2 Инновации - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновации в управлении: реинжиниринг бизнес-процессов 1 168.89kb.
Динамика развития инноваций в республике татарстан 1 82.68kb.
Инновации в гостиничном бизнесе 1 88.37kb.
Инновации в деятельности оренбургских авиалиний 1 94.68kb.
Инновационная модель перехода общеобразовательного учреждения в некоммерческую... 5 411.57kb.
Х1 Международная научная конференция «Инновации в науке, образовании... 1 188.05kb.
Инновации: теоретические аспекты 1 110.47kb.
Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути... 4 600kb.
Программа дисциплины «Корпоративные инновации» 1 224.19kb.
Внимательно разглядывайте пользу инновации! Модное слово 1 65.86kb.
Перечень публикаций Киселёва И. Н. «Логистика, экономика, инновации» 1 44.3kb.
Проблемы координации мер государственной инновационной политики 1 169.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

2 Инновации - страница №1/1

2.3. Инновации


Главная цель, на которую была направлена работа в сфере инноваций –реализация Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года.

В рамках реализации этой цели решались следующие задачи:

1. Создание Нанотехнологического центра, задачами которого стали поиск прорывных технологий и создание стартапов, ориентированных на внедрение новых продуктов на рынок, сопровождение технологического предпринимательства на ранних стадиях исследований, а также предоставление в аренду технологического и аналитического оборудования. В августе 2013 года состоялся его запуск.

Управляющим оператором данного центра выступает компания «Ульяновский Центр Трансфера Технологий». За время работы наноцентра на его базе создается 7 технологических компаний и 25 стартапов.



Технологические компании:

  • ООО «НПП Металл-Композит» (разработка металломатричных композитов) - в 2013 году закуплено и установлено технологическое оборудование на производственные площади компании, набран персонал;

  • ООО «ЛКМ-Поволжье» (разработка лакокрасочных материалов ) - компания в 2013 году вышла на самоокупаемость.

  • ООО «СтройЛаб» (разработка новых строительных материалов) - компания является 100% дочерней структурой Наноцентра, в 2013 году закуплено лабораторное оборудование, набран персонал и начата научная деятельность.

  • ООО «Джинекст» (разработка методов молекулярно-генетической диагностики) - активно ведутся исследовательские работы

  • ООО «УЛНАНОТЕК.КомбКоатинг» (тонкопленочные покрытия) - ведутся разработки и внедрение в производство.

  • ООО «ЭнГласс» (организация производства средств для автоматизированного экспресс-выделения и очистки биополимеров) - ведутся исследования

  • ООО «АрТек Композитс» (разработка композитных продуктов) - деятельность компании началась в I квартале 2014 г.


Некоторые из утвержденных стартапов:

  • ООО «Поларус» (организация производства пикосекундных лазерных систем), начата организация сборочного участка на площадке НЦ Техноспарк с участием команды заявителя - Polar Laser Laboratories.

  • ООО «Крелан НТЦ» (создание технологии производства полисиликатного связующего для негорючих и экологически безвредных теплоизоляционных и огнезащитных минераловатных материалов), компания ведёт деятельность с сентября 2013 г.

  • Разработка системы контроля давления в шинах, команда проекта ведёт работу с сентября 2013 г.

  • Базальтоволоконные композитные шумозащитные экраны, идет подготовка натурного испытания шумового экрана на экспериментальном участке дороги


2. Реализация программы совместных действий ОАО «РОСНАНО», Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Ульяновской области по стимулированию спроса на инновационную продукцию, в том числе:

2.1. Разработка и утверждение распоряжения Правительства Ульяновской области № 57-Пр от 06.02.2013 «О стимулировании спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Ульяновской области».

2.2. Разработка плана мероприятий по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Ульяновской области на 2013 год №173 ПЛ от 05.06.2013.

2.3. Создание рабочей группы по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Ульяновской области.

2.4. Разработка плана работы Фонда инфраструктурных образовательных программ, Правительства Ульяновской области и Ульяновского центра трансфера технологий по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологической, продукцию в Ульяновской области на 2013 год.


    1. Разработка программы «О внедрении композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них в сфере транспортной инфраструктуры, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта Ульяновской области»

    2. Разработка и реализация дорожной карты №289-ПЛ от 03.10.2013 по итогам совещания по обсуждению результатов совместной работы и направлений дальнейшего сотрудничества Правительства Ульяновской области, ОАО «РОСНАНО», ФИОП.

Программа сотрудничества государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (далее – ГК «Роснанотех») с Ульяновской областью на 2010-2014 гг. (далее – Программа), была рассмотрена на заседании Правления ГК «Роснанотех» (протокол от 30.03.2010 № 11) и одобрена распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.06.2010 № 373-пр. Основной целью Программы является коммерциализация нанотехнологических разработок, создание на их основе реально работающего бизнеса.
В рамках реализации Программы и распоряжения Правительства Ульяновской области от 06.02.2013 № 57-пр «О мерах по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию в Ульяновской области», исполнительным органам государственной власти Ульяновской области и государственным учреждениям Ульяновской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области рекомендовано увеличить долю закупаемой инновационной, в том числе нанотехнологической, продукции в размере не менее 10 процентов от общего объёма закупок за отчётный год в пределах доведённых бюджетных ассигнований.

За первое полугодие 2013 г по отчётам государственных заказчиков и органов местного самоуправления было заключено контрактов, включающих закупку инновационной продукции и выполнение работ (оказание услуг) с использованием инновационной продукции на сумму 779,7 млн. рублей, в том числе для государственных нужд Ульяновской области 776,1 млн. рублей, что составляет 10,36% от общего объёма размещенного заказа за указанный период.

Наибольший объём среди представленного перечня составляют товары, используемые в рамках контрактов, заключенных ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (строки 22-26) – 756 509 027 руб.

В соответствии с Дорожной картой «об итогах совещания по обсуждению результатов совместной работы и направлений дальнейшего сотрудничества Правительства Ульяновской области, ОАО «РОСНАНО», Фонда инфраструктурных и образовательных программ (Фонда)» от 03.10.2013 г., Министерство экономики и планирования Ульяновской области раз в полугодие осуществляет мониторинг исполнения распоряжения Правительства Ульяновской области от 06.02.2013 №57-пр в части потребления нанотехнологической продукции в государственном и муниципальном заказе в соответствии с реестром нанотехнологической продукции. Соответственно, итоги 2013 года в целом будут подведены лишь в мае.


3. Взаимодействие с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР). Основные направления:

  • Финансовая и организационная поддержка со стороны АИРР в сфере развития инноваций и наукоёмкого бизнеса на территории региона.

  • Обеспечение необходимыми условиями для эффективного взаимодействия Ульяновской области с субъектами Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития на основе объединения и использования научных, научно-технических и инновационных результатов развития.

  • Осуществление обмена накопленным опытом в сфере создания благоприятной правовой, экономической, социальной среды для развития инноваций на территории Ульяновской области.

  • Содействие в разработке и продвижении инновационных проектов Ульяновской области в органах государственной власти Российской Федерации, а также в организациях, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и за её пределами, содействие в поиске инвесторов.

  • Продвижение инновационной продукции Ульяновской области на территории других регионов Российской Федерации.

  • Организация системы мониторинга инновационной деятельности в регионах.

Результаты взаимодействия Ульяновской области с Ассоциацией инновационных регионов России за 2012 -2014 годы.

1. Финансовая и организационная поддержка со стороны АИРР в сфере развития инноваций и наукоёмкого бизнеса на территории региона:

1.1. Активное содействие со стороны Ассоциации инновационных регионов России (далее – АИРР) в организации и проведении мероприятий III Фестиваля науки в Ульяновской области (8-14 февраля 2013 года). Финансовая поддержка со стороны АИИР в размере 600 тыс. руб. на организацию и проведение научно-популярной выставки для детей, START-UP школы «Территория идей». Организация семинаров и «круглых столов» с участием международных экспертов. Количество участников мероприятий Фестиваля более 4 тыс. человек.

1.2. Содействие в подготовке и проведении Международной научно-практической конференции «Бактериофаги: теоретические и практические аспекты применения в медицине, ветеринарии и пищевой промышленности» (23-24 апреля 2013 года). Финансовая поддержка со стороны АИИР – 150 тыс. рублей. Количество участников мероприятия 135 чел.

1.3. Организация диалоговых площадок по обсуждению опыта развития кластеров (Пример: круглый стол «Российский опыт формирования и реализации кластерных программ и кластерных проектов», обмен опытом и обсуждение инструментов поддержки кластеров и кластерных проектов, направлений, планируемых для реализации в будущем, правил подачи заявок на субсидирование и использование полученных средств).

1.4. Инициатива создания и развития региональных центров инжиниринга (РЦИ). В 2013 году 2 заявки от Ульяновской области на создание и развитие центров инжиниринга в сфере ядерных технологий и полимерных композиционных материалов были признаны победителями конкурсного отбора Министерства экономического развития Российской Федерации. В результате конкурса в регион будет привлечено более 70млн. рублей из федерального бюджета.

2. Обеспечение необходимыми условиями для эффективного взаимодействия Ульяновской области с субъектами Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития на основе объединения и использования научных, научно-технических и инновационных результатов развития:

2.1. Организация и проведение мероприятий по продвижению проектов Ульяновской области на международных форумах и конференциях, в том числе:

– Московском международном форуме инновационного развития «Открытые инновации» (30 тыс. участников),

– Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ» (20 тыс. участников),

– VIII Казанской венчурной ярмарке (10 тыс. участников).

Участие в заседаниях «круглых столов» в федеральных органах исполнительной власти. Обсуждение программ кластерного развития, вопросов создания инжиниринговых центров, развития био- и нанотехнологий.

Проведение всероссийского конкурса детского рисунка по научной тематике с участием представителей Ульяновской области. Конкурс проводился в рамках Красноярского экономического форума – 2013. Организаторами выступили программная дирекция форума и АИРР. Всего на конкурс было заявлено 2616 работ из 15-ти регионов России: все регионы члены АИРР, а также Москва, Калининградская область и Республика Бурятия. Основная идея конкурса – соединение творческого мышления подрастающего поколения и современных IT-технологий, интереса к творчеству и жажды знаний. От Ульяновской области на конкурс было подано около 100 работ. 3 представителя региона были отмечены конкурсной комиссией с вручением ценных призов (графических планшетных компьютеров).

Проведение всероссийского конкурса инженерных работ «Ш.У.С.Т.Р.И.К.» (школьник, умеющий строить инновационные конструкции) Конкурс проводился в рамках Красноярского экономического форума – 2014. Идея конкурса – необходимо было решить одно из предложенных заданий (на выбор), составленных победителями национального рейтинга российских высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «ТехУспех-2013». Ульяновская школьница представила на конкурс проект в области генетики и регенеративной медицины, с которым завоевала первое место. Победители получили именные сертификаты на участие во всероссийской конференции Startup Village в Москве, которая будет проходить 1-2 июня 2014 года на территории инновационного центра «Сколково». Поездка будет организована за счет АИРР и МИР. Проведение образовательных программ в регионе для представителей инновационной системы. Финансирование мероприятия по обучению сотрудников инновационных компании региона преподавателями «Высшей школы экономики» г. Москва в размере 120 тыс. руб.

2.2. Организация оперативного взаимодействия региональной власти Ульяновской области с представителями федеральной власти посредством эффективной организации обратной связи с конечными исполнителями. Проведение еженедельных онлайн-конференций с участием всех участников Ассоциации по определению направлении работы и обмен опытом.

3. Осуществление обмена накопленным опытом в сфере создания благоприятной правовой, экономической, социальной среды для развития инноваций на территории Ульяновской области:

3.1. Продвижение рекомендаций и инициатив участников инновационной системы Ульяновской области в проектах Федерального закона «О федеральной контрактной системе», в результате совместной работы удалось ввести в законопроект нормы по определенной самостоятельности регионов в установлении правил закупок инновационной продукции, а также ввести в законопроект (принято в Законе) важные для закупок именно инновационной продукции нормы: стоимость владения продуктом или услугой и контракт жизненного цикла, а также предложения в государственную программу «Развитие науки и технологий» на 2012-2020 годы.

3.2. Вхождение двух кластеров Ульяновской области в перечень инновационных территориальных кластеров получаемых поддержку из федерального бюджета, а также организация для Ульяновских кластеров рабочих встречи с кластерами Германии, Франции, Нидерландов.

3.3. Анализ региональных и федеральных законов в сфере инноваций, с подготовкой отчёта и рекомендаций по изменению регионального законодательства. Подготовка предложений к внедрению успешных практик в регионах АИРР, например, целевая программа «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан». Анализ региональных практик по установлению налоговых льгот для резидентов особых экономических зон и технопарков, для организаций, ведущих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по цепочке: «идея – макет – опытный образец – малая серия – серийное производство». Подготовка Реестра действующего на территории регионов законодательства, предусматривающего льготы и преференции, стимулирующие инновационную активность, создающие основу для развития малого инновационного бизнеса, который может стать своеобразным инновационным лифтом для всех участников от стартапов до крупных компаний.

Комитетом по законодательству АИРР разработан проект модельного закона об инновационной деятельности в субъекте Российской Федерации, данный законопроект в перспективе может стать главным документом, регулирующим инновационную деятельность в Ульяновской области. Под эгидой АИРР регулярно проводятся совещания о рассмотрении возможности локализации данного законопроекта.

3.4. Введение в качестве обязательной процедуру инновационной экспертизы в части оценки влияния всех федеральных законопроектов на создание условий для инновационного развития. Закрепление права проведения независимой экспертизы за АИРР. А в рамках проведения государственной экспертизы внесение изменений в Регламент Правительства Российской Федерации и положение об аппарате Правительства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260), с подготовкой рекомендаций Минэкономразвития РФ по выявлению положений, препятствующих инновационному развитию экономики. Результатом такой экспертизы может стать достижение (динамика продвижения) целевых значений показателей результативности инновационной политики, предусмотренных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 594, № 596, № 599.

3.5. Проведение анализа базовых федеральных законов в чати оценки их влияния на развитие инновационной экономики в регионах:

Гражданского Кодекса в части регулирования вопросов охраны и использования объектов интеллектуальной собственности (права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием бюджетного финансирования; порядок продажи товаров, произведённых с использованием результата интеллектуальной деятельности);

налогового и бюджетного законодательства в части сохранения (отмены) действующих льгот и преференций, стимулирующих инновационную активность, создающих основу для развития малого инновационного бизнеса;

законодательства о государственных закупках (участие АИРР в подготовке всего пакета сопровождающих законов и подзаконных актов).

3.6. Разработка дифференцированных мер стимулирования инновационных территорий. Формирования критериев и механизмов отбора инновационных регионов и определение форм с учётом особенностей регионов- членов АИРР.

3.7. Лоббирование интересов Ульяновской области по вхождению представителей региона в экспертные советы при Госдуме и Совете Федерации Федерального Собрания РФ для совершенствования экспертной поддержки законотворческой деятельности парламента.

На совместном заседании Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям и АИРР в г.Дубне подписан Протокол об организации совместной работы над федеральным и региональным законодательством и образовании для этого специальной совместной Рабочей группы по законодательству в инновационной сфере при Председателе Государственной Думы РФ. Заместитель министра стратегического развития и инноваций Ульяновской области Давлятшин Рустем Тахирович активно принимает участие в работе комитета АИРР по кластерной политике и кластерным инициативам, а также в комитете АИРР по инвестициям. За время членства Ульяновской области в АИРР регионом были проанализирован и инициирован целый ряд предложений по существенному изменению существующих и проектных законодательных нормативов.

3.8. В соответствии с поручением поручения Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Нарышкина С.Е. от 20 декабря 2013г. № вн 1.1-23/786 «Об организации работы по подготовке модельного регионального закона об инновационной политике». АИРР является основным инициатором разработки модельного регионального законопроекта регламентирующего инновационную деятельность в регионах РФ.

4. Содействие в разработке и продвижении инновационных проектов Ульяновской области в органах государственной власти Российской Федерации, а также в организациях, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и за её пределами, содействие в поиске инвесторов:

– Представление интересов Ульяновской области, организация «круглых столов» с целью поиска инвесторов для региональных инновационных проектов в Нидерландах, Германии, США, Франции, Японии.

5. Продвижение инновационной продукции Ульяновской области на территории других регионов Российской Федерации:

5.1. Организация участия ульяновской делегации во франко-российской встрече городов и регионов «Привлекательность и территориальное развитие». Финансовая поддержка – 100 тыс. руб. Количество участников мероприятия 1 тыс. человек. Цель – обмен опытом и интеграция в международные программы, в том числе в авиастроении, путём запуска совместных проектов или оказания услуг.

5.2. Участие в разработке и реализации совместных программ и проектов других регионов, в том числе, федерального значения.

5.3. Организация межкластерного взаимодействия аэрокосмической отрасли (Самарская область – Ульяновская область), в сфере биотехнологий (Калужская, Ульяновская области, республика Татарстан), в сфере ядерных технологий (Инновационный центр «Сколково» – Ульяновская область). Лоббирование интересов участников кластеров-членов Ассоциации на федеральном уровне с возможностью оперативного представления необходимых данных, для продвижения проектов кластеров.

6. Организация системы мониторинга инновационной деятельности в регионах.

6.1. Продвижение и курирование программы по созданию эффективной системы управления инновационной деятельностью в Ульяновской области:

– создание веб-платформы и формирование группы экспертов для обеспечения её функционирования;

– подготовка методологий, позволяющих проводить мониторинг инновационной деятельности в регионе;

– разработка и реализация региональных мер инновационной политики, подготовка планов мероприятий;

– осуществление сравнительной оценки российских и зарубежных регионов;

– распространение информации о региональных мероприятиях и активах в сфере инноваций.



4. Взаимодействие с Фондом содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере (фонд Бортника). Работа с отдельными изобретателями и разработчиками, организациями региона по подготовке заявок на участие в конкурсах Фонда. Обеспечение участия ульяновских организаций, разработчиков и изобретателей в конкурсах Фонда.

Конкурс «УМНИК» По результатам отбора победителями признаны 29 молодых ученых, которые получат грант в размере 200 тыс. руб. на реализацию своих инновационных проектов.

Конкурс «СТАРТ» 7 проектов по 1 млн. руб./проект

5. Создание в регионе центра молодежного инновационного творчества. Предметом деятельности ЦМИТа является создание благоприятных условий для детей, молодежи и развития малых предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах путём создания материально-технической базы для развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий.

В Ульяновской области центр откроется в первой половине 2014 г., а в целом по России в 13 регионах будет открыто более 50 центров. На эти цели в прошлом году Минэкономразвития РФ выделило 253 млн. рублей. В регион поступили средства в объёме 5 млн. руб. В центре будут работать студенты и аспиранты вузов региона, а также студенты колледжей. Целевая аудитория – это учёные, изобретатели и предприниматели.

Предметом деятельности Центров является создание благоприятных условий для детей, молодёжи и развития малых предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах путём создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, коммерциализации научных знаний и наукоёмких технологий.

Пользователи Центров – субъекты малого предпринимательства, дети и молодёжь, регулярно использующие оборудование и другую инфраструктуру Центров. Задачами Центра являются:

– обеспечение доступа детей и молодёжи к современному оборудованию прямого цифрового производства для реализации, проверки и коммерциализации их инновационных идей;

– поддержка инновационного творчества детей и молодёжи, в том числе в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодёжного предпринимательства;

– техническая и производственная поддержка детей и молодёжи, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку перспективных видов продукции и технологий;

– взаимодействие, обмен опытом с другими Центрами в Российской Федерации и за рубежом;

– организация конференций, семинаров, рабочих встреч;

– формирование базы данных пользователей Центра;

– проведение регулярных обучающих мероприятий и реализация обучающих программ в целях освоения возможностей оборудования пользователями Центра.

Предоставляемые средства направляются победителями конкурсного отбора на приобретение высокотехнологичного оборудования (с комплектом запчастей и расходных материалов), ориентированного на технологии прямого цифрового производства и позволяющего выполнять на основе современных технологий быстрое прототипирование, изготовление опытных образцов, единичной и мелкосерийной продукции.

Ожидаемый социальный эффект выражается в повышении образовательного и квалификационного уровня детей, молодёжи, представителей малого и среднего предпринимательства и населения в целом в сфере инновационно-технической деятельности.

Финансирование:

5 млн. рублей – федеральный бюджет.

1,25 млн. рублей – региональный бюджет.



6. Реализация пилотного проекта «Региональная инновационная обсерватория и разработка планов мероприятий» (ИннОбс) )в рамках сотрудничества со Всемирным банком. Общая цель программы состоит в создании эффективной системы мониторинга и оценки эффективности реализации планов действий регионов по осуществлению их стратегий инновационного развития в целях совершенствования системы управления инновационной деятельностью на региональном и федеральном уровнях. Программа предусматривает создание «Региональной инновационной обсерватории» на основе веб-платформы и формирование группы экспертов для обеспечения функционирования обсерватории и подготовку методологий, что позволит проводить мониторинг реализации планов действий регионов по осуществлению их стратегий инновационного развития, корректировать существующие и разрабатывать новые региональные меры инновационной политики и планы мероприятий, осуществлять сравнительную оценку российских и зарубежных регионов, а также распространять информацию о региональных мероприятиях и активах в сфере инноваций.

Программа включает два этапа:

- I этап, подготовительный, завершённый в 2013 году;

- II этап, этап реализации 2014-2015гг.

Цели подготовительного этапа состояли в оценке допущений, на основе которых была разработана структура программы по созданию региональной инновационной обсерватории и подготовке плана мероприятий. С финансирующими организациями были согласованы следующие допущения:

- существующая система статистики инноваций в России не предоставляет надежной информации в достаточном объёме для разработки и мониторинга мер инновационной политики на региональном уровне;

- разрабатываемые и реализуемые региональные меры инновационной политики не приводят к экономическому воздействию;

- регионам необходима существенная практическая поддержка при разработке, реализации и мониторинге инновационной политики.

Работа, проведённая на Подготовительном этапе проекта ИннОбс, подтвердила правильность принятых допущений. Для удовлетворения запросов заинтересованных сторон в сфере инноваций на федеральном и региональном уровне (прежде всего, государственных органов) в ИннОбс будет включена система сбора региональных данных и система на основе веб-технологий по мониторингу и распространению информации о региональных показателях инновационной деятельности, мерах инновационной политики и мероприятиях в области инноваций в Российской Федерации. Кроме того, будет создана специальная группа экспертов для оказания помощи регионам при разработке и реализации эффективных планов мероприятий в области инноваций на основе мониторинга результатов инновационной деятельности.

Для достижения поставленной цели на Подготовительном этапе были определены показатели и данные, необходимые для ИннОбс, выявлены запросы регионов, готовых участвовать в программе, а также разработан дизайн Интернет платформы по визуализации данных и создана модель реализации всей программы ИннОбс. Все задачи подготовительного этапа выполнены, результаты работ одобрены всеми федеральными организациями, финансирующими программу.

На Этапе реализации (Этап II) перед ИннОбс ставится задача удовлетворить две взаимосвязанные потребности:

- поиск и апробация механизмов, повышающих эффективность и результативность региональных инновационных систем;

- сбор необходимых данных, помогающих органам власти более глубоко понимать, какое экономическое воздействие оказывают государственные меры на региональную «экономику инноваций», и какие процессы происходят в региональных инновационных системах.

Новизна подхода, использованного при подготовке к созданию ИннОбс, состоит в том, что содержание двух указанных выше компонентов определялось, исходя из запросов, установленных в ходе многочисленных встреч с заинтересованными сторонами на федеральном и региональном уровне, а в ходе создания обсерватории будет создана комплексная система, позволяющая эффективно управлять инновационной деятельностью в регионах.

На Этапе реализации программы ИннОбс будет разработан и апробирован новый механизм информационно-консультационной поддержки, который может существенно повысить эффективность и результативность региональных инновационных систем, а также помочь как федеральным, так и региональным властям и институтам развития осуществлять сбор надежных данных об инновациях, которые необходимы для более глубокого понимания того, какие государственные меры оказывают экономическое воздействие на региональную «экономику инноваций» и какие процессы происходят в региональных инновационных системах.

Эта цель будет достигаться через использование системы на основе веб-технологий для мониторинга и распространения информации о региональных показателях инноваций, региональных мерах политики и мероприятиях в области инноваций, и формирование специальной группы экспертов, которая помогает регионам разрабатывать и реализовывать эффективные планы мероприятий по развитию инноваций на основе знаний. Система станет инструментом федеральной инновационной политики для поддержки планирования, реализации и мониторинга региональных мероприятий в области инноваций и оценки эффективности бюджетных расходов.

Длительность Этапа реализации составляет 24 месяца. На Этапе реализации работа будет вестись в нескольких отобранных пилотных регионах.

Расчетная стоимость реализации Этапа II проекта ИннОбс для Ульяновской области составляет 6,5 млн. рублей. В результате проведенных переговоров, были достигнуты договоренности о снижение расчетной стоимости для региона до 3 млн. рублей с оплатой в течение 2 лет с момента реализации проекта на территории области.

Для мониторинга и распространения информации о региональных инновационных системах будет разработана система на основе веб-технологий «Региональная инновационная обсерватория». Система будет включать веб-сайт, базу данных и группу управления (секретариат Обсерватории). Обсерватория будет заниматься сбором и публикацией данных с использованием удобных для пользователя средств визуализации, предназначенных для мониторинга инновационных систем и мероприятий в отобранных регионах и их сравнительной оценки с зарубежными регионами.
7. Разработка подпрограммы «Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области» государственной программы «Формирование благоприятного инвестиционного климата в Ульяновской области» на 2014-2018 годы».

Цель подпрограммы создание механизма коммерциализации и передачи передовых технологий в действующее производство через содействие развитию малого и среднего инновационного предпринимательства для обеспечения динамичного развития инновационной деятельности как приоритетного направления социально-экономической политики Ульяновской области.

Для достижения поставленной цели и реализации основных принципов необходимо решение следующих основных задач:

1) обеспечение эффективности работы инновационной инфраструктуры;

2) совершенствование механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере;

3) создание новых производств, удовлетворяющих современным требованиям и мировым стандартам, для изготовления наукоемкой продукции, как результат - создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и загрузка неиспользуемых (простаивающих) производственных площадей;

4) стимулирование разработок новой наукоемкой продукции для удовлетворения потребностей населения и всех отраслей экономики Ульяновской области;

5) поддержка ведущих ученых, научных коллективов, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований;

6) создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере.

При планировании ресурсного обеспечения подпрограммы учитывалась реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере Ульяновской области.



Предполагаемый объём финансирования подпрограммы составляет 84 415 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета Ульяновской области:

  • 2014 год – 2 000,0 тыс. рублей,

  • 2015 год – 2 000,0 тыс. рублей,

  • 2016 год – 2 000,0 тыс. рублей,

  • 2017 год – 43 335,0 тыс. рублей,

  • 2018 год – 35 080,0 тыс. рублей.

8. Развитие инновационных кластеров.

8.1. Авиационный кластер. Ульяновский авиационный кластер в форме Консорциума «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» организован в августе 2009 года. Первоначально в состав Консорциума во главе с Правительством Ульяновской области вошло 19 предприятий и организаций. На сегодняшний день, число участников возросло до 58.

  1. Работа по основным проектам.

А. Профориентационная работа, популяризация авиации среди широких слоёв населения и развитие авиационных видов спорта

  • Фестиваль детского самодеятельного творчества «Веснушка-авиа» 2013

  • Первенство России по авиационным радиоуправляемым моделям.

  • Авиационные тематические смены на базе детского оздоровительного лагеря ЗАО «Авиастар-СП» - «Берёзка».

  • Мероприятия, посвященные празднованию Дня Воздушного Флота России.

  • II Молодёжный авиационный форум «Я-Авиатор!»

  • 7-й Открытый Фестиваль авиационного спорта Ульяновской области.

  • Молодёжная авиационная академия. Создана в конце 2013 года на базе Ульяновского авиационного колледжа, сегодня насчитывает более 50 слушателей.

  • Фестиваль «Звезда Авиации». Празднование Дня гражданской авиации России.

Б) Производство авиационной техники. Кооперация.

    1. ЗАО «Авиастар-СП». В соответствии с графиком ведутся работы по выполнению контракта на поставку 39 самолётов Ил-76МД-90А для Министерства обороны. Первый транспортник проходит завершающий этап строительства – окончательную сборку. На второй машине выполнена стыковка планера, монтируются системы, на третьей - ведется стыковка агрегатов. Завешена сертификация ТУ-204СМ, завод готов к его серийному производству. Ведутся работы по подготовке серийного производства МС-21. Завод активно участвует в кооперации SSJ-100.

    2. Строительство завода ЗАО «АэроКомпозит-Ульяновск». В настоящее время практически завершено строительство завода по производству деталей самолётов из композитных материалов на территории ЗАО «Авиастар-СП». Сейчас полным ходом идёт наладка оборудования и отработка технологических процессов. На заводе будут выпускаться композиционные изделия: панели центроплана, лонжероны и интегральные панели отъёмной части крыла для самолета МС-21 с использованием передовой инновационной инфузионной технологии. Инвестиции в рамках проекта суммарно 2 761 млн.руб. В ходе реализации проекта, к 2020 году будет создано 990 высококвалифицированных рабочих мест. Средний уровень заработной платы на предприятии планируется не менее 27,8 тыс.рублей

В) Инфраструктурные инвестиционные проекты

  1. Портовая особая экономическая зона на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный». Первый пусковой комплекс портовой особой экономической зоны "Ульяновск-Восточный" будет запущен к концу 2014 года. В настоящее время начато строительство внешней инфраструктуры, резидент ПОЭЗ ООО «ААР Рус» приступил к строительству своего ангара. Выделение средств на создание ПОЭЗ в полном объеме - 7 млрд. руб., что позволит к 2020 году создать более 50 предприятий и 11 тысяч рабочих мест.

  2. Аэротрополис «Ульяновск-Восточный». Естественным продолжением развития аэропортового комплекса «Ульяновск-Восточный» и ПОЭЗ является «Аэротрополис» - современный город, концепция которого была недавно одобрена Президиумом Единого градостроительного совета Ульяновской области. Аэротрополис «Ульяновск-Восточный» с ПОЭЗ, расположены на территории, непосредственно прилегающей к международному аэропорту «Ульяновск-Восточный» и Промышленной зоне «Заволжье». Общая численность населения по расчётам составит 150 тыс. человек.

Г) Системообразующие проекты

  1. Центр российского транспортного авиастроения. С целью консолидации авиатранспортных компетенций в Ульяновской области в рамках МАКС-2013 подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Ульяновской области и открытым акционерным обществом «Объединённая авиастроительная корпорация» в целях создания Российского Центра российского транспортного авиастроения на базе ЗАО «Авиастар-СП».

  2. Организация Технопарка на базе ЗАО «Авиастар-СП». В рамках МАКС-2013 подписано соглашение между Правительством Ульяновской области, открытым акционерным обществом «Объединенная авиастроительная корпорация», закрытым акционерным обществом «Авиастар-СП», обществом с ограниченной ответственностью «Ульяновский авиационный кластер», федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет» о создании технологического парка авиационной направленности на базе ЗАО «Авиастар-СП».

Д) Конгрессно-выставочная деятельность

  1. Конференция «Ил-76: вчера, сегодня, завтра».

Более 200 делегатов из 24 регионов России, стран СНГ и Европы собрались в Ульяновске 24 мая 2013 года на конференции поставщиков «Ил-76: вчера, сегодня, завтра», чтобы обсудить настоящее и будущее крупнейшего проекта в истории отечественного авиастроения – производства самолетов Ил-76МД-90А. Площадкой для дискуссий стало ЗАО «Авиастар-СП», где участникам конференции - потенциальным и действующим кооперантам – представили востребованные заводом номенклатуры комплектующих и требования к их производству, а также презентовали проекты, реализуемые в регионе для привлечения поставщиков.

  1. Участие в МАКС-2013.

Делегация Ульяновской области приняла активное участие в работе Международного авиационного космического салона МАКС-2013. В рамках МАКС-2013 организациями и предприятиями Ульяновского авиационного кластера подписан ряд соглашений:

- Правительство Ульяновской области, ОАО «ОАК»: соглашение по созданию Российского Центра транспортного авиастроения;

- Правительство Ульяновской области, ОАО «ОАК»: соглашение по созданию технопарка на территории ЗАО «Авиастар-СП»;

- Правительство Ульяновской области, ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии»: соглашение о социально-экономическом сотрудничестве;

- Правительство Ульяновской области, ГП «Антонов»: соглашение о сотрудничестве;

- ЗАО «Авиастар-СП», ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК»: соглашение о сотрудничестве;

- ОАО «Спектр-Авиа», ЗАО «Гражданские самолёты Сухого»: соглашение по окраске самолетов SSJ до 2015;

- ЗАО «Промышленные технологии», французский холдинг THALES: соглашение по сборке генераторов переменного тока для программ Ан-148 и Ан-140 и Ка-226 в России. В дальнейшем обслуживание данных генераторов планируется разместить в Ульяновске на базе ПОЭЗ.



  1. Организация и проведение расширенного заседания Комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения

11 октября 2013 года в Ульяновске, под председательством помощника Президента РФ И.Е.Левитина, было организовано и проведено расширенное заседание Комиссии по вопросам развития авиации общего назначения, на котором обсуждались производство, сертификация и поддержание летной годности воздушных судов. В мероприятии также принял участие Полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич и Губернаторы регионов ПФО.

Ульяновская область внесла ряд предложений в проект резолюции по итогам заседания комиссии. Среди них – инициативы о включении Всероссийского форума малой авиации, который проводился в регионе в прошлом году, в федеральный календарь мероприятий, о внедрении в учебные программы авиационных вузов курсов переподготовки специалистов по вопросам проектирования и сертификации воздушных судов общего назначения, о субсидировании затрат производителей самолетов общего назначения на участие в профильных зарубежных выставках в составе объединенной российской экспозиции.



  1. Участие в телемосте AEROSPACEDAYS 2013

Большое значение руководством Ульяновского авиационного кластера оказывается развитию внешне эконмических связей с международными партнёрами. 16 и 17 октября предприятия Ульяновского авиационного кластера приняли активное участие в телемосте, проходившем в рамках AEROSPACEDAYS 2013 в Париже. В режиме видеосвязи состоялся диалог между Ульяновским авиационным кластером и европейскими предприятиями. Обсуждались вопросы производства воздушных судов и оборудования, вопросы организации кластерной структуры авиационных предприятий, а также обучения авиационных специалистов и специалистов в области управления закупками. В результате видео-конференции были налажены новые коммуникационные связи между европейскими компаниями и предприятиями Ульяновского авиационного кластера.
8.2. Ядерно-инновационный кластер

Ядерно-инновационный Кластер города Димитровграда Ульяновской области был создан в 2010 году как один из основных инструментов развития города Димитровграда и Ульяновской области в целом. Всего по состоянию на начало 2014 года в состав организаций-участников Кластера входят 26 организаций. Ведется активная работа по привлечению новых организаций обеспечивающих развитие Кластера.



В качестве основных, якорных проектов ЯИК необходимо выделить следующие:

1. Создание Федерального высокотехнологичного центра медицинской радиологии, реализация которого ведется в рамках концепции государственной программы «Создание федеральных центров медицинских радиологических технологий» во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина от 10.11.2005 г.

В течении 2013 года по данному проекту проводились общестроительные работы, объем их выполнения по корпусам Центра составляет от 40 до 90%. Кроме того, ведется проектирование инженерных сетей канализации, теплоснабжения, водоснабжения и электрических сетей. Всего на 2013 год освоено – 2 857,8 млн. рублей.

На 2014 год запланировано завершение общестроительных работ по основным корпусам центра и проведение внутренних и отделочных работ.

2. Строительство опытно-промышленного энергоблока с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем (СВБР-100). Проект реализуется ОАО «АКМЭ-инжиниринг» на условиях частно-государственного партнерства в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010–2015 годов и на перспективу до 2020 года».

17 июня 2013 года компания "АКМЭ-инжиниринг" в присутствии представителей Правительства Ульяновской области подписала договор с территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по Ульяновской области на 10-тилетнюю аренду земельного участка площадью 15 га, под строительство атомной станции.

В ОАО "ЦКБМ" успешно прошли испытания одного из узлов комплекса перегрузочного оборудования для реактора СВБР-100. По итогам 2013 года ОКБ Гидропресс закончены и представлены АКМЭ-Инжиниринг проектные материалы по реакторной установке.

Проведена работа по изучению выбранной территории с точки зрения топографических, экологических, климатических, метеорологических, инженерно-геологических и гидрогеологических условий. Получено положительное Заключение экологмической экспертизы что позволяет перейти к проведенимю веднмственной и государственной экспертизе проектной документации на строительство опытно-промышленного энергоблока.

3. Строительство исследовательской ядерной установки - Многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах МБИР. Проект реализуется в рамках ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года»

30 декабря 2013 года Госкорпорация «Росатом» объявила конкурс на право заключения договора на разработку, изготовление и поставку корпуса реактора и внутрикорпусных устройств (МБИР) начальная цена контракта определена в 1 млрд. 797 млн. Подведение итогов конкурса запланировано на 11 марта 2014 года. Согласно условиям конкурса, конструкторская документация должна быть разработана к 15 декабря 2014 года, а корпус реактора и внутрикорпусные устройства должны быть поставлены на площадку НИИАР до 15 октября 2016 года, монтаж и наладку планируется завершить до 18 июня 2018 года.

4. Создание производства препарата Молибден-99. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2009 N 2092-р (ред. от 21.12.2010) О направлении бюджетных ассигнований на мероприятия по реализации проектов, одобренных Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

С декабря 2010 года введена в эксплуатацию первая очередь проекта мощностью 300 Ки в неделю. Наработка радиоизотопов Мо – 99 производится на трех исследовательских реакторах института. В мае 2013 года произведены первые поставки МО-99 как на внутренний рынок, так и за рубеж (Индия, Аргентина, Южная Корея).

5. Строительство полифункционального радиохимического исследовательского комплекса (ПРК). Проект реализуется в рамках ФЦП «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года». На ПРК планируется провести полный цикл исследований переработки ОЯТ по двум базовым технологиям: пирохимической (ОАО «ГНЦ НИИАР») и гидрометаллургической (ОАО «ВНИИНМ» совместно с НПО «Радиевый институт»). Одной из задач ПРК является обеспечение возможности создания международного центра по обращению с ОЯТ быстрых реакторов, что означает необходимость выполнения международных требований по обеспечению качества выполнения работ и их безопасности.

В 2013 году ОАО «НИКИМТ-Атомстрой» одержало победу в открытом конкурсе на право заключения договора выполнения строительно-монтажных работ при строительстве полифункционального радиохимического исследовательского комплекса (ПРК) ОАО «ГНЦ НИИАР» в Димитровграде. Общая стоимость работ составит 1,652 млрд рублей.


Говоря о вопросах обеспечения жильём специалистов, работающих в организациях – участниках Кластера, Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд «РЖС») совместно с Правительством Ульяновской области проработаны вопросы вовлечения в оборот земельного участка, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории города Димитровграда, под комплексное освоение с целях жилищного строительства.

08 ноября 2013 года Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства провел аукцион на право заключения договора безвозмездного срочного пользования тремя земельными участками, входящими в состав единого лота, общей площадью 76 га, расположенными по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, Западное шоссе, для его комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса с обязательством застройщика по продаже такого жилья отдельным категориям граждан по фиксированной цене.

В соответствии с решениями конкурной комиссии 18 ноября 2013 года было утверждено Распоряжение Правительства РФ (№2128-р), которое утвердило распределение субсидий, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров. В рамках данного Распоряжения предусмотрено выделение субсидий бюджету Ульяновской области в 2013 году в сумме 34 328,8 тыс. рублей на реализацию мероприятий программы развития Ядерно-инновационного кластера города Димитровграда Ульяновской области.
9. Увеличение числа резидентов «Сколково». На данный момент резидентами «Сколково» являются следующие ульяновские компании:

- ООО "Нефтегазовые технологии МФТИ" занимается разработкой установок, которые очищают попутный газ от сероводорода и позволяют резко расширить возможности по дальнейшему использованию.

- OOO “Кавикорм инжиниринг» Комплексная безотходная энергоэффективная переработка побочных продуктов предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (спиртовые, пивоваренные, маслоэкстракционные, мукомольные, крупозаводы) в белково-витаминные минеральные кормовые добавки и концентраты для промышленного животноводства, свиноводства и птицеводства.

- ООО «СОЛАР НАНО КОМПОЗИТ» Компанией разработана технология синтеза наноструктурных композитных материалов.



Кроме того, в первом квартале 2014 г. принято решение о вхождение компании «Современные технологии» в состав резидентов «Сколково» с проектом «саморастворимый кава-фильтр».
Задачи на 2014 год

  • Активизация работы с фондом "Сколково", заключение соглашения о взаимодействии и реализация существенных мер в 2014 г.

  • Разработка и принятие базового регионального закона регламентирующего инновационную деятельность в регионе.

  • Создание инжинирингового центра в сфере работы с композитными материалами.





Бог видит все, соседи — еще больше.
ещё >>