Абдулаев Ш. С. О. д т. н., профессор, г н. с отдела математики и информатики днц ран - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о научных руководителях 1 107.13kb.
Отчет о проведении предметной недели математики и информатики в мкоу... 2 321.19kb.
Воспитание патриотизма на уроках математики и информатики 1 29.53kb.
Кафедра математики и информатики 10 1563.7kb.
Методическая тема моучителей математики, информатики и физики «миф»на... 1 24.17kb.
Анализ работы нмо методического объединения учителей математики,... 4 438.48kb.
Фундаментальной информатики 6 1086.68kb.
Анализ работы нмо учителей математики, физики, химии, биологии, информатики... 4 621.39kb.
Программа международной конференции «Теория операторов, комплексный... 1 143.72kb.
Состав Научного cовета обн ран по гидробиологии и ихтиологии 1 158.53kb.
Анализ работы мо учителей математики и информатики за 2012-2013 учебный год 4 529.85kb.
Программа г. Москва 23 марта 2010 г. Центр международной торговли 1 75.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Абдулаев Ш. С. О. д т. н., профессор, г н. с отдела математики и информатики днц - страница №1/1

Абдулаев Ш.-С. О.

д.т.н., профессор, г.н.с. отдела математики и информатики ДНЦ РАН



Алиев Э.А.

доцент Дагестанского государственного технического университета



Ильясов М.С.

к.э.н., Министр экономики Республики Дагестан



Уцумиев М.П.

глава муниципального образования «г.Кизилюрт»



Шарапудинов Ш.М.

ген. директор ООО «Инновационный центр «ДАГИНЭКО»



Шарапудинов Г.М.

к.э.н., бухгалтер Филиала ФГУ «Рослесозащита» - «Центр защиты леса РД»


РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА – КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА РФ

(НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
При внимательном рассмотрении обнаруживается, что уже имеющиеся решения ключевых проблем модернизации России практически не реализуются. Поэтому задача состоит в том, чтобы определить, в чем причина сложившейся ситуации, как устранить факторы, мешающие эффективному социально-экономическому развитию страны.

Решение этой всеобъемлющей и крайне важной для страны проблемы видится следующим образом: любую проблему, актуальную в данный короткий исторический период для страны, необходимо конструктивно препарировать до уровня субъектов страны, а в субъектах – препарировать до уровня муниципальных образований. Аналогично необходимо препарировать проблему развития отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, природные и все известные ресурсы и т.д.). Речь идет о применении методов координации, включающей проблему декомпозиции, к проблемам экономического прогнозирования, стратегического планирования и управления [1].

Возникает вопрос – почему именно таким образом?

Известно, что многие правильные и формализуемые решения экономических проблем торпедируются на самом высшем уровне. Причина такой ситуации – коррупция, но эта всеми упоминаемая коррупция предопределена многими обстоятельствами.

В первую очередь: уже реализованная неуправляемая, вульгарная приватизация, не учитывавшая реальных рычагов рыночной экономики, что особенно ярко проявилось при приватизации природных ресурсов. Один только этот фактор вызвал недопустимую дифференциацию населения по уровню материального благосостояния, падение уровня ВВП и последующее понижение уровня социально-экономического развития страны.

Однако наша задача состоит не в перечислении причин и обстоятельств, не позволяющих эффективно развивать экономику, а в разработке механизмов, позволяющих реализовать принятые решения по модернизации экономики, широкому использованию инновационных технологических решений.

При этом одной из главных целей является нейтрализация или существенное сокращение коррупционных процессов, предотвращение ущерба теневых экономических операций, которые на низовом уровне, на уровне муниципальных образований контрастно выявляются. Следствием этого будет значительное сокращение негативных противоправных явлений. В этом случае должна существенно усиливаться роль контрольных финансовых органов, которым на низовом уровне легче выявлять теневые операции.

В настоящее время сложилась ситуация, когда развитие промышленного производства определяется наличием госзаказа, а наличие госзаказа определяется уровнем технологического развития, уровнем технологического оборудования и конкурентоспособностью технологических процессов. Хорошо, когда госзаказ предполагает инвестиции на оснащение предприятия новым технологическим оборудованием и освоение новых технологических процессов. А если нет такого госзаказа, нет инвестиций, то необходимо подключение процессов государственного регулирования, основанного на стратегии социально-экономического развития, реализующейся в стратегическом планировании развития той или иной отрасли через государственные корпорации или частно-государственное партнерство. Не менее важной целью модернизации является обеспечение равномерности развития различных территорий страны с учетом их географического положения и природно-климатических условий на основе специализации сферы промышленного производства. При этом одной из целей государственного регулирования должно быть обеспечение многоканальности финансирования инновационных разработок от идей до серийного производства. С учетом указанных исходных предпосылок могут быть предложены различные механизмы и схемы модернизации производственной сферы и повсеместного использования инновационных разработок.

На федеральном уровне уже делаются определенные шаги по модернизации системы использования результатов фундаментальных исследований в экономическом рыночном обороте. Примером этой деятельности является создание уникального научного центра «Сколково», хотя подобная деятельность могла быть организована и в существующих научных центрах РАН. Другим более, на наш взгляд, перспективным проектом является создание АСИ (Агентства стратегических инициатив), которое позиционируется как сетевая государственная структура, целью которой является реализация инновационных разработок и технологий. При этом важно, чтобы эти структуры как федеральные, так и региональные и муниципальные, управлялись не чиновниками, а непосредственно предпринимателями в научно-технической сфере, чтобы «распиливались» не бюджетные средства, а прибыль, получаемая в результате этой деятельности.

Суть наших предложений состоит в реализации аналогов «Сколково» и Агентства стратегических инициатив на региональном уровне с учетом социально-экономического, географического, экологического положения субъектов РФ. При этом речь может идти об инновационных проектах экономической и социальной направленности, представляющих интерес для данного конкретного региона и не обязательно основанных на последних или новейших достижениях фундаментальных исследований.

Следует отметить, что опыт ускорения и сокращения сроков внедрения результатов поисковых фундаментальных работ в различных отраслях и подотраслях промышленности имелся в СССР [2].

При адекватном использовании рыночных механизмов на основе данного подхода может быть создана весьма успешная система организации инновационной деятельности. В частности, необходимо разумно использовать результаты маркетинговых исследований, обеспечить адресность инновационных разработок и технологических процессов. Эти функции являются прерогативой государственного регулирования, обеспечивающего подключение финансовых структур, организацию частно-государственного партнерства в целях финансирования всех процессов - от идеи, разработки и до реализации продукта инновационной деятельности на рынке [3; 4]. Предлагается указанный механизм реализовать на определенной территории субъекта РФ, сформировав на этой территории центр инноваций или центр трансферта технологий для приоритетных направлений развития производств этого субъекта. Главная цель предложенного подхода – интегрирование усилий науки, образования, бизнеса, власти и гражданского общества в вопросах проведения инновационной политики и формирования эффективной экономики. Это проект можно реализовать, например, в Республике Дагестан, где существуют необходимые элементы инновационной инфраструктуры, к которым относятся ДНЦ РАН, ДГУ, ДГТУ, а также Дагестанский центр научно-технической информации, технологические центры при вузах республики, Республиканский бизнес-инкубатор «Турали», Республиканский молодежный бизнес-инкубатор «Дагестан», Дагестанское агентство развития инновационного предпринимательства и много других организаций. С другой стороны в республике накопился огромный пакет нереализованных проектов, число которых более 1000. Причин и факторов, определяющих сложившуюся ситуацию много, они проанализированы во многих научных публикациях, продекларированы во многих государственных директивных документах, но улучшения общей ситуации в социально-экономическом развитии республики не наблюдается.

Поэтому нами и предлагается пилотный проект формирования целостной и постоянно действующей инновационной инфраструктуры на локальной территории. Особенность данного подхода состоит в возможности конструктивного объединения, координации и интегрирования усилий науки, бизнеса и власти. Особое значение поддержка такого подхода муниципальной властью. С учетом представленных выше соображений предлагается разработать проект создания в Республике Дагестан Республиканского единого инновационно-исследовательского центра. Целью такого проекта должны стать поддержка НИОКР в приоритетных областях экономики субъекта, а также инициирование создания перспективных высокотехнологичных производственных участков. Размещение подобного центра в Республике Дагестан оптимально на территории муниципальных образований г.Кизилюрт и Кизилюртовский район.

Почему именно на этой территории?

Во-первых, и главное, есть понимание целей и задач подобного центра со стороны властей республики и муниципальных образований, а также их желание конструктивно реализовать инновационные проекты для повышения эффективности экономики. Кроме того, предложенная территория имеет ряд уникальных преимуществ перед другими аналогичными территориями в республике. Это удобное географическое положение, обеспечивающее равноудаленность от границ Республики Дагестан, наличие развитой природной и промышленной инфраструктуры, нейтральное положение в социально-политическом, административном и национально-демографическом положении.

Возникает вопрос - на какой базе будет формироваться необходимая инфраструктура, и кто будет выполнять проект при наличии финансирования?

На начальном этапе с предложением создания такой базы может выступить муниципальное образование г.Кизилюрт и уже существующее и имеющее почти 20 летний опыт взаимодействия с научными учреждениями и промышленными предприятиями ООО «Учебно-научно-производственный комплекс «Аура-Алиф» (ООО «УНПК «Аура-Алиф»»). На этом же этапе для формирования позитивного отношения к предлагаемому инвестиционному проекту и обеспечения его государственной поддержки необходимо придать этому проекту статус приоритетного для Республики Дагестан, реализация которого обеспечит положительный экономический и социальный эффект. Указанный статус должен быть присвоен на основании Указа Президента РД №33 от 18.02.2009 г. в соответствии с положением о порядке и условиях предоставления этого статуса, утвержденным этим же указом. И, наконец, объектом реализации инвестиционного проекта могут быть разработки, выполненные в ООО «УНПК «Аура-Алиф»». Таких разработок более двадцати, они различаются разным уровнем проработки – от выполнения НИР до изготовления опытного образца. Для иллюстрации приведем пять разработок. Наиболее проработанной и доведенной до опытного образца является разработка социальной направленности: «Аппаратно-программно-методический комплекс для адекватной и информационно-сопряженной топодиагностики и физиотерапии» (Рис. 1).

Рис. 1. Аппаратно-программно-методический комплекс для адекватной и информационно-сопряженной топодиагностики и физиотерапии.

Технические характеристики:

- Конструктивное исполнение - стационарный.

- Источник питания – сетевой (220В, 50 Гц).

- Потребляемая мощность – не более 0,5 кВт.

- Габариты – 500х250х450 мм3.

- Вес – не более 7 кг.

Комплекс позволяет внедрять в медицинскую практику адекватные и информационно-сопряженные для каждого пациента средства топодиагностики и физиотерапии.

Объектами контакта при рефлексотерапии и топодиагностике не случайно выбраны биологически активные точки (БАТ) и их системы (СБАТ):

1. Благодаря тому, что БАТ расположены на поверхности кожи человека диагностические и лечебно-профилактические мероприятия становятся сравнительно простыми, доступными, своевременными и в то же время неинвазивными и безболезненными.

2. Общепризнанно, что БАТ находятся в строгой связи с внутренними органами человеческого организма: с одной стороны, связь осуществляется по рефлекторной сети, а с другой - через автономную "третью регулирующую систему".

3. Каждая БАТ имеет свой физический статус, определяемый электрическими, электромагнитными (в т.ч. оптическими), термическими, сенсорными, геометрическими и другими параметрами и характеристиками. Чем шире набор параметров и характеристик БАТ, тем достовернее диагноз и эффективнее лечебно-профилактические мероприятия.

4. Каждый жизненно важный внутренний орган человеческого организма "представлен" на поверхности тела некоторым количеством БАТ. Часть из них объединены в, так называемые, меридианы БАТ, соответствующие тому или иному органу.

5. Система БАТ напоминает огромную сигнальную карту, на которой каждый внутренний орган как бы проецирует свои координаты и состояние. Она обладает колоссальной информативной способностью и болевой настороженностью, немедленно извещает организм о малейших изменениях во внешней и внутренней средах, участвует в перераспределении энергии в организме, влияет на биохимические процессы, управляет транспортировкой веществ, инициирует регенеративные процессы, улучшает адаптационную способность и резистентность организма в целом.

Следует отметить, что клетки, ткани и органы являются структурами с точными для каждого индивидуума биологическими параметрами и характеристиками, изменения которых мгновенно отражаются в БАТ. Следовательно, в процессе диагностики, профилактики и лечения к каждому пациенту нужен адекватный подход.

При топодиагностике адекватность можно обеспечить путём учёта и подбора для каждого пациента следующих факторов:

- возраста пациента;

- суточного времени проведения диагностических мероприятий;

- психического состояния;

- диапазона измерения каждого из параметров БАТ и длительности снятия их характеристик; - анализ временных функций, полученных в ходе непрерывного измерения значений различных параметров БАТ в течение определенного времени.

Адекватность при рефлексотерапии (РТ) достигается на основе применения психосоматического подхода, т.е. каждый пациент как своеобразный интеллектуальный терминал сам должен выбрать адекватные и приемлемые только для него фактор воздействия и структурные особенности (свойства) этого фактора.

Для воздействия на пациента используются 3 канала:

- рефлекторный (через БАТ и СБАТ), используя различные физические факторы;

- слуховой и зрительный (через слуховые и зрительные органы).

При этом в структуру сигнала "вкладывается" определённая лечебная информация (Ноу-Хау).

Терапевтическая часть комплекса позволяет:

1. Осуществить адекватную каждому пациенту рефлексотерапию по заданному алгоритму, используя слуховой, зрительный и рефлекторный каналы воздействия.

2. Повысить эффективность РТ путём применения таких явлений, как стохастический и информационно-волновой резонансы, синергетический эффект.

3. Синхронизировать работу источников сигнала воздействия с биологическими и физиологическими ритмами пациента.

4. Проводить адекватные (Ноу-Хау) каждому пациенту электрофорез и гальванизацию, эффективность которых существенно повышается благодаря применению сочетанного информационного воздействия.

Важной отличительной особенностью адекватных методов является высокая степень их косвенной "привязанности" к биологическому объекту. Это позволяет существенно повысить уровень достоверности диагноза, а при РТ - активизировать эволюционно сформированные и генетически закреплённые механизмы защиты организма. Кроме того, строго адекватные воздействия малой интенсивности также могут запустить процессы с большим значением энергии, т.е. синергетические процессы.

Приведем имеющиеся инновационные разработки, по которым выполнены научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические исследования. К их числу относится разработка «Индукционные методы и средства генерации тепла» и «Электрогидродинамические методы и средства генерации тепла».

В рамках этих исследований изготовлены действующие макеты.

На Рис. 2 представлена отопительная система на основе теплогенератора индукционного типа (с косвенным нагревом радиаторов жидким теплоносителем)

Рис. 2. Отопительная система на основе теплогенератора индукционного типа (с косвенным нагревом радиаторов жидким теплоносителем).

В разработанной отопительной системе для получения тепла используются теплогенераторы индукционного типа, в которых происходит превращение энергии переменного магнитного поля в тепловую. С целью повышения эффективности этого процесса разработаны оптимальные концепции индуктора и узла непосредственной генерации тепла.

Достоинства системы:

- высокий КПД;

- экологичность;

- электро- и пожаробезопасность;

- надёжность и долговечность;

- простота в эксплуатации;

- экономичность.


На Рис. 3 представлен теплогенератор электрогидродинамический.

Рис. 3. Теплогенератор электрогидродинамический.


Применяется для получения тепла и построения на его базе автономных высокоэффективных и экологически чистых систем отопления и горячего водоснабжения. В электрогидродинамическом теплогенераторе применён новый метод генерации тепла, основанный на использовании управляемого интегросинергетического эффекта (ноу-хау), возникающего в процессе сложных смерчеобразных (торнадо) движений жидкостей в вихревой трубе. При этом для образования тепла используют: явление гидродинамического взрыва, кавитационного эффекта, трение, гидродинамический эффект (разгон-торможение), релятивистские явления, процесс образования водородных связей, торсионные поля, низкотемпературные ("холодные") реакции ядерного синтеза, "пусковые" кондуктивные процессы.

Преимущества теплогенератора - высокий КПД, экологичность, электро- и пожаробезопасность, простота изготовления и эксплуатации, отсутствие внешних коммуникационных сетей и теплотрасс (для систем отопления и горячего водоснабжения на базе ЭГДТ).

Технические характеристики:

- Эффективность генерации тепла значительно выше существующих прототипов.

Степень готовности:

- имеется действующий макет.

На электрогидродинамический теплогенератор в 2006 году получен патент РФ.
Кроме того, имеются действующие макеты:


  1. Устройство для электростатической обработки жидкого топлива (Рис. 4).


Рис. 4. Стационарное устройство для электростатической обработки жидкого топлива.


Устройство позволяет сэкономить топливо (бензин, керосин, солярка) на 10 -15%. В основе разработки лежит известное явление электростатической электризации топлива, снижающее силы поверхностного натяжения капель в распылительных устройствах карбюратора, что создаёт более тонкое распыление топлива в эмульсиях. В результате улучшается гомогенность горючих смесей, происходит более полное сгорание и экономия топлива.

Разработано 2 варианта устройства:

- мобильный для установки на транспортном средстве;

- стационарный для размещения на топливозаправочных станциях.




  1. Снегоплавильная установка (Рис. 5).


Рис. 5. Снегоплавильная установка.

Установка (СПУ) предназначена для утилизации снега в густонаселенных городах. Разработаны СПУ 2-х типов:

- с кондуктивным нагревом утилизируемого снега;

- с применением индукционных методов и средств генерации тепла.

Достоинства:

- простота изготовления;

- простота эксплуатации;

- сравнительно высокий КПД;

- электро- и пожаробезопасность;

- экологичность;

- надёжность и долговечность;

- экономическая эффективность.

Степень готовности:

- имеется действующий макет (универсальный).

На СПУ получен патент РФ.



Однако ни одна из предложенных разработок не дошла до серийного производства. Отсутствие финансовых ресурсов не позволило наладить серийное производство изделий ни по одной из перечисленных разработок. При этом смеем заметить, что во всех проектах, при известных научных законах, имеются научно-технические, инженерные новации и ноу-хау, определяющие достоинства и лучшие технико-экономические показатели перед другими аналогичными проектами.

Список литературы

  1. Месарович М., Мако Д. Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем / Перевод с англ. – М.: Мир, 1973.

  2. Абдулаев Ш.-С.О., Евсеенко А.В. Внедрение целевых фундаментальных и прикладных исследований // ЭКО. 1985. - № 7.

  3. Абдулаев Ш.-С.О. Маркетинговые исследования результатов фундаментальных исследований в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики / ИСЭИ. 2009. - № 3.

  4. Абдулаев Ш.-С.О. Роль власти в формировании региональной инновационной экономики // Материалы Всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2008.







Телевещание: заполнение возможно более дешевым хламом промежутков между возможно более дорогими рекламными роликами.
ещё >>