и вспыхнуло всё вокруг,пламя жгло Семелу. И родился у умирающей женщины сын Дионис, слабый, не способный жить ребёнок. Тогда Зевс зашил его себе в бедро и носил до тех пор, пока не наступило законное время его появлении на свет.
2.Данаиды.

Два брата Эгипт и Данай имели детей: первый- 50 сыновей, второй- 50 дочерей. Взяли в жёны сыновья Эгипта дочерей Даная, которые, кроме одной, в брачную ночь их убили. За это преступление Данаиды были приговорены в аду вечто наливать воду в бочку, не имеющую дна.


Учитель: сюжет ещё одной древнегреческой легенды можно вспомнить, обратив внимание на живописную вставку, которая украшает плафон этого великолепного зала.
3.Легенда о Селене и Эндимионе.

Как только натсупает ночь, на небе появляется запряжённая круторогими быками колесница. В ней спокойно и величественно едет богиня Луна- Селена в своей длинной белой одежде,с серпом луны на головном уборе. Мирно светит она на спящую землю, заливая всё серебристым сиянием. Объехав небесный свод, Селена спускается в глубокий грот горы Латма в Кари, где лежит погружённый в вечную дремоту Эндимион. Любит его Селена: она склоняется над ним, ласкает его, шепчет ему слова любви . Но не слышит её Эндимион, поэтому так печальна она.


Тронная Павла I.

Учитель: главное украшение этогозала- гобелены, один из которых из серии «Боги» висит напротив тронного кресла императора, являясь композиционным центром этого зала. Что же за богиня изображена на этом гобелене?

Сообщение учащегося о богине Церере (Деметре). Эта богиня олицетворяла земное плодородие: своей властью заставляла землю производить плоды. Милостивая и благодатная богиня заботилась не только о злаках, но и об улучшении жизни людей, которых она научила пахать землю, засевать землю, вести оседлый образ жизни. На гобелене Церера (Деметра) изображена во весь рост, с кроткими мягкими чертами, в длинных свободных одеждах с венком из колосьев на голове.
Малиновая гостиная.

Учитель: в конце 18- начале 19 века покровительницей поэтов, писателей и музыкантов считали императрицу Марию Фёдоровну, супругу Павла I. В Малиновой гостиной она устраивала литературно-музыкальные вечера.


Сообщения учащихся:

1.Похищение Европы.

Дочь тиркского царя Европа славилась своей необычайной красотой. Юпитер (Зевс), увидав её, так прельстился ею, что решил похитить её. Он превратился в белого быка и присоединился к стадам её отца. Европа вместе с подругами, любуясь красотой быка, приблизилась к нему и, резвясь, села на него. Тогда бык бросился с ней бежать к морю, переплыл его и принёс свою пленницу на остров Крит.
2.Аполлон,играющий на свирели.

Аполлон- бог солнца, света, бог муз (Мусагет), покровитель искусства, поэзии и музыки. Однажды он шёл через лес.в котором жила прелестная нимфа Дафна. Когда-то бог солнца посмеялся над богом любви Эротом (Купидон,Амур) и его стрелами. И вот теперь насмешник был ранен стрелой любви, а Дафна- стрелой отвращения. Спасаясь от преследования Аполлона, Дафна обратилась к речному богу, своему отцу, с просьбой лишить её красоты, и тот превратил её в лавровое дерево. Венок из его зелени украшает голову Аполлона, а листья- кифару и колчан. Долгое время, 8 лет. был Аполлон пастухом у прекрасного и благородного царя Адмета, чтобы очиститься от греха пролитой крови страшного дракона Пифона.


Парадная опочивальня.

Учитель: в этом зали собирали под венец двух дочерей Павла I и Марии Фёдоровны, поэтому в его интерьере использованы любовные мотивы.


Сообщения учащихся:

1.Аполлон и нимфа Клото.

Несчастная, страдая от равнодушия Аполлона, Клото проводила дни и ночи в слезах, не принимая никакой пищи, кроме росы небесной. Глаза её были постоянно устремлены на солнце и следили за ним до заката. Мало-помалу ноги её превратились в корни, а лицо- в цветок подсолнечника, который и до сих пор продолжает повёртываться к солнцу: даже и в этом виде нимфа не перестаёт любить лучезарного Аполлона.
2.Свадьба Психеи.

У одного царя было три дочери, все красивые, но красота младшей была так совершенна, что не поддавалась никакому описанию простого смертного. Жители страны и чужестранцы являлись целыми толпами, преклоняли колени перед ней и воздавали ей такие почести, как будто перед ними была сама Венера. Возмущённая Венера решила наказать счастливую соперницу и попросила Эрота внушить Психее любовь к человеку, не достойному её, к самому последнему из смертных. Обе сестры Психеи вышли замуж за царей; одна только Психея не находила себе супруга. Отец её, поражённый этим, спросил у оракула Аполлона, что тому причиной, и получил в ответ приказание выставить дочь на скале, где она должна ожидать брачного союза: её супругом будет бессмертный с крыльями, как у хищной птицы, жестокий и коварный. Повинуясь оракулу, отец отвёл Психею на скалу и оставил её там ожидать таинственного супруга. Но нежный Зефир (юго-западный ветер) приподнял её и понёс на своих крыльях в прекрасную долину, где опустил на мягкую траву.


Тронная Марии Фёдоровны.

Учитель: в интерьере этого зала использован необычный принцип шпалерной развески картин, который предполагает их расположение со световыми проёмами. В картинах встречаются пейзажные мотивы, античные и библейские сюжеты. Обратим внимание на некоторые из них.


Сообщения учащихся:

1.Пан и нимфа Сиринга.

Пан- очень древнее божество, бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охранитель стад. Он явился на свет с рогами, козлиными ногами и большой бородой. Он любит лес, горы и поля, он вечно в движении, играет на свирели, нежные звуки которой привлекают прекрасных нимф, приходящих плясать на траве под эти звуки. И Пан не может усидеть, он появляется среди них и носится в дикой пляске, пугая нимф своими прыжками. Все нимфы смеялись над уродливым Паном, и он решил никогда никого не любить. Но жестокий Купидон ранил его сердце, зажёг в нём неугасающую любовь к нимфам, и бедный Пан постоянно страдал по какой-нибудь из них. Однажды он встретил нимфу Сирингу, единственной страстью которой была охота, и влюбился. Но его чувство оказалось безответным. Преследуемая Паном, Сиринга добежала до реки Ладон, у речного бога которой попросила защиты, и тот превратил её в тростник. Огорчённый Пан вырезал несколько тростников различной величины, связал их и стал извлекать из них нежные, жалобные звуки. Таким образом была изобретена пастушья свирель.
2.Диана (Артемида).

Эта богиня была сестрой Аполлона и явилась на свет одновременно с братом. Их соединяла самая тесная дружба, и греки в своих мифах придавали им одни и те же качества и достоинства, даже черты лица у них похожи, только у Дианы они женственны. Она- богиня охоты, её отличительные признаки- колчан, золотой лук и факел. Диана всегда появляется в окружении юных нимф. Уставшая от охоты и томительного зноя, богиня любит купаться в прозрачной воде ручья. Однажды охотник Актеон, по воле злого рока, подошёл к этому месту именно в то время, когда Диана и её нимфы весело резвились и плескались в воде. Увидав, что на них смотрит смертный, нимфы, испуская крики ужаса, поспешили к богине, стараясь скрыть её от нескромных взоров, но напрасно. Даная была целою головою выше своих спутниц. Разгневанная богиня брызнула водой на голову несчастного охотника и сказала: «Иди теперь и, если можешь, похвались тем, что видел купающуюся Диану». Актеон превратился в оленя, и собственные собаки разорвали его на клочки


2.Ариадна и Вакх (Дионис).

Ариадна была дочерью критского царя Миноса, которая полюбила прекрасного героя Тесея: она дала ему клубок ниток, конец которых оставался у неё в руках, для того чтобы он мог найти по этой путеводной нити выход из лабиринта. Тесею удалось благодаря ловкости убить страшного Минотавра и вернуться из лабиринта. Когда Тесей покинул остров Крит, за ним последовала Ариадна. Но герой, не желая, вероятно, навлечь на себя недовольство афинян вступлением в брак с чужестранкой, покинул Ариадну на острове Наксос, где её увидел и полюбил Вакх.


Белый зал.

Учитель: один из торжественных залов дворца- Белый, предназначенный для проведения многолюдных празднеств. Главное его украшение- скульптура и барельефы, в которых также были использованы античные сюжеты.


Сообщения учащихся:

!.Афина-Паллада.

Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини разума. Афина-Паллада (Минерва) была дочерью Юпитера (Зевса) и его первой супруги Метиды, которая сама предсказала, что у неё сначала родится дочь, а потом сын, который будет властелином Вселенной. Напуганный таким предсказанием, Юпитер проглотил Метиду. Спустя несколько времени он почувствовал сильную головную боль и попросил Вулкана раздвоить ему голову топором. Лишь только просьба его была исполнена. Из головы Юпитера вышла вооружённая и в полном расцвете сил Афина-Паллада, «могучая дочь могучего отца». Она сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Как богиня войны она признаёт только благоразумную войну. Черты лица этой богини строгие и правильные, у неё высокий, открытый лоб, длинный, тонкий нос, волосы просто откинуты по сторонам лица и вьются слегка по плечам. Богиня всегда носит эгиду с головою горгоны (Медузы).
2.Эней спасает из горящей Трои своего отца.
3.Похищение прекрасной Елены Парисом.
Итоговый этап урока:

Учитель: итак, сегодня на уроке мы ещё раз прикоснулись к прекрасным мифам и легендам древнего народа, увидели, как их сюжеты нашли отражение в интерьерах парадных залов. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте писал:

Тот, кто духом не проникнет

В толщу трёх тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

Мы должны разбираться в мифологии, чтобы не оказаться в «темноте». Нам очень трудно приблизить к себе это дальнее время. Трудно, но очень важно. Здесь можно вспомнить слова Д.С.Лихачёва: «Глубокое проникновение в культуру других народов сближает времена и страны». Как бы давно ни были созданы эти удивительные истории о богах и героях они по-прежнему очаровывают нас своей поэтичностью.
Домашнее задание (на выбор):

1.Подготовить рассказ о понравившемся зале (его предназначение, использование сюжетов античных мифов и легенд в декоративном украшении зала).



2.Составить кроссворд по теме урока.

3.Подготовить рассказ о фразеологизмах, связанных с античной мифологией.




Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя. Гораций
ещё >>