3 Брак и семья как социальные институты и их функции 5 Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Брак и семья как социальные институты и их функции Социальные, психологические... 1 112.87kb.
1. Объект и предмет социологии. Функции социологии 5 746.41kb.
План: Брак основа семейных отношений 1 189.99kb.
Незарегистрированный брак как социальный механизм формирования брачно-семейных... 2 359.89kb.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования... 12 2701.14kb.
Сравнительный анализ правового регулирования фактических брачно-семейных... 1 144.23kb.
Вопросы к экзамену Предмет и задачи психологии семьи. Исторические... 1 25.35kb.
Курсовая работа Тема: «Экономические институты и их роль в современной... 1 390.18kb.
«Семья более священна, чем государство» 1 20.53kb.
Специальность 23. 00. 02 политические институты, процессы и технологии 1 49.37kb.
Влияние института семьи на стратификацию современного российского... 1 312.04kb.
Брак и семья как социальные институты и их функции Социальные, психологические... 1 112.87kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

3 Брак и семья как социальные институты и их функции 5 Социальные, психологические - страница №1/1

Содержание

Введение 3



  1. Брак и семья как социальные институты и их функции 5

  2. Социальные, психологические и экономические мотивы

брачно-семейных отношений 10

  1. Перспективы развития семьи и брака 13

Заключение 19

Список использованной литературы 21



Введение

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, благодаря притягательным сторонам семейного образа жизни, прочности межличностных взаимодействий в семье и устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру.

Социология семьи как специальная область социологического знания берёт своё начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пи. В середине XIX века они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как структура семьи, экономические отношения в семье, религия в семье и др.

С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Социология Семьи — отрасль социологии, изучающая семью — социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Так же изучает:

-развитие и функционирование семьи как социального института и малой группы;

-брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы;

-семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.

Цель работы изучить социологию семьи, ее функции и перспективы развития института семьи в нынешнее время.

Задачи работы:

1. Исследовать брак и семью как социальные институты.

2. Проанализировать социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений.

3. Изучить тенденцию развития семейно-брачных отношений.

В ходе анализа этих сведений была использована различная литература, в том числе «Социология» А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова, А.Н. Данилова и др. под. ред. А.Н. Елсукова, «Социология» М. С. Комарова, «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» М.С. Мацковского.

Наличие столь разной литературы по данной теме свидетельствует о важности глубокого изучения института брака и семьи.

В конце работы по поставленным задачам сделан вывод, который отвечает на главный вопрос: «Каковы перспективы развития института семьи в современном мире?»


  1. Брак и семья как социальные институты и их функции

Социальные институты (от лат.Institutum – установление, учреждение) –это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процессы производства и распределения благ и услуг. Важным социальным институтом общества является семья, чья деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и социальных норм. Наряду с указанным, существенное значение в жизни общества имеет функционирование социально – культурных институтов (системы образования, здравоохранения, культурно –воспитательные учреждения), науки, института религии.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системы санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Примером простого социального института является институт семьи. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.

Существуют многочисленные определения семьи от самых простых: "семья - это группа людей любящих друг друга" до наиболее полных: "Семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; как малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Брак - санкционированный обществом союз между одним мужчиной и одной женщиной.

Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Институт брака подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт (Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.) , то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм.

Брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но и обязательных сексуальных отношений супругов.

Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака. Брак представляет совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак – это контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

-вступление в первый брак – образование семьи;

-начало деторождения – рождение первого ребенка;

-окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

-“пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

-прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары – мужа и жены, полигамная – как правило, муж имеет право иметь несколько жен. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простотой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т.д., а также санкции за их невыполнение.

Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

Функции семьи – способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов. Функции семьи историчны и тесно связаны с социально- экономическими условиями общества.

Можно выделить следующие основные: функции семьи:



Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений.

Воспитательная функция - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.



Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного объединения.



Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Различие брака и семьи заключается в том, что брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.





  1. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений

Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п.

Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем. что от состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.

Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты.

Мотив это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность.

В изучении мотивации семейной жизни принято различать мотивы поиска брачного партнера и мотивы семейной. Можно свести мотивацию брака к трем причинам: биологической, социально – культурной и экономической.

Мотивация на создание семьи сильнее выражена у женщин. Указывается и на то, что мотивация создания семьи зависит и от возраста и социального положения. Большинство молодых людей обоих полов указывают любовь как ведущий мотив создания семьи.

Среди мотивов брачно-семейных отношений, к социальным мотивам следует отнести: заключение брака в целях соответствовать социальным нормам (например, возраст или желание иметь определённый статус); предоставление определенного социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

К психологическим мотивам: потребность в заботе и любви; получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; стремление найти подобного себе человека (на основе общности взглядов и интересов); реализовать свою потребность руководить кем-то; боязнь одиночества. Мотивы многих браков чисто психологического свойства.

Что касается экономических мотивов, таковыми следует считать: получение материальных средств одних членов семьи для других; экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям.

Брак по сговору. Брак по любви. Брак по расчету. Брак по рекомендации посредников.

Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. В некоторых странах востока, в частности Китае и Японии, перед заключением брака устраивают смотрины. После 2-3 встреч стороны должны либо согласиться на брак, либо отказаться. На долю браков по сговору родственников – 37,5%, по знакомству друзей – 24,1%, по личному знакомству – 12,7%, прочих браков – 1,6%.

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю.

Неравный брак подразумевают, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу.

Самой ранней формой такого брака надо считать так называемый статусный брак.

Положение индивида в первобытной орде полностью предопределяло его брачный статус. Занимающий высшие ступеньки в иерархии мог выбрать любую понравившуюся ему женщину, следующий по рангу выбирал лучшую из оставшихся и так далее до самого низа. Занимающие низшие статусные позиции оказывались в самом неравном положении. Позже возникли другие разновидности неравного брака. Неравным браком мы называем брак старика и молодой женщины, богатого мужчины и бедной девушки, аристократа и плебея.

Другим критерием классификации выступает плата за брак.

Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник на заре истории, одновременно с групповым браком и внутри него. Уже тогда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществляется в виде эквивалентного дарообмена, поэтому говорить о плате здесь можно только условно.

Особой формой платного брака следует считать священный брак. Обычай священного брака является столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Согласно сюжету, народ страны, подвергшейся нашествию многоголового змея или дракона, приносит ему в жертву молодых девушек. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, и тот, кому он выпадал, отдавал свою дочь морскому джину. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов, вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, помочь в охоте или спасти страну от беды.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: умыкание (похищение) невесты; умыкание (похищение) жениха;

Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

В любом обществе – семья формируется, как правило, через брак. Брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

3. Перспективы развития семьи и брака

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет в роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться сразу в новую, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

-конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

-межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги строго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

-внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования.

В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения.

В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

В современно обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддисткой культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.

С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Брак-санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя индивидами. Брак – совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обучение, обмен кольцами, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное целомудрие, супружеская верность, обязательства поддерживать супруга всю жизнь. И в то же время брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.

Все эти нормы, по определению американского социолога К.Дэвиса, формирует некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе этот институт выполняет ряд принципиально важных функций – воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.

Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является кроме того еще и социальной организацией.

Брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.

Брачные отношения регулируются типовыми нормами – юридическими и культурными. Юридическими нормами обычно регулируются такие вопросы, как владение имуществом; материальные обязательства супругов по отношению к детям и друг к другу; минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер бракоразводной процедуры, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.

В отличие от писаных юридических законов культурные нормы являются неписаными. Они регулируют брак на основе морали, традиций и обычаев. К их числу относятся нормы ухаживания, брачного выбора, добрачного поведения, распределения власти и обязанностей между супругами, послеразводного поведения. Культурные нормы формируются прежде всего обществом, а вот то, как они используются и используются вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов. Юридические законы РФ предусматривают, что после развода имущество, приобретенное супругами за время совместной жизни, должно делиться поровну.

Культурные нормы, действующие в нашем обществе, предполагают, что квартиру, обстановку в ней и часть денежных средств мужчина должен оставить жене, особенно если суд сохранил ей детей. Но только от личной культуры и воспитанности мужчины зависит то, как он поведет себя на самом деле.

Брак – это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак оформляется процедурой (бракосочетанием), накладывает определенные обязанности на супругов.

Типы браков: эндогамный, экзогамный.

Партнер выбирается только из той группы, к которой относится сам выбирающий Выбор брачного партнера из чужой группы.

Эндогамия – это обычай, по которому разрешены браки только между лицами одной и той же социальной группы (род, племя, сословие, каста, класс, нация). Так, например, в государствах Средней Азии до сих пор сильны традиции эндогамного брака. Азербайджанцы, казахи, киргизы, туркмены, узбеки относятся к тюрко-язычной общности. Брак внутри этой своей общности считается допустимым, а за ее пределами – нежелательным. Еще сильнее влияет на выбор брачного партнера религиозный фактор – брак с мусульманином поощряется, а с немусульманином осуждается.

С развитием промышленного производства в семье происходят изменения. Семья из производственной ячейки становится потребительской. Рождение большего количества детей теряет свое экономическое значение. Снижение смертности и занятость женщин на производстве ослабляет нормы многодетности. Нормой становится малодетность. Современная семья характеризуется как супружеская, с ослаблением уз родства и родительства.

В целом семья, как во всем мире, находится в состоянии кризиса: низкая рождаемость, высокий уровень разводов и внутрисемейных конфликтов.

Ученые, занимающиеся исследованием брака и семьи, выделяют факторы, существование которых изначально оказывает негативное влияние на построение отношений между супругами и, в конечном счете, может спровоцировать развод. К ним относят:

- Возраст заключения брака: при вступлении в брак до достижения 21-го года к тридцати годам 69% либо развелись, либо считали свой брак неудачным;

- Экономический фактор. Материальные трудности усугубляют недовольство супругами друг другом;

- Жилищные условия: совместное проживание молодой пары с родителями одного из них обостряет их совместную адаптацию в новом статусе;

- Социальная принадлежность супругов. В ряде исследований был получен один результат – принадлежность супругов к разным социальным кругам затрудняет впоследствии сохранение семьи и установление в ней удовлетворительных отношений. Это объясняется различием ценностей, критериев, норм поведения, образовательным уровнем. В период ухаживания данные различия не замечаются, но они обостряются в первый год совместной жизни;

- Мотивы заключения брака. Союзы, заключенные из рациональных соображений, находятся в зоне наибольшего риска.

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. С 70-х годов рождаемость в России стала резко падать. Появилось много бездетных или однодетных семей.

Причин кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические – потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда – являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде. Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители.

При прогнозировании семейно-брачных отношений следует иметь в виду, что семья оказалась под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, затронувших и наше общество. Это переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни.

Заключение

Брак, с точки зрения социального воспроизведения общества и его нравственной чистоты, это самое гениальное изобретение человечества. По христианской морали настоящая любовь начинается только в браке, где индивид полностью раскрепощен и доверился другому.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Семья – это и результат, и еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство человека.

Социализация (передача культурного наследия новым поколениям) - важнейшая функция семьи. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими социальными институтами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка. Здесь наследуется и формируется образ жизни новых поколений, закрепляются те или иные привычки относительно ухода за детьми и отношения к собственному здоровью.

В семье закладываются генетические, биологические и социальные основы здоровья личности. Институт семьи представляет ту первую общественную ячейку, куда попадает родившийся ребенок. Семья намечает основные нравственно-этические контуры будущего человека и гражданина. Преимущество семейного воспитания заключается в том, что оно складывается по неформальному признаку, а новые черты характера и качества личности вырабатываются тогда, когда душа ребенка, по мысли Локка, подобна «чистой доске». Стереть что-либо, написанное на "доску" родившегося человека, почти невозможно. Оно будет давать о себе знать в течение всей жизни. Вкусы, материальные и нравственно-этические понятия становятся чаще всего такими, какими их прививает семья, даже профессия, выбираемая ребенком, намечается семьей. От устройства семьи как основы социализации личности зависит, какой человек будет выходить из нее: авторитарной - зависимый и подчиненный, асоциальной - нарушитель общественного спокойствия. Если семья организована хорошо, то хорошим в нравственно-этическом плане будет и сам человек.

Список использованной литературы

1. А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология. Курс лекций»- Москва: 2009.

2. А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. Социология. Учебник для вузов; изд.: Питер, 2008.

3. А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 2006.

4. М. С. Комаров. Социология. Учебное пособие для студентов вузов; изд.: Аспект Пресс, 2003.

5. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 2007.


6. О.В. Дорохина, А.И. Антонов, В.М.Медков. Учебник (под ред. Антонова А. И. ) Изд. 2-е, перераб., доп. Социология семьи; изд.:Инфра-М,2007.


7. С.С. Фролов. Общая социология: Учебник; изд.: Велби, М., 2008.






Если на его похороны пришло столько народа, то лишь для того, чтобы убедиться, что он действительно умер. Сэмюэл Голдвин о киномагнате
ещё >>