Альянса цивилизаций - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Т. Б. Коваль Диалог религий: границы возможного Постановка проблемы 1 299.78kb.
Пространство цивилизаций в контексте смены типов рациональности 1 243.47kb.
Группа экспертов нато во главе с экс-госсекретарем США мадлен Олбрайт... 1 53.68kb.
Диалог культур и цивилизаций 121 7871.22kb.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: Ооо «Издательство аст»... 6 1483.32kb.
Значение истории древних цивилизаций в истории мировых цивилизаций 1 20.87kb.
Судьба современных цивилизаций в перспективе унификации мировой экономики 1 116.83kb.
Книга Самюэля Хантингтона "Столкновение цивилизаций" 25 6370.83kb.
Василий Павлович Бережной Контакт цивилизаций Бережной Василий Павлович... 1 126.05kb.
Новые тенденции в гражданском праве Выступление на мировом общественном... 1 66.27kb.
Праз грамадскую актыўнасць – да актыўнага грамадства Новы рэсурс 5 379.41kb.
«Мягкая власть» как способ воздействия в мировой политике 1 264.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Альянса цивилизаций - страница №1/1

«Международная жизнь».-2010.-№9.-С.1-11.
«МЯГКАЯ СИЛА» - ВЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Жоржи Сампайю

Высокий представитель Генерального секретаря ООН по Альянсу цивилизаций

Москва, 8 сентября 2010 года


Ключевые слова: ООН, Альянс цивилизаций, Высокий представитель Генерального секретаря ООН, «мягкая сила», дипломатическая деятельность.
Ваши превосходительства,

Дамы и господа!

Благодарю за приглашение выступить перед достопочтимой ауди­торией на тему Альянса цивилизаций.

Перед тем как поделиться с вами соображениями по поводу иници­ативы ООН, которую я в качестве Высокого представителя реализую последние три года, позвольте подчеркнуть, что настоящий визит рас­сматривается в качестве поворотного для всестороннего сотрудниче­ства Российской Федерации с Альянсом.

Россия с самого начала существования Альянса вошла в Группу друзей. Она была представлена в Группе высокого уровня, создан­ной Кофи Аннаном, которая работала над проектом доклада об осно­вании Альянса. В ответ на мое обращение ко всем государствам - чле­нам ООН Россия разработала собственный национальный план меж­культурного диалога.

Тем не менее я искренне полагаю, что совместно может быть сделано гораздо больше для продвижения целей Альянса на национальном и региональном уровнях, усиления роли Альянса в рамках международного сообщества в качестве второго по масштабам форума ООН за глобальный диалог но культурным вопросам, или – как я заметил, вы предпочитаете говорить – по межцивилизационным вопросам.

Для достижения этих целей необходимо увеличить совместные усилия и придать новую энергию нашим отношениям построить гораздо более динамичную и разноплановую сеть сотрудничества.

Думаю, Россия может играть исключительно важную роль в рам­ках Альянса. На перекрестке старых линий разлома, которые разделяли мир, Россия с выгодой использует свой взгляд на мир и опыт, а также свое особенное положение в современных условиях глобализации.

Вижу исключительные возможности для признания Альянса цивили­заций ООН в качестве нового инструмента «мягкой силы», направлен­ной на развитие полноценного межкультурного, или межцивилизационного, диалога и сотрудничества в рамках многовекторной дипломатиче­ской работы, на которой строится современная внешняя политика России.

Итак, позвольте выразить надежду, что настоящий визит ознамену­ет новое начало нашего диалога, подъем сотрудничества на новую сту­пень. Сегодня утром у меня была возможность обменяться мнениями с министром С.Лавровым и его заместителем А.Яковенко. Завтра мы про­должим контакты с другими российскими представителями, что, наде­юсь, позволит начать строить широкую сеть сотрудничества с Альян­сом в этой стране и за ее пределами.


ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН И ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖИЗНИ
ВСЕ МЫ ЗНАЕМ, что живем в одном мире и что силы глобализации делают наши государства, общества и народы все более взаимосвязан­ными и взаимозависимыми, чем когда-либо раньше.

Это означает также, что многие неразрешимые проблемы стали се­годня транснациональными по масштабу и глобальными по сути.

В результате возросшей взаимозависимости некоторые угрозы, вы­зовы, возможности, которые раньше считались внутренними, теперь рассматриваются как международные, и их решение требует не толь­ко национальных, но и многосторонних усилий.

Поэтому от системы ООН как главного органа глобального управ­ления требуется усиленный и более надежный международный менед­жмент для работы над новой повесткой дня - глобальными проблема­ми, включающими природные ресурсы, здравоохранение, изменение климата, а также вопросы мира и безопасности.

Эта потребность отражается в продолжающейся реформе ООН и системы ее специализированных агентств и других организаций.

Мы живем в динамичном мире, в котором многие изменения с лег­костью называются словом «пост» (поствестфальская эра, эра пост­холодной войны, пост-11 сентября), вместо того чтобы представить их частью новой парадигмы, характеризующей приход нового времени.

Томас Кун, который первым выдвинул основную идею о том, что наука и знание в целом претерпевают периодические «изменения па­радигмы (или путей рассмотрения мира)», указывал, что благодаря этим изменениям открываются новые подходы к пониманию реальности, которые позволяют объяснить, что реально происходит, пред­сказать, что должно случиться, и дать рекомендации к действию.

Ученые-обществоведы и политологи, вдохновленные этими взгля­дами, обычно говорят, что мы находимся на рубеже, схожим с откро­вением Коперника. Вестфальская система, или государственный суве­ренитет, стала неспособна отвечать на текущие вызовы, связанные с фундаментальными вопросами, такими как, например, основные пра­ва (изложенные в повестке Целей развития тысячелетия), а также меж­дународная безопасность и проблема мира.

Это объясняет, почему мы переживаем переходный период, в кото­ром «ненормальности», недостатки и чувство «разъединенности» сосу­ществуют с нарождающимися инновационными концепциями, инстру­ментами и практиками, новыми игроками, силами и голосами с расту­щим влиянием и ощущением появления нового мира среди напряжен­ности и кризисов, а также высокой степенью неуверенности.

С моей точки зрения, совершенно очевидно, что мы являемся сви­детелями рождения нового мира, который принесет с собой новую модель управления и мирового порядка. В этом новом, едином мире, по-видимому, управление приобретет глобальное измерение и обосно­ванность инструментов «мягкой силы» станет решающей из-за приро­ды вызовов, с которыми нам придется сталкиваться.

В этой связи позвольте обратить внимание на вопросы культурно­го и религиозного многообразия, приобретшие растущую значимость в политической повестке на всех уровнях. Это связано с рядом причин, таких как постоянные миграционные потоки, которые изменили состав населения многих стран мира, новые средства коммуникации и соответ­ствующее разрастание медиаконтента, увеличение противоречий и дис­куссий относительно системы ценностей и вопросов идентичности, рост инцидентов, связанных с дискриминацией, расизмом и популизмом, гло­бализация и геополитические изменения в целом и мировая политика.

Более того, предсказание Самюэля Хантингтона, что после окон­чания холодной войны мы, возможно, станем свидетелями межкуль­турного или межрелигиозного столкновения цивилизаций, похоже, подтвердившееся событиями 11 сентября и трагическими послед­ствиями в мировом масштабе, поставило вопросы культурного мно­гообразия в широком смысле в центр международной повестки дня.

Если посмотреть на мир 2009 года, мы увидим, что из 143 конфлик­тов 108 имели культурное измерение.

Однако прошу заметить, что, акцентируя внимание на таком изме­рении некоторых конфликтов, я ни в коем случае не пытаюсь придать культурный характер политическим конфликтам.

Политические проблемы должны решаться политическими мето­дами. Очевидно также, что продолжительные конфликты, даже те, ко­торые урегулируются обязывающими политическими соглашениями между политическими деятелями или правительствами, сфокусирован­ные на спорных вопросах, должны всегда вписываться в более широ­кий процесс, вовлекающий людей на всех уровнях общества, если мы хотим достичь прочного мира.

Вот почему даже в крупных и политически жестких конфликтах «мяг­кая сила» играет важную роль (хотя этим часто пренебрегают). В кон­це концов примирение в рамках укрепления мира сильно зависит от во­просов культуры и идентичности, изложения фактов и историй, возник­ших и распространяющихся в конфликтных зонах, тех историй, кото­рые способствуют либо разрешению конфликта, либо его продолжению.

Возьмите конфликт на Балканах, апартеид в Южной Африке или события в Восточном Тиморе. Это три различных примера, но все они показывают роль культурной и общественной дипломатии, или, как это еще называют, инструмента «мягкой силы», для создания прочно­го мира между народами.

Если взять историю 60-летнего палестино-израильского конфлик­та, то можно понять, сколь много мы должны инвестировать в «мяг­кую силу», чтобы повлиять на поведение двух участников конфликта, с тем чтобы достичь в результате желаемый мир.

В этой связи считаю, что Альянс цивилизаций может без вмеша­тельства в текущие политические переговоры содействовать укрепле­нию мира на основе разработки всеобъемлющей платформы сотрудни­чества на межличностном уровне, направленного на изменение отно­шений между двумя народами.

В конце концов мир никогда не достигается окончательно, он всег­да в процессе строительства, и соглашения, о которых ведутся пе­реговоры, сами по себе не приносят мира, его обеспечивают люди.

Ваши превосходительства, уважаемые дамы и господа!

Все наши страны сталкиваются с проблемой эффективного управ­ления культурным многообразием. Речь идет не только об интеграции мигрантов и национальных меньшинств. Речь идет о подготовке сер­дец и умов всех людей и народов к тому, что глобализация заставляет нас жить в глобальной среде, где мы постоянно сталкиваемся с дилем­мами идентичности и разнообразия.

Таким образом, управление культурным многообразием являет­ся актуальным вопросом не только для укрепления социальной ста­бильности в наших обществах, укрепления культуры мира, предот­вращения конфликтов и вклада в установление мира в постконфликтных ситуациях, но и для сохранения культурного многообразия в качестве четвертого основного компонента устойчивого развития.

Это все относится к познанию, как жить вместе в нашем мире, пере­живающем глобализацию, где столкновения, происходящие в каком-то одном месте, становятся столкновениями повсюду, где культурные и ре­лигиозные линии разлома разделяют наши сообщества.

Основной смысл Альянса цивилизаций раскрывается именно в этих рамках в качестве нового инструмента «мягкой силы» дипломатии ООН для решения новых «глокальных» (глобально-локальных) вызо­вов миру и безопасности.
ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ
ДЛЯ ТЕХ, кто не слишком хорошо знаком с инициативой по созданию Альянса цивилизаций, позвольте мне напомнить ряд ключевых фактов.

Альянс был инициирован в 2005 году бывшим Генеральным се­кретарем Организации Объединенных Наций Кофи Аннаном, при коспонсорстве премьер-министров Испании и Турции, с целью улучше­ния понимания и сотрудничества между нациями и народами различ­ных культур и религий и с тем чтобы в дальнейшем противодейство­вать силам, питающим поляризацию и экстремизм.

Эта инициатива Организации Объединенных Наций, поддержанная Группой друзей Альянса из числа более чем 120 государств, а также международных и региональных организаций, была развита в рекомен­дациях, содержащихся в докладе Группы высокого уровня по Альянсу цивилизаций, принятого в ноябре 2006 года.

Как инициатива действий, она направлена на осуществление и/или поддержку с помощью своих многочисленных сетевых партнеров ин­новационных проектов в четырех основных областях деятельности: в образовании, молодежной сфере, СМИ и вопросах миграции.

Таким образом, Альянс выступает в качестве движущей силы, глобального координатора и некой платформы, которая помогает достичь результатов в основном в сотрудничестве с правительства­ми, международными и региональными организациями, городски­ми и местными властями, с институтами гражданского общества и религиозными организациями, фондами, корпорациями и средства­ми массовой информации.

Это как бы моментальная, сделанная фотоаппаратом «Полароид» фотография Альянса. Теперь давайте сосредоточимся немного боль­ше на его концептуальных чертах.

В чем отличия Альянса цивилизаций? Почему Альянс считается но­вым инструментом «мягкой силы» ООН? Для чего он создан?

Вы, вероятно, помните, что в то время, когда был создан Альянс, в основном доминировали неоконсервативный подход к глобальной войне с террором и предсказания Хантингтона о столкновении цивилизаций.

Новизна Альянса цивилизаций ООН связана с тем, что я обычно называю «три а»: его цели (aims), его повестка дня (agenda) и его под­ход (approach).

Что касается целей, то хотелось бы подчеркнуть, что Альянс циви­лизаций характеризует глобальный подход, сфокусированный на по­ощрении эффективного и демократического управления культурным многообразием, хотя и уделяется особое внимание так называемому разделению Запад - ислам.

Таким образом, Альянс направлен на строительство мостов вну­три обществ и между ними, выступая против стереотипов и заблуж­дений, которые углубляют модели враждебности и недоверия, а также поощряя межкультурный диалог, взаимопонимание и сотрудничество.

При этом его важнейшая цель состоит также в борьбе с ростом экс­тремизма и вкладе в усилия по борьбе против расизма, расовой дис­криминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, вклю­чая дискриминацию людей на основе их религиозной принадлежно­сти или убеждений.

Что касается повестки дня, то позвольте особо выделить два основ­ных блока, на которых она основывается, - это национальные планы и региональные стратегии по вопросам межкультурного диалога и со­трудничества в четырех основных областях деятельности.

Национальные планы и региональные стратегии должны базиро­ваться на общей основе, закрепленной в Уставе Организации Объеди­ненных Наций, Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), междуна­родном праве и других документах, касающихся прав человека, вклю­чая гражданские, политические, экономические, социальные и куль­турные права.

Опираясь на триединый подход, а именно: «разрушение стен», «соз­дание мостов» и «совместное пространство», национальные планы и ре­гиональные стратегии по вопросам межкультурного диалога и сотруд­ничества должны охватывать четыре области деятельности Альянса и вырабатывать конкретные программы и проекты с участием широко­го круга заинтересованных сторон.

Позвольте в этой связи со всей ясностью заявить, что ориентиро­ванная на конкретные результаты инициатива ООН глобального мас­штаба - Альянс цивилизаций - не может развиваться, если не будет разработана платформа для сотрудничества на местном уровне. Под местным уровнем понимается как национальный, так и региональ­ный масштаб.

Таково наше видение Альянса. Национальные планы и региональ­ные стратегии - не догма, а платформа для действий и сотрудничества. Роль Альянса на самом деле в том, чтобы помочь сформироваться но­вой парадигме для решения проблем культурного многообразия.

Рад сообщить, что Россия уже подготовила проект национально­го плана. Это всеобъемлющий документ, охватывающий все аспек­ты и измерения, и, на мой взгляд, он представляет отличную основу для будущих действий.

Теперь пришла очередь Альянса выступить с конкретными про­граммами, предложить содействие для развития ряда проектов на мест­ном уровне, которые были разработаны нами или под нашим руковод­ством, таких как, например, сеть «Диалог-кафе», Фонд солидарности молодежи, Программа стипендий или механизм быстрого реагирова­ния в сфере массмедиа.

Надеюсь, что в следующем году Альянс сможет предоставить своим членам дополнительную помощь для реализации национальной страте­гии посредством более эффективной мобилизации экспертных и ресурс­ных возможностей своих партнеров, а также заинтересованных сторон.

Что же касается региональных стратегий, то мне доставляет боль­шое удовольствие проинформировать о том, что мы смогли завершить разработку первой региональной стратегии Альянса цивилизаций для Средиземноморского региона и она открыта для участия всех членов организации и заинтересованных сторон. Это очень хорошая новость, и можно рассчитывать, что она позволит нам активизировать межкультур­ный диалог и кооперацию в этом, подлинно ключевом, глобальном реги­оне мира, если мне будет позволено использовать это спорное понятие.

Для реализации очередной региональной стратегии мы в ближай­шее время планируем начать работу с нашими латиноамериканскими коллегами. Также предложено ОБСЕ совместно с нами принять участие в разработке стратегии Альянса применительно к Центральной Азии. В этом деле, думаю, Россия смогла бы сыграть важную роль направля­ющей силы в региональном процессе.

Теперь относительно подходов Альянса, хочу отметить два момента. Во-первых, деятельность Альянса ориентирована на результат. Он на­целен на то, чтобы стать платформой для ведения диалогов. Во-вторых, чтобы достичь результата, Альянс должен выступить в качестве ката­лизатора действий, брокера, организатора.

Особая ценность Альянса заложена в его способности создавать раз­нообразные посреднические площадки, на которых правительства, меж­дународные организации и представляющие гражданское общество игро­ки и структуры могли бы реализовывать совместные инициативы и обе­спечивать более широкую политическую и стратегическую связь мно­жества текущих проектов и программ в сфере межкультурного диалога.

При этом наши усилия вовсе не направлены на превращение Альян­са в международное агентство, в соперника международным и регио­нальным организациям.

Напротив, он представляется в качестве силы для расширения со­трудничества, создания новой синергии среди существующих и дей­ствующих игроков, более эффективной и координированной рабо­ты заинтересованных физических лиц и общественных организаций.

Был упомянут пример ОБСЕ, с которой Альянс стремится сотруд­ничать, например, в реализации региональных стратегий, разработке совместных акций в общих интересах и для общей выгоды.

Вовлеченность в эти процессы элементов гражданского обще­ства - НПО, добровольных, гражданских и местных сообществ, орга­низаций, фондов, церкви, религиозных организаций - имеет для нас крайне важное значение. Гражданское общество может катализиро­вать межгосударственные шаги, мобилизовать массовые движения и заставлять лидеров исполнять взятые на себя обязательства.

Уважаемые дамы и господа, таково мое видение деятельности Альянса, которую я стараюсь в течение последних трех лет осущест­влять на практике.

С малой долей нескромности, пользуясь привилегией, которую мне дает мой возраст, скажу, что удовлетворен результатами, достигнуты­ми к настоящему времени.

Вызовы, стоящие перед нами, велики, и будущее Альянса меня крайне заботит. Но глубоко уверен, что Альянс проводит свою работу в верном направлении, он действует своевременно и заполняет важную нишу международной деятельности.
АЛЬЯНС ЦИВИЛИЗАЦИЙ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ теперь, прежде чем перейти к заключительной ча­сти выступления, перебросить мостик между предыдущими, первой и второй частями.

Если обратиться к опыту истории, то легко согласиться с мыслью, что дипломатия никогда не отличалась наивностью. Если же рассма­тривать корни современной дипломатии, то было время, когда ее грани­цы были четко обозначены, а ее действующие лица четко определены.

Дипломатия осуществлялась дипломатической службой каждого го­сударства в качестве его «внешнеполитической армии» в целях защи­ты национальных интересов на международной арене.

Как видим, сегодня картина представляется значительно более размытой: нет четких границ между внешней и иной политикой, от­сутствует четкое деление между двусторонними, многосторонними и региональными направлениями в дипломатии. Нет ясно очерченной роли у появляющихся новых игроков в международных отношениях.

Следовательно, сегодняшняя дипломатическая практика сталкивает­ся с тремя вызовами. Ей приходится иметь дело с трансформирующими­ся межгосударственными отношениями. Ей приходится принимать во внимание меняющуюся ткань межнациональных отношений и сложную сеть новых игроков, не являющихся государствами. Ей, наконец, необхо­димо иметь дело с новыми проблемами и формировать новую повестку.

В нашем понимании вырисовывается новая дипломатия. Ставится под вопрос традиционная дипломатическая культура, возможно, от­вергаются некоторые постулаты внешнеполитической практики. Но от­крываются и многие новые возможности.

Между тем нынешний избыток прилагаемых к понятию «диплома­тия» определений - экономическая дипломатия, культурная, публичная, превентивная, мягкая, жесткая, тонкая, трансформирующаяся, челноч­ная, пинг-понговская, сетевая и т.д. - ясно говорит о том, что новая сре­да обозначает новые потребности и новые возможности.

Мы, несомненно, живем в такое время, когда традиционная пара­дигма дипломатии, как и внешней политики, меняется.

«Культурная дипломатия» как сфера применения усилий Альянса цивилизаций - это часть возникающей новой парадигмы. В ней выра­жается главная роль культуры как широкого понятия, задействован­ного в сфере межгосударственных отношений и отношений между людьми в целом.

В самом деле, задолго до того, как термин «культурная диплома­тия» был введен в обиход, государства мира налаживали и развивали разнообразные культурные взаимоотношения и осуществляли обмены.

Однако в наши дни «культурная дипломатия» расширяет свои преде­лы, вбирая в себя такие приоритетные вопросы, как, например, защита прав человека, толерантность, взаимопонимание, роль религиозных дви­жений в мировых делах, роль средств массовой информации в граждан­ском обществе, борьба с экстремизмом, проблемы мира и безопасности.

Поскольку она имеет дело с использованием «мягкой силы», «куль­турная дипломатия» явно представляет собой ключевое звено новой модели правления.

Господа, возможно, вы помните, как однажды Иосиф Сталин с от­кровенной усмешкой воспринял «мягкую силу», задав такой вопрос: «А сколько солдат в распоряжении Папы?»

Но, считаю, в наши дни мы не можем игнорировать фактор «мяг­кой силы».



Надеюсь, что однажды мы уверенно сможем сказать, что Альянс доказал ее значимость и в достижении этого результата Россия сыгра­ла важную роль.




Всевышний — это комедиант, чья публика боится смеяться. Генри Луис Менкен
ещё >>