Алюминий, его физические и химические свойства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Алюминий. Физические и химические свойства алюминия 1 20.29kb.
«циклопарафины: строение, свойства, применение» 1 49.7kb.
Кальций. Положение в псхэ. Строение атома. Физические и химические... 1 101.22kb.
Вопрос 32. Алюминий: строение, химические свойства, применение 1 80.59kb.
Вопросы вступительного экзамена в докторантуру по специальности 6D072100... 1 316.2kb.
Физические и химические свойства спиртов 1 112.13kb.
Министерство здравоохранения московской области 1 244.32kb.
I. Свойства ахов и ов 3 1 Общие положения 3 2 Физические и физико-химические... 1 294.32kb.
Лекция сегодня посвящена синтезу, свойствам и потенциальному применению... 1 82.03kb.
Билет №14. Водород: положение этого химического элемента в периодической... 1 27.72kb.
1. Химические и химико-физические свойства 1 150.5kb.
Лабораторная работа №7 качественные реакции на некоторые ионы цель... 1 200.08kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Алюминий, его физические и химические свойства - страница №1/1

Урок с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (сохраняем осанку)
на тему:
Алюминий,

его физические и химические свойства

(9 класс)

Подготовила:

учитель химии МОУ СОШ №5

Семенова Елена Анатольевна



Цели урока:

  1. Конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов 3 А группы на примере алюминия.

  2. Продолжить формировать умения давать характеристику элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металла, прогнозировать его применение.

  3. Продолжать формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе своих исследований, проводить химический эксперимент, соблюдать правила техники безопасности. Развивать познавательную деятельность учащихся.

Задачи урока:

Образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющих обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

Развивающая – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе.

Оборудование: Аl металлический (порошок), неметалл-окислитель (йод), гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат меди (II), фарфоровая чашка, пипетка, асбестовая сетка, тренога.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

а) Задание у доски (один учащийся на доске выполняет письменное домашнее задание).

Составить генетический ряд металла Са и осуществить цепочку химических превращений.

Ca → CaO → Ca(OH)2→CaSO4

2Ca + O2 → 2CaO

CaO + H2O → Ca(OH)2

Ca(OH)2 + H2SO4 → CaSO4 + 2H2O


б) Химический кроссворд.
На интерактивной доске учитель выводит кроссворд и вместе с классом разгадывает его. После того, как учащиеся отгадали весь кроссворд, учитель выводит на экран ключевое слово. Ключевое слово – это тема сегодняшнего урока «алюминий».





м

е

т

а

л

л







х

л

о

р







п

л

ю

м

б

у

м







х

и

м

и

я







о

к

и

с

л

е

н

и

е




и

н

д

е

к

с







о

к

с

и

д




м

а

г

н

и

й



Вопросы:


  1. Элементы, атомы которых в реакциях отдают свои электроны

  2. Элемент с зарядом ядра +17

  3. Произнесите на “химическом языке” свинец

  4. Наука о составе, строении и свойствах элементов и их соединений.

  5. Процесс принятия элементов электронов, в результате которого понижается его степень окисления.

  6. Число, которое показывает число атомов данного элемента в формуле

  7. Химические соединения, которые состоят из двух химических элементов одним из которых является кислород со степенью окисления -2.

  8. Элемент с относительной атомной массой 24.

  1. Объяснение нового материала

В период открытия алюминия (19 век) - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции Наполеона.

Задаётся проблемный вопрос: «Почему сегодня алюминий называют металлом будущего?» ( Раскрываются цели и план урока).

● Строение и свойства атома алюминия.

Задание 1: Дать характеристику элемента по его положению в периодической системе, объяснить строение атома.


Al


2 8 3

1s2 2s2 2p6 3s2 3p1 3d0 - простая формула электронной конфигурации атома Al








↑↓



























↑↓

↑↓

↑↓

↑↓




↑↓




Графическая формула электронной конфигурации атома Al в обычном состоянии.
































↑↓

↑↓

↑↓

↑↓




↑↓




Графическая формула электронной конфигурации атома Al в возбужденном состоянии.

Дополнительный вопрос: Укажите возможные степени окисления Al.
● Нахождение в природе

Задание 2.

Рассмотрите диаграмму «Распространение элементов в природе». Определите, какое место занимает Al среди других элементов. (7% - третье место).



● Физические свойства Al.

Показать ребятам образцы изделий из алюминия и ответить вместе с ним на вопрос: «Какими же физическими свойствами обладает алюминий?»

Вывод. Алюминий – металл серебристо- белого цвета, лёгкий (Ƿ- 2,7 г./ см.3), плавится при температуре 6600С. обладает хорошей ковкостью, пластичностью, электрической проводимостью и теплопроводностью, легко поддаётся обработке, образует лёгкие и прочные сплавы.

Физические свойства алюминия определяют области его применения.

● Применение алюминия.



Задание 3. Используя рисунок 15, стр. 60 учебника, назовите области применения алюминия.

Алюминий применяют:

- для производства различных сплавов;

- в авиа-, авто -, суда -, приборостроении, электротехнике, изготовление корпусов космических ракет, химической аппаратуры, строительстве мостов, зданий, в быту;

(алитирование);

- термит (смесь алюминия и оксидов железа) - для сварки рельсов;

- получение металлов особой чистоты (алюмотермия).

● Физ. минутка

Учитель просит учащихся отложить ручки и тетради, сесть на стул, расправив плечи, а ступни ног полностью поставить на пол. Затем необходимо положить книгу себе на голову и постараться удержать ее в течение 15 секунд. Учитель объясняет, что это упражнение и такой способ посадки позволяет избежать таких заболеваний как: кифоз, сколиоз и других, связанных с искривлением позвоночника и нарушением осанки.

● Химические свойства.



Задание 4. Определите место Al в электрохимическом ряду напряжения, сделайте вывод об его активности.

Al относится к активным металлам.

Al – сильный восстановитель, он с легкостью отдает 3 валентных электрона, проявляя при этом постоянную степень окисления +3.

Внимание вопрос! Почему в алюминиевой кастрюле можно варить суп? (ответ: алюминий покрыт тонкой, но очень прочной оксидной пленкой, какой нет у других металлов)

- Взаимодействие Al с простыми веществами (О2, I2, S ).

4Al + 3О2 → 2Al2O3 (оксид алюминия - амфотерный)

H2O

2Al + 3I2 → 2AlI3 (йодид алюминия)
Опыт 1:

В фарфоровой ступке тщательно размешаем одинаковые объемы порошка алюминия и кристаллического йода. Затем, смесь аккуратно собрать в кучку на середине дна ступки. Сделать в вершине кучки углубление. Поставить ступку под тягу! И только после этого добавить

в сделанное углубление 1 каплю воды. Произойдет сильное разогревание смеси, начнется выделение огня с брызгами горящего алюминия.

2Al + 3S → Al2S3

2Al + N2 → 2AlN


  • Взаимодействие Al с соединениями других металлов?

2Al + Cr2O3 → 2Cr + Al2O3

  • Взаимодействие со сложными веществами

Опыт 3:

Поместите в три пробирки алюминиевые стружки. В пробирку 1 добавьте раствор соляной кислоты, во вторую – раствор гидроксида натрия, в третью – раствор сульфата меди (II).

Объясните явления, напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2

2Al + 2NaOH + 2H2O → 2NaAlO2 + 3H2

Al + CuSO4 → Al2(SO4)3 + Cu
● Закрепление нового материала:

Задание 5: Составить генетический ряд для алюминия:

Al→ Al2O3→ Al(ОН)3→ Al2(SО4)3


Обобщение: Алюминий восстанавливает все элементы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, взаимодействует с простыми веществами – неметаллами. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий покрывается плотной оксидной пленкой.
Обобщение.

Рассмотрев свойства алюминия, области применения металла и его сплавов, дайте ответ на главный вопрос урока: «Почему алюминий называют металлом будущего?»

Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое применение в авиационном и космическом транспорте, применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы занимают в электротехнике, а за ней будущее нашей науки и техники.

● Учитель заканчивает урок четверостишием:

« Я металл, серебристый и лёгкий,

И зовусь самолётный металл,

И покрыт я оксидною плёнкой,

Чтоб меня кислород не достал».


● Оглашение оценок за урок.

● Домашнее задание: § 13 (до страницы 60), выполнить цепочку химических превращений.




Вера в то, что глупцы не думают, — самая опасная форма оптимизма. Данил Рудый
ещё >>