Актуализации коммуникативной компетентности студентов техникума Т. А. Меретукова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по технологии критического мышления через чтение и письмо. 1 101.88kb.
Программа дополнительного образования по английскому языку 1 124.46kb.
Умножение десятичных дробей 1 47.54kb.
Оценка коммуникативной компетентности Методика 1 45.02kb.
Вопросы для абитуриентов, поступающих на специальность 0712 (150302) 7 1376.25kb.
А. Л. Темницкий Формирование коммуникативной толерантности студентов... 1 310.11kb.
Формирование информационно-коммуникативной компетентности на уроках... 1 338.89kb.
Жанровый диалог как средство формирования коммуникативной компетентности 1 34.03kb.
«Путешествие по голубым озерам Хакассии» 1 182.46kb.
Конкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке... 33 4261.88kb.
Формирование коммуникативной компетентности Выступление на шмо учителей... 1 101.26kb.
33. угол зрения великой нацией нас делает не наше богатство, а то... 1 106.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Актуализации коммуникативной компетентности студентов техникума Т. А. Меретукова - страница №1/1

Актуализации коммуникативной компетентности студентов техникума

Т.А.Меретукова

НОУ СПО Новоуренгойский техникум газовой

промышленности, преподаватель предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин, к.э.н., г. Новый Уренгой, Россияар
Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, -

значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт
Цель исследования - разработать и реализовать модель актуализации коммуникативной компетентности будущих выпускников техникума, а также выявить и проверить педагогические условия, в наибольшей степени способствующие эффективному функционированию модели.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в техникуме.

Предмет исследования — процесс актуализации коммуникативной компетентности студентов техникума.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о том, что актуализация коммуникативной компетентности студентов техникума будет осуществляться более успешно, если:

- на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов разработать и внедрить модель актуализации коммуникативной компетентности, которая включает два взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента (контуры внутренней и внешней регуляции) и реализуется с учетом принципов целостности, уровневости, динамичности, адаптивности, технологичности, гуманистической направленности;

-выявить и апробировать комплекс педагогических условий, в наибольшей степени способствующих эффективному функционированию разработанной модели, включающий: актуализацию витагенного опыта обучающихся, обеспечивающую приоритет субъектности студентов, что усиливает мотивацию к самостоятельному инициированию идей; развитие рефлексивной активности студентов, обеспечивающей формирование их профессионального самосознания.

Социально – психологическое сопровождение развития личности обучающихся требует от каждого преподавателя сил, способностей и подлинного искусства. Умение проникать в интимный мир обучающегося и в этом мире совершать с точность ювелира филигранные работы по становлению характера –как это важно для педагога! Но это также опасно, как и подавлять волю обучающегося, Ибо, входя во внутренний мир человека, мы не только можем привести в него свой отрицательный опыт, но и навязать несвойственные его природе наклонности, нарушить тончайший узор его неповторимой индивидуальности, развить в нем не творческие, а преимущественно исполнительские и подражательные способности. Воспитывать обучающегося таким образом, чтобы он был лучше учителя, считаю, это должно быть подлинной философией любого учителя. Вот почему необходим каждому педагогу суровый анализ самого себя, постоянный беспристрастный критический обзор результатов своих действий для того, чтобы, пусть даже «хирургическим» путем, с болью, - отбросить те свои свойства, которые могут пагубно воздействовать на развитие обучающегося, для своих отрицательных качеств к их еще детской чистоте и неосведомленности. Педагогом и воспитателем может быть тот, кто умеет видеть не только недостатки обучающегося, но и свои собственный. Ему предстоит выпустить в жизнь человека, творчески мыслящего, анализировать ход и результаты своей деятельности. А такую личность может воспитать только коллектив творчески работающих педагогов, способный удовлетворить социальный заказ общества, родителей и индивидуальные потребности обучающихся.

В своей педагогической работе большое внимание уделено образованию первичной потребности в творчестве. Поощрять индивидуальные различия – значит развивать соревновательность в творчестве. Это необыкновенно увлекательно! Любая неповторимость погибает, если ей не сопутствует повторяемость. Подвести обучающегося к многократным повторениям в любых полезных занятиях – значит приблизиться к тому, чтобы он научился обнаруживать все новые и новые грани своей неповторимости.

Педагогическая практика показывает, что в педагогике происходит переход от традиционно-организованной педагогической системы к личностно-ориентированной. Заслуга Сухомлинского В.А. в том, что он первым обратился к процессам духовной жизни обучающегося, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия

Воспитание чувств обучающихся включает в себе воспитание сочувствия. Они должны видеть, как мы – педагоги на практике проявляем свою любовь к ближнему. Сочувствие – это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому или маленькому, двигаться к поставленной цели. Ни для кого не секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества воли.

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшим составным доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

На классном часе на тему «Что такое доброта?», я зачитала обучающимся поучительную сказку, в которой рассказывая о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырехлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребенок мастерит, мальчик ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из них кушать, когда состарятся. Я как педагог дочитала в слезах, слезы застилали глаза некоторых обучающихся, некоторые плакали. Сочувствие – это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому или маленькому, двигаться к поставленной цели.

Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в обучающихся надо все элементы нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечивается только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта. «Настоящим человеком становится тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания». Нравственные потребности состоят из следующих элементов:

Эмпатия – способность человека понять затруднительное положение или состояние другого человека, умение войти в его внутренний мир. Человек, умеющий проявлять эмпатию, это душевный, отзывчивый человек.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это спелый спектр чувств: сочувствие, сострадание, сопереживание.

Простой пример. На протяжении последних пяти лет успешно проводится в Новоуренгойском техникуме газовой промышленности экономическая игра обучающихся на специальности «Экономика и бухгалтерский учет в нефтегазовой отрасли». А также это – благотворительная программа под девизом «помоги и научи». Обучающиеся с душевной теплотой и искренним желанием помочь детскому центру, организуют на один день предприятия по производству готовой продукции в рамках техникума и реализуют ее. Самое главное, что в данном благом мероприятии становятся задействованными все обучающиеся техникума, так как этот день проводится торжественно, празднично. Вырученные денежные средства обучающиеся направляют на благотворительные цели воспитанникам в социальный детский центр «Садко». Наши студенты с такой любовью приобретают товары для детей, что в душе радуюсь за то, что молодежь у нас прекрасная. Самое трогательное в данном мероприятии, что это наши дети сопереживают другим детям, менее защищенным. Сопереживание ближнему, помощь страждущему – все это развивается в процессе постоянного воспитания примером и разъяснением, используя волшебную силу доброго слова и дела.

В процессе игры происходит закрепление пройденного материала, проверяется умение применять полученные знания на практике, а также доказать, что экономические науки и бухгалтерский учет не так скучны:

производится расчет основных экономических показателей, методика принятия решений по управлению предприятием, способы анализа и оценки деятельности участников деловой игры.

Одной из самых важных нравственных потребностей является способность обучающегося и педагога проявлять доброту на деле, а не на словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведет к разочарованию у обучающихся, недоверию, насмешкам, цинизму.

Особое внимание мы уделяем укреплению в сознании обучающегося престижности качественного образования. Без воспитания нет мотивации, без мотивации нет и учения.

Успешно работающее образовательное учреждение (вот уже несколько лет подряд наш техникум – НОУ СПО Новоуренгойский техникум газовой промышленности ОАО «Газпром» входит в сотню лучших СУЗов России) отличают увлеченность творческой педагогической работы, гордость за успехи своих педагогов и обучающихся.

Обучающиеся делают собственные выводы, которые подсказывают не только знаниями, но и гражданской позицией. Педагоги с присущей им мудростью, долгом, совестью, добротой и деятельностью, обеспечивают, в ежедневном контакте, обучающимся светлое будущее, воспитывая в них уверенность в самих себе, чувство моральной красоты, любовь ко всему окружающему миру, гражданственность, преданность Родине, готовность утверждать правду и справедливость, культуру и богатый духовный багаж. И над какой проблемой ни работал педагогический коллектив или педагог, в центре внимания должен быть обучающийся.



Литература

1. Азаров Ю. П Искусство воспитывать. – Ростов н/Д, 2006.

2.Дереклеева Н.И Новое родительское собрание. – М.: «Вако»,2006.

3. Лебедева М.А С чего начинается личность. – М: «Горьковская правда»,1983.

4. Макаренко А.С Собр. Соч., т.VII.,2000

5. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. – М.,1992.

6. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. – М.,1992.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания, т.1. Собр. Соч., т.8, с.25.,1999.



8. Сычева Е.Г. Формирование личности обучаемого. – Новороссийск: «Личность», 2010.







Женщины любят не героев, а победителей. Робер Бове
ещё >>