9 класс История создания и развития почтовой связи в селе Ершовка Руководитель исследования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Закон Азербайджанской Республики о Почтовой связи 1 190.96kb.
Отчет «Экскурсия на почту» 1 113.14kb.
Закон кыргызской республики о почтовой связи 1 387.84kb.
Руководитель Россвязи принял участие в совещании по вопросам модернизации... 1 22.93kb.
Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года №386-ii о почте 1 247.13kb.
История создания Интернет 1 48.83kb.
I. атэс. История создания, характер деятельности. 8 История создания... 1 306.54kb.
1 История создания атэс 7 8 1001.61kb.
Ф. М. Достоевского Факторы успешного создания и развития технопарков 1 23.17kb.
История создания и основные этапы развития североатлантического союза 1 232.33kb.
Почтовые правила 22 апреля 1992 г 14 4299.35kb.
Россия во второй половине XIX в. Россия при Александре II. 1855-1881... 1 46.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

9 класс История создания и развития почтовой связи в селе Ершовка Руководитель исследования - страница №1/1

Заболотских Мария Дмитриевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Ершовка

Вятскополянского района Кировской области


9 класс

История создания

и развития почтовой связи в селе Ершовка

Руководитель исследования:

Марголина Марина Александровна

учитель физики и математики


  1. год

Введение
К 80-летию нашего района все школьные музеи обобщали материал по теме «Природа, население и хозяйство Вятскополянского района». Краеведы школ готовили материал по комплексной характеристике сельских округов. Для описания Ершовского поселения не оказалось материала по истории создания и развития почтовой связи.

Материал мне был интересен, потому что моя мама работает начальником Ершовского ОПС и я о работе почтальонов знаю не понаслышке. В прошлом учебном году я помогала маме оформлять материалы о нашей почте на областной конкурс отделений почтовой связи в г. Кирове.

Итак, чтобы решить проблему отсутствия материала я приступила к написанию научно-исследовательской работы «История создания и развития почтовой связи в с. Ершовка.
Объектом исследования стала почтовая связь.

Предметами исследования – история ПС села Ершовка.


Поэтому целью моей работы стало:

Установить, как развивалось и развивается отделение ОПС с. Ершовки

предоставить данные исследования для описания Ершовского сельского поселения.
В процессе выполнения работы решались следующие

задачи:


  1. Изучить материалы из интернета по истории создания почтовой связи.




  1. Найти даты, факты в развитии почты во время бесед с жителями села.




  1. Проанализировать материалы периодической печати для составления целостной картины по теме исследования.

4. Предоставить данные исследования для описания Ершовского сельского поселения.


Я предполагаю, что найденные мною документальные свидетельства об истории создания и развития почтовой связи с. Ершовка будут иметь большое значение для увлекающихся историей жителей с.Ершовки и Вятскополянского района. Материалы будут храниться в школьном музее и с их помощью можно будет проводить экскурсию о нашей почте и уроки по профориентации, так как работа в отделениях связи интересна и перспективна.


Содержание
Введение ………………………………………………………………… 2

Содержание ………………………………………………………………. 3

Основная часть



  1. Литературный обзор



    1. 1.1 . Методика написания работы…………………………… 4



    2. 1.2 . Что такое - почта?............................................................ 4




    1. 1.3. История почтовой связи в России……………………. 5



  1. Результаты исследования




    1. 2.1. Почтовые тракты …………………………………..5



2.2. Казённая (ямская) почта……………………………5
2.3. Земская почта………………………………………...6
2.4 Телеграф ………………………………………………6
2.5. Почтовая связь в Ершовке до и во время

Великой Отечественной войны…………………………….........7

2.6. Почтовая связь после Великой Отечественной войны…..8
2.7. Современная почтовая связь в с. Ершовка ……………….. 8







  1. Заключение ……………………………………………………………………………..9



  1. Литература…………………………………………………………………………… 10



  1. Приложения …………………………………………………………………11- 32


Основная часть
1. Литературный обзор.

1. 1 Методика написания работы

Учебное пособие Н.Л. Головизниной «Как написать исследовательское сочинение» я изучила, чтобы найти ответы на вопросы, связанные с созданием работы.

В процессе написания работы использовались следующие методы:

* Эмпирический:

- Изучение и систематизация данных, найденных в различной литературе по предмету исследования.

- устный опрос односельчан, которые работали на почте.

* Теоретический:

Обобщение собранного материала для создания рассказа-описания истории почтовой связи с. Ершовка.



1.2 Что такое – почта?

Словарём русского языка Ожегова С.И. почта определяется как учреждение для пересылки писем, лёгких грузов, денег и т.п.. В старину так называлось учреждение занимавшееся одновременно регулярной перевозкой пассажиров в конных экипажах.

На протяжении веков почтовая связь является надёжным посредником между людьми, соединяя человеческие сердца и судьбы, принося радость общения. Потребность в передаче сообщений была у человека всегда: от каменного века и до наших дней.

На сайте http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/museum/history я нашла материал о зарождении почты в России. Русская почта – одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X вв. В те времена крестьянство обкладывалось специальной повинностью, которая называлась “повоз”.

Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем «повоз» стал основой для создания почтовых служб.
Само слово почта произошло от латинского“mansion pozita” – «станция в пункте». Во всем мире с появлением гонцов, передающих письменные послания, стали строить специальные станции, на которых гонцы могли сменить лошадей и сменяться сами.

Ямская гоньба - специальная служба для пересылки письменных сообщений - была организована на Руси в начале XIII в. и просуществовала до конца XVIII в.

Название «ямская гоньба» происходит от татарского слова «ям», обозначающего «дорога», а слово «ямщик» означает «проводник». Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), расположенных на расстоянии 40-50 верст друг от друга, которые соединяли города России с Москвой. В ямщики шли охочие люди, селившиеся отдельными слободами и содержавшие не менее трех лошадей.
Примечательно, что ямская гоньба существовала только в России, ее особенность заключалась в том, что лошадей гнали от яма к яму, не давая им корма.

Почта России - это единая корпоративная структура, в которую входят почтовые управления практически всех краёв и областей России, специализирующаяся на доставке грузов и корреспонденции.

Я нашла этот материал на сайтах Интернета. На сайте http://www.cult info.ru/ мне попалась информация об истории почтовой связи, как развивалась почта с давних времён. Следующий сайт http:// www.wikipedia.org.ru/, на нём - значение и роль почты во все времена.

В работе я также использовала статьи Вятскополянской правды за разные годы: «Связь в уезде век назад.», «Первая в губернии», «И мчалась тройка почтовая...», в них предоставлены данные об истории почтовой связи в Вятской губернии.

Ещё в работе мне очень помогла работа учеников школы МОУ Гимназии Вятских Полян «Вятские Поляны – путеводитель» под руководством Слесарева В. А., там я нашла много информации, связанные с почтой Вятских Полян.

1.3 История Почтовой связи в России

Наши предки использовали барабаны, дымы костров, птиц, устные и письменные послания передавались с купцами и путешественниками. Полковники и правители держали для этого скороходов и гонцов. Но с возникновением и развитием централизованных государств возникает необходимость в специальных организациях для перевозки почты и передвижения гонцов.

В середине XVII века боярином Афанасием Алексеевичем Ордын-Нащокиным (приложение 10, стр.18 )учреждается регулярная постоянно действующая государственная почта. Понятие "почта" впервые официально встречается в 1667 году в договоре о перемирии с Польшей. Ямщиков одевают в суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна. Позже им выдается нагрудная медная бляха с двуглавым орлом. Через левое плечо они должны носить почтовые рожки. Отныне ямщики стали называться "почтарями". (приложение 8, стр. 16 )

В 1668 г. вводится постоянная (раз в две недели) пересылка почты между Москвой, Новгородом, Псковом и Ригой, устанавливается плата за пересылку частной почты. В июле 1693 г. организуется почтовая связь через Архангельск с Англией.

Начиная с 1695 года, Петр I проводит ряд реформ в почтовом деле. Впервые устанавливаются верстовые столбы( приложение 2, стр. 11 )на почтовых трактах, а вдоль дорог высаживаются деревья. К началу XVIII века почтовой связью были охвачены почти все города России.

Петр I подчеркивал, что "коллегиям дела свои управлять не можно, если порядочная почта чрез все главные города и губернии государства ... не пройдет". В этот же период он отделил пересылку правительственной переписки от частной (купеческой). Утверждаются первые штаты работников почтовых учреждений.

С 1781 года расширяется круг почтовых операций. По почте стали пересылаться деньги, осуществлялась доставка писем почтальонами. Ямские дворы стали называться почтовыми станциями. В XIX веке появляются разные виды почты: "тяжелая" - для посылок и денег, "легкая" - для писем и бандеролей и "экстра-почта" - только для писем.

С 1837 г. почтовые повозки стали снабжать колокольчиками, и все, услышав его звон, должны были уступать дорогу почтовой тройке. Со второй половины XIX века почта становится также средством распространения в провинции газет, журналов и книг. Появляется система денежных почтовых переводов. В 1874 г. Россия становится членом Всемирного почтового союза.

В 1918 году декретом Совнаркома создается Наркомат почт и телеграфов, на который также возлагаются обязанности по распространению периодической печати.

2. Результаты работы

2.1 Почтовые тракты

В царской России все тракты делились на почтовые, земские и коммерческие. Особого внимания заслуживают почтовые тракты - история их возникновения берет свое начало более 200 лет назад. Они соединяли губернские города, пролегая в том числе и через уездные.

Через каждые 15-20 верст находились почтовые станции, где меняли лошадей. Почтовые дороги старались содержать в исправности, по обеим сторонам их сажали в ряд березы, ставили верстовые столбы.

По территории Вятской губернии проходило несколько почтовых трактов: Костромской, Нижегородский, Уфимский, Пермский и Сибирский. Все они, кроме последнего, начинались в городе Вятке.

Сибирский тракт начинался в Санкт-Петербурге и пролегал в Сибирь через Нижний Новгород, Казань, Малмыж и село Рождественское (Вятские Поляны). Сибирский тракт - это также путь, по которому следовали группы заключённых в ссылку и на каторгу. У Вятских Полян они иногда переправлялись через Вятку с левобережья, или прибывали из Малмыжа. Для временного содержания заключённых в селе имелось этапное помещение

( приложение 1, стр. 11 )Сибирский почтовый тракт тянулся через 2409 верст. В 1908 году возле него прошла линия телеграфа.



2.2. Казённая (ямская) почта

Вдоль почтовых трактов существовала сеть казённых ямских почтовых станций, которые вели приём и отправление государственной и частной корреспонденции. Почта в старой России делилась на три вида.

Самой скоростной была эстафета, возившая царские указы и другие высокие грамоты. Обслуживавшим ее людям не разрешалось останавливаться на отдых даже на почтовой станции (тройка лошадей для замены, как правило, всегда стояла наготове).

Кроме скоростной, была почта обыкновенная. Третий вид - транспорт дальнего следования, который почту вез попутно.

Каждому виду связи назначалась и своя скорость. Эстафета должна была преодолевать по 10-12 верст в час и двигаться круглые сутки в любую погоду. Обычная почта шла со скоростью 6-7 верст в час. А уж экипаж дальнего следования продвигался, как ему было удобно. Для того чтобы проехать по почтовой дороге, нужно было получить подорожную "по казённой или частной надобности", которая оплачивалась повёрстными деньгами. Число выданных на почтовой станции лошадей зависело от чина и звания. За это отвечали станционные смотрители, которые в специально пронумерованных книгах записывали: кто, когда, куда, по какой надобности проехал через станцию и сколько получил лошадей.

На 52-й версте от уездного города Малмыжа по тракту Вятка-Уфа находилась Вятско-Полянская почтовая станция.

Перевозкой почтовой корреспонденции по разным направлениям здесь занимались братья Фалалеевы ( приложение 3, стр. 12 ).

На территории нынешнего Вятскополянского района такая же станция была в с. Нижние Шуни, где производилась смена лошадей.

В этом направлении часто почту возили братья Ошурковы( приложение 4, стр. 12 ).

281 версту от Малмыжа до города Вятки лихие ямщики преодолевали (с остановками на почтовых станциях) за полтора суток, а 374 версты до Ижевска - за 44 часа.

Непременным атрибутом почтового экипажа был колокольчик под дугой. Он означал высшую привилегию на трассе, и многие богатые люди мечтали заполучить разрешение повесить колокольчик на дугу своего экипажа, чтобы пользоваться привилегией. Преимущество заключалось в том, что экипажу с колокольчиком все остальные должны были уступать дорогу. И уступали, утопая в сугробах рядом с трактом.

В селе Рождественском [Вятских Полянах] этой привилегией пользовался только купец первой гильдии лесопромышленник М.И. Зайцев. Он имел дома в Самаре, Казани и Царицыне. Остальным купцам села - ни братьям Климовым, ни Соловьеву, ни Кощееву - такой чести добиться не удалось. Государственная почта для пересылки частной корреспонденции по губернии была почти недоступна для большинства мест и лиц. Особенно для сельского населения.



2.3. Земская почта

С 1867 года вятское земство стало организовывать почтовую сеть для простого народа. В те времена организация почты составляла монополию государства. Однако земская почта не конкурировала с государственной, а лишь являлась её продолжением в тех местах, где не действовали казённые почтовые учреждения. Сначала это были пункты обмена писем при волостных управах. Приём, отправление и выдачу корреспонденции вели волостные писари. В городах письма разносили по адресам почтари, а в волостях за почтой люди приходили сами или посылали кого-нибудь.

Позже возникли земские почтовые станции. В Малмыжском уезде они появились с 1870 года. У нас они были в селе Усад и дер. Старая Малиновка.

Для оплаты почтовых услуг с 1869 года в Малмыжском уезде стали продавать почтовые марки. Их стоимость составляла 2 копейки за лот (лот - мера веса, равная 12,8 г). Доходы от продажи почтовых марок не окупали всех расходов земства на содержание почты. Работа земской почты ограничивалась в основном пределами своего уезда и охватывала населённые пункты, не обслуживаемые государственной почтой.



2.4. Телеграф

8 (20) октября 1861 г. в городе Малмыже была построена первая в Вятской губернии телеграфная станция. Уездный город находился на почтовом тракте Казань - Омск, вдоль которого и была проведена телеграфная линия для передачи правительственных и частных депеш. Об этом сообщали "Вятские губернские ведомости" в № 41, 1861 года.

В 1862 году открылась телеграфная станция в г. Вятке. "Вятские губернские ведомости" в то время писали о том, какие бесчисленные толки и самые страшные предположения и догадки вызвал телеграф в простом народе. Говорили, что эта "проволока - дорога для беса". Рассказывали, что видели в Казани, как бес бежал по проволоке и производил шум, и что "стаканчики перевёрнуты вверх дном для того, чтобы он мог в них укрыться от дождя и снега". Дело доходило до того, что старики учили ребятню разбивать изоляторы, чтобы его уничтожить. Поскольку подобное случалось не только в Вятской губернии, но и в других местах России, царское правительство вынуждено было издать закон, который гласил: "Тот, кто с намерением остановит телеграфные сообщения или причинит в них замешательство либо замедление, подлежит лишению всех прав состояния и ссылке в каторжные работы в рудниках на время от 12 до 15 лет..." В Вятских Полянах первый телеграфный аппарат был установлен на железнодорожной станции.

После 1917 года земства и их учреждения были ликвидированы, земские почты - закрыты. Вместо двух почтовых служб: государственной и земской, была создана единая почтовая сеть. В Вятских Полянах был узел связи( приложение 5, стр. 13 ) . Почта из Вятских Полян в другие деревни первоначально развозилась так же, как и раньше: на лошадях. При сельских советах были открыты почтовые отделения, где почту разносили почтальоны.



2.5 Почтовая связь в Ершовке до и во время Великой Отечественной войны.

До войны и в Великую Отечественную войну почты в деревне не было, но были почтальоны, которые доставляли радость всем, кому приходили письма, корреспонденция, посылки, телеграммы.

Очередное испытание почтовикам принесла Великая Отечественная Война, перед почтой стояла задача об обеспечении бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый «солдатский треугольник». Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами – всеми возможными способами. Письма-треугольники приходили к бойцам благодаря четко налаженной организации почтовых служб и, безусловно, благодаря полевым почтальонам, которые в поисках адресата шли на передовую с риском для жизни. В войну к письмам, которые приносили радость и надежду добавились похоронки. В войну работала почтальоном Зинаида Михайловна Журавлёва( приложение 6, стр. 14 ) .Она сама не может рассказывать о том, как приходилось отдавать похоронки, улыбается и говорит: «Не помню я». Наверно хорошо, что память стёрла страшные годы войны.

Местные же жители вспоминают, что очень переживала молодая девушка и порой, несколько дней не решалась принести в дом страшное известие. Именно ей первой приходилось успокаивать матерей, жён, которые теряли своих любимых сыновей и мужей. Более 120 похоронок разнесла Зинаида Михайловна.




2.6. Почтовая связь после Великой Отечественной войны

После войны Тинебекова Любовь Александровна работала немного, ездила за корреспонденцией на лошадях. Почту брали после пристани из В-Полян на почте №1

( приложение 5, стр.13 ), начальником этой почты была Мельникова Мария Петровна.

Потом почтальоном оказалась Козлова Зинаида Ильинична. Власова Нина Васильевна сменила её . Наконец, Козлова Нина Николаевна ( приложение 7, стр.15 ) приступила к этой не лёгкой работе. Все они почту брали с Усадской почты №5. Ехали домой и разбирали почту.

Правда, непросто было ежедневно мотаться в город Вятские Поляны, чтобы в Усадском отделении связи получать корреспонденцию и доставлять её односельчанам. Мороз ли трещал, дождь ли хлестал, зной ли палил, а возвращались они через несколько часов из города с туго набитой сумкой через плечо.

Нина Николаевна вспоминает, что журналов тогда выписывали много. Только большущего формата «Огоньков» - штук двадцать. Кроме этого – увесистые пачки журналов «Крестьянка» и «Работница». Письма, открытки и бандероли также приходили почти еженедельно и в каждый дом. Долго ныли плечи у Нины после такой работы. А сердце ликовало, когда видела она, как радуются, получая из её рук любую корреспонденцию.

Счастлива была почтальонка и тем, что изо дня в день тепло встречала её начальник Усадского отделения связи А.К. Новожилова. Именно эта женщина учила Нину Николаевну азам почтового дела, а самое главное – житейской мудрости и добру. Они даже сдружились за годы совместной работы.

Не унывала Н.Н. Козлова и тогда, когда до Ершовки не ходил автобус. В такие дни она садилась на велосипед, в ненастье ловила попутку. А не было последней, шла пешком.

В сентябре 1979 года вместе со школой открыли почту в Ершовке, ездить в Вятские Поляны не надо было. Нине Николаевне работа нравилась тем, что она постоянно общалась с людьми. Обязанностей массу пришлось ей выполнять: сама почтальон и начальник в одном лице, и техничка и продавец и даже услуги сберкассы оказывала.

Правда, писем, переводов и газет в последние годы она доставляла много меньше, чем в молодости, зато по-прежнему, как подарки, вручает их односельчанам и радуется вместе с ними.

С 1 марта 2004 года Нина Николаевна стала работать вместе с почтальоном Заболотских Лидией Викторовной. На время отпуска Козловой Н.Н., Лидия Викторовна замещала начальника, а в 2007 году ездила в г. Киров на курсы повышения квалификации. Работали они вместе до 30 мая 2008г.
2.7. Современная почтовая связь в с. Ершовка
1 марта 2006 года почта переехала на новое место в здание медпункта.(приложение12 , стр. 20 ) 30мая 2008 года ушла на заслуженный отдых Козлова Н. Н. и начальником ОПС с. Ершовка стала Заболотских Л.В, ( приложение 10, стр. 18 ) а почтальоном Шарафеева Ф. М. ( приложение 11, стр. 19 ) До сих пор они работают вдвоём в мире и согласии.

27 мая 2010 года в г. Кирове проходил Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший начальник почтовой связи» и Лидия Викторовна принимала в нём участие. Ей нравится общение с односельчанами, которые приносят ей разные новости, свои радости и печали, иногда даже обращаются за советом. Радостно и то, что ты можешь помочь не только профессионально, но и от всей души поддержать словом в трудную минуту. Работа не из лёгких, но приходится полностью отдаваться работе, чтобы достичь лучших плановых показателей. Начальнику ОПС невозможно без общения достичь этих показателей. Заболотских Л. В. так же дружна и с другими начальниками ОПС, хотя многие из них работают долго, чем она, но всё равно просят совета, в трудных ситуациях.


Заключение
В результате своей работы я хотела обобщить материал о почтовой связи.

В век бурно развивающихся телекоммуникационных технологий почтовая связь не утратила своего значения, по-прежнему выполняет она очень важную социальную функцию.С 2009 года проводится конкурс «Почтальон года», что способствует престижу профессии.

В. Л. Горбачёв в обращении к коммунистам сказал: «Для жителей нашей страны почтовое ведомство – это вовремя полученное долгожданное письмо, радостная телеграмма, утренняя газета в почтовом ящике, денежный перевод и пенсия. Почтовая связь РФ – крупнейшая в мире. Многотысячный отряд высококвалифицированных специалистов, преданных своей профессии людей – это главное достояние отрасли. Почтовики всегда были образцом профессионализма, пунктуальности и ответственности. В любую погоду, в любом уголке нашей огромной страны, в горах, в тайге, в степи, на полях сражений под огнём врага – наша почта всегда находила адресата, доносила до людей самые ожидаемые, самые нужные, самые важные слова. Все дальше в историю уходит время, когда в расположении почтальона была только толстая сумка на ремне. Внедрение новых технологий решает главную задачу развития услуг почты – ускорение доставки почтовых отправлений. И с этим успешно справляются работники почтовой связи». ( прил. № 18, стр. )

Я изучила материалы из Интернета по истории создания почтовой связи.

После сбора этой информации я отправилась на беседу с жителями села, где и получила нужный мне материал (прил. 17, стр. ).

А также очень важной задачей стало анализирование полученного материала.

Следующим шагом я предоставила данные исследования для описания Ершовского сельского поселения, составив брошюру по истории ОПС.
"Письмо само никуда не пойдет, но в ящик его опусти - оно пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути", - это строки знаменитого поэта С.Я. Маршака.

Отчасти так оно и есть: люди с самых древнейших времен обменивались информацией, сообщая друг другу что-то важное и полезное, делясь личным.

Конечно, нам привычнее набрать текст на компьютере, чем выводить аккуратным почерком буквы, но такое письмо выглядит безликим, официальным и с трудом передает настроение. Рукописное письмо ярче отражает эмоции, оно хранит тепло рук автора. Его можно носить с собой или держать под подушкой, при желании прочесть много раз, если это доставляет удовольствие. Писатель Бернард Шоу однажды заметил: «Это только кажется, что вам некому писать. Задумайтесь, положите перед собой лист бумаги… и пишите такие письма, которые хотелось бы получать самому».

Пишите письма! Почта России работает, и почтальон с удовольствием доставит вашу весточку адресату.



Список литературы

1. О. Альчиков. Связь в уезде век назад. // Вятско-Полянская правда - 25 декабря 1975 г.


2. О. Альчиков. Первая в губернии. // Вятско-Полянская правда - №58 - 13 мая 1978 г.


3. В. Бакин. Алло! Здравствуйте! // Комсомольское племя - 1982 г.
4.Головизнина Н.Л. Как написать исследовательское сочинение. Областная очно-заочная историко-краеведческая школа 1992-2002. Киров, 2002г.
5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953 г.
6.Г. Чернышов. И мчалась тройка почтовая... // Вятско-Полянская правда - 10 июля 2004 г. предоставлялись данные об истории почтовой связи в Вятской губернии.
7. http://www.cult info.ru/
8. http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/museum/history
9. http:// www.wikipedia.org.ru/




Никто не слушает выступающего, пока он не ошибется. «Закон Вайла»
ещё >>