Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин считается основоположником... 1 18.57kb.
Александр Сергеевич Пушкин Гавриилиада Серия: Поэмы «Александр Сергеевич... 1 396.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава Поэмы – Александр Сергеевич Пушкин 4 972.13kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 255.65kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава 1 505.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила 7 1498.62kb.
Александр Сергеевич Пушкин Станционный смотритель Пушкин Александр... 1 130.96kb.
Пушкин а с. Тема дружбы в лирике а с. пушкина 1 144.06kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 55.77kb.
Тема: Учитель 1 159.77kb.
Александр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823 1836 24 3472.54kb.
Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина 1 149.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - страница №4/4


Рассказ Чехова «Хамелеон»
Чехов сравнивает главного героя рассказа, полицейского надзирателя Очумелова, с хамелеоном. Это животное, которое меняет свой цвет в зависимости от цвета того предмета, на котором оно находится. Очумелов тоже всё время меняется: он приспосабливается к ситуации. Вначале рассказа он узнаёт, что мастера Хрюкина укусила собака. Сначала он думает, что эта собака принадлежит какому-нибудь простому жителю города и хочет наказать хозяина, потом же ему говорят, что собака принадлежит генералу. Вначале рассказа Очумелов – величественный начальник, грозный, привыкший пугать людей. Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он считает, что тот, кто сильнее, тот и прав. Потом он резко изменяет поведение, переходит к угодничеству (он боится генерала), а потом наоборот. От одной мысли, что он может вызвать недовольство генерала, Очумелову становится то жарко, то холодно, поэтому городовой Елдырин должен то снимать, то накидывать на плечи Очумелова новую шинель. Например, Очумелов говорит: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто...».

Очумелов не один хамелеон в рассказе. Сначала Хрюкин требует для себя равенства, говорит, что и у него брат - жандарм, а потом, когда Очумелов начинает злиться и кричать на него, он умолкает. Толпа людей, которые наблюдают за конфликтом, тоже меняет своё поведение. Вначале она сочувствует мастеру, а в конце смеётся над ним и злорадствует. Жителям города скучно, им не хочется ничего делать, поэтому история с собакой становится для них просто развлечением. Таким образом, и люди, которые собрались на площади, и Хрюкин – тоже хамелеоны. Хамелеон – это символ двоедушия. В этом рассказе, как и в других рассказах Чехова, есть и смех, и горе. Автор с грустью напоминает читателям о забытом человеческом достоинстве, о том, что люди перестали себя уважать. Хамелеонство как общественное явление становится страшным именно из-за своей распространенности, обычности.

Чехов использует в рассказе так называемые «говорящие фамилии». Это значит, что автор специально выбирает такую фамилию для героя, которая указывает на особенности его характера и поведения. Фамилия «Очумелов» происходит от прилагательного «очумелый», которое означает «сумасшедший». Фамилия «Хрюкин» связана с глаголом «хрюкать» и существительным «хрюканье». Хрюканье – это звук, который издаёт свинья. Если человека называют свиньёй, то это значит, что он невежливый или грязный. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон» используются для создания комического эффекта.
Рассказ Чехова «Человек в футляре»

В этом произведении главным героем является учитель греческого языка по фамилии Беликов. Футлярность, то есть закрытость от всего мира, проявляется во всём, что связано с этим героем. В квартире Беликова мебель закрыта чехлами, в любую погоду он надевает тёмные очки, галоши, берёт зонтик и вставляет в уши вату. И зонтик, и часы у него были в чехле, даже “...лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник”. Даже свои мысли он прячет. “Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь”. Это происходило потому, что в запрещении все четко, определенно, понятно. Всё в футляре, ничего нельзя. Это — идеальная жизнь, по мнению Беликова. Футляр в рассказе Чехова – то, что закрывает человека от настоящей жизни.

Современность вызывала отвращение у Беликова, он “всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было”. Даже профессия — преподаватель греческого языка — соответствует взгляду Беликова на мир: она относит нас на много веков назад, в далекое прошлое.

Этот рассказ не только о Беликове. Важно, что этого героя боится весь город, даже умные люди, другие учителя гимназии. Власть Беликова фантастична, её ничем нельзя объяснить. Она похожа на гипноз и самовнушение, потому что Беликов – болезненный, слабый, одинокий человек, который сам всего боится. Чехов через сюжет показывает читателям, на чём была основана власть Беликова. Этот герой постоянно мучил всех своей невероятной осторожностью, постоянно боялся, как бы чего не вышло, не случилось, как бы не узнало начальство. Работая в гимназии, Беликов понимает, что надо общаться с сотрудниками. Но он настолько прячется в свой футляр, что уже не может общаться с кем-то нормально. Он приходит в гости к другим учителям, садится в угол и молчит. Учителям неприятно это: им кажется, что Беликов следит за ними и хочет навредить им. Беликову и самому неприятно ходить к сослуживцам, но он верит, что так он выполняет свой долг.

Беликова никто не любит и он никого не любит. Но он начинает что-то чувствовать к Варваре Саввишне Коваленко, сестре нового учителя истории и географии. Этот учитель единственный в городе не боится Беликова и открыто говорит другим людям, что Беликов ему неприятен. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого человека, который всегда за всеми следит, которого интересуют только правила, «эту мерзкую рожу». Варвара Саввишна очень весёлая женщина, любящая посмеяться. У городских женщин появилась мысль поженить Беликова и Варвару Саввишну, но учитель всё время сомневается, боится, как бы чего не вышло. Он говорит: «Варвара Саввишна мне нравится, ...и я знаю, жениться необходимо каждому человеку, но... все это, знаете ли, произошло как-то вдруг... Надо подумать». Беликов боится менять свою повседневную жизнь. Ему постоянно кажется, что Варвара Саввишна ведёт себя неправильно, например, ездит на велосипеде. В конце концов, учитель Коваленко скидывает Беликова с лестницы. Падение видит Варвара Саввишна и смеётся, потому что думает, что Беликов упал сам.

После этого случая Беликов уходит к себе домой и через несколько дней умирает. Умирает он потому, что оказался в глупой ситуации. Он считает, что опозорен перед жителями города. Когда Беликов умирает, создается впечатление, что именно для этого он и жил: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что, наконец, его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет».

После смерти Беликова все жители города почувствовали облегчение, «большое удовольствие». Людям показалось, что они, наконец, обрели свободу. Но это была ошибка: «Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же (…) бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

К сожалению, Беликов – это не единственный человек в футляре, о котором говорится в рассказе. В этом произведении Чехов использует рамочную композицию. Рассказчик, учитель Буркин, вспоминает о Беликове из-за Мавры, женщины, которая уже десять лет сидит за печью и выходит из дома только ночью. Маврой рассказ начинается и заканчивается. Когда в конце рассказа ветеринарный врач Иван Иванович говорит Буркину, что нельзя терпеть унижения, обиды, что бессмысленная служба – это тоже футляр, Буркин его прерывает. Он утверждает, что Иван Иванович говорит уже совсем о другом, а потом быстро засыпает. Получается, что и Буркин тоже закрывается в свой футляр и ничего не хочет менять. Футлярность оказывается свойством многих людей. Так от одного случая, от самых простых явлений жизни и мелких событий Чехов переходит к важным общественно-историческим и философским обобщениям.




1 Вот что он пишет о главных героях в третьей главе:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

2 Сатира – это злой смех. Этот вид комического высмеивает то, что опасно для всего общества.

3 Коме́дия положе́ний — это вид комедии, основанный на том, что герои спектакля попадают в смешные ситуации. Её сюжет основан на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств.

4 Гротеск – это литературный приём, при котором резко нарушаются обычные жизненные соотношения. Могут соединяться явления, не соединяющиеся в реальной жизни, или наоборот – целое разделяется на самостоятельно действующие части. Так в повести Гоголя «Нос» нос начинает жить отдельно от своего хозяина.

5 Вакса – это чёрное вещество, которое используют, чтобы чистить обувь.

6 Слова «судьба», «доля», «долюшка» - являются синонимами (имеют одинаковое значение).

7 Русская национальная обувь, которую делали из коры дерева.

8 Славяне (славянин, славянка) – это родственные друг другу народы (например, русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи). Их языки похожи - они относятся к одной языковой группе (славянские языки).

9 Христиане верят, что некоторые иконы (изображения бога или святых людей) могут совершить чудо: вылечить больного человека, дать семейное счастье.

10Эпи́граф (от греческого.επιγραφή — «надпись») — цитата (маленький отрывок из другого произведения), которую автор помещает вначале всего текста или его части, чтобы указать на его смысл, своё отношение к тому, о чём он пишет.

11Граф Клейнмихель, начальник строительства Николаевской железной дороги, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство.

12 Эпило́г – заключительная часть, которую автор добавляет к законченному художественному произведению и которая не обязательно связана с основным текстом произведения непрерывным развитием событий. Часто эпилог показывает жизнь главных героев через несколько лет после развязки действия.

<< предыдущая страница  



Нельзя сомневаться: чем могущественнее мужчина, тем он сексапильнее. Анджи Дикинсон
ещё >>