Алексеева Мария Петровна Студентка Ягеллонского университета, Краков, Польша Данная научно-исследовательская работа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Алексеева Елена Петровна, студентка 4 курса 1 103.34kb.
Piotr Sztompka — профессор Ягеллонского университета, Польша 1 182.46kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.88kb.
Школьная научно-практическая конференция 4 487.82kb.
Районная научно-практическая конференция 1 269.86kb.
Мария Петровна атаманша. Богаевский Митрофан Петрович председатель... 1 332.52kb.
Ассоциативное поле концепта «патриотизм» в украинском и польском... 1 39.58kb.
Научно-исследовательская работа преподавателей техникума включает... 1 38.93kb.
Научно-исследовательская работа в нии «Новая экономика и бизнес» 1 51.74kb.
Научно-исследовательская работа по направлению «Православная история... 1 306.82kb.
Исследовательская работа по литературе 3 587.66kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине опд. Ф. 03 " Основы теории... 1 154.43kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Алексеева Мария Петровна Студентка Ягеллонского университета, Краков, Польша Данная - страница №1/1

Реализация этностереотипов в русских и польских паремиях

Алексеева Мария Петровна

Студентка Ягеллонского университета, Краков, Польша
Данная научно-исследовательская работа посвящена исследованию этнокультурных стереотипов, которые считаются важной частью знаний о действительности. Они выступают как универсальные познавательные классификаторы народной картины мира, отражающиеся как в языке, так и в народной культуре.

Актуальность темы исследования определяется тем, что сегодня под влиянием различных всемирных экономических, политических и культурных процессов происходят изменения во всех уровнях народной культуры, и для каждого этноса особое значение приобретает определение собственных национальных особенностей и традиций. При этом формирование представлений народа о своей самобытности неразрывно связано с осознанием отличий от «других», осознание внешних, ментальных, бытовых или культурных различий. [Белова 2006] Таким образом, актуальными выступают исследования традиционных единиц языка, закрепивших в себе стереотипный образ этнического соседа и представления народа о себе.

Этнокультурные стереотипы строятся на основе представлений, сформированных под воздействием определенной информации, например, опыта или наблюдения. Они закреплены в сознании человека и имеют эмоционально окрашенный характер. [Бартминский 2005; Толстой 1995] Это своего рода оценочный образ представителей определенного этноса, который зафиксирован в языке в форме устойчивых словосочетаний, фразеологизмов, пословиц и поговорок. [Крысин 2002] Таким образом, они являются непременным элементом картины мира людей.

Материалом исследования послужили 53 русских и 77 польских пословиц и поговорок, которые позволили выявить схожие и отличительные особенности образов русского, поляка и еврея в представлении двух народов. Источником русских изречений является Интернет-ресурс «Пословицы (большой сборник пословиц)» (http://posloviz.ru/), который содержит более 56 000 высказываний. Основным источником польских пословиц и поговорок является издание в четырех томах Nowa księga przysłów i wyrażeń przysłowiowych polskich (1969–1978 гг.). Перевод польских высказываний на русский язык осуществлялся автором данной работы.

Сравнение автостереотипов образов русского и поляка выявляет схожие черты двух народов (смелость, отвага, мужество, уверенность в своих силах, выдержка, доброта, откровенность, искренность); в отличии от русских изречений, в которых указывается на предусмотрительность русского народа, в польских пословицах отмечается наивность и ненаходчивость поляков, а также подчеркивается, что неудачи позволяют им приобрести необходимый жизненый опыт.

Анализ гетеростереотипов образов русского и поляка выявил свойственное русским паремиям осмысление поляка как ловкого, настойчивого, воинственного, непредусмотрительного и неосторожного человека; образ русского в польских пословицах воплощает хитрость, упрямство и недоверчивость (негативное отношение можно объяснить разными историческими и политическими отношениями между двумя народами).

Образ еврея, отраженный в русских и польских пословицах и поговорках, содержит самое большое количество отрицательных характеристик, отмечается его хитрость, алчность, способность и умение обманывать. В русских пословицах пренебрежительное отношение к евреям проявляется в использовании номинации «жид», в польских изречениях образ еврея сопоставляется с образами дьявола, волка или лисы. В паремиях также отмечаются положительные черты народа (жизнелюбие, доброта и заботливость).

Наиболее употребительными речевыми способами реализации этностереотипов в русских и польских паремиях служат устойчивые словосочетания (например, Бледный как еврейская маца (оригинал: Blady jak żydowska maca) ) или сравнительные обороты (Поляк боек, а русский стоек), которые позволяют на фоне одного объекта выделить значимость другого.

В результате определения стереотипных представлений о русских, поляках и евреях удалось провести сравнение представлений о данных этносах в традиционных культурно-языковых сферах. Выявленные особенности позволили установить общие и отличительные черты народов в наиболее значимых позициях, какими являются: особенности внешности, черты менталитета, своеобразие культуры и быта.

Литература
Бартминский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. М., 2005.

Белова О.В. Этнические стереотипы по данным языка и народной культуры славян (этнолингвистическое исследование). М., 2006. Электронный ресурс: http://www.ruthenia.ru/folklore/belova10.htm



Крысин Л.П. Лингвистический аспект изучения этностереотипов (постановка проблемы). // Встречи этнических культур в зеркале языка в сопоставительном лингвокультурном аспекте. М., 2002. 171-175 с.

Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995.









Через пятьсот лет на Земле останутся только стоячие места. Вернер фон Браун
ещё >>