4. Проблема появления: с точки зрения генетики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Философия и архитектура nt1 против unix с точки зрения безопасности 1 240kb.
1 проблема наследования анатомии 2 5 488.62kb.
Урок по рассказу Леонида Андреева «Ангелочек». Цели урока. Познакомить... 1 88.94kb.
Г. Ф. Морозов о лесоводственных устоях 1 245.4kb.
Развитие генетики в новосибирском научном центре: дискуссионные вопросы... 1 134.78kb.
Ш. Камолиддин к вопросу об употреблении географических названий «Мавераннахр» 1 167.22kb.
Общая проблема обеспечения информационной безопасности. Причины необходимости... 2 584.85kb.
Реферат по курсу Философия По теме: «Экологические проблемы с точки... 1 349.8kb.
Аргентина: правомерность жесткой привязки песо к доллару подвергнута... 1 35.59kb.
Развитие взглядов на научный менеджмент и управление предприятием... 1 49.17kb.
«Заинтересованное лакейство»: проблема сходства европейских интеллектуалов... 3 413.28kb.
Борьба за национальную независимость святое право каждого народа. 9 1863.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

4. Проблема появления: с точки зрения генетики - страница №1/3

План


1. Введение 2

2. Понятие гениальности 3

3. Особенности гения 4

4. Проблема появления:


  • с точки зрения генетики 8

  • к вопросу богообщения 9

  • идея «Сверхсознания» 10

  • с точки зрения истории и социологии 11

5. «Гениальность и помешательство»

  • Гипотезы и предположения 15

  • Исторический обзор 18

6. Заключение 26

7. Список использованной литературы 28

Глава 11.Введение

Среди многих не решенных до сих пор проблем тайны разума существует столь важная, как проблема гениальности. Несмотря на то, что эта проблема стоит перед психологами в течение долгого времени на сегодняшний день не существует единой концепции, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение феномена гениальности имеет очень большое значение для теории психологии и многих других дисциплин. Поэтому тема курсовой работы «Феномен гениальности» представляется актуальной и своевременной.

Целью работы является обзор литературы, посвященной проблеме гениальности, как в психологии, так и в других отраслях науки. Проведенное исследование было призвано решить следующие задачи:


  1. Изучить доступные публикации в отечественной литературе, раскрывающие сущность феномена гениальности.

  2. Определить понятие гениальности.

  3. Выявить характерные особенности гениального человека.

  4. Описать основные подходы к проблеме появления гениальных людей

  5. Изучить вопрос о соотношении психопатологических отклонений и гениальности.


2.Понятие гениальности

Понятие "гениальность" знакомо нам по тем описаниям, которые разные люди дают некоей замечательной одаренности, происхождение которой на самом деле остается непонятным. Под словом "гениальность" многие подразумевают нечто, что не является в строгом смысле ни мыслью, ни чувством, но вероятно, представляет собой некий сплав того и другого. Многие философы, поэты, писатели, ученые, художники и музыканты признавали, что они не могут объяснить, каким образом к ним приходят их творческие идеи.

По Бюффону, гениальность заключается в необычайной мере выдержки. Уордсворт определил гениальность как акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом. Гете утверждал, что исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней. По Шопенгауэру, сутью гения является способность видеть общее в частном и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного. По Карлейлю, гениальность -это прежде всего необычайная способность преодолевать трудности. По Рамон-и-Кахалю - это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме, и доходящая до транса способность к концентрации. По В. Оствальду - это самостоятельность мышления, способность наблюдать факты и извлекать из них правильные выводы. По Люкка: "Если оценивать продуктивность объективно, а именно как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений - продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело".

По оксфордскому словарю гений - это "природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. <...>

Термин "гениальность" употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области; гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества". <...> Четко разграничивает гении и таланты формула: "Гений делает то, что должен, талант - то, что может". Формула подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность, его подчиненность своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения поставленной задачи. <...>

Феномен гениальности тесно связан с состоянием вдохновения. Это вдохновение рождается изнутри гениального сознания, точнее говоря, даруется свыше и приводит гения к состоянию всезнания. Как сказал Отто Вей-нингер: «Гений есть тот человек, который знает все, не изучив ничего». Знаменитый физиономист Иоанн Каспар Лафатер ставил знак равенства между состоянием божественного вдохновения и гением. Внутренняя наполненность вдохновением приводит гения к глубокой внутренней вере в истинность всего, что он делает, отличающей его от обычного человека, который всегда ищет внешнего подтверждения.

Гениальность - это редкое явление. Лафатер подсчитал, что отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону. Если признать гениями только тех, кто почти единогласно признан ими в Европе и Северной Америке, то общее число их за все время существования нашей цивилизации едва ли превысит 400 - 500. Если из числа этих знаменитостей вычесть тех, кто попал в их число из-за знатности или по другим случайным "заслугам", примерно к таким цифрам приводит отбор знаменитостей, которым уделено максимальное место в энциклопедиях разных стран Европы и США.

3. Особенности гения

Что характерно гениальности? Попытаемся дать признаки необходимых качеств гениальности.

В народном сознании гениальность представляется как чрезвычайное развитие некоторых способностей, то есть гений мыслится "мутантом" с количественно гипертрофированными способностями. В частности, гений должен обладать феноменальной памятью, поразительным эффективным мышлением, какими-то необычно развитыми (вплоть до мистицизма) чувствами и т.д. Некоторые писатели даже представляют гениев, как первых представителей новой расы, которой суждено прийти на смену человечества. И подозревают гениев чуть ли не в органических отличиях от обычного человека.

Ошибочность этого представления вскрывают сами гении, которые все свидетельствуют, что они самые обычные люди. Да и все вокруг так думают,  пока их не "озарит".  И напротив,  люди,  обладающие какими-то необычными способностями, абсолютно ничего из себя не представляют, по крайней мере, не оставляют после себя не только сколь-нибудь заметного вклада в культуру, но и вообще какого-то вклада во что-нибудь.

Р. Дилтс определил 10 основных паттернов гениев:

1. Хорошо развитая способность к визуализации.


Зрение было основным "навигационным" инструментов гениев. "Мыслящее мыслит формы в образах" (Аристотель). Эйнштейн определил свою способность формировать образы и зрительные конструкции как источник продуктивного мышления. Визуальный канал восприятия является самым быстрым, синтетичным и емким, через него проходит около 80% обрабатываемой информации.
2.Создание и использование множественных связей между органами чувств (синестезия).
Независимо от того, лежала ли способность к визуализации в центре их гениальности, гениальные личности склонны использовать все остальные чувства и образовывать синестетические связи между ощущениями. Эта способность позволяет максимально целостно воспринимать и преобразовывать образы нашего сознания. Она возвращает нас к истокам восприятия, свойственного детям, к истокам формирования понятий. Одновременно результат нашего творчества проходит предварительную "апробацию" на соответствие реальности.
3.Использование множественности перспектив.
Важной характеристикой гения является его способность использовать несколько различных перспектив при рассмотрении конкретного предмета или процесса. Гений нередко рождается из обнаружения новой перспективы, которую до него никто еще не использовал. Теория относительности Эйнштейна - по своей сути описание взаимодействия различных перспектив. Поиск деталей, не вписывающихся в привычные картины мира и нахождение новой точки зрения - общая стратегия гениев.
4. Высокоразвитая способность постоянно переключаться с одной позиции восприятия на другую.
Помимо способности принимать различные точки зрения, гении обладают способностью идентифицироваться с различными позициями восприятия: первой (я сам, моя точка зрения, мои чувства), второй (другой, объект исследования, его точка зрения и чувства) и третьей (позиция стороннего наблюдателя за взаимодействием нашего "Я" и объекта). Они выходят за пределы своих убеждений и предположений, идентифицируют себя с объектом, затем рассматривают ситуацию беспристрастно и оценочно. Способность Диснея идентифицироваться с героями своих мультфильмов (он даже сам озвучивал некоторых из них), а также со своими зрителями, посетителями парков отдыха является хорошей демонстрацией этого навыка.
5. Способность легко переходить с одного уровня мышления на другой и пользоваться "кусками информации" разного размера.
Это способность быстрого перехода от широкого видения к более узким составляющим и конкретным действиям, необходимым для воссоздания более масштабной картины. Гении умели работать с мелочами ("Мелочи создают*совершенство, а совершенство - не мелочь" Микеланджело)* и одновременно не тонули в деталях; могли видеть картину целиком, не теряя из виду ее мельчайшие компоненты, обладали уникальной способностью находить равновесие между большим и малым. Единая теория поля Эйнштейна была направлена на установление связей между всеми физическими явлениями во Вселенной - от космоса до атома.
6. Поддержание обратной связи между абстрактным и конкретным.
Гении способны переходить от абстрактных моделей и принципов к конкретным воплощениям этих абстракций и обратно. Они создают свои произведения благодаря постоянному процессу обмена между психическими конструкциями и физической реальностью (синестезия используемых при этом__каналов восприятия обеспечивает полноту переходов). При этом формируется стойкая и динамичная петля обратной связи между абстрактными образами и их реальным выражением, позволяющая постоянно корректировать и совершенствовать и то, и другое.__Согласно Эйнштейну, единственным оправданием теории является "мера обозрения опыта, полученного от наших органов чувств, которой мы можем достичь с ее помощью"
7.Баланс мыслительных функций: Мечтатель, Реалист, Критик.
Это основная составляющая гениальности. Гении не только обладают развитой способностью мечтать, но и способностями и умениями воплощать свои мечты в конкретные формы и критически относиться к своим идеям и их воплощениям. Способность мыслить критически имеет такое же важное значение для гения, как и способность мечтать. Ключевой момент состоит в том, чтобы не дать Критику подавить мечты. И, разумеется, гения отличает способность произвести на свет некое творение, воплощающее эти мечты и идеи. Если бы Моцарт, Леонардо или Дисней просто хранили свои идеи у себя в голове, мир никогда бы не узнал об их гениальности. Леонардо оставил нам не только стратегии, обучающие мечтать, но и ряд стратегий, обучающих рисовать и оценивать свою работу. Между фрейдовскими "Ид", "Эго" и "Супер-Эго" имеется много параллелей с мечтателем, реалистом и критиком. Тесла утверждал, что способность быть "тщательным" мечтателем облегчала реализацию идей и изобретений.
8.Постановка фундаментальных вопросов.
Гениям свойственно придавать большее значение вопросам, нежели ответам. Ключевой характеристикой всех гениев является их неукротимая любознательность и восторженность. Гений больше задает прямых вопросов, чем ищет "правильных" ответов. Частью гения, по-видимому, является убеждение, что в конечном итоге правильных ответов и быть не может. Гении ищут области, в которых их знание не полно. Собственные неудачи они воспринимают не как "злую судьбу", а как область дальнейшего поиска. Как сказал один изобретатель: "Неудача - это просто иное решение проблемы, чем то, над которым я работаю в данный момент". Неудача - трамплин для успешного решения. Дисней по этому поводу выразился так: "Я должен исследовать и экспериментировать... У меня вызывает досаду ограниченность собственного воображения". Музыка Моцарта является результатом его постоянной озабоченности тем, действительно ли это те самые "две ноты, которые влюблены друг в друга".
9. Употребление метафор и аналогий.
Гении постоянно прибегают к метафорам и латеральным, или нелинейным, стратегиям мышления. Метафора или аналогия лежит в основе каждого гениального действия. Использование метафоры позволяет сфокусироваться на наиболее важных глубинных структурах объекта, не сводимых к словесному описанию. Эйнштейн широко использовал метафорические конструкции: плоский мир двумерных созданий, жук, ползущий по мячику и т.д. Тесла сформулировал свою идею создания роботов, проведя аналогию с работой собственной нервной системы. Может показаться, что употребление метафор позволяет гению заострить свое внимание на "общих свойствах" (Аристотель) и более глубинных началах как окружающего, так и своего внутреннего мира, и избежать опасности оказаться в слишком большой зависимости от реального содержания или ограничений, налагаемых действительностью.
10. Предназначение помимо собственной личности (Миссия)*.*
Всех гениев объединяет то, что они воспринимают свою работу как происходящую из чего-то и служащую чему-то большему, чем они сами. Во введении к своей анатомии Леонардо смело заметил: "Я хочу делать чудеса..., даже если я буду иметь меньше покоя в жизни, чем другие люди, и мне придется долгое время жить в крайней бедности". Тесла развил свои способности визуализации для того, чтобы "совершать экскурсии за пределы малого мира". "Все методы являются лишь тупым инструментом, если за ними не стоит живой дух" (Эйнштейн). Может быть, именно эта связь с чем-то большим и является тем, что отделяет "гениев" от тех, кто просто "творчески одарен" или "изобретателен". О причинах своих занятий физикой Эйнштейн писал: "Я хочу знать мысли Бога, все остальное - детали".

Иммануил Кант рассматривал гения искусства как природное дарование, которое рождает правило: «Поскольку талант как продуктивная способность сам принадлежит к природе, то можно было бы сказать и так: гений - это прирожденные задатки души, через которые природа дает искусству правило. [...] Поэтому:

1) Гений есть талант создавать то, для чего не может быть дано никакого определенного правила, он не представляет собой задатки ловкости [в создании] того, что можно изучить по какому-нибудь правилу; следовательно, оригинальность должна быть первым свойством гения.

2) Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т. е. показательными, стало быть, сами должны возникнуть не посредством подражания, но другим должны служить для подражания, т. е. мерилом или правилом оценки.

3) Гений сам не может описать или научно показать, как он создает свое произведение; в качестве природы он дает правило; и поэтому автор произведения, которым он обязан своему гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого, и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения. [...]

4) Природа предписывает через гения правило не науке, а искусству, и то лишь в том случае, если оно должно быть изящным искусством.»


В. Шмаков считал, что главным признаком гениальности можно смело считать неповторимую оригинальность, самобытность, невыводимую ни из каких прежних открытий и достижений. Способности, качества и свойства гения, сочетания его интеллектуальных и нравственно-психологических черт образуют тот сплав качеств, который наилучшим образом подходит для выполнения высокой миссии гения. Это Же касается и психофизиологии гения. Исследовательница природы гениальности Е. Е. Лап-ценок пишет на эту тему следующее:

«Если мы обратимся теперь к решению вопроса — в чем именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании биографий и наблюдений, сделаем вывод, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной чувствительности первого. Дикарь или идиот мало чувствительных физическим страданиям, страсти их немногочисленны, из ощущений же воспринимаются ими лишь те, которые непосредственно касаются их в смысле удовлетворения жизненных потребностей. По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры намного более чувствительны, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Мелочи, случайные обстоятельства, подробности, незаметные для обыкновенного человека, глубоко западают им в душу и перерабатываются на тысячу ладов, чтобы воспроизвести то, что обыкновенно называют творчеством, хотя это только бинарные и кватернарные комбинации ощущений».




следующая страница >>



Нашу тайну редко выдает тот, кто ее знает, а чаще тот, кто ее угадывает.
ещё >>