Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Алексее - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Аналитическая справка по результатам итогов муниципального этапа... 1 82.65kb.
Психологическая готовность к школьному обучению 1 26.23kb.
5 Психологическая готовность ребенка к школьному обучению 1 78.82kb.
Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации... 1 100.54kb.
О преподавании орксэ в 2013/2014 учебном году 1 24.89kb.
Информация о результатах государственной (итоговой) аттестации в... 1 136.41kb.
Программный комплекс "Карусель" для диагностики определения готовности... 1 22.66kb.
Управление образования администрации Шебекинского района Приказ от... 1 217.35kb.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки... 1 32.64kb.
«Период адаптации первоклассников к школьному обучению» 1 47.32kb.
Аналитическая справка о работе Отделения по профилактике правонарушений... 1 86.74kb.
О бюджете городского округа Тольятти на 2012 год и на плановый период... 1 10.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Аналитическая справка по результатам диагностического обследования готовности первоклассников - страница №1/1

Аналитическая справка

по результатам диагностического обследования готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Алексеевского района к школьному обучению в 2012-2013 учебном году.

Во исполнение приказов департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 06 сентября 2012 года №2654 «О проведении мониторингового исследования «Оценка готовности обучающихся 1-х классов общеобразовательных учреждений области к обучению в школе», управления образования и науки администрации Алексеевского района от 13 сентября 2012 года № 587 «О проведении мониторингового исследования «Оценки готовности обучающихся 1-х классов общеобразовательных учреждений района к обучению в школе» в период с 20 по 29 сентября 2012 года в общеобразовательных учреждениях Алексеевского района была проведена педагогическая диагностика готовности первоклассников к школьному обучению.



Цель проведения диагностики – получение информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью (в том числе познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, лежащих в основе умения учиться), к обучению грамоте и математике.

Диагностическая работа составлена на основе материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования, материалов газеты «Начальная школа» (приложение к газете «Первое сентября») №16, 2007 год, материалов педагогической диагностики Е.Э. Кочуровой, М.И. Кузнецовой.

Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности 6-7-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у них реальный опыт и не зависят от уровня сформированности навыков чтения и письма.

В содержание диагностической работы было включено 7 заданий (фактически 8, так как задание №2 состоит из 2-х частей), в ходе выполнения которых определялись:



  • уровень владения основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для её достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень её произвольности;

  • уровень интеллектуальной готовности: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;

  • уровень развития фонетического слуха, умение перекодировать, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на…», «меньше на…»), представление о счёте, упорядочивании, геометрических фигурах.

Формирование данных показателей готовности к обучению в школе предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования, реализуемыми в дошкольных образовательных учреждениях Алексеевского района.

В связи с тем, что для проведения диагностического обследования готовности первоклассников к обучению в школе в 2012-2013 учебном году был использован обновленный диагностический инструментарий, анализ основных результатов диагностического исследования первоклассников района дан только в сравнении со средними показателями по району и области.

По результатам, предоставленных из общеобразовательных учреждений итогов проведения педагогической диагностики, установлено следующее.

Всего в школах района в 1-е классы в 2012-2013 учебном году зачислено 545 обучающихся, что на 63 человека меньше, чем в 2011-2012 учебном году (нет первоклассников в МОУ Иващенковская СОШ и МОУ Тютюниковская ООШ)

В ходе мониторинга было обследовано 539 первоклассников (99% от общего количества). Из них посещали дошкольные образовательные учреждения – 458 человек (84 %) (диаграмма 1).

Высокий уровень сформированности предпосылок к успешному обучению показали 112 первоклассников (20,8 % от общего количества), по области - 25,9%; средний уровень 216 (40% от общего количества), по области -38,5%; низкий уровень211 (39,1% от общего количества), по области - 35,6% (диаграмма 2).

Наибольшее количество первоклассников с высоким уровнем готовности (выше среднего по области) обучается в МОУ Божковская ООШ (100%), МОУ Ильинская СОШ (66,7 %), МОУ Афанасьевская СОШ (50 %), МОУ Щербаковская СОШ (44 %), МОУ Гарбузовская СОШ (42,9 %), МОУ Варваровская СОШ (40 %), МОУ ООШ № 5 (38,6 %), МОУ Жуковская (37,5%), МОУ Мухоудеровская СОШ (37,5%), МОУ ООШ № 6 (31,3%), МОУ Хлевищенская СОШ (33,3%).

Наибольшее количество первоклассников, показавших низкий уровень готовности к школьному обучению в МОУ Советская СОШ (82,4%), МОУ Хрещатовская ООШ (71,4%), МОУ Белозоровская ООШ (66,7%), МОУ Иловская СОШ (62,5%), МОУ Репенская СОШ (61,5%), МОУ Луценковская СОШ (58,3%), МОУ Алейниковская СОШ (50 %), МОУ Глуховская СОШ (50%), МОУ СОШ № 2 (50%), МОУ ООШ № 6 (50%) и МОУ Меняйловская ООШ (40%) (диаграмма 3,4).

По результатам анализа качества выполнения заданий средний балл по району составил 2,9 (по области 2,92 балла) из максимально возможных 4-х баллов, процент выполнения (успешность) по общеобразовательным учреждениям составил – 72,5 % (по области 72,5%), что свидетельствует о среднем уровне готовности первоклассников к школьному обучению (диаграмма5,6).


Анализ результатов выполнения отдельных заданий позволил установить следующее (приложение 1).



Задание № 1 («Продолжи узор», адаптированная методика
Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) было направлено на выявление особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции. Данные умения являются основой для формирования регулятивных учебных действий младших школьников.

Выполнение задания предполагает одновременное следование в своей работе образцу (даётся задание продолжить узор) и правилу (оговаривается условие: нельзя отрывать карандаш от листа бумаги).

Средний показатель выполнения задания по району составил 2,8 балла что составляет 71 % от максимально возможного количества баллов и является средним показателем успешности (по области -2,76 балла (69%)).

На высоком уровне с выполнением задания справились первоклассники МОУ Меняйловская ООШ (3,8 балла), МОУ Теплинская ООШ (3,8 балла), МОУ Гарбузовская СОШ ( 3,6 балла), МОУ Красненская СОШ (3,5 балла), МОУ Мухоудеровская СОШ (3,5 балла), МОУ Подсередненская СОШ (3,5 балла).

Значительно ниже среднего – в МОУ Алейниковская СОШ (1,3 балла), МОУ Репенская СОШ (1,7 балла), МОУ Хрещатовская ООШ (1,9балла), МОУ Советская СОШ (2 балла), МОУ Матреногезовская СОШ (2 балла) (диаграмма 7,8).


Задание № 2 («Рисование бус», методика И.И. Аргинской) было направлено на выявление количество условий, которые может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Задание состоит из 2-х равноценных частей. При выполнении первой части первоклассникам необходимо удержать во внимании необходимое количество условий. Выполнение второй части требует от школьников умения проверять свою работу на соответствие инструкции и при необходимости вносить изменения в неё.

В целом выполнение данного задания позволяет выявить уровень ориентировки ребёнка на сложную систему требований, моделирующую процесс школьного обучения.

Средний балл выполнения первой части задания составил 3,1, что составляет 76,8% от максимально возможного и соответствует среднему показателю успешности (по области - 3,05 балла, процент успешности-76,3%).

На высоком уровне с выполнением задания справились первоклассники из МОУ Матреногезовская СОШ, МОУ Божковская ООШ и МОУ Теплинская ООШ, набравшие по 4 балла, МОУ Репенская СОШ (3,9 балла), МОУ Ильинская СОШ (3,8 балла), МОУ Николаевская ООШ (3,6 балла) (диаграмма 9,10).

Средний балл выполнения второй части задания составил 3 балла, что составляет 75%, от максимально возможного и соответствует среднему уровню успешности (по области -2,97 балла, процент успешности-72,4%).

Лучшие результаты при проведении самоконтроля показали первоклассники из МОУ Матреногезовская и Подсередненская СОШ, МОУ Божковская ООШ и МОУ Теплинская ООШ, набравшие по 4 балла, МОУ Ильинская СОШ (3,8 балла), МОУ Репенская СОШ (3,7 балла), МОУ Щербаковская СОШ (3,5 балла), МОУ Красненская СОШ (3,4 балла), МОУ СОШ № 4 (3,4 балла).

Значительно ниже среднего показателя результаты выполнения данного задания у первоклассников из МОУ СОШ № 2 (1,3 балла), МОУ Варваровская СОШ (2 балла), МОУ Меняйловская ООШ (2 балла) (диаграмма 11, 12).



Задание № 3 («Раскрашивание фигур», методика Н.Я. Чутко): первоклассникам необходимо было продемонстрировать умение классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию. Данные умения являются основой познавательного развития младших школьников, формирования основ мыслительной деятельности – познавательных логических и интеллектуальных универсальных учебных действий.

Средний балл выполнения этого задания составил 2,5, что составляет 63,5% от максимально возможного (по области - 2,58 балла, процент успешности- 64,5%).

Значительно превысили средний показатель первоклассники из МОУ Ильинская СОШ (3,8 балла), МОУ Мухоудеровская СОШ (3,8 балла), МОУ Николаевская ООШ (3,8 балла), МОУ Божковская ООШ (3,5 балла), МОУ Гарбузовская СОШ (3,3 балла), МОУ Афанасьевская СОШ (3,3 балла).

Ниже среднего показателя результаты выполнения задания в МОУ Хрещатовская ООШ (0,6 балла), МОУ Матреногезовская СОШ (1,3 балла), МОУ Глуховская СОШ (1,3 балла), МОУ Советская СОШ (1,6 балла), МОУ Меняйловская ООШ (1,6 балла), МОУ Белозоровская ООШ (1,6 балла), МОУ ООШ № 6 (2 балла) и МОУ Жуковская СОШ (2 балла).

Следует отметить, что при выполнении данного задания допущено наибольшее количество ошибок (диаграмма 13,14).

Задание № 4 («Диктант», методика Н.В. Нечаевой) было направлено на выявление уровня развития фонетического анализа слов, а также умения переводить звуки речи в знаки, в данном случае – в кружки (перекодирование). Владение звуковым анализом является необходимым условием формирования ведущих приемов анализа фактов языка (изменение и сравнение), умения характеризовать слово на фонетическом уровне, графических и орфографических навыков.

Средний балл выполнения данного задания составил 2,7, что составляет 68,1 % от максимально возможного и является показателем среднего уровня успешности (по области - 2,73 балла, процент успешности - 68,3%).

Значительно превышен средний показатель в МОУ Божковская ООШ (4 балла), МОУ Афанасьевская СОШ (3,8 балла), МОУ ООШ № 5 (3,7 балла), МОУ Мухоудеровская СОШ (3,5 балла), МОУ Теплинская ООШ (3,5 балла).

Вызвало затруднение выполнение данного задания у первоклассников из МОУ Иловская СОШ (1,5 балла), МОУ Советская СОШ (1,6 балла), МОУ Белозоровская ООШ (1,6 балла), МОУ Луценковская СОШ (1,8 балла) (диаграмма 15,16).




Задание № 5 («Чтение схем слов», методика Н.В. Нечаевой) было направлено на выявление умения осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (перекодирование, но обратное тому, что делает ученик при диктанте). Умение осуществлять звуковой синтез лежит в основе важнейшего универсального учебного действия – чтения.

Средний балл выполнения данного задания составил 2,4, процент успешности – 72,5%, (по области - 2,94 балла, процент успешности-73,5%).

Значительно превысили средний показатель результаты выполнения данного задания в МОУ Божковская ООШ (4 балла), МОУ Ильинская СОШ (3,8 балла), МОУ ООШ № 5 (3,8 балла), МОУ Афанасьевская СОШ (3,6 балла), МОУ Мухоудеровская СОШ (3,6 балла), МОУ Глуховская СОШ (3,5 балла), МОУ Николаевская ООШ (3,5 балла), МОУ Щербаковская СОШ (3,5 балла).

Ниже среднего показателя результаты выполнения задания в МОУ Репенская СОШ (1,7 балла), МОУ Меняйловская ООШ (1,8 балла), МОУ Белозоровская ООШ (1,8 балла), МОУ Варваровская СОШ (2,2 балла), МОУ Жуковская СОШ (2,3 балла) (диаграмма 17, 18).


Задание №6 («Упорядочивание» методика И.И. Аргинской) - выявить уровень начальных математических представлений детей о счёте предметов и умение их упорядочивать.

Средний балл выполнения данного задания составил 3, процент успешности – 75,6%, что соответствует среднему уровню (по области 2,9, балла, процент успешности72,5%).

Значительно превысили средний показатель результаты выполнения данного задания в МОУ Афанасьевская, Матреногезовская, Подсередненская СОШ и МОУ Божковская ООШ - средний балл 4, в МОУ Луценковская СОШ (3,9 балла), МОУ Глуховская СОШ (3,6 балла), МОУ ООШ № 5 (3,5 балла).

Вызвало определённые затруднения выполнение данного задания у первоклассников из МОУ Хрещатовская ООШ (1,8 балла), МОУ Советская СОШ (1,9 балла), МОУ Варваровская СОШ (2 балла) (диаграмма 19,20).



Задание № 7 (методика Е.Э. Кочуровой, И. Кузнецовой) направлено на умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Данные умения являются основой формирования предметных математических умений и знаково-символической деятельности младших школьников (умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями, познавательные УУД). Первоклассники почти всех школ района показали достаточно высокий уровень владения данными умениями: средний балл как по области, так и по району составил 3,37, процент успешности – 84,3%.

Превысили средний показатель выполнения данного задания школьники из МОУ Гарбузовская, Матреногезовская, Подсередненская, Хлевищенская СОШ, МОУ Божковская ООШ- средний балл 4. Хуже других справились с заданием первоклассники из МОУ Хрещатовская ООШ (2,7 балла), МОУ Николаевская ООШ (2,8 балла), МОУ Глуховская СОШ (2,8 балла) (диаграмма 21, 22).

Сводные результаты обследования уровня готовности первоклассников к обучению в школе по районам области (диаграмма 23).


Выводы:


  • уровень готовности первоклассников общеобразовательных учреждений Алексеевского района к школьному обучению
    в 2012-2013 учебном году по результатам педагогической диагностики определяется как средний;

  • полученные результаты диагностики свидетельствуют
    о неоднородности как общей, так и предметной подготовки первоклассников
    к школе, это необходимо учитывать при планировании конкретной деятельности учителей начальной школы;

  • на достаточно высоком уровне у первоклассников сформированы предпосылки формирования математических предметных умений
    и представлений: умения выбрать и выполнить операции сложения и вычитания и перейти от числа к конечному множеству предметов, умения считать и упорядочивать предметы;

  • анализ результатов педагогической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:

- недостаточный уровень сформированности умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию;

- умения осуществлять звукобуквенный анализ и синтез;

- низкий уровень развития мелкой моторики;

- недостаточный уровень сформированности умений воспринимать


и удерживать учебную задачу и несколько условий её выполнения.
Рекомендации:

Руководителям общеобразовательных учреждений:

  • внести коррективы в планирование и содержание занятий в 1-х классах на основе анализа результатов педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе до 10.12.2012 года;

  • провести повторную педагогическую диагностику первоклассников с целью получения информации о динамике успешности обучения (декабрь, май);

  • организовать взаимодействие профессиональных групп педагогов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (учителей – воспитателей; психологов; логопедов) по выработке общих подходов к решению выявленных проблем и затруднений, обеспечению преемственности дошкольного и начального образования (в течение года).


Руководителям дошкольных образовательных учреждений:

  • проанализировать результаты педагогической диагностики относительно выпускников ДОУ, выявить проблемные зоны в подготовке воспитанников к обучению в школе, внести коррективы в планирование и содержание образовательной деятельности со старшими дошкольниками
    (в срок до 10.12.2012 года);

  • организовать взаимодействие профессиональных групп педагогов общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (учителей – воспитателей; психологов; логопедов) по выработке общих подходов к решению выявленных проблем и затруднений, обеспечению преемственности дошкольного и начального образования (в течение года).

Педагогам дошкольных образовательных учреждений:

  • ориентироваться в практической деятельности на формирование интегративных качеств личности выпускника детского сада, в основе которых – высокий уровень сформированности предпосылок к освоению универсальных учебных действий (реализация ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ);

  • сместить акценты образовательной деятельности с формирования готовности к усвоению предметных знаний, умений и навыков (чтение, письмо, счёт) на общее развитие личности дошкольника.

Учителям начальных классов:

  • использовать результаты педагогической диагностики для выстраивания индивидуальных траекторий обучения и развития первоклассников (в течение года);

  • особое внимание уделить детям с низким уровнем готовности к обучению:

- у таких школьников, как правило, не сформированы предпосылки учебной деятельности, и учителю необходимо очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счёта и письма), а развитию произвольности внимания, умения воспринимать и чётко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т. п.;

- особо низкие результаты выполнения всех диагностических заданий нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идёт не столько об арифметических операциях, сколько об умении решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребёнок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по её решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из конструктора LEGO, воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т. п.);



- низкие результаты выполнения заданий №№ 3,4 указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребёнком пропедевтический этап обучения. Таким ученикам будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха. Рекомендуется проведение дополнительной диагностики с применением других методик.

Директор МУ «ЦОКО» А.Рощупкина




Джентльмен никогда не ударит женщину, не сняв шляпу. Фред Аллен
ещё >>