Александр Сергеевич Пушкин - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Александр Сергеевич Пушкин Гавриилиада Серия: Поэмы «Александр Сергеевич... 1 396.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава Поэмы – Александр Сергеевич Пушкин 4 972.13kb.
Александр Сергеевич Пушкин 1 255.65kb.
Александр Сергеевич Пушкин Полтава 1 505.75kb.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) 4 522.13kb.
Александр Сергеевич Пушкин Станционный смотритель Пушкин Александр... 1 130.96kb.
Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила 7 1498.62kb.
Пушкин а с. Тема дружбы в лирике а с. пушкина 1 144.06kb.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин считается основоположником... 1 18.57kb.
Тема: Учитель 1 159.77kb.
Александр Сергеевич Пушкин Стихотворения 1823 1836 24 3472.54kb.
Урок по теме: «А. С. Пушкин. Сказочный мир А. С. Пушкина» 1 99.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Александр Сергеевич Пушкин - страница №1/1

Тема: Александр Сергеевич Пушкин.

Детские и лицейские годы жизни поэта.

Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Цели: познакомить учащихся с личностью и творчеством А. С. Пушкина, обучать выразительному чтению стихотворения, способствовать развитию устной речи, развивать личностно-смысловое отношение к предмету: помочь учащимся осознать социальную , практическую и личностную значимость учебного материала; развивать ценностное отношение учащихся к другим людям и их чувствам; воспитывать интерес к творчеству поэта и его личности.

Оборудование: учебники, тетради , слайды по теме урока,

карточки для групповой работы, детские рисунки.

Ход урока

1.Оргмомент

Сообщение темы и целей урока.

2.Проверка дом. задания:

-Прочитайте творческую работу о том, какой была ваша первая встреча с Пушкиным?

-Прочитайте наизусть свои любимые пушкинские строки. Почему они стали для вас любимыми ?

3.Изучение нового материала:



Слово учителя о Пушкине.

А. С. Пушкин- самый любимый писатель в нашей стране .

Его книги знают , читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца»,-говорил А. Твардовский.

В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирал» книги и уже в 11 лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно , полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Все это оказало большое влияние на одаренного и впечатлительного мальчика.

А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили неизгладимый след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Если начнет поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном и трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь,- невозможно оторваться от чтения.

Но не только сказки , но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны.

Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гриневе. Он рассказал нам о старине , о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более 300 лет назад…

А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! В его стихах мы видим русские деревни, величественное Черное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности.

По словам Чернышевского, Пушкин способен «увлекаться и увлекать», привязываться к человеку «всеми силами души».

Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа.

(Демонстрация слайдов 1,2,3,4 с комментариями учителя )
Самостоятельная работа учащихся с учебником на стр. 87-88

Задание: прочитайте учебную статью , составьте и запишите в тетради 3 вопроса по ее содержанию для своих товарищей.

( После выполнения дети задают друг другу свои вопросы и отвечают на них).

Вопрос учителя: Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя , Пушкина-поэта?

Детские годы жизни поэта :1799-1811(сообщение ученицы). ( Показ слайдов 5, 6,8)



Домашнее воспитание Пушкина было обычным, характерным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по –французски.

И детям они дали французское воспитание, пригласив гувернанток и гувернеров.

В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им да общению с простыми людьми, Пушкин выучился грамоте. Он очень любил читать иностранную и русскую литературу, был наделен необыкновенными творческими способностями.


Лицейские годы жизни поэта:1811-1817(сообщение ученика).

Показ слайда 7

В1811 году Пушкин поступил учиться в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович. Пушкин подружился с такими же мальчиками, как и он сам: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Воспитанники лицея изучали математику, литературу, историю, учились танцам, фехтованию...

В свободные от уроков часы они посещали лицейскую библиотеку, издавали рукописные журналы, играли в пьесах. Пушкин увлекался борьбой ,играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство.

Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью, любил подтрунивать над товарищами, но его шутки никогда не обижали их.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. На экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож и первого поэта 18 века Державина Пушкин прочел свою оду «Воспоминания в Царском селе».Державин был растроган и хотел его обнять. Но Пушкин убежал в парк.

Вдохновение не покидало Пушкина в лицейские годы. Он много писал. Лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути.

Работа над стихотворением «Няне»

Выразительное чтение стихотворения «Няне»(1826 год)

Беседа с учащимися по вопросам:

-Как вы думаете , кому посвящено это стихотворение?

-Каким чувством оно пронизано ?

-В каких словах выражено отношение пота к няне ?

-Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни ?

-Как вы понимаете слова и выражения: «Подруга дней моих суровых», «Давно, давно ты ждешь меня», «Горюешь, будто на часах…», «Глядишь в забытые вороты…», «Тоска , предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь…»?

-Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца ?

-Что же вы знаете об Арине Родионовне?

(Сообщение ученика о няне поэта Арине Родионовне Яковлевой . Годы ее жизни: 1758-1828 )


Арина Родионовна Яковлева в семье Пушкиных вынянчила всех детей и была к ним очень привязана.Талантливая сказительница, она первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

В Михайловском , в годы ссылки, Пушкин особенно сроднился с Ариной Родионовной. В долгие темные вечера эта добрая и мудрая женщина была единственной собеседницей поэта.

Многие рассказы и песни своей няни Пушкин записал , а затем использовал их сюжеты в сказках, в прологе к «Руслану и Людмиле».

Пушкин ценил ее любовь, говорил и писал о ней с большой нежностью. Ей посвятил он стихотворения «Няне», «Зимний вечер»,многие строфы в «Евгении Онегине».

В 1828году Арина Родионовна умерла.

В 1835 году Пушкин в последний раз побывал в Михайловском .В стихотворении «Вновь я посетил …» поэт с трогательной нежностью вспоминает об умершей няне.

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет- уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора.
Выразительное чтение стихотворения «Няне» учениками.

-Кто же лучше всех прочитал?



Викторина.

1.Где и когда родился А. С. Пушкин?

2.Какое учебное заведение он закончил?

3.Кто привил Пушкину любовь к русскому языку?

4.Как звали няню поэта?

5.Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты.

6.Кто из художников иллюстрировал его сказки?

7.О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня…( о няне)

8.Какой великий русский поэт слушал Пушкина на лицейском экзамене?

9.Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»?

4. Подведение итогов

Рефлексия

-Понравилось ли вам на уроке?

-Что бы вы хотели видеть на уроке?

5.Домашнее задание: прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», нарисовать иллюстрации к ней.




Какое коварство! Наши незримые души — узницы, и только грубая плоть бегает совершенно свободно. Станислав Ежи Лец
ещё >>