А. А. Свет во тьме: исторические повести Иваново,2010. 254 с. В 2010 году в издательстве Института управления (г. Архангельск) вышла - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет о деятельности правозащитного движения "Сопротивление" в 2010... 13 2587.91kb.
Двое: встреча и расставание 1 288.43kb.
Книга вышла в издательстве "Весь" в декабре 2006г 18 2448.25kb.
Геополитика в арсенале современного ревизионизма 1 119.96kb.
Книга о Мюмле, Муми-тролле и малышке Мю «Что дальше?» 1 18.68kb.
Обзор результатов проверок структурных подразделений, проведенных... 1 153.44kb.
Сборник стихотворений «Шрамы на сердце». М.: Ид «Красная звезда» 1 20.03kb.
Анализ работы ноу «Сосновоборская частная школа» за 2010 2011 учебный год 4 585.05kb.
Книга «Основания новой науки об общей природе наций», которая вышла... 1 220.45kb.
Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году хабаровск 2010... 6 1348.96kb.
Книга вышла в минском издательстве «Парадокс» в 1996 г под названием... 7 1462.73kb.
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мир 1 140.31kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

А. А. Свет во тьме: исторические повести Иваново,2010. 254 с. В 2010 году в издательстве - страница №1/1

РЕЦЕНЗИИ


Рецензии на книгу : Федотов А.А. Свет во тьме: исторические повести Иваново,2010. – 254 с.
В 2010 году в издательстве Института управления (г. Архангельск) вышла книга профессора Ивановского филиала Института А.А. Федотова «Свет во тьме. Исторические повести», посвященная некоторым аспектам церковной жизни в России в 1968-1991 гг.. Ниже приводятся рецензии на данную книгу профессора Н.Р. Коровина – научного руководителя и научного консультанта автора книги при подготовке и защите им кандидатской и докторской диссертаций, доцента В.М. Лапшина – в 2006-2009 гг. директора Ивановского филиала Института управления (г. Архангельск) и литературного редактора газеты «Дорога к храму» С.Я. Иткиной. В данных рецензиях освещаются различные аспекты оригинального литературного произведения.
Ключевые слова: А.А. Федотов, «Свет во тьме», Русская Православная Церковь, история, религия.




Н.Р. Коровин

Доктор исторических наук, профессор Ивановского

государственного

университета
Новая книга доктора исторических наук, профессора Алексея Александровича Федотова из жанра литературно-художественных изданий состоит из трех исторических повестей: «Собор», « Свет, тьма и тень», « Преображение». Автор, имея не только высокую теоретическую подготовку, но и значительную практику работы в Церкви, смог на основе богатейшего документального и литературного материала, собственных наблюдений за жизнью православного духовенства показать в литературно-художественной форме деятельность не только священнослужителей, но и прихожан. И хотя действующие лица исторических повестей являются вымышленными, но история Русской Православной Церкви показана за 1968-1991 гг. показана достаточно зримо и наглядно. Почти все главы повестей подкрепляются краткими историческими справками о состоянии Церкви, священников и мирян за тот или иной исторический период. Наверное, в подготовке этой книги большое значение имело и то, что А.А.Федотов имеет большой опыт практического церковного служения.

Достоинством книги «Свет во тьме» является ее большой интерес для любого читателя, хороший литературный стиль и именно та художественная форма написания, которая соответствует определенной исторической ситуации. В городе Петрове сменилось три правящих архиерея: архиепископ Феодор, митрополит Исайя, епископ Анатолий. Их объединяет одно - служение Русской Православной Церкви. И у каждого это получается по-своему. Авторитет каждого из архиереев был высок как в самой Церкви, так и в городе. Но А.А.Федотов подчеркивает не только в художественной повести, но и в документальных исторических справках действительное положение в Русской Православной Церкви во время правления Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, М.С.Горбачева. Им точно и целенаправленно показаны церковно-государственные отношения, внутрицерковная жизнь, отношения Церкви и гражданского общества. Свет и тень, а с ними и тьма действуют почти одновременно. Сложнейшие отношения были и у архиереев, и у настоятелей храмов, и у священников, и у прихожан, когда у руля советского государства и партии находился Хрущев, они были чуть проще во время правления Брежнева. Конечно, возрождение Русской Православной Церкви уже началось с Поместного собора 1988 года. Когда были отменены некоторые действия в отношении Церкви и верующих. Но только с началом 90-х годов ХХ века РПЦ почувствовала некоторую свободу, началось ее возрождение.

Автор художественно верно показал и собор города Петрова, и священнослужителей, и мирян, но в каждой отдельной исторической ситуации в книге всегда присутствуют руководящие структуры государства: уполномоченные Совета по делам религии по Петровской области Петров и Николаев, сотрудники облисполкома и областного КГБ. В советский период последние направляли всю деятельность Русской Православной Церкви. А эта деятельность шла во многом по линии безбожного атеизма. Но они умело направили службу епископа Феодора, несколько мягче поступили с митрополитом Исайя. И тень и тьма шли именно от них. Они направляли так деятельность «двадцатки» в соборе, что не только священники, но и архиереи не имели права вмешиваться в хозяйственную деятельность прихода. И, конечно, кощунственно видеть в храме помощника старосты Льва Александровича, вечно пьяного, всем недовольного, который мог одернуть любого в приходе, да и не только в нем. С этим героем, мне представляется, что автор во многом «сгустил краски». Были такие лица в соборах на виду у всех но, по-видимому, это могло продолжаться недолго. А дисциплина церковная во многом строже, чем гражданская. Наверное, А.А.Федотов в этом сюжете указывает на поддержку Льва Александровича со стороны работников областных вышеуказанных структур. Да это так.

Другие сюжеты в книге - поведение прихожан. Оно типично. Иногда бывают в храме со стороны прихожан не только разговоры, но и настоящие сплетни, а в книге еще рисуются и клеветнические донесения «наверх» вплоть до Патриархии по самым различным вопросам. Это тоже и тень и тьма казалось бы верующих людей. Но от исторической правды никуда не уйти. Завешает книгу повесть «Преображение», преображение, начавшееся в стране и РПЦ накануне распада СССР. Автор умело располагает документальный материал - исторические справки. Но есть длинночтения. Например, на с.192-196 рассказывается о новых законах о религии, представляется, что эти страницы можно было сделать покороче.

Таким образом, свет во тьме показан ярко и правдиво. Весь советский период нас окружала тьма, и только в Церкви на богослужении можно было увидеть свет Божий. Алексей Александрович стремился это сделать: в книге показаны многие социальные слои и группы и их отношение к религии, но слабее выглядит богослужение, скажем, например, во время литургии, когда действительно только Божественный свет разрушает тьму и укрепляет верующих. Или на исповеди, крещении и т.д. и т.п. Иными словами, и в советский период много было верующих по-настоящему в Бога, и хотя им мешали верить, а они все равно были стойки. Ничто не могло их сломить. Это тоже свет во тьме. И его можно было бы показать поярче, так как это литературно-художественное произведение. Но в целом, несмотря на отдельные небольшие замечания, книга А.А.Федотова заслуживает большого внимания. Она показывает, по существ, историю Русской Православной Церкви за последние десятилетия советского периода. Показывает художественно. Книга читается с большим интересом. Она нужна каждому из нас, но особенно молодежи - учащимся, студентам, вступающим на трудный жизненный путь. И эта книга духовно поддерживает читателя.

Остается пожелать автору новых успехов именно и в этом литературно-художественном жанре.



В.М. Лапшин

Доцент Ивановского

государственного

энергетического

университета, кандидат технических наук,

почетный работник

высшего профессионального образования РФ
Без особых литературных изысков, на обычных житейских примерах перед читателем рецензируемой книги возникает картина непростых, зачастую трагических, событий, происходивших во внутрицерковной жизни в Центральной России в 1968-1991 г.г.

Автор вовсе не пытается очернить церковную жизнь, которую он прекрасно знает изнутри. Складывается впечатление полной достоверности описываемых событий, чему способствуют и диалектика повествования, и многочисленные исторические справки, использованные в произведении.

С другой стороны, это и не просто хроника реальных событий, невольно заставляющая искать прототипов героев книги в окружающей нас жизни, среди знакомых читателям людей. Все значительно сложнее. Совершенно разные люди: представители духовенства, неверующие люди, оказавшиеся в силу особенностей описываемого в книге времени членами церковных исполнительных органов, чиновники разного уровня, прихожане – все оказываются связанными на личном или бытовом уровне, все оказываются перед неизбежным выбором: как строить свои отношения с Богом и людьми.

Автор утверждает о возможности преображения человека, нашедшего свою дорогу к Богу. Яркий пример, основанный на сравнении двух судеб отца и дочери, показывает внутренний конфликт человека в его попытке выстроить отношения с Богом, и два диаметрально противоположных пути выхода из этого конфликта.

Книга, на мой взгляд, будет интересна и полезна людям, воспринимающим жизнь во всех ее проявлениях, в том числе и в связи с освещением в ней различных аспектов истории Церкви в России в XX веке. Человек, задающийся вопросом «а как же это было?», найдет в этой книге немало ответов.

Думаю, что книга А.А.Федотова весьма полезна и для правильного осмысления сегодняшних реалий в отношениях Церкви и государства, Церкви и представителей власти.

К счастью, сегодня многое изменилось в этих отношениях, роль Православия и Русской Православной Церкви в жизни России приобретает истинный смысл. Не изменилось и никогда не изменится главное: трудный, личный путь каждого к Вере. И не хотелось бы видеть на этом пути лукавства, неискренности и корысти.


С.Я.Иткина

Литературный редактор газеты «Дорога к храму»
В 2010 г. вышла в свет новая книга доктора исторических наук, профессора А. А. Федотова под названием «Свет во тьме».

Жанр своего художественно-исторического повествования о жизни Русской Православной Церкви автор определил как исторические повести. Повестей в книге три: «Собор», «Свет, тьма и тень» и «Преображение». Объединяет их общее место действия и персонажи. В каждой из повестей последовательно освещается часть исторического периода с 1968 г по 1991 г. Таким образом, «Свет во тьме» представляет собой единый цикл повестей.

Читатель погружается в события, происходившие в Богоявленском соборе Петровской епархии. Областной город Петрово расположен в центральной России и «славится революционными традициями». Внимательный читатель может уловить в этом нечто до боли знакомое. В повести показаны отношения епископа со священниками епархии; сложные взаимоотношения священства и представителей властных структур, так называемых уполномоченных; отношения священников и «двадцатки», заправлявшей церковным хозяйством; интриги, имевшие целью подрыв авторитета ревностных пастырей и усиление влияния атеистической государственной идеологии на души прихожан, а также положение истинно верующих людей.

Автор, хорошо знакомый с процессами, происходившими в рассматриваемый им период, описывает их с присущей ему наблюдательностью, юмором, иногда – с иронией и сарказмом, иногда – с печалью и сочувствием. Некоторые описания грешат излишним натурализмом, но в них нет гламурности и идеализации, автор не пытается выдать желаемое за действительное.

Соотношение «мрака» и «света» в церковной жизни во многом определяет политика советского государства по отношению к церкви, к духовной свободе граждан. Как профессиональный историк, автор научных работ по истории Церкви, А. А. Федотов органично включает в ткань повествования исторические документы, свидетельствующие об определённом этапе в отношениях церкви и государства, объясняющие причины поступков персонажей, характер их деятельности. Он показывает, какие изменения в положении Церкви происходили в переломное время, как эти события отражались на поведении людей, как изменили их мироощущение, как повлияли на их судьбы.

В повести «Собор», начинающей цикл повестей, показан период, о котором автор не без иронии пишет: «К концу шестидесятых годов …ни о какой свободе совести речи, естественно, не шло, но и явных гонений на Церковь не предпринималось. Разные категории людей имели разные права на удовлетворение своих «религиозных нужд». Больше всего таких прав имели покойники». Декларированная государством «свобода совести и вероисповеданий» существовала только на бумаге.

В Петровскую епархию из Москвы приезжает только что назначенный архиерей Феодор, которому предстоит руководить епархией в условиях крайнего безбожия, суеверия, духовного невежества жителей города, верного «коммунистическим идеалам». «Активная миссионерская проповедь среди народа была запрещена советским законодательством, поэтому реально бороться с религиозным невежеством было практически невозможно», – пишет автор.

Архиепископу нужно было установить «правильные» отношения с уполномоченным Совета по делам религий Николаевым, от которого зависела его, архиерея, регистрация и возможность официально совершать богослужения. Находясь под постоянным контролем государственных органов, Владыка вынужден был лавировать между церковной и светской властями, с одной стороны, выполняя свои административные и пасторские обязанности, а с другой – по возможности не раздражая атеистические власти. В повести «Собор» архиепископ Феодор, запутавшись в интригах, не сумел осуществить положительных преобразований в епархии, о которых мечтал.

Новому поколению российских граждан, родившихся в конце XX – начале XXI вв., трудно представить, в каком зажатом и бесправном положении находилась Церковь в советское время, до какого абсурда доходила церковная политика государства. «Старосты возомнили себя «князьками» Церкви. Без их согласия священник или епископ не мог принять на работу или уволить даже уборщицу в храме. На собрание, избиравшее церковный совет, духовенство не допускалось. Решать, какой быть церковной общине, мог атеист, а священник не имел на это права…»

Автор повествует об этом полно, достоверно и интересно.

События повести «Свет, тьма и тень» происходят после избрания митрополита Пимена новым Патриархом. Если в первой повести архимандрит Анатолий в одиночестве противостоит окружающему мраку, то во второй – положительных персонажей больше. После отъезда архиепископа Феодора в Петрово появляется новый владыка Исайя, в прошлом много пострадавший во время хрущевских гонений на Церковь. К своему служению приступает искренне и глубоко верующий священник Александр, который впоследствии становится настоятелем собора. Сменился и уполномоченный по делам религий. Им стал Евгений Алексеевич Иванов, интеллигентный, ищущий смысла жизни человек, которого никак нельзя назвать врагом Церкви.

В этой повести автор затрагивает проблемы духовного образования в России и описывает плачевное положение духовных учебных заведений. Атеистическое государство всячески препятствовало их развитию. «К худшему изменилась ситуация и в уцелевших духовных школах. Не сумев до конца их ликвидировать, государство пошло по пути жесточайшего контроля над ними. Запрещалось издавать учебные пособия, преподавать общеобразовательные дисциплины, необходимые для усвоения богословия. Власти опасались всесторонне подготовленных священнослужителей». По этому поводу приводится высказывание нынешнего патриарха Кирилла, учившегося в то время: «…лучшим пропуском в семинарию был диагноз «шизофрения». Если у вас шизофрения, вас могли без экзаменов взять, потому что никакие власти не сопротивлялись этому. А если у вас аттестат с золотой медалью или диплом о высшем образовании – это была уже совершенно другая ситуация, когда поступить в духовную школу было невозможно».

Государственные органы продолжают свою атеистическую пропаганду, но всё чаще эта «работа» изображается смехотворной, исходящей от невежественных, порочных, скандальных и просто глупых людей. Надо отметить, что сцены скандалов, доносительства, пьянства очень удаются автору, иногда даже смакуются и встречаются, на наш взгляд, чаще, чем это представляется необходимым. Поэтому вряд ли эту книгу стоит читать людям воцерковляющимся, на начальном этапе вхождения в церковь желающим найти там идеал христианского поведения.

В третьей повести «Преображение» происходит ещё одна смена архиерея. Прежний опытный в духовной жизни, мудрый владыка Исайя, достойно нёсший свой крест, отправляется на покой, и на его место ставят архимандрита Анатолия, любимого прихожанами пастыря. Повесть начинается забавной сценой приема посетителей у архиерея.

Близится значительная дата в истории – тысячелетие Крещения Руси. Отношение к Церкви в обществе постепенно меняется. Начинается процесс церковного возрождения. В 1988 году прошел Поместный Собор, внесший изменения в Устав РПЦ, «которые возвращали духовенству право участвовать в распоряжении финансово-хозяйственной деятельностью приходов. Зависимость Церкви от государства оставалась в то время прежней». Но собор «стал мощнейшим стимулом к избавлению Церкви от гнета госатеизма, к развитию внутрицерковной жизни, к направленности деятельности Церкви на взаимополезное сотрудничество с государством и обществом, к развитию духовной, мистической стороны жизни Церкви, религиозного образования и духовного просвещения».

Начинают происходить дискуссии и «круглые столы» священнослужителей и представителей власти и общества. Люди тысячами идут в церковь креститься. Не разрушенные к тому времени храмы передаются верующим, строятся новые церкви и монастыри. В человеческих душах тоже происходит просветление. Один из наиболее колоритных персонажей всех трёх повестей, беспробудный пьяница Лев Александрович, бывший помощником старосты собора, вдруг бросает пить и помогает выбраться из подобной ямы своему соседу. И это не выглядит фантастикой, потому что человеческая душа безмерна и непредсказуема, и любой человек может обратиться и измениться к лучшему с Божией помощью.

У Православной Церкви, конечно, ещё много проблем, и не все они связаны с государственной политикой. Но чрезвычайно важно, чтобы каждая личность имела свободу духовного самоопределения, возможность внутреннего роста и совершенствования, наконец, спасения в вечности под руководством и при помощи православной Церкви.

Персонажи повестей вымышлены, но за ними стоят реальные судьбы и ситуации, знакомые автору. Герои повестей – люди со своим внутренним миром, своими интересами, уклоняющимися у кого к стяжанию мирских удовольствий, почестей и материальных благ, у кого – к поиску смысла жизни, удовлетворению духовной жажды. Автор показывает, что никакая политика не может убить искру Божию в человеке, лишить его внутренней свободы. Некоторые из героев книги показаны не статичными, но живыми, изменяющимися, и разные жизненные ситуации раскрывают все новые их черты, создавая впечатление объёмности и достоверности. Автор старается понять каждого человека, по возможности оправдать его, объяснить предосудительные поступки различными жизненными обстоятельствами, дать ему шанс измениться к лучшему. В повести много комичных сцен и персонажей и, пожалуй, с художественной точки зрения именно негативное и смешное удается автору больше, чем положительное, получившееся несколько статичным и одномерным. В целом показанные А. А. Федотовым события проступают объёмно и ярко, и читатель может получить о них достаточно полное представление.

Книга «Свет во тьме» интересна тем, что автор освещает, скорее всего, малоизвестную современным читателям сторону жизни, т.к. в советское время об этом, конечно, не писали, во время же постсоветское попытки рассказать в художественной форме о церковной жизни были по большей части неудачными.



Книгу можно рекомендовать как профессиональным историкам, так и всем, кто интересуется этой сферой российской жизни в данный драматичный и переломный период времени.





Точный прогноз погоды на завтра вы узнаете послезавтра. Телепрограмма ОРТ
ещё >>