Актуальность темы исследования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Общая характеристика работы актуальность темы исследования 1 244.06kb.
Основные требования Объем реферата должен составлять 15-20 стр 1 25.14kb.
Актуальность темы исследования 12 2837.37kb.
I. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования 1 320.66kb.
Введение актуальность исследования 3 546.17kb.
Введение актуальность темы исследования 11 1651.63kb.
Актуальность темы исследования 1 182.93kb.
Актуальность темы исследования. Проблема совершенствования управления... 1 103.31kb.
Актуальность темы исследования. Изучение духовного наследия, представленного... 1 160.41kb.
Введение актуальность темы исследования 2 538.8kb.
Актуальность темы. Научная новизна и степень разработанности 7 1360.18kb.
Актуальность темы исследования 3 460.29kb.
Пояснительная записка Образовательная область: искусство Предмет... 1 174.66kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Актуальность темы исследования - страница №1/1

Введение

3 ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования
Среди широкого круга проблем, находящихся в центре внимания представителей современной гуманитарной науки и, прежде всего, культурологии, наибольший интерес представляют те, которые связаны с определением перспектив развития современной культуры, путей гармонизации отношений человека с природой, обществом и самим собой. Динамизм и сложность социокультурных процессов, быстрая смена условий современной жизни, осознание противоречивости человеческого существования вызывают необходимость обратиться к тем устойчивым базовым ценностям и понятиям, которые на протяжении веков служили смысложизненными и мировоззренческими ориентирами. К ним, несомненно, относится и понятие гармонии.
Будучи полисемантичным понятием, обусловливающим широкий диапазон его применения, гармония обладает вместе с тем универсальным значением, отражающим извечное стремление человека к порядку, согласованности, целостному единству и в этом смысле предстает объектом внимания философов на протяжении более чем двухтысячелетий.
Наряду с осмыслением гармонии как объективного явления, проявляющегося в различных сферах действительности, важное значение с точки зрения обогащения культурологического знания, имеет исследование путей к гармонии как некоторому идеалу, поиск которых актуализируется в переломные моменты развития культуры и общества.
Рассмотрение проблемы гармонии в контексте западноевропейской культуры обусловливается также необходимостью выявления соотнесенности гармонии с различными, сферами культуры в качестве своеобразной меры социокультурного развития.
Исторически в европейской традиции (философии и культуре) проблема гармонии рассматривалась преимущественно в связи с социальной сферой.
4
Ввиду этого наиболее последовательную разработку проблема гармонии получила в рамках утопической мысли. В современных условиях развития человечества, когда признаются равноправными различные пласты знания, анализ утопических концепций гармонии, включая художественные проекты преобразования взаимоотношений человека и окружающего мира на началах гармонии, обнаруживая их конструктивные элементы, помогает определить перспективы и пути развития культуры, выработать ее оптимальные модели как альтернативу технократическому развитию.
Степень научной разработанности проблемы
Хотя панорама исследований, посвященных тем или иным аспектам проблемы гармонии, достаточно широка, приходится констатировать, что в современной науке довольно мало работ, рассматривающих данный вопрос с культурологических позиций.
Фундаментальный вклад в разработку понятия гармонии, определения ее сущности и смыслов внесли труды крупнейших европейских философов различных эпох - Пифагора, Платона, Аристотеля, Боэция, И. Кеплера, Г.-В. Лейбница, Г.-В.-Ф. Гегеля и др.
В современной науке гармония рассматривается в философском, эстетическом и искусствоведческом плане, исследуются также различные формы гармонии - музыкальная, архитектурная, социальная и др. Особый интерес представляют исследования, посвященные взаимосвязи различных форм гармонии.
Можно выделить несколько направлений разработки понятия гармонии в отечественной литературе. Значительная доля исследований гармонии приходится на 60-80-е годы прошлого столетия и не лишена некоторого идеологического налета. Тем большую ценность представляют работы А.Ф. Лосева, широкий диапазон научных интересов которого включал и исследование античных представлений о гармонии.
В философском плане гармония исследуется в работах В.Т. Мещерякова, А.Н. Деева и др. Здесь рассматриваются этапы становления гармонии как
5
философской категории, связанной с сущностью бытия, а также анализируются различные ее формы. Среди зарубежных концепций, развивающих философское понимание гармонии, следует выделить теорию А. Ламуша, в которой предпринята попытка соединения традиционных представлений о гармонии мира с теориями современного естествознания.
Исследованию гармонии как категории, занимающей центральное место в эстетике, посвящены работы В.П. Шестакова, который прослеживает историю ее формирования с античности до наших дней.
Разработку проблем архитектурной формы гармонии и ее взаимосвязи с другими формами гармонии содержат работы таких авторов, как Я.Д. Гликин, И.И. Шевелев, Ю.С. Лебедев, И.И. Бяльский и др. Значительное число исследований посвящено проблеме музыкальной гармонии, в том числе работы Н.С. Гуляницкой, Ю.Н. Холопова, Л. Шевалье. Э.М. Сороко исследовал математическую форму гармонии. Концепция гармонии как универсальной закономерности разработана М.А. Марутаевым. Вопросы взаимосвязи музыкальной и социальной форм гармонии нашли отражение в работах М.В. Есиповой, Г.Д. Гачева и др.
Разработка проблем взаимодействия человека, природы и общества в контексте культуры, связанных с темой диссертации, содержится в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Г.В. Драч, М.С. Каган, Н.Н. Моисеев, И.И. Бестужев-Л ада, Д. Винер, Р. Тарнас, Л. Уайт и др.
При рассмотрении эстетических и художественных аспектов проблемы гармонии важное значение имели работы отечественных и зарубежных философов, эстетиков, историков искусства, музыковедов: А.А. Аникста, Ю.Б. Борева, В.П. Бранского, В.В. Ванслова, Н.А. Дмитриевой, А.Я. Зися, А.В. Иконникова, Т.Н. Ливановой, A.M. Михайлова, Е.Б. Муриной, В.О. Пигулевского, Л.Н. Столовича, В.П. Толстого, О.А. Швидковского, Т. Адорно, Э. Гольдзамта, Ю. Ёдике, Г. Зедльмайра и др.
6
Изучение формирования мифологических представлений о гармонии опирается на труды ЯЗ. Голосовкера, В.Б. Иорданского, Ф. X. Кессиди, М.А. Лифшица, Е.М. Мелетинского, В.М. Пивоева, B.C. Полосина, Е.Я. Режабека, О.М. Фрейденберг и др.
Анализ утопических концепций гармонии основывается на трудах зарубежных мыслителей XVIII - XX вв.: Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Р. Вагнера, У. Морриса, Э. Фромма и др., а также на работах российских исследователей П.И. Новгородцева, Э.Я. Баталова, СП. Батраковой, В.А. Чаликовой, В.А. Кутырева и др.
Обращение в ходе исследования к обширному материалу европейского искусства - музыки, живописи, архитектуры, скульптуры - также составило важную часть научных изысканий и позволило конкретизировать положения диссертационной работы.
Таким образом, проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что гармония по-прежнему находится в фокусе научного интереса представителей различных гуманитарных дисциплин. Однако, несмотря на обилие публикаций, исследование проблемы гармонии в контексте западноевропейской культуры с позиций культурологии нельзя признать исчерпывающим. Гармония исследовалась либо в сугубо философском ключе как универсальная категория бытия, либо как эстетическая категория, связываясь преимущественно с анализом произведений искусства. Недостаточно внимания уделялось проявлениям гармонии в различных сферах культуры. В этой связи особое значение приобретает рассмотрение гармонии как критерия (меры) отношений человека к природе, обществу и самому себе, в том числе через призму утопических концепций, а также исследование проявлений гармонии в искусстве как той области, где гармония обнаруживает парадигматические характеристики.
Объект исследования — гармония в ценностно-нормативном пространстве культуры.
7
Предмет исследования - социокультурная рефлексия места гармонии в культуре.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть становление предметной области и специфику понимания гармонии в западноевропейской культуре.
Учитывая недостаточную степень разработанности рассматриваемой проблемы, достижение заявленной цели связано с решением следующих основных задач:
- выявить основные значения понятия гармонии в западноевропейской культуре;
- обозначить специфику культурологического понимания гармонии;
- соотнести понятие «гармония» с сопряженными ей понятиями (идеал, утопия);
- проанализировать основные формы бытия гармонии в художественной сфере и их взаимосвязь;
- рассмотреть синтез искусств в качестве проявления гармонии как единства в многообразии;
- раскрыть содержание экологической, социальной, антропологической форм гармонии в культуре.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретическую базу данной работы составляет совокупность взглядов, положений, концепций, содержащихся в трудах представителей отечественной и зарубежной философской, эстетической, культурологической, общегуманитарной мысли, в которых раскрываются различные аспекты проблемы гармонии.
Рассмотрение данной проблемы в контексте западноевропейской культуры относится к разряду междисциплинарных исследований, что обусловливает необходимость обращения в ходе исследования к различным областям знания - культурологии, философии, истории, искусствознанию, психологии, физике, биологии и другим гуманитарным и естественным наукам.
8
Многосторонность и сложность явления гармонии требует комплексного подхода к ее изучению. При определении специфики гармонии привлечение таких сопредельных понятий, как мера, пропорциональность, соразмерность, целостность и т.д. позволяет выявить сущность гармонии, объединить в единое целое все ее стороны, отражаемые вышеназванными понятиями.
Сравнительно-исторический метод, направленный на изучение эволюции идеи гармонии и динамики ее развития в западноевропейской культуре, позволил выявить этапы развития и многогранность этого сложного культурологического феномена от начальных представлений до современных концепций. Данная диссертация ориентирована на деятельностный подход к пониманию сущности культуры как процесса социально-значимой деятельности человека, рассматриваемой в диалектической взаимосвязи ее способов и результатов - норм, ценностей, смыслов, значений.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- на основе историко-культурологического анализа теоретических представлений о гармонии реконструированы ее основные значения;
- показана комплементарность и, одновременно, нетождественность понятий «гармония», «утопия», «идеал».
- обосновано положение о гармонии как об объективном свойстве бытия и как об условности в культуре;
- проанализированы музыкальная, архитектурная и другие формы гармонии в художественной культуре и выявлена их взаимосвязь;
- дано культурологическое осмысление синтеза искусств в качестве конкретной модели гармонии как единства многообразия;
- гармония в культуре, выступающая в экологической, социальной и антропологической формах, представлена как мера отношений человека к природе, обществу и самому себе.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изучение развития теоретических представлений о гармонии позволяет выделить три периода в истории учений о гармонии, в которые происходил
9
подъем учений о гармонии, обусловленный возрастанием объема определяемого гармонией бытия. Настоящий взлет учений о гармонии наблюдался в античности, когда были заложены основы математического истолкования гармонии. Второй период расцвета учений о гармонии приходится на эпоху Возрождения, когда на первый план выходило эстетическое и гуманистическое значение гармонии. Третий период развития учений о гармонии - Новое время - связан, во-первых, с философским и естественнонаучным осмыслением проблемы гармонии, утвердившим взгляд на гармонию как на объективное явление; во-вторых, с преимущественной разработкой проблем социальной гармонии.
2. Обобщение различных трактовок сущности гармонии и ее связей с действительностью позволяет выделить несколько основных значений понятия гармонии, конкретизирующих ее осмысление как единства в многообразии: соразмерность частей и целого; внутренняя упорядоченность и мера бытия; свойство объективной реальности, что аналогично в современной науке понятию закона. Автор считает необходимым конкретизировать понимание гармонии как согласованного единства контрастных начал, определяющего целостность, упорядоченную организованность мира.
3. Гармония отражает закономерный характер развития действительности, внутреннюю и внешнюю цельность, согласованность, соразмерность формы и содержания объектов и в этом смысле трактуется как объективное свойство реальности, проявление фундаментальной закономерности бытия. Вместе с тем, гармония выступает как некий умозрительный конструкт, условность, сложившаяся в ходе культурно-исторического развития, установка, с помощью которой человек объясняет мир и свое место в нем. Из соотнесенности гармонии мира с фундаментальной закономерностью проистекает западноевропейская традиция ее рационалистического объяснения и исчисления.
4. Гармония проявляется в различных ощущаемых человеком сферах бытия, принимая соответствующие формы, в наиболее полной мере реализуясь
10
при этом в художественной культуре - архитектуре, музыке и др. Особое место среди художественных форм гармонии занимает музыкальная гармония как прообраз всех других проявлений гармонии. Связь музыкальной и архитектурной форм гармонии обнаруживается в том, что гармония возникает как вертикально-горизонтальные связи элементов, лежащих в основе этих искусств, в особой роли дисгармонии и диссонанса как контраста, являющегося необходимым элементом гармонии музыкального или архитектурного произведения. Музыкальная гармония, подобно архитектурной гармонии, в некоторых концепциях выступает моделью общественных отношений, одним из средств построения гармоничного общества, что обусловливает ее связь с социальной гармонией.
5. Взаимодействие форм гармонии в художественной культуре осуществляется в виде объединения разных видов искусства в единое художественное целое на основе синтеза искусств, понимаемого как неразрывная связь различных видов искусства, как реализация принципа единства в многообразии, составляющего суть гармонии. В этом качестве синтез искусств, осмысленный как теоретический принцип и творческая задача в XIX в. романтиками, Р. Вагнером, У. Моррисом, представляется не только идеалом художественной гармонии, но и гармонии искусства и жизни, культуры в целом. В этом стремлении к решению внехудожественных задач идея синтеза искусств неминуемо обретает утопическую составляющую.
6. Сближение гармонии с утопией становится еще более заметным в тех ее формах, которые выражают отношение человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе как основных моментах развития культуры. Проблема гармонии в этих направлениях разрабатывалась, главным образом, в рамках утопической мысли. Если при этом утопические концепции Возрождения и Нового времени были ориентированы на реализацию идеала социальной гармонии, то для теорий XX века наиболее актуальны разработки таких форм, как экологическая гармония и гармония человека.
11
7. Гармония отношений человека и окружающей среды, включающей как собственно природный, так и социальный мир, вплоть до непосредственного места обитания человека - его жилища, выступает как экологический императив культуры. Утопические проекты поисков путей к экологической гармонии предлагают различные решения этой проблемы - от «бегства» в природу до конструирования окружающей среды художественными средствами (экологическая архитектура). Проекты идеала социальной гармонии основываются на понимании ее как единства многообразия составляющих ее элементов — экономических, политических, психических и т.д. Гармония человека как единство его духовно-телесной организации выступает ориентиром западноевропейской традиции саморефлексии, моделью человека, находящегося в гармонии с самим собой и с миром.
8. Обращение к европейскому культурно-историческому опыту показывает, что гармония человека являлась тем идеалом, к которому лишь в той или иной степени приближалась западноевропейская культура в процессе своего развития. Гармония, рассматриваемая в контексте западноевропейской культуры, предстает в различных своих формах прообразом совершенства, должной целью, мерой социокультурного развития и в этом качестве обретает черты идеала. Этим обстоятельством обусловливается невозможность реализации гармонии в полной мере, поскольку она является вечным идеалом человеческой мысли и деятельности, и ее достижение означало бы конец человеческого познания. Но, несмотря на это, гармонию все же следует рассматривать не только как утопию, но и как модель, максиму, содержащую черты совершенства человека и его отношений с миром, которая задает направленность развития человека и культуры, и чем она больше, тем большего может достичь человек и культура в целом.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования Научно-теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в культурологическом понимании места гармонии в социокультурном пространстве. Результаты исследования позволяют углубить
12
теоретические представления о гармонии, связанные с проблемами современной культуры. Основные разработки диссертации могут быть использованы в научных исследованиях, посвященных вопросам гармонии.
Практическая значимость исследования состоит в осмыслении проблем и перспектив развития современной культуры. Основные положения диссертации могут быть использованы при разработке программ и чтении лекций, спецкурсов, семинаров по проблемам европейской культуры.
Результаты исследования отражены в ряде публикаций: в тезисах конференций,1 в статьях учебного пособия по культурологии.2 Материалы диссертации также были использованы при ведении семинарских занятий по курсу истории и культурологии в Донском государственном техническом университете.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы, включающего 167 наименований. Общий объем работы составляет 132 стр.
1 «Историческое развитие представлений о гармонии» // Труды аспирантов и соискателей ростовского государственного университета, том VII. - Ростов н/Д, 2001. - 320 с. С. 182-184.; «Музыкальная гармония
как фактор патриотического воспитания» // Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи в современных условиях. Региональная научно-практическая конференция (2-3 февраля 2001 г.). -Ростов н/Д, 2001г. - 130 с. С. 80-82.; «Проблема музыкальной гармонии в европейской культуре» // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы III Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). Том 4. Ростов н/Д, 2002.-480 с. С. 407-409; «Идея гармонии личности и общества в европейской культуре» // Труды аспирантов и соискателей ростовского государственного университета, том IX. - Ростов н/Д, 2003. -480 с. С. 330 - 332.
2 «Культура п природа», «Научно-технический прогресс и культура», «Культура и глобальные проблемы современности» // Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков Л.Ю., Топчий И.В. Культурология. Серия «Высший балл». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.-320 с. С. 153-155, с. 173-179, с. 299-306.
13
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГАРМОНИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Античные представления о гармонии
Наиболее ранние представления о гармонии выражены в мифологии, которая является чувственно-образным отражением мира. Поиск гармонии составляет «единое ядро древних цивилизаций» (В. Иорданский). Миф фиксировал определенный порядок (социальный, культурный), система обрядов, табу его выражала и поддерживала. Нарушение этих запретов и ритуалов вело к нарушению гармонии социального и культурного мира. Регулярно повторяющиеся ритуалы, воспроизводящие мифы, направлены на приспособление личности к социуму и призваны гармонизировать взаимоотношения социальной группы и природного окружения. Как отмечает Е.Мелетинский, возникает определенный «мифологический баланс между представлениями об окружающем мире и нормами поведения, который «метафизически» подкрепляет социальную и природную гармонию, душевное и общественное равновесие». В качестве повествования миф подчинен гармонизирующей и упорядочивающей целенаправленности, ориентирован на целостный подход к миру, который исключает элементы хаотичности, неупорядоченности. Доминирующей целью мифа является не столько познание, сколько именно гармонизация и регламентация. Миф направлен на объяснение существующего социального и космического порядка так, чтобы поддерживать этот порядок, исключая необъяснимые события, «чтобы универсальная гармония не была поколеблена...Высшая реальность мифа -источник и модель всякой гармонии».4
В исследовательской литературе подчеркивается значение мифа для гармонизации отношений индивида и социума, особенно в переломные
3 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М, 1976. С. 170
4 Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. -М., 2000. С. 31
14
моменты человеческой жизни, а также в плане социализации личности, приспособления индивида к социуму. Отражая в фантастических образах реальные черты окружающего мира, миф выполняет социальную роль, внося «лад и строй» в жизнь родовой общины. В исследовательской литературе развивается мысль, высказанная Б. Малиновским, о практическом назначении мифа - поддержание равновесия в обществе, идея гармонизации жизни в мифе и при помощи мифа.
В еще большей степени миф имеет значение для гармонизации отношений социального мира и природного окружения. Образу «мифа-гармонизатора» (С. Батракова) уделяли особое внимание исследователи первобытных культур.
Наиболее развитые представления о гармонии зафиксированы в античной, прежде всего древнегреческой, мифологии. Здесь впервые в ряде мифов воплощена вся многозначность этого понятия. Как отмечает В.П. Шестаков, «гармония выступает то неотделимо от вещей, то отделимо, в качестве определенного физического феномена или морального принципа, то в виде социально-политической или даже космической целесообразности; или же гармония выступает в утилитарном виде, не отличимом от вещей бытового характера или принципов производственно-практической деятельности».5 В гомеровской мифологии термин «гармония» означает соглашение, согласие, мир («Илиада»), а также в более конкретном смысле - скрепы, гвозди («Одиссея»), которыми Одиссей скрепляет корабль при строительстве. Это значение указывает на происхождение понятия гармонии от греческого harmodzo — сколачивать и на тот смысл, который закрепится за этим понятием, а именно: связывание, соединение различных элементов.
В античном мифе о Гармонии, которая была дочерью бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты, отражены представления древних греков о гармонии как порождении двух контрастных начал: красоты-любви и борьбы-
5 Шестаков В.П.. Эстетические категории. - М., 1983. С. 147.
15
войны. И это представление не случайно: уже древнее мифологическое сознание зафиксировало в образной форме сущностную особенность этого понятия - соразмерное единство двух разнородных начал, равновесие, согласованность противоположных элементов.
Древнегреческая мифология отразила представление о гармонии Космоса и человека, которая поддерживается «деятельностью» богов. «Их постоянное присутствие и помощь снимают возможность дисгармонии между вселенной и человеком, благодаря покровительству богов возвысившимся над страхом перед силами стихий. Никогда уже больше мир не казался людям таким обозримым, его гармония такой наглядной, боги такими доступными: они жили на земле, и их место пребывания — гора Олимп — было известно каждому. Отсюда, кстати, гармоничность мироощущения греков...».6
Мифологический образ мира древних греков предстает как единое целое, как «скрытый порядок мира», который проявляется в постоянном чередовании контрастов — жизни и смерти, любви и вражды, войны и мира, счастья и горя и осознание которого намечено уже Гомером. «Вечная гармония противоборствующих сил, - пишет Е.Я. Режабек, - которой в одинаковой мере подчинены люди, герои и боги — вот в чем заключен «скрытый порядок» вещей, художественными средствами прокламируемый поэтом».7
В мифологии гармония означает «порядок», предполагая наличие его противоположности. В этой связи, двигаясь «от противного», необходимо обратиться к мифам о хаосе, который выступает в качестве этой самой противоположности гармонии-порядка. Основной смысл греческой мифологии составляет превращение хаоса в космос, который в свою очередь устроен на принципах гармонии и порядка. Мифологии древнего мира присуща развитая космогония и теогония, основное внимание в которой уделено процессу общего мироустройства. При этом данный процесс описывается как переход от первоначального хаоса к упорядоченной гармоничной вселенной. Все древние
6 Мурима Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории.- М., 1982. С. 113.
7 Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). - М., 2003. С. 176.
16
мифологии в фантастических образах воспроизводят ход упорядочения, организации мира, преодоления изначального хаоса, часто в форме мифов о борьбе с драконами или чудовищами, воплощающими силы хаоса (борьба Ра со змеем Апопом, Зевса с титанами и т.п.). Образ хаоса присущ всем древним мифологиям. Хаос представляется как мрак или ночь (в некоторых полинезийских и африканских мифах, отчасти в греческой и индийской мифологиях), как бездна или пустота (греческий Тартар), как некое неорганизованное состояние, а также в виде неких демонических существ, таких как змеи или драконы, великаны и боги старшего поколения. «Превращение хаоса в космос оказывается переходом от тьмы к свету, от воды к суше, от пустоты к веществу, бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию».
Наиболее развернутое представление о хаосе содержится у Гесиода в «Теогонии», где он изображается как некое мифологическое существо, наряду с Геей, Тартаром и Эросом, а также как некоторое неупорядоченное состояние вещества. Безграничный, вечный, темный Хаос выступает как одно из первоначал, из которого возникает весь мир и бессмертные боги. В качестве первоначала хаос характеризуется как нечто неопределенное, не имеющее никаких качеств, как некая пустота, бесформенность. Здесь хаос выступает как противоположность гармонии, которая понимается как качественная определенность, единство и оформленность разрозненного целого. Это стремление мифологического мышления к упорядочиванию, гармонизации мира отмечалась многими исследователями древних культур. «В мифотворческой симфонии эллинской культуры, - пишет ЯЗ. Голосовкер, -явственно слышатся две темы, два стимула творческой жизни Эллады: тема оргиазма и тема числа. И если оргиазм был выражением стихии народной, то число было выражением полиса с его в широком смысле понимаемой гражданственностью. Взаимодействие этих двух выражений и обнаруживается
8 Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976. С. 206.
17
как характер эллина с его изумительной чертой: искусством гармонизировать любой хаос».9 Хаос как некая неупорядоченная стихийная сила «прорывался» в оргиастических мифологических фантазиях. «Этот оргиазм, кинувшись в воображение, создал страстный фантастический мир эллинского мифа, симфонию хаоса с его пластикой образов и трагикой смысла».10
Преобразование хаоса в космос представлено в космогонических мифах развитых мифологических систем и мыслится как упорядочивающая, гармонизирующая деятельность богов. Как символ того порядка, который пришел на смену мифологическому хаосу, появляется образ царя богов (Ра, Мардука и т.п.). Но вместе с тем этот порядок не является чем-то застывшим и безусловным. Греческие боги, например, «вносят в этот мир оживленный беспорядок, устраивают кавардак, когда их интересы сталкиваются, и нужен грозный окрик царя богов, чтобы прекратить эту анархию и вернуть мир к прежнему неустойчивому равновесию сил. Олимпийская мифология представляет собой именно живое равновесие между дикой оргией необузданных элементов и мертвым порядком божественного предопределения».1'
В древних религиозно-мифологических системах глобальная космическая модель отразила определенные черты государственно-политической организации, чему способствовала ритуализация и сакрализация государственной власти. Однако в силу особенностей мифологического мышления, специфику которого составляет ориентация на прошлое, идеал социального порядка часто отнесен именно в прошлое, о чем свидетельствуют мифы о «золотом веке», «потерянном рае», «веке героев». Образ «золотого века» как периода гармонии, счастливого существования человечества, которому дарованы вечная юность, вечный мир, встречается во многих древних мифологиях (индийской, иранской, вавилонской, иудейской, греческой и др.). В мифологических представлениях о времени «золотой век», описанный как
9 Голосовкер ЯЗ. Логика мифа. - М., 1987. С 77.
10 Там же.
" Лифшиц М.А. Мифология древняя и современная. - М., 1980. С. 41

Список литературы




Уехать — значит чуть-чуть умереть. Эдмон Арокур
ещё >>