2. Афанасьев Иван Иванович - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Об эффективности электронного документооборота и государственном... 1 109.13kb.
Повесть о том, как поссорился иван иванович с иваном никифоровичем... 4 548.1kb.
Общее растениеводство (Земледелие. Агротехника) Афанасьев, Р. 1 26.57kb.
1 Василий Иванович 3 Фёдор Иванович 1 41.6kb.
Абаев василий Иванович 59 8394.77kb.
Отчество Иван → Иванович 1 53.49kb.
Регионального и межмуниципального значения 1 14.97kb.
«История моей семьи как часть истории страны» 1 148.55kb.
Рекомендация 1 30.6kb.
61. Иван Иванович Молодой 1 168.31kb.
Корней Иванович Чуковский 1 слайд. Корней Иванович Чуковский 1 24.08kb.
Об артоболевском пешковой е. П 1 24.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

2. Афанасьев Иван Иванович - страница №1/1

2. Афанасьев Иван Иванович
Афанасьев Иван Иванович родился 7 (20) января 1901 года в деревне Устье Ораниенбаумского района Ленинградской области в семье крестьянина-рыбака.

Восьми лет пошел в сельскую школу в деревне Устье и в 1914 году окончил шесть классов. После школы начал работать на стекольном заводе «Калище» учеником токаря. В 1916 году пошел на работу на Франко-Русский завод в Петрограде, где работал токарем до 1918 года (до закрытия завода). В 1918 году перешел на работу в Петроградское пароходство матросом, а в зимнее время учился на профессиональных курсах водного транспорта (отделение морского техникума) в Петрограде. В 1921 году окончил курсы по специальности «штурман дальнего плавания».

С 1921 года – помощник капитана на судах «Красный Флот», «Рошаль», «Комсомолец», «Герцен», «Урсус» Ленинградского торгового порта.

С 1928 года – старший помощник капитана парохода «Герцен», а затем – теплохода «А. Жданов».

С 1931 года – капитан пароходов «Юман» и «Ладога».

С 1940 года по 1946 год – капитан теплохода «Старый Большевик». Будучи капитаном теплохода, участвовал в Великой Отечественной войне. 28 мая 1942 года во время следования с грузом боеприпасов, военной техникой, бензином и продовольствием из Рейкьявика (Исландия) на Мурманск в составе конвоя PQ-16 в большом караване (35 судов) под охраной английских военных судов. У острова Медвежий теплоход «Старый Большевик» подвергся нападению вражеских самолетов. Его экипаж отразил 47 атак вражеских самолетов, но одна из бомб попала в носовую часть судна, загруженную боеприпасами. Надводная часть правого борта была вырвана. Вся команда носовой пушки была убита, в трюме начался пожар. От командующего английской военной эскадрой флажковой сигнализацией было передано приказание «Оставить судно!». Для снятия команды подошли два английских эсминца. Но капитан Афанасьев И.И. принял решение потушить на судне пожар силами оставшейся команды. На приказание английского адмирала капитаном был дан ответ «Имею ход, судно управляется, принимаю меры к тушению пожара». Команда судна приступила к тушению пожара. Трюм был затоплен, часть горящего боезапаса была выброшена за борт, ход был замедлен. Весь караван и суда конвоя ушли вперед. Теплоход «Старый Большевик», окутанный клубами черного дыма, отстал от каравана и остался один.

Во время тушения пожара немецкие самолеты пытались произвести бомбежку и потопить судно. Но огнем из уцелевшего зенитного орудия один самолет был подбит и горящим пошел на снижение в море.

Через несколько часов пожар был потушен, судно набрало полный ход и на другой день догнало караван. Когда командир эскорта, опытный британский офицер, увидел, что теплоход «Старый большевик» догоняет конвой и спешит занять свое место в караване, он приказал поднять на эсминце сигнал «Сделано хорошо». Все корабли и транспорты повторили за ним этот сигнал, который на лишенном эмоций языке флагов означал глубочайшее восхищение действиями советских моряков. А командир эскорта передал: «Поздравляю! Так могли поступить только русские».

30 мая 1942 года в 19 часов в Кольский залив вошла часть конвоя в составе 18 союзных и 3 советских транспортов в сопровождении военных кораблей (трех эсминцев, двух подводных лодок, четырех корветов, двух тральщиков). Из состава конвоя PQ-16 в английской зоне немцами было потоплено 7 транспортов; один транспорт и один траулер возвратились в Исландию.

Транспорты конвоя PQ-16 доставили в СССР 321 танк, 124 самолета, 2507 автомобилей и другие нужные для фронта грузы.

В день прибытия «Старого Большевика» в Мурманск, старший командор Английского военного эскорта, сопровождавший транспорт, заявил Советскому морскому командованию: «Разрешите передать Вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа Вашего теплохода «Старый Большевик».

Героизм советских моряков вызвал восхищение и в Британском Адмиралтействе. В адрес морского командования страны поступила радиограмма: «От имени Королевского Военно-Морского флота Великобритании поздравляем Вас и Ваши суда по поводу прекрасной дисциплины, храбрости и решимости, проявленные во время непрерывного боя в течение шести дней… Поведение команды «Старый Большевик» было великолепным».

От старшего морского офицера Английского Адмиралтейства в адрес капитана Ивана Ивановича Афанасьева поступила радиограмма: «Капитану «Старого Большевика». Я поздравляю Вас по поводу Вашей хорошей работы, проведенной при чрезвычайно напряженных условиях».

Иван Иванович Афанасьев был представлен к высшей награде Англии – 12 января он был награжден орденом «Золотой Крест Виктории» и назначен почетным офицером Королевского Флота Великобритании.

В адрес Иван Ивановича Афанасьева поступила телеграмма: «Король Великобритании поздравляет Иван Ивановича Афанасьева капитана теплохода «Старый Большевик» морского флота СССР в связи с тем, что мы сочли Вас достойным именовать и назначить почетным офицером нашего высшего ордена Британской Империи».

Подвиг экипажа теплохода «Старый Большевик» был оценен Родиной. Теплоход награжден орденом Ленина. 28 июня 1942 года капитану теплохода Афанасьеву И.И., первому помощнику капитана М.П. Петровскому и рулевому Б.И. Аказенку присвоены звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 798). 43 человека из состава экипажа награждены орденами и медалями Союза ССР.

Советских моряков-героев чествовали в Соединенных Штатах Америки, куда их пригласили в сентябре 1942 года. Крупнейшие нью-йоркские газеты помещали на своих страницах портреты Героев Советского Союза, рассказывали о подвигах членов экипажа теплохода «Старый Большевик». В честь посланцев Советского Союза устраивались торжественные приемы, на которых И.И. Афанасьев выражал благодарность американскому народу от имени советских людей за предоставленную помощь в борьбе с общим врагом-фашизмом и обращался к Правительству Америки с просьбой ускорить открытие второго фронта.

С 1946 года Иван Иванович плавал капитаном теплохода «Маршал Говоров».

В 1950 году теплоход «Маршал Говоров» получил задание провести буксировку важного много-тоннажного объекта из Балтийского моря на Дальний Восток. Аналогичная буксировка, как правило, проводилась ранее в две навигации (из Балтики на Черное море и с Черного моря на Дальний Восток). Перед экипажем теплохода стала задача провести буксировку в одну навигацию. Тщательно продумав время выхода из Балтики, экипаж успешно и впервые в истории мореплавания за одну навигацию в невиданно короткий срок выполнил буксировку.

За свою трудовую деятельность Иван Иванович Афанасьев был также награжден двумя орденами Ленина (28.06.42; 29.03.52), орденами Красного Знамени (04.06.42), Трудового Красного Знамени (10.08.45), медалями «За победу над Японией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденом Британского Правительства 4 степени. Иван Иванович неоднократно избирался депутатом Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся.

В сентябре 1952 года, после посещения родных в деревне Устье, Иван Иванович Афанасьев направился в рейс в Китай. 8 октября при подходе к Таллинну капитан дизель-теплохода «Маршал Говоров», находясь на капитанском мостике, скончался. Так закончилась жизнь нашего земляка – прославленного капитана Иван Ивановича Афанасьева.

Иван Иванович похоронен в городе Ленинграде на Серафимовском кладбище.



Именем Афанасьева была названа школа-интернат N60 в городе Ленинграде. В Мурманске была установлена мемориальная доска в Доме моряка и его имя было присвоено Дому пионеров. В нашем городе его именем была названа улица. Через семь лет после смерти И.И. Афанасьева в Калининграде был построен и 31 декабря 1959 года вступил в строй дизель-электроход спасатель «Капитан Афанасьев», портом приписки которого был Мурманск. За годы своей службы «Капитан Афанасьев» проводит суда в Арктике, Баренцевом море у берегов Норвегии, пробивает путь другим кораблям на трансатлантических широтах, где раньше ходил теплоход «Старый Большевик» с капитаном Иваном Ивановичем Афанасьевым на капитанском мостике.

В 2003 году решением Собрания представителей Афанасьев Иван Иванович занесен в Книгу Славы города Сосновый Бор (посмертно), а в 2010 году на одном из домов по улице Афанасьева установлена мемориальная доска в память об Иване Ивановиче.




Походил на Сократа — лысиной и женой. Эмиль Кроткий
ещё >>