А. Алтухов: Продовольственную безопасность в СНГ создавать сообща. Самым важным во всей нашей работе всегда было и остается экономич - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Россия на пространстве безопасности СНГ 1 148.03kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине история СНГ для студентов... 1 72.21kb.
О ходе переписи населения в странах СНГ 1 106.39kb.
Звенигород с 3 по 5 октября 2012 г состоялся съезд молодых востоковедов... 1 114.61kb.
Международный форум вузов СНГ «Глобальная конкурентоспособность» 1 76.91kb.
Задача так просто решалась, Армянское радио этим бы не занималось 1 40.24kb.
Закон и право. 2012.№1. С. 48-51. Правовое регулирование суррогатного... 1 124.86kb.
Информация о ходе работы по поэтапной отмене ограничений во взаимной... 12 2719.42kb.
С приветственным словом к участникам заседания обратились Премьер-министр... 1 48.37kb.
Доклад на Международном экономическом Форуме государств участников... 3 446.54kb.
Военное сотрудничество государств-участников СНГ. Создание одкб 1 57.8kb.
Студент 6 курса медицинского факультета Мордовского госуниверситета им. 1 53.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

А. Алтухов: Продовольственную безопасность в СНГ создавать сообща. Самым важным во - страница №1/1

А. Алтухов: Продовольственную безопасность в СНГ создавать сообща.
Самым важным во всей нашей работе всегда было и остается экономическое взаимодействие в рамках СНГ, отметил Президент России Владимир Путин на только что закончившемся саммите глав государств Содружества в Ашхабаде. Актуальность этой задачи связана с непрекращающимся мировым экономическим кризисом. В этой связи трудно переоценить важность взаимодействия стран СНГ в решении продовольственных проблем, обеспечении продовольственной безопасности в странах Содружества.

Об этом говорят многие российские ученые. В частности, академик-секретарь Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии Анатолий Алтухов отмечает, что общий аграрный рынок СНГ развивался преимущественно методом проб и ошибок, существуя в виде зоны свободной торговли, во многом копируя все ее недостатки.

Ориентация государств Содружества на установление внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья привела к резкому снижению розничного товарооборота и уровня потребления основных пищевых продуктов. Отдельные государства так и не смогли выйти на показатели, достигнутые на момент распада Советского Союза, попав в импортную продовольственную зависимость, уступив отдельные сегменты своих продуктовых рынков транснациональным компаниям.

Такое положение ученый объясняет во многом необоснованно замедленным процессом интеграции в аграрной сфере экономики, неиспользованием тех возможностей, которые способны обеспечить эффективные формы объединения.

В последнее время в мире общепризнаны преимущества повышения уровня продовольственной безопасности в формате коллективной безопасности. Отдельные ее принципы реализуются СНГ, Евразийским экономическим сообществом и Таможенным союзом на основе принятия ряда важных нормативных правовых документов. Таких, как: Концепция повышения продовольственной безопасности государств-участников СНГ, Концепция продовольственной безопасности ЕврАзЭС, Согласованная аграрная политика Союзного государства Россия-Беларусь. Они предполагают синхронизацию уровней государственной поддержки, согласование таможенно-тарифной политики и развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка.

По мнению А. Алтухова, значимость интеграционных процессов в аграрной сфере экономики как основы обеспечения коллективной продовольственной безопасности СНГ определяется возможностью в более короткие сроки достичь существенных преимуществ, к которым относятся:

- получение синергетического эффекта за счет более рационального использования производственных ресурсов, применения скоординированных мер по обеспечению коллективной продовольственной безопасности;

- осуществление более быстрого перехода на инновационный путь развития агропромышленного производства путем привлечения к этому процессу научного потенциала государств Содружества;

- создание предпосылок и возможностей избежать существенных потерь каждой страной в отдельности и Содружества в целом от неоправданной конкуренции на внешних рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- сохранение национальных особенностей развития аграрной сферы экономики интегрирующихся стран и укрепление их суверенитета.

Ученый отмечает несовершенство действующего организационно-экономического механизма обеспечения коллективной продовольственной безопасности. В сочетании с действием других негативных факторов внутреннего и внешнего характера это привело к тому, что общими для государств Содружества стали следующие обстоятельства:

- сохраняющаяся неэквивалентность обмена между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, в конечном итоге определяющая низкую доходность и недофинансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, их слабые инвестиционные возможности и низкий уровень оплаты труда. Это приводит к сдерживанию наращивания и модернизации производственного потенциала сельского хозяйства, низким темпам увеличения собственных продовольственных ресурсов и сохранению высокого уровня импорта продовольственных товаров, превышающего в большинстве стран пороговые значения национальной продовольственной безопасности;

- слабая восприимчивость отечественных товаропроизводителей к достижениям научно-технического прогресса. Низкая доля инновационной продукции в агропромышленном производстве сдерживает экономический рост в аграрном секторе экономики. Отсюда относительно невысокие показатели продуктивности сельскохозяйственных земель и животных, низкая производительность труда, неоправданно завышенная энергоемкость производимой продукции;

- низкие темпы модернизации агропромышленного производства и возрастающее его отставание в технико-технологическом отношении от экономически развитых стран;

- низкий уровень экологизации агропромышленного производства, для которого характерна высокая доля эрозионно-опасных и эродированных сельскохозяйственных угодий (в отдельных странах на них приходится свыше половины общей площади), загрязненность почвы тяжелыми металлами и крайне малый объем производства экологически чистого продовольствия;

- значительная дифференциация государств Содружества по уровню доходов сельского и городского населения, проблема бедности, низкая престижность сельскохозяйственного труда, высокий уровень миграции. Усугубляет ситуацию в социальной сфере неразвитость ее инфраструктуры как основы создания относительно благоприятных условий жизни для сельского населения.

При совершенствовании организационно-экономического механизма обеспечения коллективной продовольственной безопасности СНГ следует максимально учитывать позитивные факторы, определяющие совместные возможности. В первую очередь они связаны с взаимодополняемостью природно-производственного потенциала, его рациональным использованием в интересах всех государств Содружества, а также сохранившейся единой транспортной инфраструктурой как своеобразного моста между Азией и Европой.

Еще в 2001 г. главы государств СНГ приняли Концепцию согласованной аграрной политики. Ее целевые ориентиры не утратили свою актуальность и в современных условиях. Но этапность и организационно-экономический механизм их достижения требуют уточнения. В этой связи ученый считает первоочередными, в частности, следующие направления:

- формирование и развитие Общего аграрного рынка с учетом членства одних государств в ВТО и предстоящего присоединения других к этой мировой торговой организации;

- оптимизация мер по протекционизму отечественных товаропроизводителей, их защите в целях обеспечения устойчивого экономического развития;

- более четкое и реальное определение этапов развития интеграционных процессов в аграрной сфере экономики на основе углубления межстранового разделения труда и специализации агропромышленного производства.

АПК.


Экономический механизм обеспечения коллективной продовольственной безопасности СНГ должен предусматривать оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и государственного воздействия на процессы, связанные с производством, обменом, распределением и потреблением продовольствия. Для достижения требуемого баланса предстоит синхронизировать механизмы государственной поддержки с учетом различия в направлениях и уровне субсидирования агропродовольственных секторов отдельных государств Содружества. Это позволит избежать деформации торговых отношений между ними и возникновения конфликтов в аграрной сфере экономики. Позитивным примером согласования решений по уровню поддержки является Союзное государство России и Белоруссии, где в последние годы удавалось заблаговременно снимать большинство острых вопросов, касающихся взаимной торговли продовольственными товарами.

Более двух лет как функционирует Таможенный союз трех государств – России, Белоруссии и Казахстана. Они фактически уже построили классический Общий аграрный рынок, где действует универсальный механизм таможенного и торгового регулирования.

Что касается проведения ценовой политики, то вначале целесообразно организовать регулярный обмен соответствующей информацией. Опираясь на нее, можно будет оперативно принимать согласованные и скоординированные решения об уровне рекомендуемых или прогнозируемых цен на отдельных продуктовых сегментах агропродовольственного рынка СНГ. Затем возможно заключение соглашения о порядке определения индикативного уровня цен при закупках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. В дальнейшем целесообразен переход к установлению и использованию единых интервенционных цен на их важнейшие виды.

В целях развития агропродовольственного рынка и его продуктовых сегментов целесообразна организация в рамках СНГ международных продуктовых ассоциаций (союзов) хозяйствующих субъектов. Для стимулирования развития инфраструктуры, оказания финансово-кредитной поддержки товародвижению, проведения межгосударственных закупочных и товарных интервенций следует сформировать специальный фонд регулирования агропродовольственного рынка государств Содружества.



Динамичное и эффективное развитие аграрной сферы экономики должно стать способом неуклонного снижения продовольственной зависимости отдельных государств Содружества от крупномасштабных импортных поставок продовольственных товаров, а Общий аграрный рынок – действенным интегрирующим фактором в формировании единого экономического пространства на их территории. Рациональное использование огромного аграрного потенциала СНГ может снять практически все многочисленные вопросы надежного обеспечения населения продовольствием, что окажет значительное положительное влияние на экономику этой группы стран, усиление ее экономического и геополитического положения в мире, считает Анатолий Алтухов.
Юрий Савин «Крестьянские ведомости»




Господь любит нас всех, но ни от одного из нас не в восторге. Айзек Азимов
ещё >>