Адаптация ребенка к детскому саду - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Адаптация к детскому саду Адаптация 1 68.67kb.
Консультация для воспитателей «Адаптация детей в детском саду» 1 124.33kb.
Что нужно знать родителям, желающим подготовить своего ребенка к... 1 239.46kb.
Адаптация ребенка в детском саду 1 217.48kb.
Исполнение госзаказа по гбдоу детскому саду №145 Адмиралтейского... 1 35.42kb.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно... 1 66.24kb.
Основание для издания правового акта 1 24.15kb.
Празднование дня рождения детского сада 1 66.09kb.
Как сегодня живется детскому саду, да и школе сказать однозначно... 1 14.35kb.
Первые шаги к детскому саду 1 19.89kb.
Физическое воспитание ребенка в семье 1 33.86kb.
Урок русского языка. На тему рассказа Е. И. Носова. 1 33.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Адаптация ребенка к детскому саду - страница №2/3

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?


Быть готовым к школе уже сегодня

не значит уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе – значит

быть готовым всему этому научиться.

Л. Венгер

Как бы вы определили, что ждет школа от ребенка? Каких качеств? Черт? Ответить, как правило, трудно, потому что порой самим родителям неясно, к чему же готовить сына или дочь.

Школа проводит тестирование весной – летом, но уже осенью и зимой необходимо знать составляющие психологической готовности ребенка к школе и помочь ему.

Тесты на школьную готовность нередко состоят из диагностических процедур на счет, письмо, чтение. Тогда как обучение в школе требует умения:



  • Устанавливать причинно-следственные связи;

  • Сравнивать, анализировать, группировать;

  • Действовать произвольно;

  • Действовать по образцу;

  • Общаться со сверстниками;

  • И желание быть школьником, «взрослым».

В дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность. В школе осуществляется переход к учебной деятельности, которая на ближайшие 11 лет станет ведущей для детского развития.. В переходный год (5-6 лет) в детском саду осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть, опираясь на зону ближайшего развития (ЗБР). В ЗБР входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, - то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т.п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду.

Детям с задержками общего, речевого развития одних «детсадовских» занятий недостаточно, процесс формирования готовности занимает у них более длительное время. Поэтому особенно важна преемственность занятий дома.

Бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе (перечислим их еще раз: навыки действия по образцу, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать память, речь, строить отношения с окружающими взрослыми и сверстниками и др.). Повседневное общение становится неиссякаемым источником обучения, взаимного познания и радости детско-родительских отношений. И в этом ведущая роль принадлежит родителям.

Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как утроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе; не менее интересными и познавательными могут стать воспоминания родителей о своем первом классе, домашние фотографии, сохранившиеся первые тетрадки и букварь и впечатления родителей, ориентирующие ребенка на школу, формирующие у него реальные представления о ней.

Важно правильно подобрать школу ребенка. Посильная учебная нагрузка предупреждает школьную неуспеваемость и школьные неврозы.


Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

С помощью вопросника попробуйте оценить свои взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.



  1. Все ли вам нравится в своем ребенке?

  2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

  3. Смотрите ли на малыша, когда он говорит?

  4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

  5. Поправляете ли вы речь малыша?

  6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

  7. Хвалите ли вы малыша?

  8. Смеетесь ли вместе с ним?

  9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?

  10. Часто ли обнимаете ребенка?

  11. Играете ли вместе?

  12. Есть у вашего ребенка собственные книги?

  13. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?

  14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

  15. Ходите ли вы в театры, музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?

  16. Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

  17. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?

  18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

  19. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулке?

  20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

Ключ: «Да, почти всегда» - 4 балла. «Иногда», «может быть» - 2 балла«Нет, почти никогда» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма:

От 80 до 60 баллов – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

От 60до 30 баллов – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуации? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

Меньше 30 баллов – стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.



Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

Возможно, на первых порах школьного обучения вам придется очень и очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание, может быть, даже возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу, но не стоит отчаиваться -упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.



Памятка

Ребенок шести лет должен знать:

  • Различать предметы по признаку формы;

  • Обозначать словами местонахождение предмета по отношению к себе и другим предметам;

  • Сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке;

  • Применять различные цвета и оттенки для создания выразительного образа;

  • Изображать овощи, фрукты, игрушки по представлению и с натуры, используя способ вырезания, приемы симметричного вырезания из бумаги

  • Строить и рисовать по теме и условиям, планируя этапы создания постройки.

КАК НАДО готовить ребенка к поступлению в школу

* Как это ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребенка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без различных неблагоприятных факторов анамнеза.

*После рождения ребенка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.

*Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений.

*Знать возрастные нормы и особенности вашего ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них.

*Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.

*Создать благоприятный климат для него в семье.

*Любить, как прежде, может быть, немного больше и дать ему об этом знать.

*Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать.

*Следить за умственным развитием ребенка.

*Создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было его задержки.

*Читать ребенку сказки и стихи.

*Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское кино.

*Хвалить его за первые рисунки.

*Водить в музеи, театры, цирк и зоопарк.

*Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.

*Приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру.

*Любыми способами поощрять общение со сверстниками.

*Воспитывать мир чувств.

*Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас. Пытаться

уменьшать его тревожность.

*Следить за состоянием здоровья и заниматься реабилитацией всех выявленных отклонений.

*Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько зрел или незрел ребенок, или же провести самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома.

*Если ребенок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем тем трудностям, которые там ждут.

*Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать зрелыми даже незрелые критерии, которые возможно, используя рекомендации психолога и педиатра.

*Если ребенок Ваш незрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только школу, которая ему необходима, которую Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.



КАК НЕ НАДО вести себя родителям,

когда ребенок готовится к поступлению в школу

  • Не заниматься подготовкой к школе, пуская это все на самотек.

  • Не выявлять заранее незрелость и, даже выявив ее, не принимать никаких мер.

  • Не проводить незрелому ребенку назначенные корригирующие мероприятия.

  • Пытаться записать его в обычный класс, прекрасно зная, что он в нем не справится с нагрузкой.

  • Поддерживать в нем низкую самооценку и комплексы неполноценности. Показывать, что он отверженный в семье и школа — это только его дело.

  • Все время инфантилизировать ребенка, пытаться, чтобы он был зависимым от Вас.

  • Сверхопекать или подчеркивать свою гипоопеку.

  • Быть равнодушным к будущему малыша.

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

Ваш ребенок с легкостью справляется с любым из заданий. Его отличает острота мышления, наблюдательность, хорошая помять, любознательность. Он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о том, что ваш ребенок, без сомнения, обладает способностями к познавательной деятельности.

В отличие от способного, одаренный ребенок характеризуется следующими проявлениями:


  • мыслит оригинально, творчески;

  • хорошо понимает юмор;

  • обладает неистребимой жаждой познания, неистощимым любопытством;

  • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т. п.);

  • отличается от других детей своей независимостью, предпочтением общества взрослых.

Иногда родителей пугает странность, непохожесть их ребенка на сверстников. Часто их раздражает его неуемная жажда познания, неистребимое любопытство. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребенка, тем более вероятно, что взрослые одергивают, ограничивают его и даже наказывают. Таким образом родители могут подавить, а не развить творческие возможности ребенка.

Если ваш ребенок одарен, то:

  • поддерживайте в нем интерес, творческие устремления, оригинальность;

  • никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;

  • уважайте в ребенке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение;

  • помните, что это вы должны приспосабливаться к ребенку, а не он к вам;

  • помогайте справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;

  • найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;

  • не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребенок будет всегда победителем, другие дети могут его возненавидеть;

  • не говорите об одаренности ребенка в его присутствии, не перехваливайте его;

  • не требуйте от ребенка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одаренностью.)

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что часто проблемой для одаренного ребенка является проблема взаимоотношений с другими людьми.

Адекватны ли самооценка и уровень притязаний у ребенка

В процессе наблюдения за поведением ребенка обращайте внимание на следующие особенности, которые являются свидетельством низкого уровня самооценки и притязаний:



  1. Частые самокритичные высказывания: «Я не смогу этого сделать...»

  2. Негативные ожидания в отношении ситуации соперничества:«Зачем это делать? У меня все равно будет хуже, чем у...»

  1. Критическое отношение к успехам других: «Просто ему повезло...»

  2. Нежелание признавать свои ошибки: «Я не виноват, что...»

  1. Склонность подчеркивать недостатки у других: «Зато он ябедничает...»

  2. Неспособность принять похвалу: «На самом-то деле вы так не считаете...»

  3. Отрицательное отношение к детскому саду: «Воспитатель меняне любит...»

  1. Отказ от попыток добиться какого-то успеха: «Мне не интересно...»

  1. Повышенная застенчивость, трудности общения с незнакомыми
    людьми.

10. Повышенная чувствительность к критике: «Все против меня...»

Далее предлагаются различные тесты, с помощью которых вы сможете уточнить представления о самооценке и уровне притязаний своего ребенка.

Коррекция самооценки и уровня притязаний в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Кроме того, можно использовать и те упражнения, которые даются в книге, предлагая посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Допустим, ваш ребенок с легкостью справляется с любым заданием. Его отличает острота мышления, наблюдательность, хорошая память, любознательность. Он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счетные операции, много знает. Все это говорит о том, что ваш ребенок, без сомнения, обладает способностями к познавательной деятельности, а также о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых.

Консультируя родителей, имеющих одаренного ребенка, мы часто сталкиваемся и с желанием взрослых, чтобы их ребенок был лучшим во всем и все умел. Например, спрашивает мама: «Почему мой сын не хочет читать, если он такой способный?» Бывает, что родители доводят дело до полной ненависти ребенка к этому занятию, а нужно лишь немного подождать, пока ребенок сам захочет и начнет читать, просто для этого еще не пришло время, и есть масса других интересных дел.

Психологи показали, что насильственное подавление интеллектуальных или двигательных потребностей одаренного малыша в течение длительного времени может привести к эмоциональным сложностям и даже неврозам.

Родители одаренного ребенка иногда спрашивают, следует ли стремиться к тому, чтобы их сын или дочь опережали своих сверстников и, например, в 7 лет учились в 3-м классе и т. п.?

Каждый случай уникален, но при этом нельзя забывать о социальном самочувствии своего ребенка. Ведь неизвестно, как он будет принят более старшими по возрасту детьми. Не окажется ли он в изоляции? (Иметь друзей не менее важно, чем быть лучшим учеником.)

Старайтесь больше внимания уделять вопросам общения, групповым играм, которые являются прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения.



<< предыдущая страница   следующая страница >>



Женщины настолько привыкли защищаться от мужчин, что, не будучи атакованы, сами переходят в атаку. Тадеуш Гицгер
ещё >>