Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин считается основоположником... 1 18.57kb.
Александр Сергеевич Пушкин Гавриилиада Серия: Поэмы «Александр Сергеевич... 1 396.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава Поэмы – Александр Сергеевич Пушкин 4 972.13kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 255.65kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава 1 505.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила 7 1498.62kb.
Александр Сергеевич Пушкин Станционный смотритель Пушкин Александр... 1 130.96kb.
Пушкин а с. Тема дружбы в лирике а с. пушкина 1 144.06kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 55.77kb.
Тема: Учитель 1 159.77kb.
Александр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823 1836 24 3472.54kb.
Жизненный и творческий путь А. С. Пушкина 1 149.06kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - страница №2/4


Реалистическая лирика Лермонтова.

В 1837 году Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта». Это реакция на смерть Пушкина, желание запомнить его образ. Для Лермонтова Пушкин – идеал поэта. Лермонтов показывает Пушкина гордым, любящим свободу, трагически одиноким человеком. Поэт здесь исключительный человек и гражданин.

Поэт изображается Лермонтовым как человек с чистой душой, доверчивый. По контрасту с ним показаны люди, которые правят страной, близкие к царю. Они способны на подлость, они лгут. Именно из-за них и гибнет поэт. Образ поэта Лермонтов сравнивает с образом сына Бога – Иисуса Христа, который умер ради людей («И прежний сняв венок, они венец терновый, увитый лаврами, надели на него»).

В конце стихотворения Лермонтов утверждает, что люди, которые виноваты в смерти поэта, всё равно будут наказаны высшим судом, судом Бога, который ждёт каждого после смерти.

В стихотворении «Дума» Лермонтов рассказывает о трагедии своего поколения. У него нет настоящего, а будущее пусто и темно. Люди этого поколения ничего не делают и проживают жизнь зря, без цели. Лермонтов называет главные качества своего поколения: равнодушие к добру и злу, позорный страх перед опасностью, нежелание испытывать чувства. Поэт не жалеет своих современников, он не видит хороших черт в их характере. Самое страшное, по мнению Лермонтова, – то, что потомки, дети и внуки этих людей, будут смеяться над ними, не будут их уважать и скоро о них забудут. Лермонтов использует местоимение «мы»: это значит, что он хорошо понимает, что сам является частью своего поколения. «Дума» – это не просто обвинение, но и боль за своё поколение. Он хотел бы, чтобы его современники увидели свои плохие качества, изменились, стали лучше, но он не смотрит в будущее с оптимизмом.
М.Ю. Лермонтов

«Сон»

В полдневный жар в долине Дагестана


С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;


Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями


Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,


Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;


Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

«Утёс»

Ночевала тучка золотая


На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине


Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

***


На севере диком стоит одиноко
‎На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
‎Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой —


‎В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
‎Прекрасная пальма растёт.

1841
* * *

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.


В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?


Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!


Но не тем холодным сном могилы...

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;


Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

1841
Дума
Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.


К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

(…)

Мечты поэзии, создания искусства



Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства -

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

1838
Смерть поэта

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

(…)


Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

1837


Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

Это первый в русской литературе социально-психологический роман. В нём Лермонтов хорошо показывает психологию героев, их мысли чувства и поступки. Эта психология тесно связана с состоянием общества, в котором живут герои. Цель Лермонтова была показать современного ему человека таким, каким он его видел. Лермонтов в предисловии к роману пишет, что главный герой романа Печорин – портрет не одного человека, а портрет недостатков всего поколения. Лермонтов хочет показать причины «болезни» своего поколения, которую он коротко описал в стихотворении «Дума». Для этого автор изображает типический образ героя своего времени – значит, и характер и обстоятельства являются реалистическими.

Лермонтов хочет показать читателям внутренний мир Печорина. Для этого он использует сложную композицию, сложное построение произведения. В романе 2 части. В первой части мы видим Печорина глазами разных людей. В главе «Бэла» о Печорине рассказывает Максим Максимыч. Этот человек простой. Он старый военный, который много лет живёт не в высшем русском обществе, а среди черкесов далеко в горах Кавказа. Он не размышляет над жизнью много, поэтому характер Печорина для него непонятный. Однако читателю интересно, какой же по-настоящему характер у Печорина. В главе «Максим Максимыч» Печорина описывает герой-повествователь, который по своим мыслям и чувствам ближе к Печорину. Герой-повествователь анализирует внешность (портрет) Печорина и делает выводы о его психологии. Весь портрет Печорина – это контрасты. Читатель может сделать вывод, что в его характере есть совершенно разные черты: детскость, постоянная грусть, равнодушие, замкнутость и усталость от жизни. Вторая часть романа – это дневник, или журнал, Печорина. Здесь уже сам герой рассказывает о себе. Он рассказывает о событиях и постоянно анализирует каждую свою мысль и каждое чувство. Анализируя, он может предсказать, то есть узнать заранее, все поступки, действия людей. Никто не может его удивить, поэтому он во всём разочаровывается.

«Княжна Мери» – центр журнала Печорина. Здесь больше всего показана трагедия Печорина, показаны её причины.

В городе Пятигорск, на Кавказе, Печорин оказывается среди «водяного общества». Это общество дворян, которые приехали в Пятигорск на лечение минеральными водами. Многие из этих людей в реальности не больны, они просто отдыхают там. Они развлекаются, ничего не делают и поэтому скучают.

Там он встречает своего знакомого – молодого человека по фамилии Грушницкий, который год до этого прослужил в армии. Грушницкий хочет казаться таинственным и разочарованным, хочет быть трагическим героем, но это только игра. Лермонтов показывает, что Грушницкий, как актёр, любит изображать. Он любит выглядеть так, чтобы им восхищались, чтобы его жалели. Он говорит красиво, использует готовые красивые фразы, но при этом он злой, завистливый и бесчестный человек. Образ Грушницкого нужен Лермонтову, чтобы через контраст показать, что страдания Печорина настоящие и сильные.

Ещё один важный герой повести «Княжна Мери» – это доктор Вернер. Этот герой отчасти похож на Печорина, поэтому литературоведы называют его психологическим двойником Печорина. Он, как и Печорин, очень хорошо знает людей. Иногда он в тайне смеялся над своими пациентами, которые на самом деле здоровые люди, но в то же время он способен плакать над умирающим солдатом. Он хорошо понимает, что такое смерть, поэтому каждая смерть, даже смерть Грушницкого, для него ужасна.

Важными являются отношения Печорина с женщинами. О любви и женщинах он говорит с иронией. Он разочаровался в любви и в женщинах. Нам может показаться, что его интересует любовь как игра, которую он сам выстраивает, чтобы заставить женщину себя полюбить. Но это не так. История отношений Печорина с каждой из героинь романа во многом драматическая или даже трагическая.

В отношениях с княжной Мери индивидуализм Печорина особенно неприятный. Мери очень молодая девушка, она привыкла к тому, что она всем нравится. У неё есть самолюбие. Она искренняя, отзывчивая и доверчивая. Её не испортило влияние высшего общества. Эти качества характера делают её приятной, поэтому она начинает нравиться Печорину. Печорин хочет сделать так, чтобы Мери влюбилась в него и забыла о Грушницком, который уже начал ей нравится. Однако Печорин не хочет жениться на Мери. Он считает, что после свадьбы человек теряет свою свободу. Поскольку Печорину скучно с людьми, он думает, что не может любить. Печорин ведёт себя жестоко с княжной, хотя ему и не нужны её деньги или известность. Печорин откровенно и даже грубо говорит Мери, что не любит её. Он делает это, чтобы навсегда сразу прекратить отношения с ней, чтобы не мучить ни себя, ни девушку. Он поступает благородно, потому что не хочет издеваться над княжной. Ещё до этого разговора Печорин вызывает Грушницкого на дуэль потому, что хочет защитить честь княжны Мери: Грушницкий хотел рассказать всему «водяному обществу» ложь о Мери – что она в своём доме ночью тайно встречается с Печориным.

Очень важны и отношения Печорина с другой женщиной – Верой. Любовь к ней это очень сильное и давнее чувство. Печорин говорит, что Вера – единственная женщина в мире, которую он не смог бы обмануть. Вера лучше, чем все другие люди, знает тайны его души. Их любовь – страдание. Они должны прятаться от людей, потому что Вера замужем. Кроме того, Печорин делает больно всем, кого он любит – он не может жить по-другому. Он относится к Вере как к своей вещи, он знает, что она не может перестать его любить. Печорин специально оказывал княжне Мери знаки внимания, когда Вера находилась рядом, и этим очень обижал Веру. Однако Печорин очень страдает из-за того, что Вера уехала от него. Он пытается догнать её, едет на коне, но у коня не хватает сил – он умирает. Тогда Печорин падает на траву и долго плачет. Любовь к Вере была единственным чувством, которое давало ему настоящую радость и печаль. Можно сказать, что оно наполняло его жизнь.


В романе «Герой нашего времени» мы можем увидеть всю жизнь героя, начиная с его детства (Печорин рассказывает княжне Мери о своём детстве) и до его смерти. Мы узнаем, что Печорин не смог развить те хорошие черты характера, которые у него были. Это произошло из-за времени, в которое он жил. С этим связана тема судьбы. В последней главе журнала Печорина – «Фаталист» (человек, который верит в то, что вся его жизнь известна ещё до его рождения) тема судьбы проявляется не как историческая (человек и время), а как мистическая – судьба как то, что должно с человеком произойти; как то, что нельзя изменить. Но именно в этой главе Лермонтов показывает Печорина не только как человека, зависящего от своей эпохи, но и как настоящего герой своего времени. Он способен идти вперёд, несмотря на все обстоятельства. Важно, что именно в последней главе Печорин делает героический поступок, поступок для других людей. Печорин не испугался отнять оружие у пьяного казака, который до этого уже успел убить человека и мог бы убить ещё многих. Роман заканчивается не смертью героя и не смертью его души, а главой, в которой показана сила характера Печорина. В таком конце выражена надежда Лермонтова на то, что власть обстоятельств над человеком не абсолютна, а человек может сам создавать свою судьбу.

Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852).

Комедия «Ревизор».
Гоголь – последний из трёх главных русских авторов первой половины ХIХ (девятнадцатого) века. В отличие от Пушкина и Лермонтова он в основном писал прозу.

Во всём творчестве Гоголя можно увидеть противоречие между идеалом и бытом. Если в жизни человека главным становится быт, то человек занимается только маловажными делами и не думает о смысле жизни, судьбе, любви. Равнодушию мира писатель хочет противопоставить идеал добра. Он писал: «Я люблю добро, я ищу его и сгораю им». Смех в произведениях Гоголя – это не только сатира2, но ещё и смех сквозь слёзы. Он хотел, чтобы смех стал лекарством для человечества.

Комедия «Ревизор» была написана в 1835 году. Это комедия положений3 – в основе сюжета невероятный случай, который похож на анекдот. Случай, когда все в городе ждут и боятся приезда ревизора, создает комический эффект и показывает общественную и нравственную неправильность того, что делается в городе. Гоголь писал, что одним из действующих лиц комедии является страх. Он не только способствует движению сюжета, но и является способом изображения власти. Страх позволяет показать все пороки власти. Именно страх создает ситуацию ошибки, на которой построен весь сюжет комедии. Чиновники, живущие только для своего удовольствия, боятся приезда ревизора и долгое время не могут понять, почему ревизор едет именно к ним.

Ошибку чиновников, решивших, что молодой глуповатый врун из Петербурга – это ревизор, и комичность их поведения зритель и читатель видят с самого начала пьесы. Чиновники ведут себя с Хлестаковым так, как могли бы вести себя с настоящим ревизором. Поэтому их поведение мы понимаем как то, которого не должно быть по нормам жизни и морали. В «Ревизоре» сюжетная интрига похожа на мираж, когда человеку кажется то, чего нет на самом деле: Хлестаков не знает, что его считают ревизором, а чиновники создают лишь видимость порядка в городе.

В конце пьесы герои вдруг останавливаются и не двигаются. Эта часть комедии «Ревизор» называется немая сцена, потому что никто из героев не может ничего сказать. Все испуганы и шокированы: пока они были заняты Хлестаковым, в городе тайно жил настоящий ревизор и видел всё таким, какое оно в реальности. Гоголь говорил, что немая сцена – почти трагическая. Он хотел шокировать зрителей, чтобы они увидели, какая бессмысленная, мелочная и бездуховная жизнь вокруг. Герои этой комедии одновременно и обманщики, и обманутые. В немой сцене Гоголь показывает, что за преступления на службе (на работе) и нравственные пороки человек всегда будет наказан. Но конец комедии возвращает нас к началу (Одинаковая ситуация: в городе тайно живёт ревизор!), поэтому мы можем предположить, что события могут повториться, только теперь уже городничий и чиновники станут угождать настоящему ревизору, чтобы задобрить его.

Гоголь ищет основу для сюжета комедии «Ревизор» не в любовных отношениях, а в жизни общества. Он говорил, что в его время более важными стали деньги, место человека в обществе, а не любовь.

Город показан в очень важный момент: каждый чиновник полностью показывает все свои недостатки, показывает, насколько он бесполезный человек. Образ провинциального города – один из главных в этом произведении. В городе нет порядка: кучи мусора на улицах, старые заборы; чиновники делают, всё, что хотят, а простые люди ни на что не имеют права. Нормальными считаются взятки (и важные и мелкие чиновники города считают, что должны дать ревизору взятку), все прячут недостатки друг друга. Город в пьесе – это обычный для того времени город. Он мог находиться в любом месте России эпохи императора Николая I. Городничий получает письмо о том, что к нему в город едет ревизор, от своего приятеля – такого же городничего, значит, таких городов много. Ещё когда Хлестаков начинает общаться с жителями города, оказывается, что они прекрасно понимают друг друга, хотя он житель столицы.

В пьесе Гоголь не стал по традиции делить героев на положительных и отрицательных. Автор смеётся над своими героями, но и в то же время размышляет над тем, что такое человек. Быстрая смена событий, которая начинается уже с первой фразы городничего, даёт возможность увидеть героев по-разному. Например, городничий показан в ситуации страха, торжества, позора. Хлестаков сначала показан как постоялец трактира, потом как ревизор и жених.

Образы героев гротескны4, но в них каждый может увидеть то, что есть вокруг или то, что есть в нём самом. Каждый из героев комедии – и сатирический, и психологический тип. Гоголь говорил, что Хлестаков не только обманщик, но у него есть много качеств характера, которые есть и не только у ничтожных людей: он вежливый, обаятельный, мечтательный.

Сама ситуация ревизора часто бывает в жизни, поэтому слова городничего «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» обращены к каждому читателю и зрителю комедии. В то же время, Гоголь видит в каждом герое хотя бы маленькое желание что-то изменить, недовольство своей жизнью: Бобчинский хочет, чтобы о нём знали в Петербурге, а Хлестаков с удовольствием играет роль другого человека, чем тот, кем он является в реальной жизни. В Петербурге Хлестаков видел, как живут крупные чиновники и богатые дворяне. Он безнадежно стремился попасть в их круг общения. В своей лжи чиновникам провинциального города герой раскрывает самые главные мечты: он представляется важным человеком в Петербурге, чьё мнение все уважают. Хлестаков врёт, что он близко знаком со всеми известными людьми столицы, что он очень богатый и талантливый. Хлестаков рассказывает, что именно он написал все известные ему литературные произведения. Он хочет почувствовать себя не ничтожеством, а достойным человеком.



Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
Н.А. Некрасов был разночинцем. Разночинцы – дети купцов, чиновников, бедных дворян, которые занимались в основном умственным трудом. Некрасов родился в семье дворянина, но отец отказался дать ему наследство, потому что Некрасов не хотел быть военным, а хотел заниматься литературой. У него была очень тяжёлая жизнь. Часто у него не было денег даже, чтобы купить чернила, поэтому он должен был писать, разводя ваксу5 водой. Один раз он чуть не умер от голода, но его спас бедный крестьянин. Некрасов очень хорошо понимал жизнь простых людей (крестьян и бедных жителей города), он сочувствовал им. Очень многие его произведения – об этих людях. Он даже даёт этим людям возможность говорить в своих произведениях – многие стихотворения написаны от лица крестьян, с их точки зрения. В таких произведениях поэт использует слова, которыми говорили крестьяне: «вострый» вместо «острый», «баба» вместо «женщина», «патрет» вместо «портрет». Некрасов очень сочувствовал русским женщинам, часто писал об их тяжёлой судьбе: «Доля ты! – русская долюшка6 женская! Вряд ли труднее сыскать».

Некрасов был поэтом-реалистом, поэтому все герои его произведений показаны в обычных, типичных для них обстоятельствах, и герои – представители типов людей, которые жили в России во второй половине XIX века.



Поэма «Мороз, Красный нос» написана в 1863 году, через два года после отмены крепостного права. Некрасов говорил, что в этом произведении хотел передать «внутренний смысл и строй крестьянской жизни». Это значит, что поэт хотел показать положительные, хорошие черты в русском народном характере. Поэма посвящена сестре Некрасова. В предисловии поэт обращается к сестре и пишет, что это произведение будет ещё более грустным, чем те, которые были написаны раньше, потому что будущее народа кажется ему ещё более безнадёжным.

Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина». В центре этой части – смерть крестьянина Прокла, горе его семьи и деревенские похороны. Прокл умер потому, что простудился зимой, когда спешил к нужному времени привезти товар. Эти события показаны как обычные, нам показано много бытовых деталей из деревенской жизни: лапти7, телёнок, конь Савраска. В основном цвета этой части поэмы – это чёрный, белый и серый, они создают грустное настроение. Пейзаж тоже грустный: «Сурово метелица выла // И снегом кидала в окно, // Невесело солнце всходило». Некрасов так много пишет в этой части о похоронах и смерти, потому что хочет показать читателю, сколько горя приносит смерть человека его семье.

В этой части главным образом является образ Дарьи, вдовы Прокла. Она сильная и красивая женщина, в ней есть все лучшие качества русского народа: «Красавица, миру на диво // Румяна, стройна, высока, // Во всякой одежде красива, // Ко всякой работе ловка.». Дарья, по мнению Некрасова, является представительницей типа «красивой и мощной славянки8», которая вынослива (может много работать), терпелива, любит работу, поможет в беде. Однако после смерти мужа Дарью измучило горе: теперь исчезли её сила и красота. Уже с самого начала поэмы показано, как сильно страдает Дарья: она старается не плакать из-за смерти мужа, но всё равно плачет. Она очень его любила. Дарья была для мужа хорошим помощником и другом, и когда муж заболел, она сделала все возможное, чтобы он выздоровел - даже пошла за чудотворной иконой9. Однако муж всё равно умер. Теперь Дарье придётся одной воспитывать детей и работать в поле, потому что родители мужа уже старые.

Во второй части поэмы рассказывается о внутреннем мире Дарьи. Замерзая в лесу, героиня видит сон. По сравнению с первой частью полностью меняется пейзаж – ярко светит солнце, снег блестит, как алмазы. Во сне Дарья вспоминает свою счастливую жизнь с Проклом: «Я ему молвить боялась, как я любила его!». Она не может забыть о настоящем, о том страшном горе, которое случилось. Она говорит: «Умер, не дожил ты веку, умер и в землю зарыт!». Хотя Дарья думает о прошлом и настоящем, но она всё равно мечтает о счастливом будущем. Героиня как будто не верит в то, что на самом деле муж умер. Она мечтает о жарком лете, она видит мужа, который везёт на телеге собранный урожай. Эта картина – идеал счастья для крестьянина. Идеальную картину поэт передаёт с помощью красочных определений (прилагательных): снопы золотые, лица детей румяные . Конец поэмы трагический. Дарья умирает, потому что не может пережить (overcome) горе. Последнее свидание с любимым мужем Проклом и встреча с Морозом – награда Дарье за ее стойкость, волю и внутреннюю силу. Героиня умирает без мучений, а последняя картина, которую она видела – семейное счастье, благородный труд. Смерть Дарьи – избавление от страданий, которые должна была перенести в течение оставшейся части жизни одинокая женщина.


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Всегда можно начать сначала. Не потому ли столько людей ходят по кругу? Анджей Сток
ещё >>