Алейского района алтайского края - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Собрание депутатов Алейского района Алтайского края 1 11.5kb.
Комитет по образованию администрации Алейского района Алтайского... 105 22174.9kb.
Алтайского края алейского района 1 274.95kb.
I. Анализ социально-экономического положения Тальменского района 10 808.84kb.
Программа краевой августовской педагогической конференции Алтайского... 1 33.53kb.
Информация о деятельности комитета краевого Совета народных депутатов... 1 208.6kb.
Сведения о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах в депутаты... 33 8206.8kb.
Конкурсе «Географический марафон» 1 77.43kb.
Инвестиционный паспорт муниципального образования город заринск алтайского... 1 84.29kb.
Общественная палата алтайского края 1 76.36kb.
Закон Алтайского края от 1 марта 2008 г. N 28-зс "Об административно-территориальном... 16 2850.11kb.
Учебная программа «Литературное чтение» 1 198.5kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Алейского района алтайского края - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАВЕТИЛЬИЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

АЛЕЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогический совет Директор

МКОУ «Заветильичевская СОШ» _____Н.Н.Савина

Протокол № ___от «__»______2013 г. Приказ №____

от«___»_______2013 г.

Рабочая программа (основного) начального общего образования

по предмету «Литературное чтение» 3 класс

Составитель:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Майер Тамара Ивановна

Заветы Ильича

2013 г



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 2012-2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции и программы для начальных классов по учебному курсу «Литературное чтение» 4 класс. Авторы программы: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, М: Просвещение, 2009.- с.80-93, УМК «Школа России».

Программа составлена на основе Базисного учебного плана из расчёта 3 часа в неделю, общее количество часов в год –102 часа, в 4 классе внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут.

Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

2.Общая характеристика учебного предмета

      Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

      Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

        Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

   - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  -воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

                                           Задачи      обучения:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

     Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

    Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства.

        Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

     Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

   Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

    Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения.

     Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

    Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

     Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

    Развитие навыка чтения предполагает: на четвером году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

         Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

             Неотъемлемой частью уроков литературного чтения  является внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения в 4 классе — это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой час занятий, в течение которого проводится беседа с детьми о прочитанных ими книгах. Хорошая книга - это окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир. И очень важно ЧТО дети будут читать.Значение внеклассного чтения в начальной школе трудно переоценить. С помощью чтения книг решается одна из важнейших задач - социально-личностного развития ребёнка. Проживание вместе с героями любимых детских книг проблемных ситуаций, жизненных коллизий ведёт к самоформированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах. На этой основе ребёнок строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми.

     Важной составляющей программ литературного чтения является самостоятельное, дополнительное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской книгой может быть включена отдельным фрагментом на любом уроке литературного чтения. Кроме этого, постоянно проводятся специальные уроки, на которых идёт обучение работе с детскими книгами (художественными, научно-познавательными, справочными), а также знакомство с детскими журналами и газетами. При шестидневной учебной неделе в рамках образовательной программы «Школа России»  проводится урок внеклассного чтения один  раз в  две недели и фиксируется в классном журнале. 

3. Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  102 часов,  рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».



4. Содержание учебного предмета

102 ч.)

Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.



Летописи. Былины, древнерусские повести, жития (8 ч)

Откуда пошла Русская земля («И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда ... »; «Начали братья эти составлять славянскую азбуку ... » и др.).



«Ильины три поездочки»; «Илья Муромец выходит на свободу»; «Садко» (отрывок); «Повесть О Петре и Февронии» (отрывок); «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).

Чудесный мир классики 18

В. А. Жуковский («Сказка О царе Берендее ... »); П. П. Ершов («Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин («Птичка»; «Няне»; «Туча»; «Осень» (отрывок); «Птичка Божия не знает ... »; «Люблю тебя, Петра творенье ... »; «Сказка о мертвой царевне ... »); Я. Ю. Лермонтов («Дары Терека» (отрывок); «Ашик-Кериб»); .1. Н. Толстой («Детство» (отрывок); А. П. Чехов («Мальчики»);



Сказки русских писателей 12

В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке»); А. И. Куприн («Баррбос и Жулька» ); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Приемыш»); В. М. Гарршин («Сказка о жабе и розе»), С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек», П. П. Бажов («Серебряное копытце»);



Поэтические тетради (19 ч)

1. «Светлый край берез, моя Россия!» Ф. И. Тютчев («Еще земли печален вид ... »; «Эти бедные селенья ... »; «Как неожиданно и ярко ... »); А. А. Фет («Учись у них - у дуба, у березы ... »; «Бабочка»); И. И. Козлов («Киев»; «Вечерний звон»); К. Ф. Рылеев («Иван Сусанин»); В. Г. Бенедиктов («Москва»); Е. А. Баратынский («Весна, весна! Как воздух чист ... »; «Где сладкий шепот ... »); А. Н. Плещеев («Дети И птичка»); И. С. Никитин («В синем небе плывут над полями ... »; «Русь»); Н. А. Некрасов («Тишина» (отрывок); «Накануне Светлого праздника»); А. Н. Апухтин («Проселок»); С. Д. Дрожжин («Родине»); К. Д. Бальмонт («Росинка»); И. А. Бунин («Родина»; «Листопад»); А. В. Кольцов («Урожай» ).

2. Страна детства.

А. Н. Плещеев («Детство»; «Былое»); И. З. Суриков («В ночном»); И. С. Никитин («Воспоминания О детстве»; «Музыка леса»); Н. А. Некрасов («В зимние сумерки нянины сказки ... »); Я. П. Полонский («Я помню, как детьми с румяными щеками ... »); И. А. Бунин («Матери»).


3. «Тихая моя родина». А. А. Ахматова («Мужество»); Б. Л. Пастернак («Золотая осень»); С. А. Клычков («Ранняя весна»; «Весна в лесу»); С. А. Есенин («Лебедушка»; «Погасло солнце. Тихо на лужке ... »; «Задремали звезды золотые ... »; «Я покинул родимый дом ... »); А. А. Прокофьев («Закат»; «Я поднял дерево ... »); Д. Б. Кедрин («Бабье лето»); Б. А. Слуцкий («Лошади в океане»); А. В. Жигулин («О, Родина! .. »); Н. М. Рубцов («Тихая моя родина»; «Сентябрь»).

4. «Мне вспомнились детства далекие годы ... » В. Я. Брюсов '«Опять сон»; «Детская»); Н. С. Гумилев («Детство»); М. И. Цветаева («Бежит тропинка с бугорка ... »; «Красною кистью ... »; «За книгами»); С. А. Есенин («Бабушкины сказки»); А. Т. Твардовский («Две кузницы»); В. М. Тушнова («Стихи о дочери», «Синицы»); Н. М. Рубцов («Хлеб»).



Страна детства (6ч)

И. С. Шмелев («Егорьев день»); В.В. Набоков («Бабочки»; «Первая любовь»); А. И. Цветаева «Детство»); Б. К. Зайцев («Домашний лар»); Б. С. Житков («Как я ловил человечков»); К.Г. Паустовский («Корзина с еловыми шишками»); М. М. Зощенко («Елка»); А. П. Платонов («Сухой хлеб»).



Природа и мы. (11 ч)

М. М. Пришвин («Выскочка»); К. Г. Паустовский («Скрипучие половицы»); Е. И. Чарушин («Кабан»); В. П. Астафьев («Стрижонок Скрип»).



Делу время - потехе час (7 ч).

Е. Л. Шварц («Сказка о потерянном времени»); В. Ю. Драгунский («Англичанин Павел»; «Что любит Мишка»); В. В. Голявкин («Никакой горчицы я не ел»).



Страна «Фантазия» (5ч) .

Е. С. Велтистов («Миллион и один день, каникул»); К. Булычев («Консилиум»).



Родина (4 ч)

И. С. Никитина «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...», Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».



Зарубежная литература (12 ч)

Д. Свифт («Путешествие Гулливера»); Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»); Г. Х. Андерсен («Русалочка»); М. Твен («Приключения Тома Сойера» ); С. Лагерлеф («Сказания о Христе», «Святая ночь»).




5.Тематическое планирование





Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок по литературному чтению

1

2

Летописи. Былины, древнерусские повести, жития


8

3

Чудесный мир классики


18

4

Поэтическая тетрадь №1

10

5

Сказки русских писателей

12

6

Делу время - потехе час


7

7

Страна далёкого детства


6

8

Поэтическая тетрадь №2

4

9

Природа и мы.


11

8

Поэтическая тетрадь №3

5

9

Родина


4

10

Страна «Фантазия»


5

11

Зарубежная литература


12

Тематическое поурочное планирование 4 класс

п

Раздел

Тема урока

Кол-во час.

Из них

Изучение нового и закрепление

Контроль

1

Летописи. Былины, древнерусские повести, жития


Вводный урок по литературному чтению

Летописи.



8

1







2




Летописи.

1







3




«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Вн. чт

1







4




«И вспомнил Олег коня своего». Cравнительный анализ летописи и стихотворения А.С. Пушкина

1







5




Былины – жанр русского народного творчества. « Ильины три поездочки»

1







6




« Ильины три поездочки» (деление на смысловые части) Вн чт

1







7




« Ильины три поездочки»

«Житиё Сергия Радонежского»



1







8




Летописи, былины, сказания

1










Чудесный мир классики





18







9




Чудесный мир классики. П.П.Ершов. «Конек – Горбунок» (знак-во со сказкой). Вн. чт

1







10




П.П.Ершов. «Конек – Горбунок». Характеры главных героев сказки.

1







11




Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

1







12




А.С.Пушкин. «Няне». Вн.чт

1




+

13




А.С.Пушкин. «Туча», «Унылая пора…»

1




+

14




А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах

1







15




А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне…» Волшебные сказки: народные и литературные. Вн.чт

1







16




А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1







17




А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне… » Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Вн.чт

1




+ отрывок

18




М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека». Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении.

1







19




М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

1







20




Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб». Вн.чт

1







21




М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб»

1







22




М.Ю.Лермонтов. «Ашик - Кериб» (чтение по ролям)

1







23




Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» Вн.чт

1







24




Л.Н.Толстой. «Как мужик камень убрал» Умный и находчивый герой

1







25




Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

1







26




А.П. Чехов. «Мальчики». Составление плана.Вн.чт

1







27




Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»

1







28




Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

1










Поэтическая тетрадь№1





10







29




Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…» Вн.чт

1







30




Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад»

1




+

31




А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь»

1




+ По выбору

32




Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна!» Вн.чт

1







33




Е. А. Баратынского, «Где сладкий шепот…»

1




+По выбору

34




Е. А. Баратынского « Как воздух чист!..»

1







35




Картина сельского быта. А.Н.Плещеев. «Дети и птичка» Вн.чт

1







36




Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»

1







37




Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки…»

1




+ по выбору

38




Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь №1» Вн.чт

1










Сказки русских писателей




12







39




Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1







40




Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1







41




В.Ф.Одоевский. «Городок в Табакерке» Вн чт

1







42




В.Ф.Одоевский. «Городок в Табакерке» (деление на части)

1







43




Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»

1







44




В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Составление характеристики главных героев. Вн. чт

1







45




В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»

1







46




Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1







47




П.П.Бажов. «Серебряное копытце» Особенности речи героев сказа Вн.чт



1







48




Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1







49




Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» Вн.чт



1







50




Обобщающий урок по теме «Сказки русских писателей»

1










Делу время – потехе час




7







51




Литературная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1







52




Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени» (деление на части) Вн.чт

1







53




В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта

1







54




В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1







55




Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» Вн.чт

1







56




Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

1







57




Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

1










Страна детства




6







58




Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей. Вн.чт

1







59




К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

1







560




Средства художественной выразительности, используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1







61




М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания. Вн.чт

1







62




М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

1







63




Обобщающий урок по теме «Страна далекого детства»

1










Поэтическая тетрадь№2




4







64




Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» Вн.чт

1







65




Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1




+ по выбору

66




Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1







67




Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь №2» Вн.чт

1










Природа и мы




11







68




Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамин – Сибиряк. «Приемыш» (знак-во)

1







69




Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»



1







70




А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. Вн.чт

1







71




Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

1







72




Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1







73




М.М.Пришвин. «Выскочка» (чтение по ролям). Вн.чт

1







74




Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1







75




Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1







76




Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип». Вн.чт

1







77




Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1







78




Обобщающий урок по теме: «Природа и мы»

1










Поэтическая тетрадь №3




5







79




Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень», Д. Б. Кедрина «Бабье лето». Вн.чт

1




+ по выбору

78




Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1







79




Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь». Вн.чт

1




+

80




Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка».

1







81




Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь №3»

1










Родина




4







82




Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине» А.В.Жигулин. «О, Родина!»

1




+ по выбору

83




Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «В неярком блеске». Вн.чт

1







84




Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане

1




+

85




Обобщающий урок по теме: «Родина»

1










Страна Фантазия




5







86




Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника» Вн.чт

1







87




Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника» (работа над содержанием)

1







88




К. Булычев. «Путешествие Алисы»

1







89




К. Булычев. «Путешествие Алисы». Вн.чт

1







90




Обобщающий урок по теме «Страна Фантазии»

1










Зарубежная литература




12







91



Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Вн.чт



1







92




Д.Свифт. «Путешествие Гулливера» (работа над содержанием)

1







93




Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1







94




Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Вн.чт

1







95




Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1







96




Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1







97




Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера». Вн.чт

1







98




Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

1







99




С.Лагерлеф. «Святая ночь» (работа над содержанием)

1







100




Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете». Вн.чт

1







101




Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

1







102




Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература»

1






6.Учебно - методическое обеспечение:


1. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано»

Москва «Просвещение» 2009г часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение 2011
3. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Составит. Л.Ф Климанова и др. М.: Просвещение, 2011г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

4. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения : метод. пособие к учебнику «Литературное чтение. Родная речь». 4 класс / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение,


7. Планируемые результаты изучения курса

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;

♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;

♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;

♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;

♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;

♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.  

Результаты обучения

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

      Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; 



• принимать участие в конкурсах чтецов;

 




Моя секретарша всегда мила и терпелива со мной, когда я прихожу на работу после утомительного дня, проведенного дома. Филип Эпштейн
ещё >>