9 класс Тема 2: мхк. Художественные символы (слайд 1 ) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическое планирование по мхк 11 класса п\н Тема раздела Количество... 1 148.18kb.
Разработка урока по мхк. Тема: Разработано: Учителем мхк топоркова Т. 1 52.8kb.
Тема: «Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской»... 1 95.96kb.
Занятие по теме «Чистая вода!» 3 класс + (презентация «Чистая вода») 1 90.75kb.
Тематическое планирование мировая художественная кульрура (34) 1 198.44kb.
Мхк 10 Тема «Эпоха Возрождения» (слайд 1 ) На смену Средневековью... 1 42.74kb.
Презентация ученицы 8г класса мбоу сош №1 г. Когалым Коржук Анны... 1 31.84kb.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. 1 87.31kb.
Художественные музеи Варакян Шушаник Генриковна 1 64.37kb.
Урок литературы по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс... 1 66.03kb.
Урок по географии и истории ) Провела учитель географии: «Морозова... 1 136.95kb.
Фредерик Бегбедер. Рассказики под экстази 1 337.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

9 класс Тема 2: мхк. Художественные символы (слайд 1 ) - страница №1/1

9 класс Тема 2: МХК. Художественные символы (слайд 1 )
Мы выяснили, что культура рождается в цивилизации и может существовать вне её.

Культура делится на национальную и мировую. (слайд 2 )


Сегодня мы рассмотрим, что же включает в себя понятие мировая художественная культура. (слайд 3 )
Мировая художественная культура - это множество культур на­родов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении истори­ческого развития человеческой цивилизации.
Культура художественная чаще всего представлена в произведениях искусства, творчески воспро­изводящих действительность в художественных образах. (слайд 4 )
Художник - человек особый, он творит мир в соответствии с личны­ми представлениями о нём. Чувства, мысли и переживания, преломлён­ные в его сознании, рождают неповторимые художественные образы.
Они создаются в результате раздумий, оценок, отбора нужного материала из множества увиденного и услышанного. Художник смотрит на жизнь при­страстно, он ищет в ней то, что способно пробудить ответные чувства и переживания в душе человека. Его фантазия не знает границ, она способ­на творить чудеса...
В XV веке в Нидерландах жил художник Иеронимус Босх. (слайд 5 )
Читают дети

1.Что только он ни придумывал для своих картин!(щелчок) В них действуют самые не­вероятные существа: звери с птичьими головами и человеческими нога­ми, некоторые даже с крыльями бабочек. Героями его произведений ста­новятся люди с человеческой головой, составленной из ствола и сучьев дерева или из пустой кожуры какого-то загадочного плода.(щелчок)(щелчок) Внутри та­кой фантастической головы за бутылкой вина пируют маленькие чело­вечки.

2.Всё здесь перемешано, перепутано, искажено самым невероятным образом. Но в то же время представляется какой-то страшной правдой, как будто срисованной с натуры.(щелчок)(щелчок) Может быть, всё именно так и было? Увидено в жизни, а потом переосмыслено по законам фантазии художни­ка? Видимо, не по душе было Босху его время и злые нравы общества. А ведь он умел писать с любовью, красиво и в соответствии с действитель­ностью.(щелчок)(щелчок) Только любовь свою он отдавал природе, бескрайним просторам равнин, глади озёр, холмистым далям. Там он находил для себя отдых и отраду.

О выдающихся произведениях мировой художественной культуры -наш главный разговор в течении изучения предмета МХК.

Каждый народ имеет свои художественные символы.
На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько ты­сяч народов, у каждого из которых существуют свои традиции и харак­терные черты. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочета­ния слов, как «немецкая аккуратность», «французская галантность», «китайские церемонии», «африканский темперамент», «холодность англичан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определён­ного народа на протяжении многих лет.
-Ну, а в художественной культуре?

-Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты?
Безусловно. У каждого народа есть свои сим­волы, отразившие художественные представления о мире.
Представьте, вы приехали в незнакомую страну.

Что прежде всего заинтересует вас?
Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос­топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.
Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?
Конечно же, древние пирамиды(слайд 6 )) считавшиеся одним из чудес света и давно уже став­шие художественным символом этой страны.
Читают дети

3. На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Ми-керина. (щелчок)

4. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по­гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару­шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го­лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.
Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, (слайд 7 ) также ставшей ху­дожественным символом этого удивительного города.
Читают дети

5. Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки,по проекту Александра Гюстава Эйфеля (щелчок) она поначалу вызвала возму­щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

«Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой беспо­лезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...» (слайд 8 )

5. Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная калан­ча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли.(щелчок) Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров!

6. Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей,(щелчок) соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле.(щелчок) Её не раз собира­лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз­можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты птичьего полёта...(щелчок)
Такими же художественными символами давно уже стали Статуя Свободы для США, (слайд 9+2щелчка ) Храм неба и великая стена для Ки­тая, (слайд 10 ) Кремль для России. (слайд 11+5 щелчков )
Но есть у многих народов и свои особые, поэти­ческие символы.

Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры (слайд 12 ) - поэти­ческий символ Японии.


Если спросишь:

В чём душа

Островов Японии?(щелчок)

В аромате горных вишен

На заре.(щелчок)

Норинага (Перевод В. Сановича)


Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? (слайд 13 ) Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью? Нет, их привлекают красота непосто­янства, хрупкость и мимолётность жизни. (щелчок)Цветок сакуры - это живое су­щество, способное испытывать те же чувства, что и человек.
Красота цветов так быстро отцвела?

И прелесть юности была так быстротечна!

Напрасно жизнь прошла...

Смотрю на долгий дождь

И думаю: как в мире всё не вечно!(щелчок)

Комати (Перевод А. Глускиной)


Лепестки сакуры не знают увядания. (слайд 14 ) Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев­шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен­но в этом источник Красоты.(щелчок)
Туман весенний, для чего ты скрыл

Цветы вишнёвые, что ныне облетают

На склонах гор?

Не только блеск нам мил, -

И увяданья миг достоин восхищенья!(щелчок)

Цураюки (Перевод В. Марковой)



-Художественным поэтическим символом России ?
стала белостволь­ная берёза(слайд 15 ) Но разве не растёт она в предгорьях Кавказа и в Альпах, в туманной Англии и в далёкой Канаде? Растёт, конечно. Но только на Руси берёзу любили и воспевали по-особому, трепетно и вдохновенно. (щелчок)
Худож­ник И. Грабарь (1871-1960) (слайд 16 ) говорил:

« Что может быть прекраснее берёзы, (щелчок) единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. (щелчок) Фантас­тическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал». (щелчок)
Да и не он один. Знаменитая картина Куинджи (слайд 17 ) «Берёзовая роща» (щелчок)Многие художники, поэты и композиторы слагали в честь берёзы произведения. Она стала истинным воплощением и симво­лом России. (слайд 18 )
Русь моя, люблю твои берёзы,

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз!

Н. Рубцов

А знаменитая поэзия Сергея Есенина, (слайд 19 ) вам тоже несомненно знакома(щелчок)

Читают дети.



7. Не за одну праздничную красу полюбилась белоствольная и белокудрая (слайд 20 ) берёза русскому человеку. Издревле она дерево-друг. (щелчок)Корзины, короба, лапти мастерили крестьяне из бересты. (щелчок)Кора берёзы (береста) яв­лялась на Руси основным материалом, на котором учились начертаниям букв, писали письма... (слайд 21 )

8. После долгой зимы берёза просыпалась первой, (слайд 22 ) а поэтому она вос­принималась как символ красоты и расцветающей природы. В России верили, что берёза(щелчок) может спасти от колдовских наговоров, в Троицу(слайд 23 ) из­готавливали берёзовые украшения, оберегающие от дурного глаза. За два дня до Троицы, в Семик - девичий праздник - дома украшали берёзо­выми ветками, а в лесу завивали на ветвях венки, (щелчок) заплетали ей лентами косы, связывали верхушки двух берёз таким образом, чтобы образова­лись ворота - символический, магический круг. (щелчок) В тени берёз водили хороводы, пели песни, играли, кидали в воду берёзовые венки и по ним гадали. Куда поплывёт венок - туда и выйдет замуж девушка. В народных пословицах, песнях, танцах, произведениях декоративно-прикладного искусства особенно часто обращались к этому поэтическо­му образу.
Изделия из бересты и древесины берёзы. (слайд 24+19 щелчков )
(слайд 25 ) Домашнее задание:

Расскажите о художественных символах народов мира не упоминавшихся на нашем уроке.




У бедных больше детей, зато у богатых больше родственников.
ещё >>