Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. Саитов) 29 января 1837 год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" 29 января 1837 год 1 19.48kb.
Тест по лирике М. Ю. Лермонтова Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова 1 27.53kb.
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» 1 26.17kb.
Урок можно провести в 9 классе после изучения стихотворения М. 1 57.78kb.
Конспект урока литературы с элементами подготовки к гиа. Учитель... 1 59.75kb.
Ведущий: 27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен... 1 78.94kb.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Судьба поэта 1 117.2kb.
Смерть поэта стихотворение Лермонтова 1 135.07kb.
Урок литературы в 6-ом классе. Проблемный анализ стихотворения М. 1 36.58kb.
Лингво стилистический анализ стихотворения 1 48.62kb.
Анализ стихотворения «Колокольчики мои…» Проанализируем стихотворения... 1 30.23kb.
Конспект урока литературы с элементами подготовки к гиа. Учитель... 1 59.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. Саитов) 29 января 1837 - страница №1/1


Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А.М. Саитов)


 
29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Михаил Юрьевич Лермонтов, как говорится <проснулся знаменитым>: такой успех имело его стихотворение <Смерть Поэта>. Он не мог не откликнуться на убийство гения, из кровоточащей души поэта вылилось это стихотворение. Эффектные строки действовали на читателя безотказно и мгновенно разлетелись по Петербургу в тысячах списков. Но стихи попали к императору Николаю, вызвав его чрезвычайный гнев. Дуэль и смерть Пушкина были связаны с такими таинственными и щекотливыми обстоятельствами, что любые толки о них властям казались опасными. Правительство старалось, чтобы на эту тему говорили как можно меньше. В лермонтовском же стихотворении прямо обличались <Свободы, Гения и Славы палачи>. Стихотворение "Смерть Поэта" написано пером острым, обличающим, оно наносит смертельные удары врагам великого поэта в лице консервативного круга вельмож, жадною толпой стоящих у трона. М. Ю. Лермонтов - самая загадочная и трагическая фигура в русской литературе. Его жизнь оборвалась в момент наивысшего рассвета творческого дара, в момент грандиозного перехода от поэзии к прозе, от романтизма - к глубокой и всеобъемлющей жизненной философии. Трудные детские и юношеские годы, непонимание со стороны близких ему людей, несчастная любовь, формируя личность Лермонтова - человека, одновременно оказали решающее влияние и на Лермонтова - поэта. В лирических произведениях Лермонтова, как в зеркале, отразилась живая человеческая душа, одолеваемая горечью и состраданием. Романтизм не возвысил и не поэтизировал это живое страдание, но лишь заострил и обнажил чувство отверженности и превосходства над этим миром, чувство, определившее творчество Поэта и судьбу Человека. Поэзия М. Ю. Лермонтова - зеркальное отражение души, романтический герой - зеркальное изображение, точный слепок личности поэта. Эта портретная личность, безусловно, уникальная для русской поэзии той эпохи, наиболее полно выражая авторское "я>. Поэт - главный герой лирики Лермонтова. Мир нравственных ценностей его лирического героя, круг проблем, волнующих его, одновременно принадлежит и Поэту. Отчужденность, непонимание, страдание - вот наиболее характерные черты темы лирического героя. Михаил Юрьевич Лермонтов рано осознал себя <избранником> судьбы, <странной> и неминуемо трагичной личностью. Он был мятежным романтиком, грезящим о гармоничном и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, без конфликтов и противоречий. Стихотворения этого творца вносят в скучную, однообразную жизнь луч света и много радости, они помогают разобраться в очень сложных проблемах действительности. Стихотворение "Смерть поэта" написано по горячим следам событий и под непосредственным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, М. Ю. Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтожных людей. Поэт - гордое, независимое существо, <дивный гений>, явление небывалое и поэтому постороннее в среде, живущей завистью, клеветой, занятой погоней за счастьем, понимаемым как чины, богатство, положение в обществе. Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и "мир дальний" вновь одержал победу. Однако есть "божий суд", "есть грозный судия". Время, века, человечество скажут свое слово. Основной мотив стихотворения - страстное обращение к убийцам Пушкина, оклеветавшим и приведшим его к гибели. Стихотворение проникнуто горечью и негодованием. Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он - с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Слова эти звучат трагично. Но... можно ли отнести их к Пушкину? К Пушкину-человеку - быть может, к Поэту - никогда! Ведь к тому времени уже было написано стихотворение Александра Сергеевича <Памятник>, да и вообще, в его полном света и созидания творчестве нет "тайной досады" и "напрасной жажды мщения". Таким образом, созда-вая образ Пушкина, Лермонтов, во-первых, совершенно не разделяет поэтическое и "зем-ное" в мировосприятии Пушкина, а во-вторых, вольно или невольно наделяет его своими собственными чертами. Пушкинский поэт - мудрец, поэт - созидатель и свободный певец - превращается Лермонтовым в лицо страдательное, находящееся в полной зависимости от "клеветников ничтожных" и "наперсников разврата". Причем физическая зависимость от них оказывается сильнее духовной свободы. Бесспорно, что, говоря со светом от имени погибшего Пушкина, он упрекает свет и за несправедливость к себе, за те страдания, которые испытывает он сам. М. Ю. Лермонтов в <Смерти Поэта> говорит о трагедии Пушкина и как о своей личной трагедии, и одновременно как о трагедии эпохи, мира. Он с тревогой видел, как торжествующая пошлость в Европе и России атакует поэзию, осаждает гения, попирает героя, втаптывает в грязь достоинство человека. Всё это и внесло в стихотворение <Смерть Поэта> поэтику битвы, и облик Пушки-на наряду с чисто поэтическими определениями (<поэт>, <певец>) дорисовывается чертами, характеризующими поэта как воина. Отсюда идёт повторенное <погиб поэт> (не <умер>, не <скончался> - погиб), отсюда идёт и <пал> - так пишут о воинах, погибших на поле брани. Дальнейшее <убит>, <пал>
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!.. -
дорисовывает и образ поэта-воина, и образ сражения, в котором он принимал участие. Идущее затем слово <восстал>, как и предыдущее <гордый>, а также и заключительное <праведная кровь> уточняют характер битвы - восстания, готовит рождение знаменитых заключительных шестнадцати строк. Они также воссоединяют данное стихотворение со всей лермонтовской политической лирикой, которая будто бы готовила рождение этого вершинного произведения русского гения. Во всех его стихотворениях чувствуется трудное взаимопонимание общества и творца. Михаил Юрьевич очень переживал о будущем своей современности, которая не хотела принимать его таким, какой он есть. Лермонтов осуждает людей и обвиняет их в смерти А.С. Пушкина. Он говорит о том, что люди не ценили своего жизненного учителя и нисколько не прислушивались к нему, но Лермонтов верит и знает, что есть "Божий суд", на котором всем им придется расплачиваться. Поэт всё же понимает, что борющегося человека ждут трудности и лишения. В стихотворении <Смерть поэта> отражена трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает элегию. Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания. Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт намеками говорит о тех, кто направлял пистолет убийцы:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Нетрудно догадаться, кого имел ввиду автор. Они - это придворная знать, продажные журналисты, идейные защитники самодержавия. Вначале Лермонтов только намекает на тех, кто был замешан в трагических событиях. Во второй части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина. Его погубили <надменные потомки известной подлостью прославленных отцов>. В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати, оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе с декабристами. Именно они таятся <под сению закона>. Поэт громко и открыто заклеймил высокопоставленных преступников. Стихотворение волнует нас не только потому, что в нем обличается высший свет. Нас пленит духовный мир самого поэта, его мысли и чувства. Век Лермонтова - эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов, предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, о его обреченности на непонимание и презрение людьми, равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я думаю, что Лермонтов определил судьбу поэта таким образом не только в России, но и в любом государстве, где подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и насилие. Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествую-щей эпохи. Идеалы его поэзии остаются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горечи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного ему поколения. М. Ю. Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта никому не позволит забыть его имя.





Английский официант ждет распоряжений, исполняет их и никогда их не предвосхищает; если вы передумаете, он не выказывает ни удивления, ни недовольства. Итальянский официант заранее создает себе совершенно четкое представление о том, где вы будете сидеть и что есть, и если вы вздумаете обмануть его ожидания, он вас зарежет. Джордж Бернард Шоу
ещё >>