А. Ахтямова Истоки профессионального скрипичного искусства - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Алена Баева широко известна как одна из ярчайших молодых представительниц... 1 34.15kb.
Программа курса «История Искусства» 6 1294.71kb.
История исполнительства на струнных инструментах Дополнительная литература 1 21.2kb.
Истоки Исети: истоки горного дела истоки реки, истоки культуры 1 141.88kb.
2 класс «Истоки музыкального искусства» 1 220.67kb.
Один из уникальных проектов в области скрипичного искусства прошел... 1 34kb.
Рабочая программа по курсу «Истоки» 4 класс на 2013-2014 уч год Истоки... 1 185.12kb.
Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение 1 79.45kb.
Инструкция по окрашиванию красками Estel 1 44.39kb.
Программа испытаний творческой направленности для поступающих в бакалавриат 1 71.62kb.
Бюллетень регионального опыта современное методическое пространство... 9 1775.51kb.
История гордость земли Донской 1 110.33kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

А. Ахтямова Истоки профессионального скрипичного искусства - страница №1/1

А. Ахтямова

Истоки профессионального скрипичного искусства

(уфимские исполнители и педагоги XIX – начала XX вв)

Скрипичное исполнительство, наряду с другими областями инструментального искусства, - неотъемлемая часть музыкальной культуры России. В Башкортостане скрипка является одним из немногих европейских инструментов, представленным как в народной традиции исполнительства, так и в профессиональном академическом искусстве. Считается, что национальное профессиональное музыкальное исполнительство, в том числе и скрипичное, получило развитие в 20-х годах XX века и за этот небольшой отрезок времени в этой области появились свои высокопрофессиональные музыканты-исполнители, педагогические школы, репертуар. Скрипка, являясь не только полноправным солирующим инструментом, но и незаменимым участником инструментальных ансамблей, оркестров, заняла одно из лидирующих мест в музыкальной жизни республики. Известно, что Уфа, являясь ее столицей, занимает ведущее место в культурной жизни края и потому целесообразно рассмотрение истории скрипичного исполнительства сквозь призму развития музыкального искусства города.

Предпосылки для становления и развития профессионального инструментального исполнительства были заложены еще в конце XVIII - начале XIX вв. Как сообщают исследователи, в частности Е. К. Карпова в очерке «Страницы дореволюционной музыкальной истории», первые ростки музыкальной культуры западноевропейского образца появились в Уфе во второй половине XVIII века и неразрывно связаны с развитием городской музыкальной культуры [1,с.5]. Уфа того времени – это небольшой провинциальный город с господством патриархальных обычаев. Музыка звучала лишь на балах, праздничных мероприятиях.

Несомненно знаковое влияние на развитие культуры города оказали сосланные сюда в 1770-е годы польские конфедераты. Некоторые из прибывших были учителями, музыкантами, артистами и они, несомненно, внесли свежую европейскую струю в атмосферу города. До нас не дошли сведения о музыкантах-скрипачах, находившихся среди сосланных, но известно, что поляки наряду с постановкой театрального спектакля организовали небольшой оркестр, ввели традицию музыкальных вечеров с музыкой и танцами. Данные факты дают все основания предполагать о присутствии среди конфедератов и скрипачей-исполнителей, заложивших необходимые основы для возникновения и развития в Уфе такой формы музыкальной жизни как домашнее и любительское музицирование.

Скрипка была полноправным участником небольших оркестров, существовавших в имениях дворян и состоявших из крепостных или наемных музыкантов. Известно, что в конце XVIII века в России насчитывалось около ста таких коллективов. В Башкирии также существовали подобные оркестры. Их разных источников до нашего времени дошли сведения об оркестрах дворян Пекарских, Волковых, Дурасовых и др. [1,2].

Однако, культурная жизнь того времени развивалась крайне медленно, инструментальное исполнительство носило прикладной характер.

Во второй половине XIX века музыкальная жизнь города выходит на новый уровень. Известно, что в это время Уфу с гастролями посещали профессиональные театральные труппы, в 1860-е годы было построено первое театральное здание, с первыми концертами выступала впоследствии блестящая пианистка, уроженка Уфы Вера Тиманова. Усилился глубокий интерес к музицированию и игре на скрипке.

По свидетельству врача и писателя С. Я. Елпатьевского, отбывавшего ссылку в 1880 г. в Уфе, музыкальная жизнь города того времени была очень интересной: «из-за ставен тихих домиков доносилась…настоящая серьезная музыка, - Глинка, Моцарт и Шуман», скрипка звучала как соло, так и в различных инструментальных составах: «…весь вечер, молча восхищаясь, слушали гости квартеты и квинтеты, была там скрипка Страдивариуса…» [3].

Вдохновителем уфимских музыкальных вечеров был скрипач Дмитрий Николаевич Севастьянов [4] - в прошлом артист оркестра Большого театра, выступавший много как солист (возможно упоминаемый С. Я. Елпатьевским инструмент Страдивари был в собственности скрипача). Известно, что Д. Н. Севастьянов сыграл важную роль в деле создания «Общества любителей пения, музыки и драматического искусства», которое существовало в Уфе более двадцати лет и способствовало становлению и развитию профессионального инструментального исполнительства.

Судя по концертным афишам «Общества», в течение нескольких лет в музыкальных вечерах принимал участие скрипач И. Н. Вульфин. В его репертуаре присутствовали произведения бытового жанра, в частности обработки русских народных песен для скрипки в сопровождении фортепиано [см. фото]. Председатель музыкального отдела В. Д. Паршина отмечала, что скрипач являлся любителем.



img_0048 обработанная.jpg

Афиша Общества любителей пения, музыки и драматического искусства.

Соло на скрипке исполняет Вульфин И. Н. (6 февраля 1893 г.)

Также известно, что в 1889 г. в Уфе был создан небольшой симфонический оркестр под управлением С. П. Копылова, состоящий из членов «Общества», который, однако, просуществовал недолго. В репертуаре оркестра были произведения классического репертуара и популярная музыка.

Интересным фактом является увлечение игрой на скрипке родного брата русского композитора XIX века Алексея Верстовского – Василия Николаевича Верстовского, чьи детство и юность прошли в Уфе. Он был горячим поклонником скрипки, участвовал в любительских квартетах и проявил себя как незаурядный музыкант [5].

На рубеже XVIII-XIX веков столицу посещали с гастролями видные музыканты. Из скрипачей исследователи упоминают имя знаменитого профессора Санкт-Петербургской консерватории, автора «Моей школы игры на скрипке» Леопольда Ауэра, который в рамках концертного турне по России и Западной Европе посетил Уфу [1,с.16].

В газете «Уфимские губернские ведомости» за 1899 г. встречаем имя скрипача В. И. Виноградова, покорившего своей игрой публику. Юрист по образованию, скрипач и композитор, получивший уроки у одного из основателей русской скрипичной школы, профессора И. В. Гржимали, он внес немалый вклад в музыкальную культуру не только города, но и всего нашего края [6].

Музыкантами-скрипачами того времени - профессионалами и любителями, были заложены глубокие традиции исполнительства, ставшие позже основой становления и развития профессионального скрипичного искусства Башкортостана.

В начале XX века в Уфе увеличилось число музыкантов, прибывших из более крупных городов, в том числе и скрипачей - выпускников ведущих консерваторий, ставших преподавателями в классах скрипки. Известно, что обучение игре на скрипке велось в частных музыкальных школах. Незадолго до 1917 г. было открыто уфимское отделение Императорского Русского Музыкального Общества с классами фортепиано, скрипки, виолончели, сольного пения. Педагог по классу скрипки и альта В. А. Стернад, выпускник Пражской консерватории класса профессора О. Шевчика был активным участником городских концертов. Пресса того времени отмечала незаурядность его исполнения, «красивый сочный тон и хорошую технику» [7].

На литературно-музыкальных вечерах сформированного в 1900-е годы «Семейно-педагогического общества» звучала классическая музыка в исполнении рояля, скрипки и даже струнного оркестра. В уфимских музыкальных магазинах Л. Я. Дворжец и «Лира» был огромный выбор различных музыкальных инструментов того времени. Скрипку можно было приобрести по цене от трех до пятиста рублей. В так называемых электро-театрах (так назывался кинематограф) звучал струнный оркестр, сопровождавший демонстрацию фильмов.

В начале XX века в одном из прогрессивных мусульманских учебных заведений Уфы медресе «Галия» наряду с духовными науками в программу обучения входило обучение музыке и пению. Ученики-шакирды учились играть на струнных инструментах, в том числе и на скрипке. Они устраивали музыкальные и литературные вечера, где струнный оркестр исполнял торжественные марши и обработки народных песен. Впоследствии многие из выпускников медресе связали свою жизнь с творчеством.

Музыканты-исполнители и педагоги того времени, будучи энтузиастами своего дела, заложили необходимые основы и подготовили плодотворную почву для расцвета профессионального музыкального искусства, в том числе скрипичного исполнительства нашего края.



Комментарии

  1. Очерки по истории башкирской музыки: в 2-х вып. Вып. 1. / отв. ред.-сост. Карпова Е. К. – Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. – 132с.

  2. Аксаков, С. Т. Семейная хроника / С. Т. Аксаков // Башкирия в русской литературе. – Т.1. – Уфа: Башк. кн. изд-во. – С.55-146.

  3. Елпатьевский, С. Я. О книге и реформации / С. Я. Елпатьевский // Русское богатство. – 1907. - № 8. – С. 146-147. (Ксерокопии из воспоминаний Скачилова В. А. – ЦГИА РБ. - Ф. № Р-2954. – Оп. № 1-Л, Ед. хр. по описи 150)

  4. В изданиях встречается различное правописание фамилии: Севостьянов, Савостьянов, Севастьянов, однако в афишах «Общества любителей пения, музыки и драматического искусства» значится фамилия Севастьянов Д. Н.




  1. Атанова, Л. П. Автор «Аскольдовой могилы»/ Л. П. Атанова // Вечерняя Уфа. – 1979. – 14 февраля.

  2. Театр и музыка // Уфимские губернские ведомости. – 1899. – 8 января.

  3. Патриотический концерт // Уфимский вестник. – 1914. – 28 сентября.








Самое трудное для девушки — убедить своего парня, что он без нее жить не может. Янина Ипохорская
ещё >>