2. Введение. 14 Первая эпоха: Люди соединены в племена - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Саратовский Государственный 1 52.4kb.
У опасной черты 1 382.26kb.
План Введение. Хронология истории Китая, начиная с 1945 года с комментариями. 1 301.4kb.
Как победить плоть 1 63.3kb.
Реферат «Племена Южной и Северной Америки» 1 161.83kb.
Книга оставалась. А. И. Герцен 1 73.79kb.
Культура и её понимание на Востоке 4 615.31kb.
Первая. A. M. Васнецов о природе и сущности искусства § 1 182.69kb.
В. М. Соловьев о разинском движении 1 345.7kb.
При Посольстве России в Испании Первая ученическая исследовательская... 1 171kb.
Представления о развитии живой природы в додарвиновском периоде 25 4680.11kb.
Прочитать и ответить на вопросы: I ряд: Каким образом проходила подготовка... 1 11.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

2. Введение. 14 Первая эпоха: Люди соединены в племена - страница №1/26

http://elibrus.1gb.ru/fil.shtml

ОГЛАВЛЕНИЕ



1. Кондорсэ и зарождение теории прогресса.

Вступительный очерк профессора М. М. Ковалевскаго.

1

2. Введение.

14

3. Первая эпоха: Люди соединены в племена.

24

4. Вторая эпоха: Пастушеские народы.

Переход от них к земледельческим народам.

29

5. Третья эпоха: Прогресс земледельческих народов

до изобретения письменности.

35

6. Четвертая эпоха: Прогресс человеческого разума

в Греции до времени разделения наук в век Александра.

51

7. Пятая эпоха: Прогресс наук от их разделения до их упадка.

64

8. Шестая эпоха: Упадок просвещения до его возрождения

ко времени крестовых походов.

85

9. Седьмая эпоха: От первого прогресса наук в период их возрождения на Западе

до изобретения книгопечатания.

96

10. Восьмая эпоха: От изобретения книгопечатания до

времени, когда наука и философия сбросили иго авторитета.

106

11. Девятая эпоха: От Декарта до образования французской республики.

129

12. Десятая эпоха: О будущем прогресса человеческого разума.

174

13. Отрывки из истории четвертой эпохи.

203

КОНДОРСЭ И ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ ПРОГРЕССА
(Вступительный очерк).
В числе ближайших предшественников Конта

и всего последующего развития созданной им

науки о порядке и прогрессе человеческих

обществ, иначе говоря социологии,

выдающееся место принадлежит Кондорсэ.

Благодаря ему мысль, выраженная еще

Паскалем о возможности видеть в преемстве

человеческих поколений подобие единого

человека, вечно живущего и постоянно

приобретающего все новые и новые сведения,

нашла реальное обоснование. Не случайностью

объясняется тот факт, что до последней

четверти XVIII столетия ни один историк и

политик не высказался в смысле признания им

поступательного хода человечества. О

прогрессе, собственно говоря, не заходит

речь ни у Аристотеля, ни у писателей

средних веков и эпохи Возрождения, ни у

прямых предшественников Кондорсэ, в том

числе итальянца Вико и автора "Духа

законов" Монтескье. Политические писатели

древнего мира не раз останавливались на

мысли о смене форм правления, о замене

монархии владычеством немногих и, наконец,

всех. Но они не отрицали возможности

зарождения единовластия в среде демократии

и на смену последней, тем более, что те же

явления не раз имели место и в жизни.

Однажды пройденный цикл политических

трансформаций мог повториться снова. Можно

поэтому

говорить об учениях Аристотеля и Полибия

в связи с доктриной итальянца Вико,

утверждающей "спиральное" развитие

человечества, т. е. прохождение им на

расстоянии значительных промежутков времени

тех же форм организованной жизни. Но

относить греческих философов-политиков к

числу предшественников Кондорсэ и его

теории прогресса было бы совершенно

ошибочным. Представление о том, что

законодатель одновременно заводит у народа

соответствующие политическому укладу нравы

и обычаи, всякое отступление от которых

ведет к упадку учреждений, так как нарушает

раз установившееся соответствие между

различными сторонами общественной жизни,

весьма определенно выступает и у писателей

древности и у автора "Духа законов". Учение

последнего о жизненных принципах отдельных

форм политического устройства и о падении

их в связи с искажением этих принципов, на

чем не раз настаивает Монтескье, рисует его

нам скорее сторонником идеи регресса

человечества, нежели поборником мысли о его

поступательном ходе. А знакомство с недавно

изданными путевыми заметками объясняет нам

отчасти источник этого пессимизма,

показывая, как везде, за исключением одной

только Англии, Монтескье находил

подтверждение высказанной им мысли, мысли,

что народы Европы стремятся в лоно

абсолютизма столь же неудержимо, как реки

стекают в море. За Кондорсэ остается

поэтому честь первого провозвестника идеи

прогресса человечества в тесной связи с

развитием знаний. Эту мысль он высказывает

в сочинении, написанном уже после

произведенного во Франции переворота 1789

г., в разгар революции, и в такую минуту,

когда личные преследования, угрожавшие

самой его жизни, естественно должны были

вызвать в нем пессимистическое отношение к

будущему. Он настолько проникнут мыслью о

величии пережитых им за последние годы

событий, что считает возможным настаивать

на безостановочности прогресса и на

неуклонном движении человечества в сторону

истины и счастья. До последнего времени

полагали, что при составлении своего

"Эскиза исторической картины прогресса

человеческого разума" (таково буквальное

название его сочинения) Кондорсэ,

принужденный скрываться в окрестностях

Парижа от направленных против него

преследований, не имел под руками ни книг,

ни письменных заметок. По одному из

новейших его биографов - Cahen удалось

выяснить на основании рукописей, уцелевших

в библиотеке французского института, что

задолго до того момента, когда ему пришлось

искать убежища у г-жи Вернэ, автор

"Прогресса человеческого разума" уже стал

собирать необходимые материалы для своего

эскиза. В библиотеке института хранятся

написанные его рукою заметки о философах

древности, о различных открытиях,

сделанных в разное время в области физики,

и все эти мемуары по своим размерам не

допускают мысли о составлении их впервые в

недели вынужденного обстоятельствами

затворничества (1). Кондорсэ тем легче было

задаться мыслью написать историю

поступательного развития человеческого

разума, что в звании секретаря академии

наук ему задолго до революции пришлось

посвятить себя между прочим составлению в

течение 17 лет, зачиная с 1773 года, ряда

характеристик разнообразнейших по своим

специальностям ученых деятелей Франции и

других стран Европы, стоявших в каком-либо

отношении к французскому институту. Эти

характеристики носили название "похвальных

слов", но по своему содержанию более

отвечали представлению о беспристрастной

оценке трудов людей, стоявших во главе

научного движения в XVIII веке. Чтобы

говорить с одинаковым знанием дела не

только о математиках и астрономах, но и о

физиках, зоологах, ботаниках, экономистах,

Кондорсэ пришлось расширить круг своих

знаний, на первых порах сосредоточивавшихся

вокруг математики, и приобрести в полном

смысле слова энциклопедическое образование.

Издание сочинений Вольтера, близость к

Тюрго, защита в печати его экономической

политики, наконец, тесное общение с

д'Аламбером и с другими участниками

"Великой Энциклопедии", все это, вместе

взятое, должно было подготовить члена

Конвента и автора одного из проектов

конституции 1793 года к роли родоначальника

теории прогресса. Несомненно, однако, что

Кондорсэ ранее своего поступления под госте-
(1) Cahen. Condorcet et la revolution.

1904., стр. 528.

приимный кров укрывший его от преследования

г-жи Вернэ, не составил еще определенного

плана своего сочинения (1) Он прибыл в свое

последнее жилище на улице Servandoni без

книг и каких-либо бумаг из опасения

обратить в противном случае внимание на

себя. Квартира его была опечатана и

достать из нее что-либо было невозможно. Но

друзья, как Сарэ, Марко, Пинель и Буайе, не

раз посетившие его в доме г-жи Вернэ,

разумеется, пользовались этим случаем,

чтобы доставить ему недостающие книги. А

личный его секретарь Карло, взявший на себя

переписку части его рукописи, несомненно,

имел возможность и сделать для него

необходимые выписки из книг (2). Кондорсэ

приступил к составлению своего трактата по

просьбе жены и должен был для этого

отложить на время другую начатую им

работу: "Оправдание своего поведения в

Конвенте", он начал составление

хронологической таблицы важнейших открытий

и важнейших исторических событий. Всю

историю человечества он разделил затем на

десять главных эпох. Для каждой он составил

затем очень отвлеченную и теоретическую

запись важнейших задач, какие могут прийти

в голову исследователя, желающего

изобразить процесс развития за это время

человеческого разума. В своей совокупности

эти довольно сжатые очерки и образовали тот

"Эскиз", который уцелел до нас в полном

виде. Но автор не намерен был

удовольствоваться им. Он собирался

прибавить к "Эскизу" более детальную

разработку отдельных эпох. Этой стороны

своей задачи ему не удалось довести до

конца. Значение, какое Кондорсэ имеет для

последующего хода развития социологии, и в

частности социальной динамики, своего рода

философии истории, особенно резко выступает

при сопоставлении его взглядов с взглядами

Конта по двум
(1) Это выступает, говорит Cahen, с

очевидностью при чтении заметок,

послуживших ему материалом при написании

его сочинения и хранимых ныне в числе

рукописей национальной библиотеки в Париже

(Nouvelles acquisitions № 4586).

(2) В хранящейся в библиотеке института

рукописи "Эскиза прогресса человеческого

разума" легко узнать руку Кардо,

переписчика части сочинения.
важнейшим вопросам столько же всей научной

философии, сколько и философии

обществоведения. У Кондорсэ намечена уже та

классификация наук в порядке умаляющейся

общности явлений, ими изучаемых и

возрастающей их сложности, которая

составляет быть может самое прочное

приобретение, какое философия сделала с

момента выхода в свет шеститомного

трактата Конта. И у того же Кондорсэ, по

всей вероятности под влиянием Тюрго,

складывается уже представление о том, что

рост человеческой мысли состоял в замене

научными объяснениями явлений природы

таких, в которых выступала готовность

человека одухотворять природу, приписывая

ей те же свойства, какие принадлежат

человеку, а затем приискивать для ее

явлений жизненный принцип. Классификация.

наук, предлагаемая Кондорсэ, содержится в

его печатных трактатах (1). Учение же о

преемстве антропоморфических,

метафизических и научных объяснений природы

уцелело в рукописях, в неизданном отрывке,

воспроизведенном Алангри в его недавнем

сочинении о Кондорсэ (2). Ранее Сен-Симона

и ранее Конта Кондорсэ очень ясно понял

тесную связь, существующую между науками.

Ни одна из них, говорит он, не может быть

охвачена в целом ни в своих принципах, ни в

деталях без помощи других, они образуют из

себя целую цепь и оказывают друг другу

взаимные услуги. При составлении своей

классификации наук он руководствуется

одновременно и историческим преемством в их

развитии и, как он говорит, чисто

практическими удобствами. В его схеме

математика предшествует астрономии, за

которой следует физика, химия, биология,

наконец, науки нравственные и

экономические. Замените последние термином

социология, отметьте умаляющуюся общность

и возрастающую сложность явлений в только

что приведенной скале, и получится

знаменитая классификация Конта (3). Что

касается до мысли Кондорсэ на счет

преемства антропоморфических,

метафизических и научных объяснений природы

и ее явлений, то она несомненно стоит
(1) см. полное собрание его сочинений, т.

VI, стр. 222, т. 1, стр. 439 и т. VII, стр.

428 и ел, и 467-469.

(2) Allengry. Condorcet guide de la

revolution 1904 г., стр. 782-783.

(3) Ср. Allengry, стр. 780-781.

в ближайшем отношении с теми мыслями,

какие высказаны были Тюрго в его известном

"Рассуждении о всемирной истории" (1). В

этом рассуждении Тюрго красной нитью

проводит ту мысль, что прогресс в области

мышления выступает в замене богословских

толкований научными. В промежуток между

обоими способами толкования явлений

объяснение им находили, говорит Тюрго, в

каких-то сущностях и свойствах,

передаваемых абстрактными терминами,

которые, прибавляет он, ничего не

выяснили. Это в зародыше- знаменитый закон

трех стадий Конта: стадии богословской,

метафизической и научной. У Кондорсэ вместе

с воспроизведением основной точки зрения

Тюрго мы встречаем и некоторые особенности,

характерные для человека, искавшего

приложить не только метод точных наук, но в

частности метод математический к вопросам

обществоведения. Я полагаю, пишет Кондорсэ

в отрывке, впервые напечатанном Алангри,

что можно отметить четыре эпохи в понимании

людьми экономии природы. В первый период

люди смотрели на все в природе, как на

существа, наделенные способностью

действовать и движимые той же силой, что и

сами они. Они приписали душу всем важнейшим

предметам природы и всем великим феноменам

материи. Они предположили существование в

них идей, желаний, намерений. Такова

космология всех диких наций. Люди

переходят от указанного признания к культу

этих самых феноменов. Они молят их, они

стараются склонить их в свою пользу. И с

этого времени возникает религия. Мы находим

эту космологию во всей ее наготе у племен

Америки. В сочинениях древних греков она

уже подверглась значительному искажению...

Во второй период философы стали смотреть на

природу, как составленную из двух частей:

из материи и жизненного принципа,

изменяющего материю. Одни полагали, что

самый этот принцип материален и признавали

таким принципом один из четырех элементов

(огонь, воздух, земля и вода). Другие не

прочь были считать его разумным. Третьи

предполагали, что он присущ самой материи.

Со временем сделан был еще шаг вперед.

Демокрит признал забавным объ-
(1) См. Oeuvres, изд. Гильомена, т. 11,

стр. 656.

яснять все принципами, способ действия

которых и самое существование оставались

неизвестными. Он не пожелал видеть в

природе ничего, кроме материи, пребывавшей

в состоянии покоя или приведенной в

движение. Он предположил, что в природе нет

других причин, кроме вечного и необходимого

движения. Эпикурейцы извратили эту мысль

Демокрита, которую Декарт воскресил снова в

иной только форме. Пифагор остановился на

более счастливом решении. Сделав открытие

иррациональных чисел, он пришел к

заключению насчет существования

бесконечности количественных различий,

связанных между собою отношениями числа.

Так как природа постоянна в своих

феноменах, и эта правильность особенно

поражает нас в движениях небесных светил,

то он вывел отсюда то положение, что ход их

определяется доступным вычислениям законом.

"Эта мысль, говорит Кондорсэ, была

настолько возвышенна и настолько опережала

его время, что после его смерти потеряли

действительный смысл ее, и Пифагора стали

выдавать за магика, верившего, что все

регулируется магическими свойствами

чисел". На этом месте обрывается неизданный

отрывок. Он подтверждает то, что известно

нам из других сочинений Кондорсэ, столько

же из его академических речей, сколько и из

"Исторической картины прогресса

человеческого разума". В том самом

похвальном слове, посвященном памяти

д'Аламбера, в котором имеется известная

фраза: "науки связаны между собою и в тех

частях, в которых они сближаются, они

оказывают друг другу взаимные услуги",

Кондорсэ настаивает на возможности

непосредственной помощи от математики для

решения задач обществоведения.

Впоследствии, в особом трактате,

посвященном обоснованию того, что он

называет социальной математикой, он сочтет

возможным применять арифметику, геометрию,

алгебраический анализ и теорию

вероятностей к решению таких, напр.,

вопросов, как определение причин,

увеличивающих или уменьшающих смертность,

причин, обусловливающих собою вздорожание

цен и т. д. и т. д. Конт строго осудит

такие попытки, настаивая на том, что

общественные явления слишком сложны и

математический метод применим только к

наипростейшим явлениям числа и измерения.
Если мы спросим себя, какое представление

Кондорсэ связывал с прогрессом, то мы

должны будем дать на этот вопрос следующий

ответ: для Кондорсэ прогресс является

безостановочным и необходимым

поступательным ходом. Его нельзя задержать

надолго. Тем более нельзя повернуть назад

человечество к пройденным уже им стадиям

развития. Можно только на время замедлить

самый ход поступательного движения

общества.

Оно присуще всем народам, но в известные

моменты оно с особенною выпуклостью

выступает у одного из них в частности, это-

своего рода избранный народ, идущий во

главе всех остальных. В каком же

направлении происходит это поступательное

движение? Прогресс отвечает Кондорсэ,

есть неудержимая тенденция, увлекающая

отдельных индивидов и целые народы в

сторону истины и счастья. Он полагает, что

нельзя предвидеть и предела развития.

Природа, говорит он в противность тому, что

было отмечено еще Галлем и вполне развито

Контом, не поставила никаких границ

усовершенствованию человеческих

способностей; оно не ограничено ничем,

кроме существования той планеты, на которую

бросила нас природа. Закон прогресса

одинаково управляет, по мнению Кондорсэ,

животными, людьми и человеческими

обществами: золотой век не за нами, а

впереди нас (смотри Esquisse, стр. 13 и

272).

Прогресс рисуется воображению Кондорсэ

подобием цепи, нигде непрерываемой и

следующая страница >>



Я поцеловал свою первую женщину и выкурил свою первую сигарету в один и тот же день. С тех пор у меня уже никогда не хватало времени на сигареты. Артуро Тосканини
ещё >>