Аналитические методы работы в журналистике - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины Численно-аналитические методы моделирования 1 249.06kb.
Курсовое проектирование по теории механизмов и машин в примерах 12 2146.8kb.
Книга находится в научном фонде библиотеки Иргту 1 36.93kb.
Урок «Красота и очарование химии» 1 110.48kb.
Вопросы по аналитической химии к экзамену 1 54.49kb.
Статья «Аналитические методы, применяемые в бизнес-разведке» 1 151.72kb.
Методы построения моделей штатной работы по и алгоритмы выявления... 1 30.71kb.
Наркология в журналистике липецк, 2006 год 15 3084.65kb.
Задача безусловной оптимизации имеет вид: (1) 1 174.22kb.
Цветова Н. С. Дискурс искусства в современной российской журналистике 1 155.67kb.
Архетип как средство репрезентации национальных ценностей в журналистике 1 130.19kb.
Лекция №12. Аналитические методы расчета нц при периодических воздействиях... 1 90.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Аналитические методы работы в журналистике - страница №1/1

Нигматуллина Камилла Ренатовна,

кандидат политических наук

Кафедра периодической печати

Журналистика, очная форма, 3 курс

6 семестр

2013-2014 уч.г.


АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Спецсеминар
Журналист, независимо от своей специализации, должен владеть навыками аналитической работы с информацией, быть в курсе современных теоретических подходов и практических методов исследования социально-экономических и политических процессов. В рамках курса рассматриваются методы их исследования, дается представление как о сложившихся научных направлениях, так и о прикладных методах исследований.

Цель курса – помочь будущим журналистам овладеть методологией познания социально-экономических и политических процессов, выработать навыки профессионально исследовать явления/процессы/проблемы и представлять в интересах общества.

Курс знакомит студентов с наиболее востребованными жанрами аналитической журналистики. Студенты научатся рассматривать важные политические и экономические проблемы, интенсивно работая над собственными аналитическими материалами. Будут рассмотрены вопросы этики, ведение дискуссии, использования риторических приемов, проиллюстрированных лучшими образцами журналистской практики. Что делает выражение мнения убедительным? Как построена статья, представляющая убедительный анализ событий? Как автор выстраивает аргументы и структурирует факты и комментарии? В качестве примеров рассматриваются аналитические статьи известных российских авторов.

В результате освоения курса студенты должны не только овладеть методологией познания социально-экономических и политических процессов, но и уметь применять их на практике, в том числе, при подготовке аналитических материалов. Важное место в структуре курса занимает освоение теории аргументации, способы выражения авторской позиции, прогнозирования в журналистике, методов работы с источниками информации и экспертными мнениями (заключениями), документами (экспертизами), статистическими данными и базами данных.

Формы работы: лекции, семинары, изучение лучших образцов отечественной аналитики, дискуссии в аудитории, подготовка журналистских материалов. Каждый студент примет участие в семинаре, рассматривающем проблемы, связанные с изучаемым примером.
План лекционных занятий
Тема 1. Принципы научного исследования. (2 часа)

Социальная сфера. Типы и виды социально-экономических и политических процессов.


План семинарских занятий
Занятие 1. Принципы научного исследования. (2 часа, сем.)

Социальная сфера. Типы и виды социально-экономических и политических процессов.



Занятие 2. Современное состояние научных исследований социально-экономических процессов - (2 часа, сем.)

Теоретические и практические аспекты исследований. Направления исследований, их возникновение, эволюция.



Занятия 3 и 4. Общенаучные и прикладные методы исследования (4 часа, сем.)

Общая характеристика методов. Постановка проблемы и ее решение на основе научных фактов.



Занятия 5 и 6. Системный и другие вида анализа социально-экономических и политических процессов. (4 часа, сем.)
Суть системного анализа. Логика, построение «дерева целей». Модели системного анализа. Механизм сравнительного анализа. Социометрия. Метод социометрии Морено. Структурно-функциональный анализ. Т.Парсонс, Р.Мертон и его теория «среднего уровня».

Занятие 7. Исследование социально-экономических процессов – основы методологии (2 часа, коллоквиум).

Темы для обсуждения:

1.Понятие методологии научного исследования (концепции, теории, парадигмы)

2.Концептуальные положения эволюционизма в исследовании общественных процессов.

3.Роль функционализма в исследовании общественных процессов

4.Становление и развитие институционального подхода в исследовании социально-экономических и политических процессов



Занятие 8. Исследование политических процессов (2 часа, коллоквиум)

Темы для обсуждения:

1. Понятие и отличительные свойства научного метода, его соотношение с методологией

2. Классификация методов научного исследования, ее основные критерии.

3.Общенаучные методы исследования

4.Конкретно-предметные методы

5.Качественные и количественные методы

Занятия 9 и 10. Задачи аналитической журналистики и способы их реализации. (4 часа, сем.)

Профессиональные возможности аналитической журналистики и развитие гражданского общества. Степень востребованности аналитических жанров разной аудиторией. Подготовка текста. Система доказательств в структуре аналитических текстов. Особенности подачи аналитического материала. Язык и стиль в аналитической журналистике. Использование фото и графики в аналитической журналистике. Аналитический текст в изданиях разных типов.



Занятие 11. Прикладные методы медиаисследований. (2 часа, сем).

Отраслевые и индивидуальные исследования. Обзоры рынка, медиаизмерения, рейтинги, эффективность рекламоносителей. Принципы тестирования концепции нового продукта. Способы оценки эффективности промо-мероприятий. Перечень исследовательских мероприятий при генерировании идей новых медиапродуктов. Принципы исследования цифровых пользователей, тестирование новых мультимедийных продуктов. Возможности исследования будущих конкурентов и будущих возможностей.



Занятие 12. Статистические методы в исследовании социально-экономических и политических процессов. (2 часа, коллоквиум)

1.Общая характеристика методов статистического анализа. Их цель и задачи

2.Статистическое наблюдение

3.Анализ с использованием простых и сложных индикаторов (метод индексов)

4.Факторный, корреляционный и причинный анализы

5. Анализ регрессий и экстраполяция



Занятие 13. Прикладные методики анализа документов и событий. Экспертный анализ. (2 часа, коллоквиум)

1.Общая характеристика контент-анализа и дискурс-анализа

2.Виды, техника применения.

3.Основные цели и задачи экспертных оценок.

4.Виды метода экспертных оценок.

5.Характеристика индивидуальных и коллективных экспертных оценок



Занятие 14. Метафорическая оценочность в аналитическом газетном тексте. (2 часа, коллоквиум)

Газетная метафора, выполняя оценочную функцию, оказывает воздействие не только на интеллект, но и на эмоции читателя. Воздействующий потенциал газетной метафоры рассматривается на материале аналитических текстов, где большую роль играет авторская интерпретация событий или явлений. На занятии будет рассмотрены примеры из современной публицистики, создаваемой на базе различных тематических групп лексики.



Занятие 15. Презентация результатов научного или прикладного исследования. (2 часа, сем.)

Журналистика данных как самостоятельное направление. Стиль аналитических публикаций. Визуализация данных. Графические и статистические пакеты программного обеспечения для представления данных. Типы презентаций. Типичные ошибки опубликования собранных данных.


Список тем курсовых работ


  1. Глобализм и антиглобализм как сценарии мирового развития в отражении западных СМИ

  2. Системный анализ социально-экономической системы России в новых медиа

  3. Принципы прогнозирования национальной социально-экономической системы России в аналитической журналистике

  4. Осмысление западноевропейских моделей социально-экономического развития на страницах печати

  5. Возможности СМИ в исследовании и разрешении актуальных проблем.

  6. Опыт конструктивного и деструктивного участия масс-медиа в преодолении кризисных ситуаций общественного развития.

  7. Социальная ответственность журналиста как фактор объективного анализа социально-политических процессов

  8. Ценностные исследования текстов СМИ: подходы и методология

  9. Развитие экологической политики России и экологические СМИ

  10. Дискурсивный анализ ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию в СМИ

  11. Социальные конфликты в отражении российских СМИ

  12. Актуальные проблемы российской действительности на рубеже веков в аналитических телепрограммах

  13. Репрезентация результатов аналитического исследования в СМИ: принципы и подходы

  14. Особенности взаимодействия журналиста-аналитика с экспертным сообществом

  15. Популяризация науки в аналитических СМИ: методы исследований и тематика публикаций


Критерии оценки курсовой работы
Оценка «отлично» ставится в случае, если тема раскрыта последовательно и логично, отражены основные теории и концепции по данному вопросу, выделен методологический подход и предложена исследовательская гипотеза, проанализирован эмпирический материал в контексте выбранной темы, проанализированы научные публикации по проблеме, изданные в последние 5 лет на русском и иностранных языках, выводы и результаты исследования – оригинальные и самостоятельно выполнены, язык работы в целом соответствует научному стилю, оформление работы содержит незначительные погрешности, работа в целом имеет практическую ценность для аналитической журналистики.

Оценка «хорошо» ставится, если в работе содержатся незначительные логические ошибки, результаты эмпирического исследования не имеют серьезной практической ценности, список литературы не содержит актуальных работ за последние 5 лет, язык и оформление работы требуют незначительной доработки.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если нарушена логика исследования, не определен методологический подход, эмпирическая база не является репрезентативной, имеются существенные недоработки в структуре, оформлении и использовании научного стиля, объем цитирования превышает 30% текста.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа не закончена, содержит большие фрагменты заимствованных текстов, не раскрыто содержание проблемы, не получены статистически значимые результаты, текст не вычитан и не отредактирован.


Список основной литературы

  1. Рой О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – СПб., 2004.

  2. В. Н. Романов Исследование социально-экономических процессов в современной России. – Ульяновск, 2009. http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=49089

  3. Ивин А.А. Логика для журналистов. – М., 2002

  4. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. – М., 2008.

  5. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. С англ/ П. Штомпка; Под ред. В. А. Ядова; Ин-т «Открытое о-во». – М., 1996

  6. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие / Ю. М. Плотинский.— 2 изд., Перераб. и доп. – М., 2001.

  7. Аналитическая журналистика (Электронный ресурс) : библиотека // Оазис : центр.-азиат. интернет-журн. / Центр экстремал. журналистики – М., [2005]. – URL: http://www.ca-oasis.info/analitic/?p=2

  8. Аналитическая журналистика в России [Электронный ресурс] : взгляд изнутри : [круглый стол] // Рус. журн. – 2003. – 22 окт. – URL: http://old.russ.ru/politics/20031022-resp.html

  9. Сбор информации: техника и технология. Туманов Д.В. Творим золотым пером. – Казань, 2000.

  10. Джордж Гэллап: «В жизни нет "среднего" человека». Борис Докторов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. № 5.

  11. Метафорическая оценочность в аналитическом газетном тексте. Ляпун С.В.
    Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 7.


Список дополнительной литературы


  1. Аналитическая журналистика (Электронный ресурс): библиотека// «Оазис»: центр.-азиат. Интернет-журн./ Центр экстремал. Журналистики – М., (2005). – URL: http://www.caoasis.info/analitic/?p=2

  2. Библиотека культуролога, «Качественная» журналистика и принятие этического кодекса у журналистов, http://culturlib.ru/content/OCHERKI-ISTORII-ZARUBEZHNOI-ZHURNALISTIKI/18

  3. «Русский журнал», www.russ.ru, http://old.russ.ru/politics/20031022-resp.html

  4. Справоник «Профессия журналист», Д.В. Туманов, http://www.jurn.by.ru/tsm_6.htm

  5. Пьер Бурдье, Социология политики, Социологос. – М., 1993.

  6. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют: пер. с английского. – М., 2004

  7. Мордовченков Н.В. Методология исследования региональной экономической инфраструктуры: автореф. дис. … д-ра экон. наук / Мордовченков Николай Васильевич ; [Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса]. - Н. Новгород, 2003.

  8. Потемкин В.К. Методологические основы исследования проблем региональной экономики: препр. науч. докл. для обсуждения на семинаре ИРЭ РАН по методологии соц.-экон. исслед. / В.К. Потемкин ; Рос. акад. наук, Ин-т пробл. регион. экономики. – СПб., 2000.







Если бы Бога не было, следовало бы его выдумать. Вольтер
ещё >>