Александр Сунгуров Инновации и их диффузия: к возможности использования концепции в социально-политическое сфере. Термин - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Александр Сунгуров Права человека как инструмент очеловечивания власти1... 1 121.57kb.
Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути... 4 600kb.
2 Инновации 1 326.71kb.
Инновации в деятельности оренбургских авиалиний 1 94.68kb.
Инновации в управлении: реинжиниринг бизнес-процессов 1 168.89kb.
Анализ возможности использования люминесцентных стёкол для остекления... 1 46.88kb.
Реферат Политическое и социально-экономическое развитие Германских... 1 214.68kb.
Инновации в цветной металлургии 1 50.28kb.
Возможности социально-ориентированных сетевых технологий в построении... 6 765.32kb.
Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХ... 1 111.52kb.
1. Биолюминесцентная реакция обелина Термин «фотопротеин» 1 109.22kb.
Формирование и эволюция современной экономической мысли 1 216.74kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Александр Сунгуров Инновации и их диффузия: к возможности использования концепции - страница №1/1

Александр Сунгуров
Инновации и их диффузия: к возможности использования концепции в социально-политическое сфере.
Термин «инновации» все чаще используется сегодня в российских СМИ, об инновационном развитии говорят политики, государственные служащие, однако при этом в подавляющем случае под инновациями понимаются исключительно новые продукты и технологии, а под инновационной политикой понимается создания условия для развития опять таки – технологических инноваций. При этом сама общественно-политическая сфера в большинстве случаев не рассматривается как арена для инноваций общественной и политической жизни, а лишь как среда для развития инноваций технологических.

С другой стороны, неоднократные попытки создания инновационной среды в нашей стране, не меняя ничего в политике, понимаемой как отношения по поводу власти, которые каждый раз заканчиваются очередной неудачей, приводят нас к мысли о том, что сама организаций социально-политической среды может способствовать или препятствовать инновациям и в сфере технологической.

Целью настоящей работы является анализ существующих представлений в различных отраслях науки об инновациях и их диффузии с целью определения возможности использования этих представлений для изучения судьбы нововведений в общественной и политической сферах общества.


  1. «Классические» представления об инновациях – Й.Шумпеттер и его последователи.

В многочисленных книгах и учебных пособиях по инновациям в экономике и промышленности единодушно отмечается, что впервые описание инноваций было дано в опубликованной в 1911 году книге Йозефа Шумпетера «Теория экономического развития». И хотя сам Йозеф Шумпетер в то время еще не использовал термина «инновация», он писал о факторах экономического развития следующее: «Форма и содержание развития в нашем понимании в таком случае задаются понятием «осуществление новых комбинаций».

Шумпетер определял предпринимательскую деятельность как способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса. Предприниматель по Шумпетеру - отнюдь не то же самое, что и капиталист: предпринимательская деятельность является новаторской по самому своему определению и в силу данного обстоятельства служит постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и экономического роста1.

«Как утверждал Шумпетер, рынок нужно представлять как эволюционный процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций, который он называл процессом созидательного разрушения. По его мнению, успех рыночной системы заключается не в эффективном достижении статического оптимального равновесия, а в способности осуществлять динамические изменения в технологии и достигать динамического роста посредством таких изменений»2.

Отметим здесь, что, по представлениям Шумпетера, рассматриваемые им инновации могут играть важную роль в волнах экономической активности различной длительности – «длинных волн» Н.Кондратьева, «волн» средней длины (продолжительности), которые он «в интересах научно-исторической справедливости» предложил называть волнами Жюгляра.3 Итак, инновации самым тесным образом связываются в теории экономического развития с самой экономической динамикой, которая с неизбежностью, отметим мы, влияет и на динамику политическую, в том числе и на политические ритмы.

При концептуализации понятия "инновации" полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие "инновация" часто смешивается с понятием " "изобретение "", обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом " "улучшение "". Понятия " "изменения "" и " "креативность "" также иногда могут быть употреблены вместо понятия "инновации".

Чтобы отличать "инновации" от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность (либо используется другими людьми в их интересах), т.е. она связана с внедрением»4.

«Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»5.

Академик чехословацкой Академии наук Ф.Валента выделял структурные аспекты инноваций: «Инновация - это изменение в первоначальной структуре производственн­ого организма, т. е. как переход его внутренней структуры новому состоянию»6.

Словацкие исследователи Л.Водачек и О. Водачкова, определяя инновацию как «целевое изменение в функционировании предприятия как системы; это может быть количественное или качественное изменение, которое касается той или иной сферы деятельности предприятия», отмечают тесную связь с обсуждаемым термином трех нижеприведенных понятий:

инвенция, т. е. инициатива, предложение, идея, проект возможного решения, который после проработки выльется в инновацию;

инициация инновации, т. е. научно-техническая, экспери­ментальная или организационная деятельность, целью которой является начало инновационного процесса или поддержание его необходимого хода;

диффузия, т. е. распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения7.

Наконец, предложим наше краткое определением: «Инновация – это целевое (осознанное) изменение в структуре или функциях системы определенного вида».

Общим во этих и аналогичных им определениях является, на наш взгляд, представление об инновации как о некоем уже хотя бы отчасти реализованном проекте. Сама по себе новая идея, проект, существующие только в мозгу автора или на бумаге как результат обсуждений команды единомышленников еще новацией не является – в этом случае используются термины «новшество» или «инвенция».

Второй вывод, который напрашивается после сравнения рассмотренных дефиниций – что инновация сама по себе представляет процесс, процесс распространения нового, причем процесс по крайней мере на начальном этапе – сознательный, требующий энергии и риска предпринимателя. Далее же процесс распространения инновации может носить уже стихийный характер, и именно в этом смысле используется термин диффузия.

С понятием инновации тесно связано такое понятие, как инновационный процесс. В словаре «Научно-технический прогресс» инновационный процесс определяется через совокупность трех стадий: от исследований до первого производственного освоения; от первого освоения до развертывания выпуска в масштабах, достаточных для удовлетворения потребности всего народного хозяйства; от производства новшества до его использования конечными потребителями, включая обслуживание и утилизацию использованного изделия8. В тексте Т.Ф.Гареева дается иное, более широкое и более важное для нашей работы понимание инновационного процесса как «динамичного и позитивно оцениваемого взаимодействия между инноватором и внешней средой (экономической, социальной, политической и т.п.) в результате целенаправленно осуществляемого инноватором изменения состояния практической деятельности вследствие применения к ней нового либо не использовавшегося в данной области знания»9.

Важной частью инновационного процесса является диффузия - распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей, и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяют скорость и границы диффузии инноваций в рыночной экономике. Сам обсуждаемый термин стал широко распространенным в маркетинге после появления в свет в 1962 г. работы Эверетта Роджерса10. В основу модели Э.Роджерса положено разделение потенциальных потребителей инновации (или участников процесса диффузии) по критерию предрасположенности к ее восприятию, при этом в рамках модели выделяется пять групп: новаторы (2,5%), ранние последователи (13,5%), раннее большинство (34%), позднее большинство (34%) и опоздавшие (16%). Отметим, что это распределение может быть отнесено и к инновационному процессу в сфере социально-политической, здесь также доля застрельщиков инновации не превышает 2-3 процентов.

Диффузия научно-технических знаний и информации, в отличие от коммерциализации технологий, по мнению Т.Ф.Гареева, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений11. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации.


  1. Понятие диффузии в социальных науках


Несмотря на то, что понятия инновации и диффузии инновация используются сегодня наиболее часто в поле менеджмента и маркетинга, все же впервые они были использованы в другой области знаний, на рубеже XIX и XX веков. Точнее, речь шла не столько о самих инновациях (этот термин вошел в оборот несколько позже), сколько о диффузии определенных признаков культуры, культурных обычаев, институтов, от одного народа к другому.

Сегодня под диффузионизмом (от лат. diffusio - разлитие, растекание, просачивание), понимается направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, культурологии, археологии, объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.)12.

Основные положения теории диффузионизма:


  • Происхождение культурных элементов имеет географическую привязку. Каждый из них возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по земному шару.

Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов. Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает не только предметы материального быта, но и идеи: идеологии, мифологии и т.п13.

Примером современного прочтения этой теории является монография Е.В.Алексеевой, с характерным названием «Диффузия европейских инноваций в России»: «Перенос и диффузия важнейших инноваций из одной страны в другую является рабочей парадигмой теории модернизации. Модернизация рассматривается как система эпохальных нововведений, возникших в Новое время на территории Западной Европы распространившихся по всему миру. Диффузия может быть определена как импорт и распространение инноваций в обществе при непосредственном контакте участников взаимодействия или опосредованно через различные средства передачи информации14.

Говоря о внешних влияниях на общественно-политическую и культурную жизнь России, исследователи, естественно, не ограничиваются только влиянием европейских стран. Так, выдающийся культуролог Ю.М.Лотман анализировал проблемы влияния Византии на русскую культуру15. Совсем недавно в Санкт-Петербурге была защищена диссертация, посвященная анализу процессов восприятия в России американской культуры16.


  1. Инновации в социуме и инноватика.

В российской социологической энциклопедии «термин «социальная инновация» определяется как: 1) результат творческой деятельности, получивший широкое применение и послуживший основанием для значимых социальных изменений; 2) процесс преобразования нововведений в социокультурные нормы и образцы, обеспечивающий их институциональное оформление и закрепление в сфере духовной и материальной культуры общества»17.

То есть и для случая социальных инноваций мы видим определенный дуализм понятия – инновация одновременно рассматривается и как процесс, и как результат этого процесса.

Сегодня стало уже привычно говорить об инновациях в различных областях социальной сферы – в медицине, в образовании, в направлениях, связанных с работой с группами риска, а также с людьми, преступившими закон и с потерпевшими. Особенно широко понятие инновация используется у нас в стране по отношению к сфере образования – здесь речь идет об инновациях на всех уровнях образования – от начального до высшего18, здесь действует специальный образовательный портал «Инновации в образовании»19.

Социологи во второй половине ХХ в. стали смотреть на инновации как на стадию общего процесса социального изменения, выделив в них четыре основных элемента: «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оцениватели». Критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения «оценивателей» соответственно тем или иным инновациям20.

Авторы Большого толкового социологического словаря Д.Дэвид и Дж.Джерри, определяя диффузию (diffusion) уже в широком смысле — «как распространение черт культуры (например, религиозных убеждений, технологических идей, форм языка и т.д.) или социальной практики одного общества (группы) другому» 21.

Расширение сферы исследований, связанных с инновационными процессами, постепенно привело к тому, что стал использоваться специальный термин – «инноватика» - «отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе»22. Важным шагом на пути систематизации научных знаний в новой области социологии, изучающей сущность и закономерности порождения, развития и распространения инноваций в современном обществе, стала работа профессора Ю.А. Карповой «Введение в социологию инноватики»23. В рамках этой работы инновация рассматривается как социальный феномен, появление и функционирование которого в культуре вызывает системные социальные изменения.


  1. Инновации в праве и их рецепция.

Предварительное знакомство с существующей литературой показало, что основная ее часть связана не столько с появлением инноваций как таковых, сколько с проблемой их распространения и переноса правовых норм и практик из одной страны в другую. Процесс переноса этих норм носит в правоведение различные названия, например, рецепция. Одно из наиболее распространенных – это процесс кроссконституционного влияния24, использования элементов или целых конструкций, получивших развитие в одних странах, в конституционных процессах других государств.

Термин «рецепция» прежде всего и чаще всего используется при анализе процессов влияния такого бесспорно мощного источника, как римское право. Так, анализируя влияние римского права на российскую правовую систему, С.В.Ткаченко совершенно верно отмечает, что правовые системы всех стран не существуют изолированно, а взаимодействуют друг с другом, ведут постоянный культурный диалог. Правовая культура отдельных стран подвергается постоянной "бомбардировке" со стороны попадающих в нее подобно, "метеоритному дождю", случайных фрагментов других правовых культур, юридических текстов, процедур и правовых конструкций25.

Существуют интересные попытки выделения в общем процессе рецепции различных ее аспектов («юридическая экспансия», «юридическое заимствование», и собственно рецепция). Термин «юридическая экспансия» рассматривается как процесс и результат навязывания одним обществом (частью общества, государством, социальной группой и т.п.) своей правовой системы другому обществу. Понятие «заимствование» указывает на процесс добровольной «пересадки» юридических элементов, тогда как термин «рецепция» обыкновенно применяется в науке для обозначения наряду с процессом результата, а именно усвоения каким-либо обществом элементов правовой системы другого общества26.



В статье красноярского юриста Владимира Княгинина27, размещенном на сайте «Русский архипелаг», ставится вопрос о том, что именно заимствует государство и общество: отдельные правовые институты, элементы юридической техники, практики правоприменительной деятельности и т.п. Или то, что Ж.Бюрдо назвал "правовой идеей" ("идеей права"), т.е. системы общих взглядов, "верований" отдельных сообществ людей либо общества в целом относительно основ (принципов) социального, политического, правового порядка28. В первом случае речь идет о "юридической аккультурации" в широком смысле, т.е. о переносе одной культуры в другую, во втором — о глобальном процессе, получившем название "рецепция". Последняя меняет весь правовой строй общества-реципиента и является в этом смысле тотальной аккультурацией. Ж.Карбонье, описывая рецепцию как особую форму аккультурации, употребил даже такой термин как "культурная мутация"29.
***
В результате рассмотренный в данном тексте подходов мы можем сделать уверенное заключение, что не существует никаких сколь-нибудь серьезных препятствий для использования концепции инноваций и их диффузии для изучения процессов в социально-политической сфере. Как было показано, эта концепция уже давно плодотворно используется в науке социальной, проблемы диффузии нововведений являются одной из органических составляющих права, то есть в этом ряду бесспорно найдется соответствующее место и для науки политической. Соответственно, использование концепции инноваций в сфере политики станет предметом нащей следующей работы.

1 Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007

2 Михаил Буланов Теории циклической динамики. Сайт цивилицационного форума «Социнтегрум»: http:// www.socintegrum.ru/bulanov1.pdf

3 Шумпетер Й. А., 2007, с. 41.

4 Статья на сайте «Словари и энциклопедии на Академике. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152267

5 Г.К. Джолдасбаева. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства. Портал «Технологии корпоративного управления». http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_18/article_2933

6 Ф.Валента. Творческая активность-инновации-эффект. – Прага, 1969.

7 Водачек Л. Водачкова О.,Стратегия управления инновациями на предприятии. – М.: Экономика, 1989. С. 23.

8 Научно-технический прогресс: Словарь / Сост. В.Г. Горохов, В.Ф. Халипов. – М., 1987.

9 Т.Ф.Гареев. Эволюция моделей инновационного процесса. // Вестник ТИСБИ, 2006, вып. 2. http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue2/econom4.html





10 Rogers, E.M. Diffusion of innovations (4 th. ed.) – New York: The Free Press, 1995.

11 Т.Ф. Гареев. Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса. Сайт «Инновации и предпринимательство», http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_67B2A439-34E2-4B91-B225-0699ABCFE2A3.html

12 Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.147-149.

http://www.countries.ru/library/ideas/diffusionism/diff.htm

13 Лурье С. В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. Глава 1. - М., Аспект Пресс, 1998. http://svlourie.narod.ru/hist-ethnology

14 Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII – начало XX в.). – М.: РОСПЭН, 2007. С. 6.

15 Ю.М.Лотман. Проблемы византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении. // Византия и Русь./ Отв. ред. Г.К.Вагнер. М., 1989.

16 Левшина Ольга Николаевна. Рецепция американской культуры в России в XVIII-XIX вв. Автореф. дисс.канд. филос. наук : 24.00.01 – СПб: РГПУ, 2009.

17 Социологическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2/ Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Гл. ред. В.Н. Иванов – М.: Мысль, 2003. С. 456.

18 См., например: Кулешова Г.М. Инновация как новая философия образования. http://eidos.ru/journal/2005/0910-20.htm; Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 220 с.

19 http://sinncom.ru

20 Маршак, А.Л. Социология инноватики как прикладная наука: к постановке вопроса / А.Л. Маршак // Интеллектуальный ресурс как важнейший фактор управления промышленностью. – М., 1996

21 Д. Дэвид, Джери Дж. Диффузия. // Большой толковый социологический словарь, 2001 г., http://voluntary.ru/dictionary/567/word/%C4%C8%D4%D4%D3%C7%C8%DF

22 В.Л.Романов. Приложения.

23 Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. Учебное пособие. – СПб. Питер, 2004

24 Кузнецов И.И. Кроссконституционное влияние в политическом процессе России. // Политэкс, 2007., том 3, №3, с. 165-181.

25 Ткаченко С.В. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ (диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук) - Москва, 2006. 2.1. Понятие и проблемы рецепции римского права. http://www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum6674/item6679.html


26 Тверякова Е.А.Юридическая экспансия: теоретико-историческое исследование. Автореф. дисс… канд.юрид.наук. Нижний Новгород, 2002. С.10, 16.

27 Владимир Княгинин. Рецепция зарубежного права как способ модернизации российской правовой системы. http://www.archipelag.ru/geoeconomics/kapital/system/modernization/

28 Батыр К.И. Институционализм в изучении революционной государственности XVII-XVIII веков // Право и идеология: Сб-к науч. трудов / Отв. ред. И.А.Исаев. М.: МЮИ, 1991. С. 22-24

29 Карбонье Ж. Юридическая социология. М.: БГК им. И.А.Бодуэна, 1998. С. 198-201





Самоучка: школьник, родители которого не делают за него уроки.
ещё >>