Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин считается основоположником... 1 18.57kb.
Александр Сергеевич Пушкин Гавриилиада Серия: Поэмы «Александр Сергеевич... 1 396.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава Поэмы – Александр Сергеевич Пушкин 4 972.13kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 255.65kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава 1 505.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила 7 1498.62kb.
Александр Сергеевич Пушкин Станционный смотритель Пушкин Александр... 1 130.96kb.
Пушкин а с. Тема дружбы в лирике а с. пушкина 1 144.06kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 55.77kb.
Тема: Учитель 1 159.77kb.
Александр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823 1836 24 3472.54kb.
Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина 1 149.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - страница №3/4


Поэма Н.А. Некрасова «Железная дорога»

В стихотворении «Железная дорога» (1864 год) Некрасов отвечает на вопрос о роли народа в истории. Основой для произведения является реальная ситуация – строительство железной дороги между Москвой и Петербургом, которое было закончено в 1851 году. Проблема строительства железной дороги во второй половине XIX века была особой важной, потому что на поезде можно было намного быстрее доехать из одного места в другое. Если на лошади из Москвы в Петербург можно было доехать примерно за неделю, то путешествие на поезде сокращало время в дороге до одних суток. Однако Некрасов не хочет писать о каких-то определённых (конкретных) событиях, которые связаны с этим строительством.

Эпиграф10 к стихотворению – разговор, который лирический герой услышал в вагоне поезда. Отец на вопрос сына о том, кто строил железную дорогу, отвечает: Граф Петр Андреевич Клейнмихель11. Некрасов в произведении даёт свой ответ на этот вопрос мальчика Вани.

Первая глава – это взволнованные мысли о красоте природы родной страны. Нам показаны яркие осенние краски природы: «Листья поблекнуть ещё не успели,


Жёлты и свежи лежат, как ковер.». В природе всё красиво и гармонично. Лирический герой Некрасова едет в поезде и размышляет о том, что в природе всё прекрасно.

Во второй главе гармоничной красоте осенней природы противопоставлен страшный мир человеческого горя, в котором люди должны работать в тяжёлых условиях. Страдания людей в контрасте с приятным осенним пейзажем кажутся ещё более ужасными. Эта глава связана и с первой, и с эпиграфом. Лирический герой хочет показать Ване настоящих строителей железной дороги. Герои почти всех произведений Некрасова – это люди труда. Изображение строительства очень важно с общественной, социальной точки зрения. Некрасов показывает, как крестьяне, которых согнали «с разных концов государства российского», становятся рабочими. Они идут строить дорогу, потому что они голодные, у них нет денег. Но даже заработанные на этом строительстве деньги у них отбирают «грамотеи-десятники» (десятник – человек, который руководит группой из 10 рабочих). Рабочие трудятся «под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной». В итоге, на строительстве железной дороги погибло несколько тысяч человек, и об этом поэт решил рассказать не только мальчику, но и читателям.

Автор даёт возможность говорить самим рабочим, чтобы читатель мог их лучше понять. Мы слышим слова «толпы мертвецов», потому что многие люди умерли здесь из-за тяжёлой работы. Мертвецы говорят: «любо нам видеть свой труд», то есть им радостно его видеть. Они показаны в стихотворении не только как страдающие люди, но и как те, кто могут что-то создать. Они спрашивают у живых людей, помнят ли они их, помнят ли они, кто построил дорогу. Для них важно, чтобы их помнили, потому что человек жив, он для кого-то важен, пока о нём помнят. Некрасов показывает одного из мирных детей труда – усталого, больного белоруса, работавшего всю жизнь, который даже после смерти «механически, ржавой лопатой мёрзлую землю долбит». В конце этой части особую силу получает голос лирического героя. Поэт делает вывод о безграничных возможностях русского народа. Он пишет о будущем народа: «вынесет всё – и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Ещё он пишет, что привычку к труду нужно иметь и ему и мальчику Ване, а не только рабочим. Он называет эту привычку благородной и говорит о том, что нужно уважать простых людей, потому что они всегда считали труд необходимым и правильным делом.

Третья глава показывает нам более широкую картину событий. Некрасов думает о том, может ли народ создать великие духовные ценности. Отец Вани – генерал, которому теперь дана возможность говорить, считает, что народ не может ничего создать, построить, а может только всё разрушать, уничтожать («Не создавать – разрушать мастера»). Он говорит, что народ – это пьяницы, дикие люди. Генерал говорит, что великие произведения искусства создали отдельные образованные, талантливые люди, а не весь народ. Он просит не рассказывать Ване о смерти, потому что Ваня ещё ребёнок.

Четвёртая глава как будто подтверждает слова генерала о народе как о толпе пьяниц. Бочка вина примиряет рабочих с начальником. За вино они готовы забыть о том, что им заплатили меньше денег, чем должны были. Рабочих ещё раз обманули. Эпизодом, в котором народ радостно приветствует купца, который привёз вино, заканчивается стихотворение. Никто прямо не возражает генералу, но то, что его идеи неправильные, доказывает всё содержание произведения.

Лирический герой Некрасова мучается от своего бессилия, от невозможности что-то изменить в жизни народа. Некрасов видит, что с одной стороны, людей из народа нужно пожалеть, они «мирные дети труда», они трудолюбивы, но с другой стороны, они сами отчасти виноваты в своей беде, потому что они пьют вино, готовы долго терпеть унижение и, не возражая, подчиняться начальникам. В то же время у читателя может возникнуть вопрос, на сколько времени ещё хватит терпения народа? Особенностью русского характера считается долгое терпение, которое неожиданно заканчивается и происходит страшный бунт или революция.



Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»
«Война и мир» – первый роман Л.Н. Толстого. Действие в этом произведении начинается в 1805 году, а заканчивается в 1813. События эпилога12 – 1820 год.

Этот роман сильно отличается от тех, которые русские писатели-реалисты писали раньше. В этом произведении не один, а четыре главных героя – Пьер Безухов, Наташа Ростова, князь Андрей Болконский и его сестра княжна Марья. Все они являются одинаково важными для сюжета. Раньше в русских романах было мало героев, а в «Войне и мире» их больше 550. Так много персонажей было нужно для того, чтобы показать широкую картину русской жизни двух первых десятилетий XIX века.

В романе четыре тома, много глав и частей. Это даёт возможность Толстому легко говорить то об одном герое или событии, то о другом; перемещать повествование во времени и в пространстве. Герои Толстого всегда показаны нам в настоящем времени, он не рассказывает об их прошлом. Автор не говорит нам, чем закончилась жизнь героев. В эпилоге автор оставляет героев в тот момент, когда могут начаться новые события. Пьер Безухов становится участником тайного общества, похожего на тайные общества декабристов, а брат Наташи – Николай Ростов – оказывается его политическим противником. Нам показаны их напряжённые идейные споры о будущем России. С эпилога мог бы начаться новый роман об этих героях.

«Война и мир» – историческое произведение. Его герои, и придуманные Толстым, и те, кто жил в реальности, участвуют в исторических событиях войн России с Наполеоном. Толстой говорил, что ему сложно точно назвать жанр этого произведения. В «Войне и мире» есть черты романа – автор рассказывает о жизни отдельных людей – лучших представителей дворянства. В то же время здесь хорошо видно и эпопейное содержание – показана история народа в важный для государства момент, когда решалась судьба страны. Соединение романного (отдельные герои) и эпического (весь народ) позволяет назвать это произведение Толстого романом-эпопеей.

Название произведения очень широко показывает нам его смысл. Мир – это и жизнь без войны, и то единение, к которому всегда должны стремиться люди. Война – это не только сражения, но и разъединение людей, когда каждый хочет жить только для себя. Название показывает и главную идею этого произведения – важно, чтобы все люди стали братьями друг другу, а не боролись друг с другом.

Все герои романа делятся на две группы: «люди войны» и «люди мира». «Люди мира» это Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов. Они ненавидят войну, ложь, эгоизм, которые разъединяют людей. Их отношение к войне высказал Андрей Болконский перед Бородинским сражением: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». Но война – это страшная необходимость, когда нужно защищать свою Родину. Любимые герои Толстого («люди мира») любят свою страну. Важным носителем идеи объединения в романе является Кутузов. Это реальный исторический персонаж. Кутузов – русский полководец, благодаря которому Россия победила Наполеона в 1812 году и не была захвачена французскими войсками. Кутузов в романе представляет справедливую войну, соединившую всех жителей России в борьбе с захватчиками. Когда же эта освободительная война закончилась, и русские войска сами стали захватчиками за пределами России, Кутузову как «представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер». Другие герои (Курагины, Наполеон, Александр I) – «люди войны», хотя не все из них воюют. Они приносят разъединение, вражду, эгоизм.

Для Толстого было важно то, как герой относится к народу, близок он или далёк от народа. В XVIII–XIX веках русские дворяне становятся очень далёкими от народа по своим мыслям, чувствам, желаниям. Они перестают понимать жизнь крестьян. Более того, в начале XIX века многие русские дворяне почти всё время говорили по-французски и очень плохо знали свой родной русский язык. Толстой считал, что русские люди должны быть едины, и не важно, из какого они сословия. Поэтому путь любимых героев Толстого – это путь их духовного приближения к народу. Наташа Ростова способна к нравственному соединению с народом, она понимает всё, что было в каждом русском человеке. Это было возможно потому, что Наташа очень открытый человек, не прячущий свои мысли и чувства.

Пьер Безухов ищет правду. Очень часто автор показывает нам его внутренний монолог, потому что этот герой постоянно обдумывает всё то, что он видит вокруг, всё то, что он чувствует. Пьер много думает о своём предназначении – для чего он живёт. Главные особенности его характера – это искренность и доверчивость. Поиски правды приводят его к пониманию мудрости народа. Для Пьера очень важной оказывается встреча с солдатом Платоном Каратаевым. Каратаев живёт в гармонии с миром. Он всё любит и всё принимает, он добр ко всему в мире. Он не боится смерти. Каратаев учит этому и Пьера.

Народ не был для Толстого единым: среди народа были разные люди. Платон Каратаев хотя и любит всё, но является пассивным персонажем. Герой партизанской войны Тихон Щербатый – это человек очень сильный, он хорошо делает любую работу. Толстой рассказывает и о других участниках партизанской войны с Наполеоном: о дьячке, взявшем за месяц несколько сотен пленных, о старостихе Василисе, которая одна победила сотни французов. Есть ещё много героев без имён, благодаря которым удалось победить армию Наполеона.



Толстой решает проблемы «человек и народ», «человек и мир вокруг него» и поэтому для него очень важной оказывается естественность героев. Если герой искренний и естественно ведёт себя, то в этом основа его нравственной силы. Эта сила помогает героям пережить все испытания и горе.

Наташа Ростова очень любит жизнь. Каждый её поступок основан на естественных желаниях. Поэтому Наташа всегда приятна, хотя те нравственные оценки, которые она даёт другим людям, не всегда бывают правильными. Например, Наташа влюбляется в Анатоля Курагина, человека, который не способен к единению, не способен любить, пустого. Он красивый только внешне. Наташа воспринимает Анатоля только чувствами, поэтому она делает нелогичный вывод о его нравственных качествах: «Я с первой минуты полюбила его. Значит, он добр, благороден и прекрасен». Но это её чувствование мира и людей в других случаях оказывается совершенно правильным и точным. Важны те цветовые характеристики, которые Наташа в подростковом возрасте даёт окружающим её людям. О Борисе Друбецком она говорит: «Он узкий такой, как часы столовые… Узкий, знаете, серый, светлый». Она говорит о Пьере: «Безухов – тот синий, тёмно-синий с красным… Он славный». Люди, которые находятся рядом с Наташей, часто понимают, что она права. Например, хотя княжне Марье и было обидно, что Наташа так быстро забыла её брата, полюбив Пьера, но она поняла, что не должна обижаться на Наташу, потому что «проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была неудержима». Очень важно, что образ Наташи развивается, меняется. Во время войны Наташа способна на благородный поступок. Перед вступлением в Москву французов семья Ростовых хочет уехать из города, для чего все вещи складывают на телеги. Наташа заставляет сбросить вещи с телег, чтобы погрузить раненых. В конце романа она счастливая жена и мать, полностью удовлетворённая своим положением, семейными радостями и печалями. Наташа – это женский идеал Толстого, его представление о том, какой должна быть женщина.

Княжна Марья тоже естественна во всём. Она поздно для XIX века вышла замуж. Это произошло потому, что её отец не мог найти для неё хорошего мужа. Он считал, что в светском дворянском обществе слишком много лжи, в нём трудно найти достойного человека, который бы мог сделать его дочь счастливой. Княжна Марья считает счастьем самопожертвование. Она хочет отдать всю себя для того, чтобы другие люди были счастливы. Решение всех чужих проблем она берёт на себя. Её личные желания для неё не важны. Княжна Марья очень сильно верит в Бога, поэтому она счастлива тогда, когда счастливы другие люди. Кроме того, она очень умная женщина: ещё вначале войны она говорит о том, что война началась потому, что люди забыли бога. Это значит, что они перестали любить друг друга, прощать ошибки других людей, ценить чужую жизнь.

Андрея Болконского солдаты его полка зовут «наш князь» – это лучшая похвала для дворянина, потому что его солдаты – крестьяне. Но князь долго шёл к этому. Он человек волевой, хочет сам управлять своей жизнью. В 1805 году Андрей уверен, что история создаётся великими людьми; он и себя считает особенным. Ему, как и многим молодым людям его времени, сначала нравится личность Наполеона. Наполеона Болконский считает человеком, который только благодаря своему характеру и уму смог стать великим. Позднее князь Андрей понимает свою ошибку – то, что Наполеон думает только о себе и постоянно ведёт себя, как актёр: играет роль заботливого отца или изображает доброту по отношению к своим солдатам. Важно, что когда в России Наполеон терпит поражение, он бросает свою армию, чтобы спасти себя. Во время битвы при Аустерлице тяжело раненный Андрей лежит на земле и смотрит на облака – тут он понимает всю незначительность своих прежних желаний, разочаровывается в Наполеоне. Постепенно князь Андрей понимает, что он является частью общего божьего мира, что нужно жить не только для себя, но и для других людей.

Пьер, Наташа, князь Андрей, княжна Марья – обычные люди, поэтому Толстому важно показать их реакцию на то, что происходит вокруг. Князь Андрей и Пьер ищут свой путь в жизни, поэтому они часто спорят, много думают и делают смелые поступки. Для любимых героев Толстого важен вопрос: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?». Решающим моментом оказывается 1812 год. Война против Наполеона оказывается для Андрея и Пьера возможностью понять истину. Оба они находят по-своему положительный идеал в народе.

Толстой решает вопрос о роли личности в истории. Он согласен с теорией исторического фатализма. Каждое историческое событие имеет много причин. В мирной жизни, когда нет войны, каждому человеку кажется, что он один решает свою судьбу. Желания людей направлены в разные стороны. Во время войны желания множества людей направлены в одну сторону. Если один человек выступает против всех, то у него ничего не получится. Если человек поймёт, куда направлены желания многих людей, и выскажет эти желания, то его назовут пророком. Толстой отрицал роль личности в истории. Все исторические деятели изображены Толстым как отрицательные герои. Они хотят изменить развитие истории, сделать свои желания главными для всех. Исключение – это Кутузов, потому что он не хочет изменить историю, он просто защищает свою страну. Поэтому иногда он выглядит слишком пассивным и больше наблюдает, чем делает. Он народный полководец. Он человек простой и скромный, хорошо знающий, что нужно солдатам и понимающий, что всегда важно настроение войска.
Психологизм Толстого в романе «Война и мир»

Психологический анализ у Толстого связан с изображением внутреннего мира любимых, «живых» героев. Эти герои проходят духовные испытания, кризисные моменты. В такие моменты они открывают для себя какую-то новую правду о жизни, автор показывает читателям их внутренний мир. Толстой изображает процесс изменения чувств, настроений и мыслей героев, то есть показывает нам диалектику души. Психологизм Толстого называется явным, потому что автор своей речью входит во внутренний мир героя и объясняет его. Он хочет показать всё точно. В большей части случаев идёт психологический анализ от лица автора. Это значит, что звучит не столько голос героя, сколько голос автора.

Одной из важнейших тем в романе является противопоставление красоты внешней и красоты внутренней. Любимые герои Толстого не описываются детально, их портрет даётся лишь в основных чертах. Например, лучистые глаза княжны Марьи. В портретах любимых героев Толстой обращает внимание на их взгляд, улыбку, потому что эти детали портрета говорят об их внутренней жизни. Некрасивость героев может даже подчёркивать их внутреннюю красоту. И наоборот, герои «мёртвые», не способные меняться, нелюбимые часто имеют детализированный портрет (Например, первая жена Пьера Безухова Элен Курагина). Часто эти герои красивы, но их внешняя красота подчёркивает душевную пустоту.
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала».

Основа рассказа – события, которые произошли со старшим братом Льва Толстого – Сергеем. В то время, когда происходят события рассказа, Толстой был студентом и жил в Казани вместе с братьями. Сергей был влюблён в дочь одного военного начальника и бывал у них в доме. Однажды он увидел, как под руководством отца девушки били солдата, который хотел убежать со службы. После этого случая юноша постепенно разлюбил девушку, и он не стал на ней жениться. Эта история так хорошо запомнилась Л.Н. Толстому, что он через много лет описал её в этом рассказе. До того, как этот рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом — «А вы говорите».

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» – позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху начинавшегося в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия проиграла, и первой революцией. Поражение показало неправильность государственного устройства в России, ведь армия во многом отражает политическую ситуацию во всей стране.

Действие рассказа происходит в 40-е годы XIX века, в эпоху правления Николая I. Толстой специально возвращается к прошлому, так как ему хорошо заметны сходства между положением в обществе и в армии в эти такие разные на первый взгляд эпохи, 1840-е и 1900-е годы. Ужасы прошлого живут и в настоящем, лишь немного изменились их формы. В рассказе особенно сильно обличение зла. В произведении есть морализаторское начало. Толстой открыто, чётко показывает читателям, как не должен жить человек. Это очень характерно для его позднего творчества.

В раскрытии этого идейного замысла важна композиция рассказа. Он построен как «рассказ в рассказе». Начинается произведение неожиданно, с разговора о нравственных ценностях жизни: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же заканчивается неожиданно, без выводов. Вступление готовит читателя к восприятию последующих событий и знакомит с героем-повествователем Иваном Васильевичем. Дальше уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, который произошёл давно, но даёт возможность понять вопросы современности.

Иван Васильевич в юности – дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: «...не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились». В то время серьёзные вопросы героя не интересовали. Он занят балами, влюблён в Вареньку и не задумывается о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет.

Идея рассказа раскрывается с помощью специальной системы образов и композиции. Главные герои – Иван Васильевич и полковник, отец Вари, – девушки, в которую был влюблён герой-повествователь. Варя не принимает активного участия в событиях, благодаря ей просто начинается история. Главная проблема решается через образы её отца и главного героя.

Основная часть произведения состоит из двух картин – бал и после бала, и первая часть намного больше. Однако главной для понимания идеи, как показывает название рассказа, является вторая часть.

Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы, они контрастны. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Писатель использует контрастное сопоставление цветов (преобладающие белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пёстрому, неестественному виду спины солдата-татарина во второй части), а также контрастное сопоставление звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части противопоставлены свистку флейты, буханью барабана, которые повторяются на протяжении второй части). Мы можем увидеть контраст в таких цитатах: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что-то большое, чёрное,… это чёрные люди», «солдаты в чёрных мундирах». Последнее противопоставление цветов чёрного и белого усилено еще и повтором этих слов.

Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» (до бала) – и «Мне было до такой степени стыдно… Вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища» (после бала).

Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, который руководит наказанием, Иван Васильевич не сразу узнаёт красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным удивлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьёт испуганного невысокого, слабого солдата. Повтором этих деталей Л.Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух разных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где-то притворялся, пытался скрыть свой настоящий характер. Но он такой же и в сцене наказания солдата.

Лев Толстой показывает, что такой случай должен был повлиять на человека, который сохранил свою нравственность. Иван Васильевич отказывается от карьеры и посвящает себя служению другим людям. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. «Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека», – говорит он.

Можно сказать, что Иван Васильевич потерял не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.

В заключении рассказа нет никаких выводов. Толстой заставляет читателя задуматься над вопросами, которые поставлены с помощью всего развития сюжета и композиции произведения.



Антон Павлович Чехов (1860-1904)
В отличие от других русских реалистов-классиков Чехов начал своё творчество с юмористических рассказов. Однако эти рассказы не были просто смешными и развлекательными. В них Чехов показал, что он настоящий писатель и у него есть точные представления о мире вокруг. Чехов высмеивал всё то, что казалось ему ложным. Он замечал в жизни много ложного, странного, неправильного и несправедливого. О Чехове можно сказать, что единственным положительным героем его ранних рассказов является смех автора. Чехов много лет работал врачом, и поэтому хорошо знал людей. Он видел жизнь настолько хорошо, что высмеивал не отдельных людей и их отдельные недостатки, а стремился к обобщению, типизации.

Чехов начал писать в 1880-е годы XIX века. Это время называется эпохой безвременья. У людей не было объединяющей идеи, и они не чувствовали развитие истории. Жизнь как будто остановилась. Связи между людьми рвались, каждый человек закрывался в своём маленьком мире. Люди не понимали друг друга, их начинали интересовать какие-то мелкие, незначительные дела. Побеждал быт, а не бытие.

Жанры прозаических произведений Чехова – рассказы, повести – являются реакцией на эпоху безвременья, когда жизнь разделилась на куски, осколки. Чехов показывает нам лишь осколок общей картины, а не целое. Чехов всегда хотел написать роман, но жизнь не давала ему материала для романа. Часто рассказы Чехов начинаются неожиданно и неожиданно заканчиваются.

Одна из важных проблем в его творчестве – одиночество, то, что каждый человек интересуется только своими проблемами. Во многих рассказах показано равнодушие людей друг к другу. Равнодушие становится не просто особенностью людей, а особенностью всей жизни. Чехов изображает трагическое состояние мира. Мир потерял свой смысл, стал нелогичным. Трагедия в этих произведениях особая – трагедия того, как человек постепенно перестаёт думать о вечном и начинает думать только о незначительных вещах.

В произведениях автор не даёт подробных описаний характеров героев. Герои сами своими поступками показывают свой характер. Часто герои не вступают в конфликт друг с другом, но читатель может понять, что волнует каждого из них.

В основе сюжетов ранних рассказов Чехова часто бывает необычная ситуация, анекдот. Ситуация выглядит смешной, потому что причина и следствие не соответствуют друг другу. Но за смешным и бессмысленным скрываются очень серьёзные процессы – абсурд и нелогичность всей жизни.

Героев ранних рассказов Чехова называют словом «мелюзга» (незначительные, ничтожные люди). Их интересует только быт, повседневная жизнь. В более позднем творчестве одной из главных тем становится тема омертвения души. Главный вопрос, который ставит писатель: «Для чего живёт человек и живёт ли он вообще?». По мнению Чехова, человек должен всю жизнь находиться в поиске, искать правду и добро и никогда не останавливаться на этом пути. Иначе душа омертвеет (станет мёртвой), и всё, что было хорошего в человеке, окажется бессмысленным.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Нет: успех приходит к тем, кто встает в хорошем настроении. Марсель Ашар
ещё >>