А. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные основы... 1 43.34kb.
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!» 1 109.74kb.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 1 113.58kb.
Литература для чтения в III классе Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне... 1 326.77kb.
Внеклассное мероприятии по произведениям А. С. Пушкина для учащихся... 1 91.28kb.
Программа «От рождения до школы» 1 103.92kb.
«Победа добра над злом в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой... 1 153.02kb.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила». 1 18.37kb.
Конкурсу: зеркальце («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») 1 11.85kb.
Урок по теме: " Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" 1 125.9kb.
Конкурсы «Валентинка 2012» Собери фразу «День Святого Валентина» 1 98.31kb.
Литературное чтение 1 62.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

А. С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и семи богатырях - страница №1/1

ГБОУ «Корочанская школа-интернат»

Итоговая контрольная работа.
Конспект урока литературного чтения на тему:

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием.


Урок разработан учителем начальных классов

Демченко Еленой Николаевной.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.


Цели и задачи урока:

• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;

• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

• раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;

• совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.
Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин

План урока:


  1. Орг. момент. Приветствие.(2 мин)

  2. Целеполагание.(1 мин)

  3. Актуализация знаний учащихся.(3 мин)

  4. Проверка домашнего задания.(3-5 мин)

  5. Введение нового материала(5 мин)

  6. Истоки сказки.(7 мин)

  7. Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки.(15 мин)

  8. Подведение итогов.(3 мин)

  9. Домашнее задание.(2 мин)

  10. Выставление отметок(1 мин)

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие.

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина.


2. Целеполагание.

- Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки.


3. Актуализация знаний учащихся

- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)

(Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
- Молодцы, хорошо ответили, ну тогда вы мне скажите и какие бывают сказки, виды сказок?

(сказка о животных, волшебная и бытовая)


-Очень хорошо! А какие они, волшебные сказки? Как мы узнаем, что сказка является волшебной? (В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении препятствий, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.)

- Давайте вспомним, какими признаками отличается народная волшебная сказка? (В сказке есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство; есть фантастические персонажи: леший, колдунья; в волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных; иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова).


- Верно! Вы назвали отличительные черты волшебной народной сказки, но среди сказок есть и литературные сказки. Что же такое литературная сказка?

(Литературная сказка — произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору).


- Сегодня мы разберем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.


4. Введение нового материала

С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.


Арина Родионовна была искусной рассказчицей, знала множество сказок, пословиц и поговорок.
Мастерица ведь была

И откуда что брала!

А куды разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы и былины

Православной старины,—


вспоминал о ней поэт.
Восхищаясь богатством вымысла, высокими нравственными началами народных сказок, Пушкин восторженно восклицает: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло. В них отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино.(Запись в тетрадях)
5. Истоки сказки.

- Какие из сказок, по-вашему мнению, схожи со «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях?» (Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»).


- Наверное, каждый из вас сейчас вспомнил о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вернулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…».( Сообщение подготовленного ученика)
Сюжет сказки А.С.Пушкина схож с сюжетом сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна». Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов.
6. Аналитическая беседа по зачину сказки. Выборочное чтение и анализ сказки.

Послушаем исполнение начала сказки. (Звучит монозапись)

- С каким настроением осталась царица у окна? (тоска, уныние).
- Какие слова передают напряженное ожидание? Найдите в тексте! (ждет-пождет, смотрит в поле, очи разболелись, глядючи, не видать (друга), вьётся (вьюга), (снег) валится, (девять месяцев) проходят, глаз не сводит) - показывают длительность ожидания).
-Как еще автор показывает длительность ожидания? (с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит).
- Какими вы представили себе царя и царицу? (любящими друг друга)
- Какие слова использует поэт, чтобы подчеркнуть как долго царя ждала царица. (желанный, долгожданный).

При помощи этих слов автор рисует долгое ожидание царицы. Эти слова помогают раскрасить текст, сделать его образным и ярким. Как они называются?


(Эпи́тет— определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.)
- Появляется новый персонаж. Найдите в тексте эпитеты, характеризующие вторую царицу.

… молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.
-А заметил ли кто- либо изменения в интонации поэта, когда он описывает новую царицу? Какие нотки утрачены? (Исчезла теплота, душевность, свойственные первой царице). Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна.
7. Физминутка.

Ребята, раз уж сегодня мы говорим о сказке, давайте и физминутку проведем в сказочной форме. Представьте, что вы попали в волшебную сказку и у вас в руках волшебный предмет- клубочек, давайте покатаем его, кинули клубочек… И привел нас волшебный клубочек в дремучий лес. Давайте осмотримся, видим высокие деревья, по бокам непроходимые кустарники. Раздвигаем кустарники. Вот мы и вышли из леса!


8. Продолжение урока.

Ребята, а ведь у злой царицы тоже был волшебный предмет, какой?


Ей в приданое дано

Было зеркальце одно,

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.


Это необыкновенный предмет. Единственное, с кем она была «добродушна», т. е. добра душою, — это зеркальце, да и то, пока оно хвалило её. Даже по речи, обращённой к Чернавке, можно судить о завистливости, злом нраве и грубости этой женщины, не говоря уже о её поступках.

К зеркальцу царица благосклонна, ласкова. Почему?

(Царицу радует, что зеркальце говорит о её красоте. Кроме пригожести её ничего не интересует).

- Как реагирует царица на похвалы зеркальца?


И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.


Но… в это время? Что происходит в сказке? (царевна молодая подросла и расцвела).

-Кажется все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито? (Оно сказало царице неправду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент всё изменилось).



Инсценировка разговора царицы с зеркальцем.
- Что замышляет царица?

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.
-Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая)

- А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая)


9. Если закончится время!

Домашнее задание.

Домашним заданием будет для вас заполнить сопоставительную таблицу. Нужно будет сравнить, как рисует Пушкин царицу и царевну




Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

жестокосердная

добродетельная

На этом наш урок закончен, а что произойдет дальше с царевной, мы узнаем на следующем уроке. Вам надо будет дочитать внимательно сказку до конца и быть готовыми отвечать на мои нелегкие вопросы на следующем уроке!


10.Если останется время!

- Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении:


Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?


Как вы думаете, почему Чернавка пожалела царевну и ослушалась приказа царицы? Ведь чернавка это горничная, служанка царицы и должна ей подчиняться?

(Чернавка не смела противиться жестокому приказу, но «не убила, не связала», а отпустила царевну, ласково сказав: «Не кручинься, Бог с тобой».



Мачеха успокоилась, считая царевну мёртвой.)
На этом наш урок закончен, а что произойдет дальше с царевной, мы узнаем на следующем уроке. Вам надо будет дочитать внимательно сказку до конца и быть готовыми отвечать на мои нелегкие вопросы на следующем уроке!






Кто пережил трагедию, не был ее героем. Станислав Ежи Лец
ещё >>